Учеба  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Династия учителей рода Сверкуновых – представителей забайкальского казачества

«Человек не должен гордиться, что у него много предков потому, что у каждого человека их одинаковое число Но человек может гордиться тем, что он их помнит и сохранил предание».

В нашей школе МОУ «СОШ №9» работает замечательный человек, который является ветераном педагогического труда - Сазонтова Людмила Александровна. В школе она работает уже 30 лет. Недавно мы встретились с её родственницей – Лузгиной Любовь Николаевной, от которой и узнали интересные стороны жизни нашего учителя. Оказывается, что Людмила Александровна не только принадлежит к роду Сверкуновых, который насчитывает 2-х вековую историю, но и является потомком представителей забайкальского казачества. Эти данные сподвигли нас к началу поиска более подробной информации о роде Сверкуновых. При поиске мы выяснили следующее, что в 20-е годы XX века было положено начало династии учителей рода Сверкуновых.

Мы хотели бы рассказать и познакомить вас с историей данного рода, с целью избежать появления новых «белых пятен» в многовековой истории Российского государства.

Из истории казачества

Казачество Оно создавало обширную и могучую Россию, защищало её в боях, охраняло её границы. Но что же это такое – казачество?. Есть казаки донские, кубанские – и на противоположном краю континента живут казаки забайкальские, амурские, уссурийские. Была великолепная казачья конница, но были и пластуны – пехотинцы, были казаки – моряки, были казаки – землепроходцы, преодолевавшие и освоившие и осваивавшие огромные пространства тайги и ледяных пустынь. Были удальцы – станичники, с молоком матери впитывавшие боевой дух и воинское искусство – но была и Запорожская Сечь, куда приходил любой желающий. Были служилые и городовые казаки, набиравшиеся царской администрацией из людей разного звания. А были и задунайцы, воевавшие против России. Однако все эти категории, несмотря ни на какие различия, признавали друг друга казаками. И все они составляли единое явление, имя которому Казачество

Начало истории русской Сибири связано с именем Ермака Тимофеевича. Четыре столетия назад его дружина перешла «Каменный пояс» Урала и разгромила агрессивное Сибирское ханство – один из последних осколков Золотой Орды. Произошло событие огромной исторической важности: последний монгольский царь Кучум был разбит, и этим была заложена основа Азиатской России. Поход Ермака в пределы Сибирского ханства положил начало освоению Сибири русскими. Аборигены Сибири приняли присягу перед лицом казаков — представителей русского царя в вечном подданстве России, содержащую в себе правовую основу о включении сибирских земель в состав Российского государства, территория которых по своим размерам намного превышала территорию коренной феодальной России. Была устранена изолированность народов Сибири и установлены тесные связи с русскими культурными центрами от Урала до Тихого океана.

Казаки оказали большое влияние в присоединении Сибири. С середины XVII века Сибирь составляла и до сих пор составляет большую часть России.

Казаки Забайкалья

Первыми на территории Забайкалья в 1638 – 1640 годах оказался Максим Перфильев с 36 казаками. Весной 1640 года по реке Витиму отряд служивых людей вышел на реку Цыпу, где собрал ясак¹ и получил сведения о даурах и реке Шилке. В 1643 году отряд казаков во главе с Василием Даниловичем Поярковым, а в 1649 году с Ерофеем Павловичем Хабаровым, проникли на реку Амур из Якутского острога, заложенного сотником Петром Ивановичем Бекетовым. В 1632 году они стали первыми очевидцами освоения Забайкальской земли. В 1654 году по приказу Петра Ивановича Бекетова казаки распахали и засеяли землю около Иргенского и Шилкинского острогов, чем положили начало земледелию в Забайкалье. По казачьим известиям об Амурской земле, даурах или дагурах, проживающих на стыке появившихся в дальнейшем границ России, Китая и Монголии, указанную территорию стали называть Даурией².

Коренное население Забайкалья (буряты, эвенки) ко времени прихода русских первопроходцев в Даурию не имело своих собственных постоянных городов или населенных пунктов, то есть вело кочевой образ жизни.

В 1655 году Даурия царским указом возводится в ранг Воеводства. Первым воеводой бал назначен Афанасий Пашков, до этого бывший Енисейским воеводой. Пашков прибыл на Шилку в 1658 году во главе отряда в 600 человек. Новый воевода заложил острог на новом месте - в устье реки Нерчин и назвал его Нерчинским (см. Приложение 1). К концу XVII столетия население Нерчинска составляло малое количество – более 500 человек, в основном это были служилые люди и их родственники. Основная масса служилых была представлена казаками и стрельцами, которые несли, во-первых – военную службу (покорение «инородцев» и охрана сибирских границ), во-вторых – занимались сбором ясака. Из служилых людей

¹Ясак (тюрк. ), в России XV – XVIIвв. – натуральный налог с народов Сибири и Севера, гл. обр. пушниной.

²Даурия – русское название Забайкалья и (до XVIIв. ) западного Приамурья.

комплектовались кадры приказчиков в остроги и зимовья, им поручались и дипломатические миссии. Казаки и стрельцы стояли на караулах у крепостных ворот и на башнях, у казенных амбаров, конвоировали ссыльных, сопровождали казенные грузы, выполняли полицейские службы.

Постоянное перемещение казаков на пограничные линии повлекло за собой их разделение на две категории: городовых и пограничных. Из пограничных казаков было создано в 1772- 1775гг. в Забайкалье Пограничное казачье войско на китайской границе (900 человек). К пограничному войску, кроме русских казаков, были приписаны также один тунгусский (500 человек) и 4 бурятских (2400 человек) казачьих полка, образованных в начале 1760-х гг.

Оставшееся городовое казачество было сконцентрировано в крупных административных центрах и в1822г. реформировано: вместо прежних многочисленных городовых команд были созданы 7 полков – Тобольский, Сибирский татарский, Томский, Енисейский, Иркутский, Якутский и Забайкальский. К началу XIX века городовые казаки потеряли военные функции и окончательно превратились в административно – полицейских служителей. Служба казаков вплоть до середины XIX века являлась пожизненной. Покинуть ее можно было только по болезни, увечью или совершенной старости. И только в середине XIX века казаки получили право выходить в отставку после 30 – 40 лет службы.

С конца XVIII века, когда южные соседи уже потеряли былую агрессивность, служба на границе стала более спокойной. Забайкальские казаки всю первую половину XIX века наслаждались мирной жизнью, ограничиваясь поимкой контрабандистов и беглых каторжников.

За свою службу служилые люди получали государственное довольствие, большинству из них полагалось три вида жалованья – деньги, хлеб и соль, а со второй половины XIX века еще и «ремонтные» (на ремонт экипировки). Величина жалованья была такой, что позволяла рядовому казаку прокормить лишь самого себя, а при жесткой экономии, еще одного человека. Однако казак за свой счет должен был снаряжаться на службу, на что казачьего жалованья было недостаточно. Низкое жалованье заставляло основную массу казаков искать дополнительные источники существования – обращаться к промыслам, земледелию и скотоводству. Часть сибирских служилых людей наделялась пахотными земельными участками.

Комплектование казачества шло преимущественно естественным путем – за счет казачьих детей. Но, исходя из необходимости увеличения числа казаков, правительство шло на массовое зачисление в казачество других категорий населения. Например, с 1730 по 1770гг. в состав забайкальского казачества стали входить так называемые выписные казаки из государственных крестьян. Вместо выполнения государственных повинностей они были обязаны нести воинскую службу по охране границы. 17 октября 1760 года императрицей Елизаветой Петровной был утвержден акт о создании инородческого казачьего полка. Охрана и защита пограничных рубежей Забайкалья стала великой заслугой местного населения перед русским царем. Начался процесс деления местного населения Забайкалья. Молодые, способные воины, принявшие православную веру, с семьями, хозяйской утварью, лошадьми и скотом отправлялись в район реки Онона, где шло формирование команды пограничных караулов, затем отправлялись на место службы. Именно с данных событий и начинается точка отсчета истории рода Сверкуновых принадлежащих к забайкальскому казачеству и положивших начало просветительской деятельности.

Страницы жизни рода Сверкуновых

Появление представителей рода Сверкуновых на забайкальской земле связано с расширением земледелия в этом крае. Фамилии Сверкуновых нет в перечне первых русских казаков – землепроходцев строивших и населявших Нерчинский острог в середине – конце XVII века. Лишь в XVIII столетии, когда потянулся оживленный тележно – санный путь в восточные пределы России, когда начала развиваться горнорудная промышленность Забайкалья, сюда потянулись крестьяне – землепашцы, освоившие плодородные долины рек Шилки, Унды, Онона. Одно из первых упоминаний о забайкальских Сверкуновых связано с преданием, которое передавалось среди потомков и архивными документами, свидетельствующими о причастности жителя села Пешкова на реке Шилке Сверкунова к находке в острогах Борщевочного хребта – месторождения самоцветных камней. Об этом в художественном стиле рассказывает популярная книга Георгия Александровича Юргенсона «Каменная радуга».

С развитием золотодобывающей промышленности в долине реки Унды, кто-то из рода шилкинских Сверкуновых переселяется на юг, через Борщевочный хребет на существовавшее здесь раннее ранее казацкое поселение. Множество караульных казацких поселков стоявших на берегах рек Унды и Онона, вдоль дороги, ведущей на Горзинские соляные промыслы, были основаны казаками – первопроходцами Нерчинского острога.

Казачий караул, расположенный в устье реки Кибиревой, впадающей в Унду, был основан казаками Кибиревым и Переводчиковым. Дома их потомков располагались по обеим сторонам дороги, образуя единственную улицу поселка. Сверкуновы уже поселились на правобережье реки Кибиревой между двумя холмами Старухой и Молодухой (Домашний угор). В преданиях рода Сверкуновых осталось имя предка, пришедшего сюда с Шилки. Два с лишним века обширная пашня, распаханная вблизи Борщевочного хребта, носила название – Данилов огород.

Сын Данилы одного из первых рода Сверкуновых построил большой дом -связь с соединяющими две отдельные половины большими теплыми сенями. Когда его ремонтировали в конце XX столетия, в окладе дома нашли медную пластинку с выгравированной датой «1825 год». Постепенно потомки Сверкуновых стали расселяться по Новотроицкой станице. При Михаиле «Силе» - внуке Данилы Сверкунова, был построен еще один дом, являющийся родовым гнездом рода Сверкуновых. Его постройка не сохранилась до наших дней.

В конце XVIII века в Новотроицкой станице появилась улица, носившая фамилию рода Сверкуновых, в 30-е годы XX века она была переименована в Советскую.

Еще одной интересной страницей в истории рода Сверкуновых являются прозвища некоторых из его представителей. Прямых сведений об их происхождении нет, но мы можем предположить следующее: внук Данилы Сверкунова ходил в одиночку, стремился все делать самостоятельно ни на кого не рассчитывая, тем самым, проявляя силу твердости своего характера, поэтому он и получил такое прозвище как «Сила». Александр Михайлович – внук Силы, дедушка Сазонтовой Людмилы Александровны в силу своего доброго характера, готового всем помогать получил прозвище «Добрейший».

Сверкуновы традиционно занимались земледелием, скотоводством, охотились на диких зверей, работали на приисках. Среди них бывали и умельцы, мастерившие домашнюю утварь.

По указу Александра II жители приграничных территорий Забайкалья были переведены в казацкое сословие. Стали и Сверкуновы казаками, и к их обыденным занятиям добавилось очень важная обязанность – защищать Отечество. Они, конечно, не занимали, в отличие от казаков – старожилов, важных постов в Забайкальском казачьем войске, но принимали участие в ходе военных кампаний на западе России, например: Матвей Сверкунов, который был георгиевским кавалером. По родословной Матвей приходится двоюродным братом Михаилу Сверкунову – прадеду нашей героини.

Большие семьи Сверкуновых разрастались, и новым поколениям довелось строить многочисленные пятистенки на правобережье Кибиревки, взамен старых дедовских зимовий. Находясь в казацком сословии, Сверкуновым пришлось оставить приработки на золотых приисках, т. к. среди казаков это занятие считалось неприличным. Поэтому семьи, и без того не богатые, беднели.

Непременным условием, которому представители рода всегда следовали – желание дать возможность детям, особенно мальчика учиться в церковно-приходской школе, существовавшей в центре Новотроицкой станицы – селе Новотроицке, где стояли их отчие дома. Скорее всего, хорошим примером служили старожильческие казачьи роды Кибиревых и Переводчиковых, которые отличались знанием грамоты, и породниться с ними считалось почетным.

Одним из первых Сверкуновых, нашедший свое поприще на просветительской нише, стал представитель Перфильевой ветви рода, воспитанной гергиевским кавалером бездетным Матвеем Сверкуновым – Владимир Перфильевич Сверкунов, который приходится двоюродным братом Александра Александровича Сверкунова - отца Сазонтовой Людмилы Александровны. В годы революции 1917-1921гг. он окончил учительскую семинарию на Казаковских промыслах. После участия в гражданской войне работал в школах Балейского района. В довоенные годы он окончил Иркутский Педагогический институт по специальности «история». Его дочь Юнона, закончив биофак Иркутского государственного университета, тоже работала в школах, иркутском педагогическом институте, защитила диссертацию. Невестка Владимира Перфильевича, дочь старшего сына – Бэла стала доктором биологических наук, долгие годы преподавала в читинском пединституте, вела научную работу. Невестка младшего сына – Сверкунова Анна Петровна окончила Балейское педучилище и работала учителем начальных классов, воспитателем детского сада «Подснежник» в городе Шелехове.

Среди ветвей балейских Сверкуновых особой тягой к просвещенности отмечается обширная ветвь Касьяновичей. Потомки кучера станичного правления Касьяна Ефимовича Сверкунова, несмотря на бедность, были любознательными и хорошо учились. Василий Касьянович Сверкунов – брат в четвертом поколении Александру Александровичу – отцу Людмилы Александровны – ветеран Великой Отечественной войны, доцент, долгие годы преподавал в иркутском сельхозинституте. Его брат также преподавал в этом институте.

Любовь к преподавательской деятельности, к школе, к маленьким детям передалась и ветви Сверкуновых. Отец нашей героини Александр Александрович 1914 года рождения первоначально работал на секретном предприятии 1084, затем стал заместителем директора по хозяйственной части в школе – интернате. Он имеет награды, медаль за доблестный труд в тылу в годы Великой Отечественной войны.

Из воспоминаний Владимира Перфильевича Сверкунова стало известно, что здание церковно-приходской школы, в которой он учился, не сохранилось. Церковь была разрушена в 30-х гг. XX века. Кирпич пошел на постройку Холбонской подстанции высоковольтной линии и на печи местных жителей. В 20-30-е годы школа располагалась в домах раскулаченных жителей Новотроицка, в окрестности бывшей станичной площади. С возникновением горнопромышленного предприятия добывающего в Балее¹ рудное золото, рядом со старинным Новотроицком, на месте захудалых старательских домишек вырос индустриальный городок, определивший судьбу этой территории почти на полвека вперед. Здесь же появилась средняя школа, которую после семилетки оканчивали и ученики из Новотроицка.

В конце 40-х на окраине Новотроицка заработало еще одно горнорудное предприятие, добывавшее концентрат редких элементов. Это предприятие оборонной промышленности СССР изменило облик старинной казачьей

¹Балей – город на реке Унде. Происхождение названия остается загадочным, хотя имеется рад толкований. Одни связывают его с именем Балея, жившего в этих местах, другие каким-то образом объясняют название как «светлое место» или «золотая горка».

Появились медицинские и учительские кадры из специалистов, посланных из Ленинграда и Москвы. В 1952 году была построена средняя школа №4 на самой вершине сопки Молодухи, которую и окончила наша героиня.

В 1978 году Людмила Александровна окончила Иркутский государственный педагогический институт. До института работала воспитателем детского сада и была ст. пионервожатой в школе №4 города Балей поселка Новотроицк. С 1978 года Людмила Александровна стала работать в нашей школе МОУ «СОШ №9» учителем географии. За 30 лет педагогического труда она выпустила 4 класса. За свой великий и добросовестный труд Людмила Александровна получила большое количество грамот от школы, ГРОО, областные грамоты, благодарственное письмо мэра г. Шелехова. Ее дочь Светлана 1975 года рождения тоже работает с детьми, только дошкольного возраста, логопедом детского сада №1.

История рода Сверкуновых берет свое начало во второй половине XVIII века. Предки Сазонтовой Людмилы Александровны пришли из-за хребта на Шилке и обосновались на месте современного города Балей Читинской области. В дореволюционное время на его месте были разбросаны приискательные станы и казачьи поселки, одним из которых являлся Новотроицк. В основании Новотроицкой станицы принимали участие Кибиревы, Кузнецовы, Переводчиковы и Сверкуновы.

Представители рода Сверкуновых очень разносторонние люди по своим занятиям. Среди них были и хлебопашцы, и охотники, и ремесленники, и служивые люди, служащие в казачьих полках, стоящие на защите своего государства, и просветители. Каждый из них внес свой определенный вклад в развитие Восточной Сибири. Любая деятельность даже одного человека – это не только история его жизни, но и часть истории Российского государства. Поэтому о таких замечательных людях как Сазонтова Людмила Александровна, которая является не только потомком забайкальского казачества, но и ветераном педагогического труда, необходимо рассказывать. Она для нас является настоящим примером целеустремленности, трудолюбия и профессионализма.

Челобитная нерчинского сына боярского

Логина Шишкина с описанием его служб. 18 января 1706 г. (отрывок)

Державнейший царь государь милостивейший, служу я тебе, государь, в Нерчинску всякие твои государевы службы лет с пятдесят. И послан был я из Енисейска для проведыванья Иргень озера и великую реку Шилку с начальным человеком с пятидесятником Алексеем Оленем. И, проведав Иргень озеро и великую реку Шилку, он, Алексей, послал меня в Енисейск с отписками. И, едучи, на Тунгуске реке воеводу Афонасья Пашкова с воинскими людьми встретил и он, Афонасей, те отписки у меня принял и взяв меня с собою в вожатых. И вел я ево, воеводу, с воинскими людьми до Иргеню озера и Шилки реки по Селенге и по Хилку рекам до Иргеня озера и до великой реки Шилки. И приехавши на Иргень озеро и сыскав место, поставил острог Иргенский и на великой реке Шилке и на усть реки Нерчи поставил Нерчинский острог и Теленбинский. И я с ним, воеводою, у того строения острогу был и работал. И воевода Афонасей Пашков послал меня из Иргенского острогу для ясашного збору. С ясашных людей твой государев ясак збирал и в тех новопостроенных острошках и в государев ясак с новоприисканых иноземцов с розных родов собрал, а иные роды не платили и чинились не послушны и я с стольником и воеводою с Еремеем Пашковым на тех ослушников, которые вашему государеву указу непослушны учинились и ясаку не платили, ходили на них и поход и с ними бились, не щадя голов своих и на том бою меня ранили в голову. И на том бою взяли мы аманатов и те ясашные люди и доныне ясак платят. И поело того послан был я в Китайское государство с Николаем Спафарием за вашею государевою казною, да я ж послан был к новым выходцом на Таинцу реку ставить ясашные зимовья и я на той Интанце реке зимовье поставил и с ясашных людей аманатов взял трех человек и ясак с них собрал и будучи на тех службах всякую нужду терпел.

Российский государственный архив древних актов. Фонд 214, опись 5, дело 975.

Сверкуновские тяжеловесы

«близился вечер, и косые лучи солнца освещали утес. В одном месте Сверкунову показалось, будто блестит что-то. Он подбежал поближе – и увидел саженях в трех от земли в скале как бы солнечное сияние. Одному было не добраться до гнезда в пегматите. Пришлось звать мужиков

Сверкунов, наконец, очнулся от нахлынувшей радости и завопил: «Братцы, господь-то смилостивился, тяжеловесы тут, ей-богу. Да большущие». Тут он попробовал пошевелить кристаллы, и они легко подались Трудный день оканчивался легкой радостью победы. Сверкунов с помощью артельщиков спустился на землю, держа под мышкой второй кристалл топаза.

После открытий Сверкунова в 1839 году место при вершине Правой Пешковой стало именоваться «Дорогой утес». Так и стоит оно памятником неистребимой любви русского мужика к самоцвету, памятником глубокого его понимания и трепетного отношения к нему».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)