Учеба  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Научное общество учащихся «Поиск»

«Одной из наиболее массовых и популярных сегодня форм дополнительной работы с учащимися является привлечение их к, так называемой, учебно-исследовательской деятельности. Это довольно ёмкоё понятие, включающее в себя такие элементы, как специализация, дополнительное образование, профориентационные вопросы. Зарождение этой формы работы относится к 60-тым годам теперь уже прошлого века, хотя, конечно отдельные её стихийные элементы присутствовали всегда. На сегодняшний день в нашей стране много регионов, где органами образования и научной общественностью уделяется большое внимание этой работе».

В Омской области научно-исследовательскую деятельность более 40 лет ведет областное Научное общество учащихся «Поиск», которое возглавляет Р. Ю. Симанчёв. Разумеется, будучи общественной организацией, НОУ «Поиск» работает в теснейшем контакте с органами образования и молодёжной политики всех уровней, с вузами, с учреждениями дополнительного образования, научно-исследовательскими организациями нашего региона. Многие из них являются первичными подразделениями НОУ «Поиск», объединяя в своих аудиториях и на опытных площадках более 2000 индивидуальных членов.

Вот о деятельности одного из подразделений НОУ «Поиск», которое организованно на территории Любинского района и успешно процветает в ЛСОШ №1, мы и попытались рассказать в своей работе.

Как всё начиналось

В 1993 году учащиеся 7 «а» класса ЛСШ №2 Дмитрий Казачков и Вячеслав Гудин, увлекаясь историческими знаниями, занимались на историко-краеведческом кружке и изучали события Великой Отечественной Войны. Они узнали, что во время ВОВ на станции Любинская был военный городок, в котором готовили лётчиков-бомбардиров. Заинтересовавшись этим, учащиеся вместе со своим руководителем – Букреевым Валентином Павловичем восстановили место расположения военного гарнизона, на котором ими были обнаружены части от самолётов. Они решили подарить их в музей Омского Дворца творчества. Полученные материалы там встретили с восторгом и пригласили ребят поучаствовать в областном НОУ, о котором в то время в Любинском районе никто не знал. Учащиеся одержали победу на конференции и были приглашены к дальнейшему сотрудничеству с областным НОУ. С этого началась история Любинского научного движения.

По воспоминаниям первых участников и их руководителя первое впечатление от конференции было потрясающим. Только было непонятно, почему раньше в районе, который расположен вблизи областного центра, никто не знал о существовании НОУ в г. Омске.

Посёлок у нас небольшой, и разговоры о том, что учащиеся ЛСШ №2 успешно выступили на областной конференции и получили путёвки в лагерь «Юный Ломоносовец» сразу облетели его.

В нашей ЛСШ №1 ребята также подхватили эту эстафету и уже в 1996 году одержали несколько побед на областных научно-практических конференциях под руководством наших учителей – Буториной Розалии Ровгатовны и Букреевой Людмилы Николаевны. В этом же году в школе было создано научное общество «Радуга».

Итак, НОУ нашей школы «Радуга» возникло сразу вслед за тем, как информацию о существовании этой областной организации привезли в район. В нашей школе сразу нашлись сподвижники этого движения, ставшие научными руководителями: Буторина Р. Р. , Букреева Л. Н. Чуть позднее Пашукова И. А. , Герасименко Т. А. и другие.

Букреева Л. Н. возглавила штаб НОУ в Районном центре и нашей школе. Одновременно был создан Совет НОУ ЛСШ№1, в который входило всего 4 человека: Аристархова Н. В. – директор школы; Букреева Л. Н. – учитель физики; Буторина Р. Р. – учитель биологии и Пашукова И. А. – учитель русского языка и литературы. Из воспоминаний того времени, принадлежащих педагогам, следует, что многие просто не представляли себе форму этой деятельности с учащимися. Пугала и удаленность от областного центра, от городских библиотек и ВУЗов. Но как показало время, сомнения оказались напрасными. Ученики нашей школы живо и с интересом откликнулись и увлеклись этим новым делом. Вот, что пишет одна из первых участниц Областной Научно-практической конференции Букреева Юлия в районной газете «МАЯК».

«Провели немало опытов»

«25 апреля проходила научная конференция в Медицинской академии наук на секции «Нормальной физиологии человека и животных», где выступали учащиеся нашей школы О. Черемисина, О. Буторина, Ю. Букреева с работой «Влияние алкоголя и никотина на ферментативную активность желудка желудочного сока». За свою работу ребята получили первое место»

В результате возросшего потребления спиртных напитков и сигарет, большого экономического и морального ущерба от пьянства и табакокурения возникла необходимость борьбы с этими пороками. Именно этими словами начали мы защиту своей научной работы.

Нам пришлось выполнить ряд экспериментов, чтобы выявить, как влияют никотин и алкоголь на ферментативную деятельность желудочного сока. Для своих опытов мы брали белки животного происхождения – говяжье, куриное мясо, белок куриного яйца и молоко.

После этого нам необходимо было выяснить, насколько снижается активность ферментов под действием различных факторов, в том числе никотина и алкоголя.

Защита рефератов приближалась, и мы очень сильно волновались. И когда при подведении итогов мы услышали свои фамилии – не поверили»

Приехав в родную школу с победой, учителя и учащиеся не остановились на достигнутом и на следующий учебный год от нашей школы на областной слёт было предоставлено учащимися 8 работ. Учащиеся привезли 4 диплома Лауреата, приглашения для занятий в летнюю школу «Ломоносовец» и на международную конференцию «Медицина и здоровье», которая проходила в городе Омске в 1997 году. За успешное выступление на ней ребята получили почётную грамоту. Вот, что по этому поводу пишет бывший участник этой конференции Булгаков Виталий в районной газете «МАЯК»:

«Шум и дети»

«В последнее время загрязнение окружающей среды начинает приобретать угрожающие масштабы. Загрязняют среду и шумы. Подавляющее большинство искусственных звуков и практически все звуки являются шумами.

Именно это проблеме была посвящена наша научная работа «Влияние шумовых факторов на организм человека», написанная учащимися Юлией Букреевой, Олесей Буториной, Виталием Булгаковым и Александром Шарухой, представлена на научной конференции в Медицинской Академии, где заняла почетное второе место и на экологическом фестивале «Белая береза - 97» в 1997 году. Жюри высоко оценило результаты работы, и ребят пригласили на международную конференцию в секции «Экология и медицина».

Мы определяли влияние шума на учащихся начального, среднего и старшего звена.

Нами было выявлено, что у учащихся 1-3 классов восстановление чувствительности к звуку происходит значительно быстрее, чем у старшеклассников.

Мы благодарны своим научным руководителям И. Е. Матусову – профессору Омской медицинской академии; С. А. Хамову – оторинолорингологу районной больницы и нашим учителям Л. Н. Букреевой, Р. Р. Буториной за, то что они привили нам любовь к занятиям, стремление найти правильное научное решение этой проблемы». [3]

Шли годы, Научное движение нашей школы росло и процветало. Ежегодные победы на районных и областных конференциях, участия в Летних и Зимних школах НОУ резко повысили престиж этой деятельности в нашей школе и районе. Появились новые фамилии победителей областных туров, губернаторских стипендиатов. Двое учащихся школы – Букреева Юлия со сборником своих стихов (рук. Пашукова И. А. ) и Новикова Юлия с работой по краеведению (рук. Савченко Н. Я. ) были приглашены на Всероссийскую научную конференцию.

Наши учащиеся, кроме НОУ «Поиск», открыли для себя новый областной конкурс – «Белая берёза», на котором, кроме всего прочего, успешно принимали участие в конкурсе научных работ.

Вот, что пишет о конкурсе «Белая берёза» в газете «Маяк» Т. Французская:

«Программа фестиваля была очень разнообразной и увлекательной. Любинским экологам довелось участвовать во всех конкурсах, и они занимали призовые места. В рамках фестиваля проходили научно-практические конференции, фотоконкурсы, конкурсы экскурсоводов, литературного творчества, театральных коллективов. Неделя пролетела очень быстро, и в итоге всех конкурсов ребята привезли домой два первых, два вторых и два третьих места. В заключение, я бы хотела поблагодарить учительницу биологии Р. Р. Буторину, за то, что она подготовила к конкурсу учеников ЛСШ №1».

Кроме того, учащиеся нашей школы стали ежегодно принимать участие в областном конкурсе «Красота спасёт мир». Вот, что об этом пишет бывший спецкор районной газеты «Маяк» - Букреева Юля:

«Много ребят и учителей было задействовано в различных направлениях конкурса:

Театральное (руководитель - Пашукова И. А. , участники – О. Ермошина, М. Проничева, Р. Снитко, В. Мик, В. Жук и Е. Герман)

Фитодизайн (руководитель - Хоботова С. В. , участники – Н. Завьялова, Е. Антонцева, Ю. Боева)

«Уникум» - участница Н. Кваст

Я участвовала в литературном конкурсе, раздел «Поэзия» со стихами собственного сочинения». [5]

Также они стали участвовать в конкурсе «Летопись сибирских деревень».

Очень увлекательно и интересно проходили встречи с ветеранами НОУ нашей школы: бывшими выпускниками и их учителями-наставниками. В ходе этих встреч мы выясняли, что все они после успешного окончания ЛСШ №1 поступили и уже закончили ВУЗы, некоторые из них: Макарьев Евгений, Буторина Олеся продолжают обучение в аспирантуре. По их мнению, участие, в своё время, в научно-исследовательском движении школы им здорово помогло при обучении в ВУЗах, и, несомненно, повлияло на их дальнейшую научную судьбу.

Из воспоминаний Булгакова Виталия: «Когда я учился в школе милиции, то был удивлён тому, что многие курсанты из разных регионов России понятия не имели о том, как написать курсовую работу, как провести исследование темы, несмотря на то, что окончили школу с отличными оценками, и мне приходилось им часто помогать. Иногда я на этом даже зарабатывал. Вот уже несколько лет я работаю криминалистом в Любинском РОВД, т. е. вся моя работа связана с исследованиями. И я считаю, что любовь к этому делу была заложена именно в школе, с помощью научно-исследовательской деятельности.

А вот это нам рассказала при встрече Букреева - Калинчук Юлия: «Мне очень нравилось заниматься в школе исследовательской деятельностью, мои работы были по биологии, географии, филологии. Четыре раза я была в Летней и Зимней Академиях НОУ. Всё это сильно повлияло на мою дальнейшую судьбу: я поступила в Технический Университет на гуманитарное отделение. Ежегодно участвовала в конкурсе научных работ в ВУЗе, занимая призовые места. А моя дипломная работа была признана одной из лучших на факультете.

То есть, я хочу сказать, что в школе, занимаясь в научном движении, я получила много того, чему не учат ВУЗы, поэтому мне было легко учиться в дальнейшем. И я, обращаясь к молодым НОУшатам, хочу сказать, что благодарите судьбу, за то, что в нашей школе есть такие учителя, которые могут вас этому научить».

При встрече с Лактионовым Валерием – первым в нашем районе Губернаторским стипендиатом, мы выяснили, что много труда ему пришлось вложить в то, чтобы стать победителем. Занятия научно-исследовательской деятельностью очень помогли ему в жизни в становлении на путь предпринимательства. И он благодарен судьбе, за то, что она его свела с такими научными руководителями, как Букреева Л. Н. и Хоботова С. В.

На встрече присутствовали ещё многие бывшие НОУшники: Усачёва Анастасия, Дейлова Анна, Габов Алексей, Герман Евгений, Турков Владимир, Черемисина Ольга, Пашукова Виктория, Сухорукова Анна и другие. Можно отметить, что все они без проблем поступили в ВУЗы, многие уже их окончили и успешно трудятся.

Встреча школьникам очень понравилась, и, наверное, многие учащиеся нашей школы изменили свой взгляд на занятия научно-исследовательской и поисковой деятельностью. О чём свидетельствует количество научных работ, написанных в этом учебном году.

А вот и отзывы и впечатления, оставшиеся у ребят от этой встречи:

1. «Была на встрече. Бывшие НОУшата рассказали нам о том, какой школа была раньше и о своей жизни в ней».

2. « На первой встрече мне очень и очень понравилось, я с нетерпением ожидаю последующих»;

3. «На встрече мне понравилось то, что ветераны НОУ «Радуга» поделились своим опытом написания научных работ и рассказали, как удачно провести исследования»;

4. «Особенно поразил тот факт, что ребята не только учились на «хорошо» и «отлично», но и были первыми везде: участвовали в различных конкурсах, мероприятиях и всегда одерживали победу, были активными в жизни школы и класса»;

5. «Узнав о том, как научная деятельность повлияла на дальнейшую судьбу ребят, я тоже вступила в школьную организацию и решила писать научные работы».

Первые НОУшата нашей школы: их победы и награды

Букреева Юлия.

Начала заниматься научной деятельностью с 7 класса. Была лауреатом областной конференции по биологии, истории и литературе. Участвовала в конкурсах научных работ «Красота спасёт мир» и «Белая берёза», а также принимала участие в международной конференции по биологии, на экологическом фестивале. Её стихи вошли в сборник стихов по экологии. В 2000 году окончила школу с серебряной медалью. В техническом университете все годы занималась научной деятельностью. Заняла I место на конкурсе научных работ по философии. Её дипломная работа признана одной из лучших.

Буторина Олеся.

Начала заниматься научной деятельностью с 7 класса. Была неоднократно победителем научных работ по биологии и экологии; участвовала в международной конференции по экологии. Ежегодно занимала призовые места в экологическом фестивале «Белая берёза», «Красота спасёт мир». Окончила Аграрный университет. В данный момент учится в аспирантуре.

Булгаков Виталий.

Начал заниматься научной деятельностью с 9 класса. Участвовал в Международной конференции по биологии. Во время учёбы в Высшей школе милиции, занимался научной деятельностью. Теперь работает в Любинском РОВД.

Шаруха Александр.

Научная деятельность его всегда привлекала. Участвовал в Международной конференции по экологии. Окончив школу с серебряной медалью, без проблем поступил в Педагогический Университет по профилю физика-информатика.

Лактионов Валерий.

«Спасибо Букреевой Людмиле Николаевне, которая открыла для меня этот мир науки. Только благодаря ей, я стал глубоко заниматься наукой, поддерживать связь с Медицинской академией. На областной конференции я получил звание Лауреата и стипендию областной администрации.

Первые наставники-учителя

Буторина Розалия Ровгатовна.

Занимается научной деятельностью с 1996 года. Её работы посвящены изучению биологии и экологии. Участвовала в Международной конференции, конкурсах «Белая берёза» и «Красота спасёт мир». Сейчас работает в Аграрном Университете.

Букреева Людмила Николаевна.

Учитель физики ЛСШ №1. Имеет высшую категорию. Её учащиеся ежегодно становятся лауреатами областных НОУ, победителями районных, зональных и областных олимпиад, двое учащихся награждены стипендией администрации Омской области. Людмила Николаевна награждена значком «Отличник просвещения». Была участником Всероссийской научно-практической конференции в г. Барнауле

Пашукова Ирина Анатольевна.

Учитель русского языка и литературы ЛСШ №1. Научной деятельностью занимается с 1997 года. Её учащиеся ежегодно становятся лауреатами областных НОУ, победителями районных, зональных и областных олимпиад. Награждена грамотами: Областной – за научные работы и министерской – за учебную работу.

Современное НОУ «Радуга»

Опыт последних лет заставляет обратить внимание педагогической общественности на вопросы работы с детьми, проявляющими склонность к учёбе, учебно-исследовательской деятельности, на тех, кто в недалёком будущем составит интеллектуальную элиту нашего общества.

Сегодня современных школьников уже не устраивает роль пассивных слушателей, они ждут от учителей новые формы работы, где могла бы проявиться их самостоятельность и творческая активность.

Поэтому задача современной школы заключается не только в том, чтобы выявить способных учащихся, сколько в том, что бы создать для них такие условия, в которых они могли бы их реализовать.

Для достижения этой цели в школе продумана целостная программа работы с педагогическими и ученическими коллективами.

Одной из задач данной программы является вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и поисковую деятельность.

Вот уже 10 лет в нашей школе работает НОУ «Радуга», куда приглашаются все желающие.

Главный пропуск в эту организацию – это желание ребёнка найти ответы на интересующие его вопросы.

У школьного объединения имеются:

ДЕВИЗ: «ЖИВУ, НЕДОУМЕВАЯ, ВСЁ ВРЕМЯ ХОЧУ ПОНЯТЬ»

В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

Возраст вступления в НОУ – любой.

Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

• выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т. д. );

• получить необходимую консультацию у своего руководителя;

• иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;

• получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;

• выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своём учебном заведении;

• представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе;

• опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся

Герб разделён на четыре сектора, и каждый сектор что-то обозначает:

1. мы черпаем наши знания из книг

2. мы всегда идём к своей цели, как бы высока она не была

3. мы пожинаем плоды своих знаний

4. мы всегда продумываем наши действия.

Сл. : Букреева Ю. В. Муз. : мотив «Голубой вагон».

1. Мы о НОУ даже не мечтали встарь,

А когда узнали, то зажглись,

И теперь работу написать – мечта,

Мы всей школой этим занялись.

Припев.

Многие школьники к знаниям тянутся

Движет их всех теперь сильный интерес.

Те, кто участвовал, с НОУ не расстанутся,

На конференциях каждый год прогресс.

2. Сотнями работ уже прославились

В физике, истории, эко,

Но на НОУ – вы поймите правильно

Выступать успешно не легко.

Припев.

Многие школьники к знаниям тянутся

Движет их всех теперь сильный интерес.

Те, кто участвовал, с НОУ не расстанутся,

На конференциях каждый год прогресс.

3. И в активе школы первой любинской

Множество заслуженных побед

Мы на НОУ для учёных будущих

Зажигаем путеводный свет.

Припев.

Многие школьники к знаниям тянутся

Движет их всех теперь сильный интерес.

Те, кто участвовал, с НОУ не расстанутся,

На конференциях каждый год прогресс.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

1. Включение в научно-исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с их научными интересами.

2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующих областях знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работе.

4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

5. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

6. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.

7. Редактирование и издание ученических научных сборников.

УЧЁНЫЙ СОВЕТ:

Возглавляет организацию учёный Совет, председателем которого является по-прежнему Букреева Л. Н.

В него входят: директор школы – Ганенкова Л. Р. , зам. директора по науке – Савина С. Н. , учителя-наставники – Пашукова И. А, Савченко Н. Я. , Гильц О. И. , Вечканова О. Б. , , Фролова Н. А. , психолог школы – Ивашкина Ю. С. , и другие, учащиеся – Короленко А. , Зайцева М. , Каретина Д. , Артёменко Л. , Артёменко А. , Хомутова Н. , Кольб Е, Савин В. , и другие, которые не первый год занимаются исследовательской деятельностью. Вся деятельность распределена по нескольким направлениям:

1. Филологическое;

2. Литературно-художественное;

3. Историко-краеведческое;

4. Физико-математическое;

5. Естественнонаучное;

6. Информационное;

7. Психолого-педагогическое и другие.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науке.

2. Выявление наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

4. Самосовершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения профориентации.

Увлечённая исследовательская работа первых учащихся вызвала большой интерес у учеников остальных школы. Если в момент создания организация насчитывала не более 20 членов, то сегодня это число возросло почти в 10 раз.

Суть, конечно, заключается не только в количественном росте учащихся, вступивших в организацию, а, прежде всего, в результатах и интересе, который всё больше проявляют наши дети к исследовательской деятельности.

По результатам анкетирования учащихся (см. приложение 1) был создан банк данных детей, проявляющих интерес к различным наукам, сюда же помещается их деятельность и результаты роста. Таким образом, отслеживается развитие учащихся в школе и даже после неё.

В последнее время очень активно исследовательской деятельностью стали заниматься учащиеся начальных классов. И это правильно, так как природная любознательность детей в большей степени проявляется именно на этом этапе развития ребёнка. Поэтому очень важно зародить в ученике интерес к познанию через исследования, чтобы он не ограничивался узнаванием нового, а пытался проникнуть в суть явления, при помощи наблюдений и эксперимента. Для этого учёный Совет проделал большую подготовительную и просветительскую работу с учителями начального звена. Всё это дало, и будет ещё давать успешные результаты.

Кроме того, в летний период на базе летней оздоровительной площадки организуется группа учащихся для проведения экспериментов на пришкольном участке. Результаты своих наблюдений они в дальнейшем используют в своих научно-исследовательских работах.

Итак, можно отметить, что деятельность нашей организации имеет положительную динамику.

Мы являемся ежегодными победителями районной научно-практической конференции и уверенными лидерами в Области. Достаточно привести тот факт, что неоднократно учащиеся ЛСШ №1 выставляли на Областную конференцию больше работ, чем все школы района вместе взятые. А по результатам Областных конференций уверенно лидируем на вторых и третьих местах среди районов Омской Области.

В информационном бюллетени, изданным Администрацией Области в 2004 году к Областной августовской конференции наша школа была названа одной из лучших в области в вопросах организации и результативности научно-исследовательской деятельности. В 2004 году наши учащиеся получили 12 дипломов «Лауреат», большинство работ прошло в категорию «А». Темы многих работ очень актуальны и тщательно проработаны.

Неоднократно наши учащиеся награждались стипендией администрации Омской области, были участниками и победителями российских и международных конференций.

За последние годы значительно расширился круг направлений, в которых наши учащиеся принимают участие: если в начале создания их было всего 3, то теперь их 10. Только за последние 3 года учащиеся вмести с педагогами-наставниками разработали свыше 88 тем.

Очень много тем посвящено изучению Любинского района и посёлка Любинский – это работы, посвященные изучению экономического уровня предприятий, судьбы Российской православной церкви, социальной структуры нашего общества, обрядам, которые используют наши жители и т. д. Например, «Рабочий посёлок Любинский глазами его жителей», «Любинский на связи», «Любинский РЭС, как составная часть энергосистемы России», «Наш земляк Иван Семёнович Коровкин – собиратель народных сказок», «Спорт – больше чем жизнь», «Свадебная обрядность по материалам Любинского района», «Переплетение судеб жителей нашего района», «Изучение обрядов немецкого населения в Любинском районе» и многие другие работы.

Многие ребята очень любят заниматься исследованиями и ежегодно принимают участия в научно-практических конференциях. Так, например, теперь уже недавние выпускники нашей школы, а ныне студенты ВУЗов Ускова Анна, Камнева Оксана и Мастихина Марина написали и защитили 4 научных работы, 3 из которых удостоены звание «Лауреат». Турков Дмитрий и Герман Евгений разработали 3 темы, за 2 из которых получили звание «Лауреат». Тоже можно сказать и о нынешних учащихся школы: Каретина Дарья, Короленко Ася, Зайцева Мария начали заниматься исследовательской деятельностью с 8 класса, и уже заработали 2 областных диплома «Лауреат». Не первый год активно участвуют в научном движении Савин Вадим, Кольб Евгений, Трусенко Татьяна, Бабенко Анастасия, Закутина Алла, Пазечко Марина и другие.

Кроме того, хочется отметить, что в исследовательское движение в последние годы втягиваются не только ученики, которые хорошо учатся, но и ребята с разным уровнем развития. И главная задача наставников заключается в том, чтобы выявить интерес такого учащегося, его творческую одарённость, создать ему такие условия, в которых бы он смог раскрыться. И не редко такие ребята становятся победителями школьных, районных, и даже областных научных конференций.

Выводы многих работ учащихся находят практическое применение в нашей школе: широко внедряется система профилактических мероприятий, направленных на сохранение правильной осанки, зрения и здорового питания ребят.

Таким образом, хочется подчеркнуть, что в нашей школе сложились уже определённые традиции участия в НОУ, выросли целые поколения учащихся, которые принимали активное участие в исследовательской деятельности. Не удивительно, что эти учащиеся после успешного поступления в ВУЗы продолжают заниматься там научной деятельностью.

Заметно расширился в последние годы и круг педагогов-исследователей, выросло их мастерство.

А это создает в нашем образовательном учреждении атмосферу творческого полёта. Ведь только творческий учитель способен увидеть, распознать и поддержать ребёнка, дать ему шанс поверить в себя.

Огромное значение Совет придаёт выпуску своего ежемесячного печатного издания «Утренние НОУвести», которую выпускают учащиеся 9«а» класса Артёменко Лена и Саша, Казанцева Юля и зам. редактора газеты – Хомутова Наташа. Эту школьную газету любят и читают все учащиеся, учителя нашей школы, и даже родители учеников. Вот отзывы ребят о ней:

6. «Всегда читаю, в ней много интересного о нашей школе, о ребятах и их талантах»;

7. «Я с интересом жду и читаю нашу школьную газету. Она прикольная»;

8. «Очень полезная рубрика в газете о том, как написать научную работу, провести исследования и сделать выводы»;

9. «Большое спасибо ребятам, которые её выпускают, и её главному редактору»;

10. «Нравится всё, хотелось бы, чтобы она чаще выходила».

Статистика последних лет о деятельности НОУ «Радуга»

В Любинском районе за последние годы проделана большая работа по организации к плодотворной деятельности районного научного общества “Радуга”, целью которого является развитие творческой одарённости и творческого потенциала личности учащихся.

Итак, из данных таблиц следует, что за последние 4 года, следуя примеру нашей школы, в районе значительно увеличилось количество учащихся и школ, вовлечённых в эту деятельность: так, например, если в 2002г в Областной тур прошли 31 работа из Любинского района, то в 2005 – 74, звание “Лауреат” в 2002г завоевали 6 учащихся, а в 2005г – 16 учащихся.

Хочется отметить стабильные положительные результаты учащихся и учителей ЛСШ №1, ЛСШ №3, Красноярских средних школ. Темы, которые выбирают учащиеся вместе со своими наставниками-учителями, всегда актуальны, интересны и тщательно продуманы. Учителя этих школ делают всё для того, чтобы поддержать творческий настрой своих учащихся, вывести их на дорогу поиска в науке, а в жизни помочь раскрыть свои способности.

Многие годы успешно занимаются исследовательской деятельностью с учащимися такие педагоги, как Ременникова Г. М. , Боганова Л. И. , Полегешко Г. М. , Букреев В. П. , Пашукова И. А. , Савченко Н. Я. , Головчанская С. Н. , Букреева Л. Н. и многие другие.

Перечень научных направлений работ Областной конференции – 2005 год.

№ Средняя общеобр. школа 2005 год

1 Замелетёновская История

2 Красноярская Экономика, филология

3 Любино – Малоросская История, математика

4 ЛСШ №1 Физика, история, география, филология, информатика, иностр. язык

История, филология

Математика, информатика, история, география, психология, филология

5 ЛСШ №2 История

6 ЛСШ №3 История, биология

Филология

7 Новоархангеловская Химия, валеология

8 С-Любинская

9 Тавричанская

10 Камышловская

Из таблицы следует, что за последние годы значительно расширился спектр научных направлений выполняемых работ: если в 2002 году их было в районе всего 4, то в 2005 – уже 9.

С другой стороны, несмотря на упорную просветительную деятельность, выступление по данному вопросу перед директорами, завучами, перед руководителями РМО и председателями летних оздоровительных лагерей, во многих школах района эта деятельность по-прежнему не проводится, и даже нет никаких попыток по её организации в Алексеевской, Мокшинской, Новокиевской, Пролетарской, Большаковской школах.

Подводя итоги данной главы можно сделать вывод о том, что, за последние годы научное движение в Любинском районе устойчиво развивается. Лидером в данном вопросе является ЛСШ №1, учащиеся которой ежегодно представляют на научно-практическую областную конференцию творческие, тщательно продуманные научные работы.

Кроме того, мы в своей работе попытались также сравнить результаты научного движения Любинского района с результатами соседних районов Омской области.

Если сравнивать Любинский район с соседними районами Омским, Саргатским, Москаленским Тюкалинским, Марьяновским, Называевским. То можно сделать вывод, о том, что количество заявленных работ в целом по Любинскому району выше, чем в остальных шести районах, как и работ в категории «А».

Наиболее представительными среди сельских школ на:

2002 год стала Саргатская школа (из 15 заявленных работ в качестве докладчиков (категории А) было 10 (66,67%)), Нововаршавская гимназия (9-8 (88,89%)).

2003 год стал Кормиловский лицей (13-9 (69,23%)), Знаменская СОШ (14-9 (64,29%)).

2004 год стала Любинская №1(22-15(68,18%)), Кормиловская школа (19-12 (63,16%)), Харламовская школа (19-10(52,63%)).

2005 год стала Любинская СОШ №3 (19-11(57,89%)), Любинская СОШ №1 (30-15 (50,00%)), Черлакская СОШ№2 (22-10(45,45%))

Из поступивших в:

2002 году, 195 работ в категорию А вошли 99 работ (50,25 % от общего от заявленного количества работ),

2003 году, 200 заявленных работ – 118 работ категории А (59,00%)

2004 году, 240 заявленных работ – 153 работы категории А (63,75)

2005 году, 350 заявленных работ – 166 работ категории «А» (47,43%)

Если сравнивать по количеству заявленных работ на конференции от 2002-2005 гг. , то можно заметить, что прирост в среднем составляет 34 работы в год, а в категории «А» – 17 работ.

В результате проделанной работы, мы познакомились с историей возникновения и развития научного движения в нашей школе и в районе в целом. Проанализировав печатные издания в районной газете «Маяк» и мнение бывших участников НОУ, мы пришли к выводу о том, что научное движение сегодня – это объективная реальность, без которой не может быть той школы и современных учеников. Потому что современная жизнь требует новых интересных творческих подходов.

Мы поняли, что особенностью научно-исследовательской деятельности нашей школы является то, что она содействует не только интеллектуальному и творческому развитию, но и духовно-творческому развитию, экологическому воспитанию, посредством исследования богатейшего культурно-исторического наследства посёлка, района, области, страны, жизни и деятельности людей, умом и руками, которых создаётся духовная и материальная культура. Ценность исследовательских работ состоит ещё в том, что учащиеся не только осознают актуальность и значимость этих работ, но и предполагают пути их развития.

Все они это ещё один шаг в развитии научной мысли, познающей окружающий ми.

Проводя встречи с бывшими НОУшатами нашей школы, мы поняли то, что дело это нужное и интересное (в будущем оно нам очень пригодится). Мы получаем исследовательские и организаторские знания, учимся оформлять и защищать свои работы.

Рассмотрев деятельность нашего НОУ «Радуга» и сравнив результаты Работы нашего НОУ с другими школьными работами, мы пришли к выводу, что именно в нашей школе накоплен самый большой опыт в этом виде деятельности, а если сравнить свои результаты с областными, то мы – в числе лучших. И хочется надеяться, что и в будущем будет именно так. И что наш девиз, сказанный когда-то великим Альбертом Эйнштейном «Живу, недоумевая, всё время хочу понять», всегда и везде будет будоражить умы учащихся нашей школы!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)