Учеба  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Как привить интерес к чтению да ещё способствовать полёту творческой мысли ребёнка?

Я, как маленькая звёздочка на небесном своде, отражаю свет, идущий от Учителя моего, и дарю его людям во имя добра и мира на земле.

Каждому ли учителю удаётся услышать голос сердца своих учеников? Каждый ли учитель осознаёт, что воспитание строится по Закону Неповторимости, так как детство не даётся повторно, чтобы можно было начать с нуля, избрать другую идею образования в противовес той, которая не оправдала наши надежды.

Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения?

Цель данной творческой статьи – познакомить учителей и родителей с творческой мастерской, которая соответствует возрастным и индивидуальным способностям, жизненному опыту и уровню мышления каждого ребёнка, развивает его литературно - творческий потенциал, включает его в литературный опыт, интегрирует его знания по различным учебным предметам. В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Мастерская, при всём своём разнообразии, имеет некий общий алгоритм процесса:

1. Индукция (начало, мотивирующее творческую деятельность каждого). Это аппеляция к ассоциативному и образному мышлению: задания вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для учеников, в чём – то загадочно личностное.

2. Второй этап – работа с материалом: с текстом, со звуками, моделями, схемами и т. д. Это – «реконструкция», превращение материала в «хаос», смещение явлений, слов, событий, тот первобытный хаос, из которого когда – то появились свет и тьма. Затем последует «реконструкция» - создание своего мира, текста, рисунка, закона, возможно, «изобретение велосипеда».

3. Следующий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных – этап социализации.

4. Кульминацией творческого процесса является – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, информационный запрос. У каждого свой. Нужны словари, энциклопедии, литература. Тот учебно – познавательный материал в традиционном преподавании ученик запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, учителя, родителя.

5. Обязательный последний этап – рефлексия- самоанализ. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это плохо», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, ощущения

А результат? Мой опыт подтверждает: только положительный. Это – желание прочесть всё литературное произведение ещё раз и до конца, это непосредственное участие в споре, предположении, дискуссии (отсюда, как следствие, развитие речи и преодоление комплекса общения). Это и полёт творческой фантазии в составлении текстов литературных композиций учащихся, «домысливание» за автора концовки текста.

Каждая мастерская несёт в себе свой секрет, свою тайну познания и творчества. И тайна раскрывается только в том случае, если весь процесс пережит вместе с мастером, если сам участник, хотя бы на короткий срок, стал мастером, исследователем, творцом. Тогда процесс обучения становится оригинальным, рождается радость открытий, восторг собственного творчества и ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Это принцип радуги, многоцветия, где каждый цвет одинаково важен и не может быть заменён другим. А истина, как белый цвет, даётся лишь сложением всех цветов, ибо она есть целое.

Полёт фантазии в творчестве

Мастерская «Осень»

1 этап. Индукция.

На доске записывается слово «Осень». Детям предлагается выстроить ассоциативный ряд слов.

Диана Д. : волшебница, счастье, печаль, разлука, красота, осенний мир, природа, листья, шелест листьев и т. д.

2 этап. Работа с материалом. Социализация.

Предлагается составить предложения, объединить их общей мыслью в рассказ.

3 этап. Социализация.

Работа проводится сначала индивидуально, затем в группах. Возможен коллективный рассказ.

4 этап. Кульминация.

Работа с источником информации, текстом, учебником, литературным произведением. Подтверждение собственных мыслей, иногда их противоположности.

5 этап. Рефлексия.

День шуршащего шага

Этот день необязательно отмечать как знаменательное событие: как день рождения или день смеха, может быть, и юбилей родной школы. Этот день не имеет определенного числа, и даже определённого месяца не имеет. Он приходит к тебе внезапно в саду или в парке. Ступишь на жухлые листья, и «День шуршащего шага» напомнит о себе их тихим ломким шёпотом. Прощальным, потому что сухие листья уходят в небытие, уступают место вот - вот ворвущимся снежинкам. И тогда все мы вместе отметим «День скрипучего шага». День хрустящего под ногами сухого сверкающего снежка. И будем радоваться зиме, и ждать Нового года. Потом вспомним о том неопределённом дне, когда жухлые листья под ногами прошелестели нам грустные стихи об осени.

Волшебница – осень

Ты пришла, моя осень!

Как долго мы ждали

Чудный миг, только счастья –

Не надо печали

Я сегодня проснулась,

А солнышко ярко светило –

Так прекрасно мне было!

Говорят, осень – символ разлуки, потерь.

Вижу, вдаль журавли далеко полетели

Может быть, и вернутся,

Но всё же

Не верю! Осень, ты так прекрасна!

Не надо потери!

Целый мир красотой ты своей наделяешь,

Жёлто – красные нити повсюду вплетаешь,

Разукрасила мир ты своей красою,

Я навеки с тобою, и природа со мною!

Грустная сказка

Ранней весной родился листочек. Он был такой нежный и красивый, что даже солнышко завидовало ему и дарило тёплые лучи. Каждое утро листочек осматривал мир вокруг себя и находил его меняющимся. То птичка прилетит и сядет рядом с ним, то новые листочки появятся на свет.

Однажды ранним утром листочек заметил рядом с собой маленькую зелёненькую вишенку. Она была настолько изящна по своей форме, мила и стройна, что листик полюбил её всем своим маленьким сердечком. Каждое утро он просыпался в надежде увидеть свою любимую. А вишенка становилась всё красивее: её головка покрывалась яркой сочной мякотью, казалось, что солнце отражалось в блеске её кожицы. Теперь яркая шатенка находилась рядом с листиком. Любовь становилась всё сильнее и сильнее, и это придавало ему сил.

Приближалась осень. Листик по – прежнему трепетно ждал утро, чтобы увидеть любимую. Рассвело. Листочек взглянул на заветную веточку и не нашёл вишенку. Он искал её повсюду, но тщетно. Вишенка исчезла. Листик затосковал по любимой. С каждым днём он становился бледнее и безрадостнее, казалось, и солнышко тоскует вместе с ним, всё холоднее становились его лучи. Каждый новый день приносил листику мучения.

Однажды ветер сорвал его с родного дерева, и листик отправился странствовать по свету в поисках любимой.

По данной структуре построены мастерские «Весна», «Лето», «Зима», интегрирующие знания детей из области литературы, искусства, познания окружающего мира.

Краса – весна

Весна – такое время, что хочется любить,

Дарить всем людям счастье,

Не зря свой век прожить.

Да, это время года – чудесная пора!

Так ярко светит солнце,

И песни поют птички,

Так славно в мире этом,

Взгляните – красота!

А главное весною,

Прекрасным майским утром,

Все люди ещё спали,

Когда так тихо было,

Я родилась на свет!

Люблю я это время,

Люблю весенний воздух,

И на душе прекрасно

Так хочется мне жить!

Загадки

1. Всё мрачней лицом природа:

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь. )

2. Опустел наш бедный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь. )

3. Поле чёрно – белым стало:

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь. )

4. Ветер с веток их срывает

И повсюду рассыпает:

Жёлтые, резные, узоры расписные. (Листья. )

«Русалочка» Х. К. Андерсена – одна из любимых сказок не только детей, но и взрослых. Благодаря нетрадиционной форме построения урока, мастерской, я смогла донести до сознания детей трагичность и безысходность положения русалочки среди людей. Мои ученики, все без исключения, хотели помочь бедной русалочке вернуть любимого, вновь поверить людям. В итоге появилась новая версия окончания сказки.

В тот миг, когда Русалочка бросилась в воду, её кто – то подхватил. Это были её морские друзья – дельфины. Они плыли к принцу, чтобы рассказать, кто его настоящая спасительница. Когда принц узнал правду и увидел полуживую Русалочку, он понял, что любит только её и готов отдать жизнь во имя любимой. Чары морской ведьмы развеялись, и Русалочка ожила

Так появилось пятистишие:

1. Любовь.

2. Сильная, красивая.

3. Связывает людей, радует, обогащает.

4. Ради любви люди готовы на всё!

5. Жить без любви – просто мука.

Произведения А. И. Куприна «Белый пудель» и «Барбос и Жулька» не оставили равнодушными детей. У них появились свои версии кульминации произведения. С помощью цвета и формы дети смогли передать и охарактеризовать ощущения, чувства по отношению к главным героям.

« В начале текста Барбос- существо, наводящее ужас на окружающих. Я бы передала чувства и ощущения своего восприятия этого героя в виде треугольника красного цвета. Но в конце произведения из грозного пса он превращается в ласкового любящего друга. Я бы охарактеризовала его кругом голубого цвета, так как круг – символ жизни, а голубой цвет – цвет надежды.

Произведение В. Г. Короленко «Дети подземелья» оказало большое воздействие на детей. Они дружно переживали за главных героев. Характеристика главных героев была единодушна. А отношение «в цвете» выразилось таким образом:

Маруся - серый круг, надежда на жизнь, красное сердечко - она верила в лучшее, любила людей и ушла от них с любовью.

Один из любимых детьми приёмов знакомства с текстом – «чтение с остановками». Остановка на самом интересном месте с предположением: «Что же будет дальше?» не оставит равнодушным никого. Каждый «захочет» высказать свою версию события, точку зрения на происходящее. Каждому захочется узнать о событии поскорее, убедиться в своей правоте. Не всегда авторская версия совпадает с предположением детей. Так рождается произведение со счастливым концом.

Они (Козетта и незнакомец) шли очень долго, но Козетта не уставала, она была счастлива: с ней был настоящий друг. Она чувствовала его тепло и заботу. «Вот мы и пришли»,- сказал незнакомец. «Это ваш дом?» - восхищённо спросила девочка. Перед ней стоял красивый дом с белоснежными колоннами и большими светлыми окнами.

«Козетта,- позвал незнакомец,- мне нужно сказать тебе что – то важное. Я – брат твоей матери, твой дядя. Я буду заботиться о тебе». Козетта от удивления широко раскрыла свои голубые глаза, не веря, что она кому – то нужна.

Для развития образного мышления я использую составление «Абракадабр» (такое название придумали дети). Получаются интересные произведения.

Хрюсечки и бусечки

Лямзики и бусяки посюсюкались и пожухались в рясю. Вазли, вазли кусюлю, сюсяку посюл и пожулю и врязлись. Лямзики похрюмились:

- А вазюка ли, бусяки, рясю? Не вазюка ли, дю?

Бусяки набусякали:

- Не вазюка, не вазюка, лямзики рясю! Будя хрюсечки и бусечки!

И пожухались в рясю.

- Ва! – набусякали лямзики.

- Оу! – налямзили бусяки.

Хрюсечки и бусечки кусюлю вазли и сюсяку посюлюкали.

Во, лямзики! Во, бусяки!

Перевод: Клад.

Пошли в рощу девочки и мальчики клад искать. Шли, шли, долго шли и устали. Девочки нахмурились:

- А есть ли клад в роще? Не обманули ли нас?

Мальчики сказали:

- Не обманули! Будет вам клад!

И пошли все дальше. Вдруг девочки закричали, как мальчики:

- Вот это да!

Мальчики завизжали, как девочки:

- Здорово!

Девочки и мальчики взяли клад и пошли обратно. Молодцы, девочки! Молодцы, мальчики!

Мастерская «Вредные привычки» помогла Диане Д. перефразировать текст учебника по валеологии своими словами, и появилось новое произведение:

Вредные привычки

Жил да был Роман – очень классный мальчуган!

Вёл здоровый образ он, спортом занимался.

А рядом, по соседству, жила девчонка Катя.

Она не просто девочка, ещё и чудо – сказка:

И маме помогает, за всем она следит.

Дружили они с детства, всегда ходили вместе

И были неразлучными друзьями на всю жизнь!

А рядышком, напротив, жила девчонка Оля,

Курила сигареты по целой пачке в день!

Дружила она с мальчиком, и был он ровней ей.

А звали того парня – Вовой, любил он нюхать клей.

Прошли года, и что же случилося с друзьями?

Роман стал здоровенным, спортивным и военным,

Катя стала доктором и лечит всех людей.

А Оля заболела, ей стало очень плохо,

Она лежит в больнице, ей делают уколы.

Курить, ребята, вредно! Недаром Министерство

На пачке сигарет для вас писало лозунг:

«Опасно для здоровья!» Запомните, друзья!

А что же мальчик Вова?

Он стал токсикоманом, и очень плохо Вове:

Жалеет обо всём! Он хочет быть здоровым,

Но это невозможно.

Следите за здоровьем и будете здоровы!

Работа мастерской основывается на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как «родина и вместилище красоты и смысла», данный нам в наследство духовной деятельности наших предков. Поэтому язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета. Самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я» или «делай лучше меня». Закон же мастерской: «Делай по – своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам». В заключение хочется привести слова мудрого Галилео Галилея:

«Нельзя чему - то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)