Общество  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Формирование толерантности, как качества личности, у учащихся начальных классов

«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями».

Пифагор

«Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым».

Античный афоризм

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» - писал Б. Шоу. Научиться жить, как люди Что мы под этим подразумеваем? Жить в мире и согласии. А это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в обществе. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Проявлять терпимость – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Российский ребенок, жизнедеятельность которого, с первых месяцев и лет, протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, её толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по нашему мнению, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем. Российская гуманистическая культура, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован как в государственных масштабах, так и в педагогическом процессе.

Современный мир жесток. Необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

Серьезные рассуждения об этом содержатся в работе А. Г. Асмолова «Мы обречены на толерантность» в которой принятая Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе», названа им первой отечественной «гуманитарной пятилеткой».

В нашей школе исторически сложились предпосылки формирования толерантности как качества личности, т. к. наше село возникло на рубеже XVII и XVIII веков, как смешенное многонациональное поселение, в котором и сейчас проживают представители около 12 национальностей (русские, украинцы, белорусы, казахи, татары, мордвины, чеченцы, грузины, армяне, молдаване, немцы, казаки). В селе уживаются и представитель разных религиозных конвенций: христиане, мусульмане, старообрядцы. Село Яровое расположено в очень живописном месте, на берегу озера «Яровое», которое является «Меккой для рыбаков» нашего края. И наши дети с детства привыкли не только пользоваться дарами озера, но и беречь и охранять его от экологических катастроф.

Работа идёт по основным видам толерантности:

  • политическая толерантность;
  • межэтническая толерантность;
  • межконфессиональная толерантность;
  • межличностная толерантность;
  • социокультурная толерантность;
  • язык как проявление толерантности.

Навыки толерантного поведения формируются у детей в процессе проведения и организации целевых внешкольных мероприятий. Это благотворительные акции: учителя и школьники оказывают посильную помощь вынужденным мигрантам, заботятся об одиноких стариках, берут шефство над малышами. Все эти дела оставляют след в душах детей и в тоже время заставляют многих из них задуматься над истоками поразившей наше общество нетерпимости, принесшей несчастье огромному количеству людей.

Мы с интересом ознакомились с программой С. В. Бобинова

«Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста».

Большие возможности для воспитания у учеников культуры толерантности содержит внеклассная и учебная деятельность. В системе внеклассной работы воспитание толерантности реализуется при помощи следующих форм:

1. Проведение «Недели толерантности».

2. Участие в общешкольных мероприятиях;

3. Общешкольный праздник «16 ноября – Всемирный день толерантности».

4. Беседы, классные часы.

5. Чтение и обсуждение книг, фильмов, мультфильмов.

6. Знакомство с произведениями прикладного искусства разных народов.

7. Посещение музеев, театров, выставок.

В школе разработан и реализуется план работы по формированию толерантности, как качества личности.

Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного образовательного процесса в школе и семье:

- между потребностями общества и государства в формировании толерантных личностей и недостаточной реальной практикой конструирования педагогического процесса как средства развития толерантности у младших школьников;

- между потенциальными воспитательными возможностями начальной школы и семьи в преодолении интолерантного поведения и недостаточной теоретической и практической разработанностью технологий её формирования;

- между темпами совершенствования новых востребованных технологий и готовностью школы, семьи к внедрению их в свою деятельность.

С учетом указанных противоречий и методологических подходов обозначена проблема исследования, каковы педагогические условия формирования толерантности у учащихся младшего школьного возраста?

Возрастно-психологические особенности младших школьников

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете - стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Анатомо-физиологические особенности возраста

Рост и вес

В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост

6-ти летних детей составляет лишь 1. 22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1. 52 м.

Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти.

Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2. 7кг в год. За период от 6 до 12 лет вес тела удваивается, увеличивается примерно от 18 до 36 кг.

Мозг и нервная система

В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Кости

Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лицевых, а также длинных костей рук и ног.

Однако, в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых. Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый.

Мышцы и жировая ткань

До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.

Несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так, как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерны для детей с незрелой, недостаточно развитой мышечной тканью. По мере того, как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движении, физической активности.

Особенности учебной деятельности

Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая).

Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как усвоение этих знаний.

Учебная деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет - это человек. В случае обсуждения учебная деятельность младшего школьника - ребенок. Учась способам письма, счета, чтения и т. д. , ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.

Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений.

“Не умел-умею”, “Не мог- могу”, “Был- стал”,-ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовольствие от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.

С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться.

Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.

Если с приходом в школу сразу поставить ребенка в условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относится к школе и к ученью, а возможно, “уйдет в болезни”. На практике оба эти варианта являются типичными: число детей, готовых к ученью, и число детей, для которых обучение в заданных условиях оказывается непосильным, достаточно велико.

Попытки приспособить детей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия элементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают. Такое “обучение” привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, не развивает произвольных видов управления действиями.

В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не символически, ”понарошку”.

Дети должны научиться различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет ребенок это сделать или не хочет. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка. Неправильно указывать ребенку на то, что он уже стал большим и заниматься игрушками “как маленький” теперь уже должно быть стыдно.

Игра - не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов.

Обычно ребенок постепенно начинает понимать значение игры в условиях его нового места в системе социальных отношений людей, при этом неизменно и страстно любить играть.

На что направлена познавательная деятельность

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Какая сфера развивается преимущественно (интеллектуально-познавательная; личностная; мотивационно - потребностная).

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выгодский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Развитие познавательных процессов

Развитие мышления

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксперементирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем на свете: какой глубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров земной шар? Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем?” “как?” “почему?”. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот вопрос сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие.

Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т. д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

Развитие внимания

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-ми-летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

Развитие воображения

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности.

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побеждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроках предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое.

Сочиняя всевозможные истории, рифмуя “стихи”, придумывая сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Ребенок, если у него достаточно развиты речь и воображение, если он получает удовольствие от рефлексии на значения и смысл слов, словесных комплексов и образы воображения может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей.

В воображении ребенок создает опасные, страшные ситуации. Главное - преодоление, обретение друга, выход к свету, например, радость. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания воображаемых ситуаций, управление сюжетом, прерывание образов и возвращение к ним тренируют воображение ребенка как произвольную творческую деятельность.

Кроме того, воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект.

Ребенок, испытывал трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. Так, когда нет отца и это приносит невыразимую боль, в воображении можно приобрести самого замечательного, самого необыкновенного, великодушного, сильного, мужественного отца.

Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается на нормативы реального социального пространства. Пережив в своем воображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить для себя мотивацию будущих поступков.

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности.

Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на резерв личностных качеств.

Проблема общих интеллектуальных способностей в школьном возрасте имеет два аспекта: возрастной и индивидуальный.

Интеллект

Применительно к детским способностям необходимым для изучения индивидуальных различий «фоном» являются возрастные особенности.

При изучении проблем возрастных особенностей наиболее широко развернулись исследования, посвящённые умственным особенностям младших школьников. На первый план выдвинулся вопрос об ускорении умственного развития, о неосновательности сложившихся в прошлом представлений о возрастных возможностях детей

Юмор и эмоциональное развитие

Полагают, что шутка - инструмент разрядки в состоянии тревоги или в случаях других жизненных неурядиц. Считается, что дети, прибегая к юмору, дают выход своему разочарованию, ослабляют отрицательные эмоции и избавляются от страха. Посредством юмора они преобразуют болезненное в приятное; превращают неосуществимые желания обладающих властью взрослых (которым они постоянно завидуют) в нечто нелепое и смешное; обнажая собственные претензии, облегчают неудачи и пародируют свое противостояние всяческим огорчениям.

Замечено, что дети, которые всегда разыгрывают из себя клоунов, берут на себя слишком большую ответственность, поскольку другие, восхищаясь их “умным” юмором, ждут и не по годам взрослого поведения. Они используют юмор как средство для того, чтобы справиться с этим грузом.

Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми

В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.

Очень важной для ребенка младшего школьного возраста является педагог( его роль). Вот что говорит об улыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И. М. Юсупов в книге “Психология взаимопонимания”: “В педагогическом общении улыбка является непременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении своих действий молчаливой улыбкой старших. Не только в процессе обучения, но в условиях неофициального общения потребность детей младшего школьного и подросткового возраста в стимулировании улыбкой велика. Поэтому скупость педагога на этот мимический элемент невербального общения увеличивает и без того большую возрастную дистанцию между ними”.

Различные формы обращения взрослых с ребенком и характер тех оценок, которые они ему дают, своим результатом имеют развитие у него тех или других самооценок. В одних случаях у него развивается убеждение, что он очень умен, в других - что он некрасив, глуп и т. п. Эти развивающиеся у детей под прямым действием взрослых самооценки сказываются на складывании у них критериев оценки других людей.

Дружба школьников

Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.

Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети.

Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила “детского общества” позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность. предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.

Новообразования, имеющие место в данном возрастном периоде

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и несдержанны.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник - 6-8.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др. ) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

Что такое толерантность?

«Вовсе не обязательно, чтобы все люди были велики в своих действиях. Величайшим воплощением силы часто является простое терпение».

г. Бушнелп.

В последнее время часто используется понятие толерантность - в политике, в культуре, в образовании. А что же такое толерантность? Определений этому слову существует огромное количество. Но все они сводятся к одному – умению терпеть. Но существует ещё одно определение понятия толерантности, с психологической точки зрения. Определение этого понятия дала Г. Солдатова в статье «Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души».

Толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно- психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром.

Сторонами и проявлениями этого качества могут оказаться эмпатия, альтруизм, миролюбие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу и другие. Например, Майкл Уолцер, рассматривая толерантность как социально значимую характеристику, определяет ее как особый позитивный способ принятия различий, который исключает развитие конфронтации и ксенофобий (Уолцер, 2000). Подчеркнем, что толерантность – интегральная характеристика не только с точки зрения ее качественного и содержательного анализа, но и с точки зрения ее генезиса. Это результат многих сил, действующих в одном направлении (темперамент, атмосфера в семье, воспитание, опыт, социальные и культурные факторы) (Allport, 1954). Исходя из понятия толерантности, можно вывести понятие толерантной личности.

Толерантная личность – это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный, социально активный, осознающий многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, это человек обеспокоенный судьбой мира и понимающий, каким будет этот мир, зависит от каждого из нас.

Августин, как то сказал «. в главном – единство, в спорном – свобода, во всём – любовь». Неплохо было бы взять эти слова за главную цель межэтнонационального толерантного воспитания и образования.

«Терпение - опора слабости; нетерпение - гибель силы».

Ч. Колтон

Методы и методики исследования

- анкетирование учащихся с целью выявления представления школьников об толерантности;

- сочинения на тему толерантности;

- опросные методики;

- наблюдение за обследуемыми;

- метод корреляционной обработки материала.

Методики:

1. Игра «Проявляешь ли ты толерантность?» По материалам газеты «ДОГ»

2. Анкета «Толерантность». (8).

Результаты анкетирования о понимании обучающимися школы толерантности как важном качестве личности занесены в таблицы.

Результаты анкетирования.

Как вы понимаете толерантность?

(В первой строчке указаны данные в начале анкетирования, во - второй в конце).

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Варианты ответов мал. дев. всего мал.

(3 чел. ) (3 чел. ) (6 чел. ) (2 чел. )

Негативное отношение к окружающему миру 50% 50% 40% 25%

- - - -

Умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к 16% 50% 60% 75%

поступкам других 100% 100% 100% 100%

Не знаю - - - -

На основании этих данных, мы можем утверждать, что учащиеся начальных классов нашей школы были не знакомы с понятием толерантность в начале исследования. Данные в конце исследования указывают на то, что понимания значения слова «толерантность» достигли все обучающиеся.

Результаты анкетирования.

Какое понятие, на ваш взгляд, является синонимом слова толерантность?

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Варианты ответов мал. дев. всего мал. дев.

(3 чел. ) (3 чел. ) (6 чел. ) (2 чел. ) (4 чел. )

Терпимость 33% 33% 33% 37% 34%

100% 100% 100% 100% 100%

Эгоизм 16% 50% 40% 12% 30%

- - - - -

Великодушие 16% 33% 20% 37% 27%

- 33% 20% 25% 20%

Не знаю 33% 16% 20% 37% 27%

- - - - -

В начале анкетирования можно из таблиц увидеть, что дать определение термину «терпимость» большинство школьников не может. Поэтому можно предположить, что школьники выбрали этот вариант, догадавшись, что речь идет именно об этом термине (34%), что это «эгоизм» решили - 30%, великодушие – 27%, и не знают – 27%.

Совершенно другой результат в конце исследования, 100% учащихся согласны с синонимом «терпимость», но 20% школьников добавляют, как и в начале, и «великодушие.

Результаты анкетирования.

Как вы понимаете слово терпимость?

1 класс 2 класс 3 классы 4 класс

Варианты ответов мал. дев. всего мал. дев.

(2 чел. ) (4 чел. ) (6 чел. ) (2 чел. ) (4 чел. )

Терпеть боль - - 40% 33% 18%

- - 20% 12% 8%

Терпеть обиды - - 20% 37% 14%

60% 60% 50% 37% 52%

Уважать чужое мнение - - 20% 70% 23%

100% 60% 71% 100% 83%

Терпеливо ждать - - 50% 12% 16%

- - 20% - 4%

Не знаю 33% 100% 20% 50% 51%

- - - -

В начале исследования результаты анкетирования указывают на то, что дети не понимают значение слова «толерантность». Очевидно, что это следствие недостатка информации по данной теме. Школьники не различают смысл понятий «терпимость» и «терпение».

Толерантность-это терпимость. Но следует различать терпение и терпимость. Терпение чаще всего выражает чувства или действия человека, испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия. Терпимость-это уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость-это свойство свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а, значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию (Гаева С. Ж. ,2002).

В конце исследования результаты имеют позитивную динамику. Но работа в данном направлении должна продолжаться.

Результаты анкетирования.

Игра «Проявляешь ли ты толерантность?»

Варианты ответов1 класс2 класс3 класс4 классСредний показатель
Ты проявляешь большую толерантность!67%67%75%68%70%
Ты не очень толерантен!33%33%15%20%25%
Ты совсем не толерантен! - - - 12%4%

Результаты показывают, что система мер, запланированная и реализуемая в нашей школе, даёт положительные результаты. Ребята не только изучили значение термина, но и пользуются полученными знаниями в повседневной жизни.

Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества будет значимым вкладом семейного воспитания в развитие культуры мира на земле..

«Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой».

Э. Берк

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)