Работа  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Лень: сущность, виды и методы борьбы

Лень заложена в каждом человеке. Только кто-то с нею борется, а кто-то живет, не обращая внимания на лень. Я взяла эту тему, так как хочу разобраться, какие виды лени бывают и как человеку бороться с нею. Ведь только разобравшись, что такое лень, можно с нею бороться.

Итак, что же такое лень? Это нежелание делать что- либо по субъективным причинам. Толковый словарь В. Даля определяет лень, как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, тунеядству.

Можно выделить, по крайней мере, два основных вида причин, вызывающих к жизни лень. Эти причины биопсихические и социально-психологические:

I Биопсихическая причина имеет энергетический характер. В соответствии с ней ленивые люди – со сниженной энергетикой организма. Деятельность и страсть требуют большой энергетической отдачи. Примером такой лени может служить Илья Ильич Обломов: его пассивность распространялась на всё, в том числе на развлечения: лежание на боку и вялые грёзы он предпочитал реальным праздникам и любви. Можно предположить. Что такому человеку не хватало энергетической составной.

II Гипотеза биопсихического плана связана с жизнью человека до рождения в чреве матери. Находясь в тепле, плод получает непосредственно всё, что ему надо для жизни и роста. Он не принужден проявлять активность, ставить и достигать цель. Такое состояние не проходит бесследно и впоследствии проявляется у кого в большей, у кого в меньшей степени.

Социально- психологическая причина лени связана со стремлением к праздности как наилучшему состоянию, с разболтанностью и расхлябанностью, свойственным нашему общественному сознанию. Первым пособником лени стала реальная уравнительность, нарушение того самого принципа воздаяния « по труду ». В оценке того, кому, сколько платить, стал господствовать произвол. А это привело к тому, что бездельник и лодырь стали зарабатывать столько же, сколько и старательный работник.

Виды лени

Можно выделить три наиболее типичных вида лени: лень физическую, интеллектуальную и эмоциональную.

Физическая лень- это стремление избегать как физического труда, так и вообще физических нагрузок. Эта лень нередко присуща тем, кто занят умственным трудом. Люди физически ленивые, как правило, не только не занимаются спортом и физкультурой, но находят тысячу причин для этого, чтобы не делать даже обычной зарядки.

Интеллектуальная лень - особенно ярко начинает проявлять в школе, когда уже с первых лет от ребенка требуется постоянные умственные усилия и немалое напряжение. Эта лень может проявляться как у человека малоспособного к умственным занятиям, так и у способного ученика, которому всё даётся слишком легко. Интеллектуальные лентяи, не читающие книг и не беспокоящие себя размышлениями, могут быть неплохими работниками, если заняты простым ручным трудом.

И третий вид лени - лень эмоциональная. Человек, известный как отличный работник, заядлый спортсмен, может быть совершеннейшим лентяем в области человеческих отношений. Эмоциональные лентяи желают всеми силами сохранить покой в своём внутреннем мире, оберегают своё «я» от любых потрясений.

Как быть не ленивым?

Кто-то преодолевает свою лень, чтобы считаться лучшим учеником, кто-то чтобы понравиться однокласснику или однокласснице. Наконец, учиться с усердием можно и потому, что тебе любопытно, ты захвачен самим материалом, он отвечает твоим способностям и склонностям. Таким образом, главным врагом лени оказывается интерес.

Именно интерес в разных его формах заставляет нас с головой окунаться в работу, стремиться к успеху вопреки препятствиям и не пасовать перед трудностями. Борьба человека с собственной ленью - это, прежде всего, борьба со скукой, осознанное стремление видеть мир осмысленным, находить смыслы и вносить их в жизнь.

Целью моего исследования было выяснить, какое место учащиеся отводят в своей жизни лени. Были опрошены учащиеся трёх 8-ых классов. Проанализировав результаты тестирования, я пришла к выводу, что большинство опрошенных не являются изначально ленивыми людьми, чаще всего их лень- следствие каких-то субъективных причин. Так, приступы « ничегонеделания » своим любимым занятием не считает никто.

У большинства опрошенных (47 человек, что составляет 62,6%) лень возникает иногда, на втором месте по количеству ответов – состояние лени возникает редко (20 человек; 26,6%), то, что лень одолевает их довольно часто (признали 8 человек, что составляет 10,6%).

52 человека, 69,3%, на уроках чаще всего не работают из-за отсутствия интереса; 23 человека, 30,7%, из-за отсутствия времени, чтобы сделать уроки. Все это говорит о том, что при правильной организации учебного процесса состояние лени для учащихся нехарактерно.

Домашнее задание гимназисты стараются выполнять в полном объеме, однако иногда им не хватает времени, это отметили 46 человек, 61,3%. Реже учащиеся не справляются с заданием из-за его высокой сложности (29 человек, 38,7%). Иногда ученик и вместо приготовления уроков предпочитает посмотреть по телевизору интересное кино или поиграть на компьютере, но это бывает достаточно редко (8 человек, 10,6%).

Конечно, такого небольшого опроса недостаточно для того, чтобы узнать, какое место занимает лень в жизни людей, но можно сделать вывод, что, в целом, большинство учащихся не склонно к лени. Возможно, это обусловлено тем, что в Гимназии учатся люди, изначально ориентированные на высокие результаты учебе, т. е. с высокой учебной мотивацией. Они ценят время, и им попросту некогда лениться.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)