Учеба  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Современный учитель - какой он?

Диалоги Теоретиков и Практиков.

XXI век. Исследовательская лаборатория: множество книг на стеллажах, мигающие мониторы компьютеров, группа Теоретиков проводит «мозговой штурм» социально- аналитического проекта. Их внезапно прерывает появление Практиков.

- Добрый день, наши вечные оппоненты! Не побеседовать ли нам, господа Теоретики, о том, какой он, современный учитель?

-Что ж, мы охотно обменяемся своими суждениями с вами. Может, попробуете дать толкование этого лаконичного, звучного, запоминающегося слова – «учитель»!

- Что в нём такого необыкновенного? В любом толковом словаре сказано, что учитель – это человек, занимающийся воспитанием детей и юношества.

- Но как много у него синонимов: учитель-преподаватель - педагог- наставник- ментор! И за каждым - страница истории человечества.

- Уважаемые Теоретики, вы хотите обратиться к прошлому, чтобы лучше разобраться в настоящем и будущем?

- Вы правы, дорогие оппоненты. Ответьте: почему возникла профессия учителя? Была ли она востребована обществом?

- Обратимся к эпохе первобытно – общинного строя. Когда-то давно, когда разделения труда не существовало, учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени/общины. Требовалось обучать молодое поколение, давать новые знания. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие тот или иной навык/знание. И лишь в 18 — 19 веках, преподавание как официально признанная профессия стало массовым явлением в Европе и во всём мире. И таким остаётся и в 21-м веке.

- Что ж, Ваша проницательность делает Вам честь: учитель- это человек, открывающий своим ученикам дорогу в мир познания. Как это здорово! Так было и будет всегда, пока вертится наша планета Земля.

Страницы прошлого ещё раз убеждают, что слово « учитель», оставаясь современным, в каждую эпоху наполнялось новым смыслом.

- Вы имеете в виду слово «ментор», точнее, что понималось под ним в разные эпохи?

- Вы недалеки от истины. Помните, Ментором звали сына Алкима, друга Одиссея, который, отправляясь в поход против Трои, поручил ему заботиться о своём доме. Ментор воспитывал Телемаха и давал отпор женихам Пенелопы.

Новым содержанием это слово наполнилось в XVIII веке благодаря философско- утопическому роману французского писателя Фенелона «Приключения Телемаха», стихотворное переложение которого сделал Василий Кириллович Тредиаковский («Телемахида»): в переносном значении ментором стали называть советчика, руководителя, наставника юношества. Как здорово у А. С. Пушкина в «Арапе Петра Великого»: «Пожалуйста, будьте моим ментором»!

С XIX века слово «ментор» большей частью употребляется в ироническом смысле. Например, Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» говорит о своём домашнем учителе: «Наш ментор, помните, колпак его, халат. / Перст указательный, все признаки ученья».

- А без иронии никак нельзя было обойтись?

- Как видите, нет.

Экскурс в прошлое также показал, что от древности до наших дней учитель – это советчик, руководитель, наставник, воспитатель. И это можно сказать о современном учителе, который не должен быть ментором.

- Вообще, Россия всегда славилась замечательными учителями.

Кирилл и Мефодий, солунские братья, просветители славян, создатели славянской азбуки. Они почитаются в славянском православии как «учители словенские». Учитель- просветитель - это ли не современно?

- А наставники великого Пушкина из Царскосельского лицея, создавшие уникальные условия для формирования неординарных личностей в отдельно взятом учебном заведении! Не отсюда ли стремление нынешних педагогов сформировать свою систему работы с одарёнными детьми, чтобы не пропустить будущих Ломоносовых, Толстых, Менделеевых?

- Новое время диктует свои требования, определяет свои перспективы.

Современный учитель, не зависимо от преподаваемой дисциплины и аудитории, эффективно коммуникабелен, отлично знает свой предмет.

- Не забудьте о терпении, доброте, умении слушать и слышать своих учеников, их родителей, коллег.

- Но изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю, заставляют снова и снова искать ответы на вопрос: «Какой он, современный учитель?» Разве можно дать на него однозначный ответ?

- Современный учитель - это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования; находящийся в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?»; соединяющий в себе любовь к делу и к ученикам, умеющий не только учить детей, но и сам способный учиться у своих учеников в решении текущих и перспективных задач нашего общества.

- Мы согласны: современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

-Заметим, что отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.

- Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник безграничного творчества и самореализции.

- Не забудьте, современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

-И всё- таки, Исследователи, вашим суждениям не хватает фактической аргументации.

-Вы говорите об изучении общественного мнения?

-Не зря же вы называете нас проницательными Практиками!

- Мы готовы познакомить вас с результатами проведённого нами социологического опроса. Прочтите вопросы анкеты и ответы наших респондентов.

Проницательные Практики с интересом читают анкету вслух.

Анкета «Какой он - современный учитель?»

1. Какими качествами должен обладать современный учитель?

2. Как вы считаете, профессия педагога является востребованной в наши дни? И почему?

3. Пользуется ли профессия школьного учителя уважением?

4. Учителя в целом живут лучше или хуже, чем большинство россиян?

5. Некоторые люди считают, что учителя помимо преподавания своего предмета, должны формировать у школьников взгляды на жизнь. Как вам кажется, сегодня российские учителя оказывают, или не оказывают влияние на взгляды школьников? И если не оказывают, то почему?

6. В связи с ростом числа мультимедийных средств, электронных словарей и справочников, популярностью экспресс - репетиторов, пропадает ли необходимость в учителях?

- А вот и результаты. Смотрите приложения, страницы 1-3.

- Это, конечно интересно, но

-Господа, не завершить ли нам разговор о современном учителе?

- Вот тут, дорогие Теоретики, вы не правы. Профессия учителя всегда будет востребована в любом обществе: можно ли поставить точку в диалоге о том, какой он, современный учитель?.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)