Культура  ->  Фотография  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

О чем рассказывают египетские фрески (на примере предметов, связанных с культурой Древнего Египта)

Тема нашей работы определилась во время изучения искусства Древнего Египта на уроках МХК. Дома мы нашли несколько предметов, связанных с культурой Древнего Египта: папирус, кружку, шкатулку со сфинксом. О сфинксе мы уже кое-что знали, поэтому нам интересно было понять, что египтяне хотели рассказать при помощи изображения на кружке и на папирусе.

Прежде всего, нам предстояло выяснить, кто представлен на наших предметах?

И на кружке, и на папирусе есть изображение одной и той же фигуры – женщины, сидящей на троне. Несмотря на отличия в одежде женщины и в троне, на котором она сидит, все остальное (даже иероглифы) указывает, что это – один и тот же персонаж. Кто же это?

К тому же на кружке изображена женщина почти в такой же одежде, в таком же головном уборе и с таким же посохом, как и сидящая на троне. Однако при ближайшем рассмотрении мы увидели несколько отличий, поэтому необходимо было установить, одно ли это лицо или разные персонажи. Именно с идентификации этого персонажа мы и начали свое исследование. В нашем учебнике Мировой художественной культуры только у богини Хатхор на голове изображены рога коровы, между которыми находится солнечный диск. Однако в энциклопедии по Древнему Египту мы нашли иллюстрации, где в головном уборе в виде рогов с солнечным диском изображалась еще одна богиня – Исида – жена бога Осириса.

Необходимо было выяснить, Исида или Хатхор изображены на нашей кружке?

В поиске черт, присущих египетским богам мы, в первую очередь, опирались на тексты энциклопедии «Древний Египет» и статьи «Мифологического словаря».

Хатхор – одна из древнейших богинь – почиталась как небесная корова, родившая солнце, поэтому изображалась как женщина в характерном «хаторическом» парике с буклями на груди, увенчанном солнечном диском, восходящим между коровьими рогами. Хатхор («Обитель Хора») – великая предвечная богиня бескрайнего неба, в котором парит священный сокол Хор – ее супруг. Хатхор поддерживает вселенский миропорядок, охраняет фараона, дарует плодородие, выступает как богиня – мать.

Исида в египетском пантеоне – богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности. Она почиталась как супруга бога Осириса, и мать бога Хора, а соответственно, и египетских царей, которые считались земным воплощением сокологолового бога. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещался на голове богини.

Если следовать логике, то Исида – мать мужа Хатхор, но в египетской мифологии мы встретились с тем, что Хатхор отождествлялась с богиней Нут, которая сама была матерью Исиды.

«Родственные» отношения египетских богов очень сложны (например, Хатхор считается не только супругой, но и матерью Хора), поэтому мы не стали углубляться в эту область знаний, тем более, что с эпохи Нового царства культ Исиды тесно переплетается с культом Хатхор, в результате чего Исиду так же, как и Хатхор, изображали с солнечным диском, обрамленным рогами коровы.

Хатхор-Исида присутствует и на папирусе, и во всех трёх парах фигур, которые можно выделить на кружке. Центральная фигура на изображении сочетает в себе черты и Хатхор, и Исиды, мы условно будем ее считать Исидой (по самому отличительному признаку – трону, на котором она сидит), хотя другие черты указывает на то, что это может быть и Хатхор.

Общие и отличительные признаки Исиды и Хатхор

Исида Хатхор

- ассоциировалась с царским троном; - носила менант (массивное ожерелье из многочисленных низок бус и противовеса);

- могла носить головной убор шути, символизировавшего - повелевала бирюзой и малахитом, которые своим зелено-синим цветом двойные силы Вселенной в том числе Исиду и Нефтиду символизировали возрождение и вечную жизнь;

- соотносилась с красным цветом («кровь Исиды») - носила парик с буклями на груди;

и Хатхор, и Исида могли изображаться увенчанные солнечным диском, обрамлённым рогами коровы

Хатхор-Исида была покровительницей царской власти и почиталась как небесная мать правящего царя, кормящая его своим божественным молоком, приносящим бессмертие.

У ног Исиды сидит богиня Маат, которую мы идентифицировали по страусовому перу на голове. Маат является одним из важнейших действующих лиц загробного суда, во время которого ее статуэтка или эмблема – страусовое перо – служит противовесом сердцу умершего на великих весах, установленных перед престолом Осириса – богом загробного мира. Крылатая богиня Маат сопровождала фараона с первых дней его царствования до последнего этапа уже после смерти, когда его душа представала на суде Осириса.

Принцип Маат включает в себя правильность и закономерность развития Вселенной и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки.

На нашем изображении Маат между своими крыльями держит картуш («патрон»), в котором записано имя человека. Оно символически связано с Ключом Жизни (анх), который находится в руках Исиды, сидящей на троне. Чье же имя написано в картуше?

Первоначальные наши попытки разгадать это имя по многочисленным расшифровкам иероглифов не принесли никакого результата потому, что в них очень много хитростей, перевод зависит даже от интервала между иероглифами. Но позже мы смогли прочитать надпись.

Картуш с именем Нефертари встречается почти на каждой фреске с её изображением. У Древних египтян начало строки там, в какую сторону смотрит фигурка бога, человека или животного. Иероглифы внутри картуша разделены на 5 групп, которые переводятся так:

1. Mt – Мут (имя богини). Правда, в данном случае сначала идет t, а потом m, но египтологи считают, что иногда иероглифы менялись местами, зашифровывались. Так или иначе тут прочитано именно в таком порядке.

2. Nfr-try – Нефертари (или Нофретари в других источниках). Египтяне не писали гласных, а для отличия разных слов с одинаковым набором согласных в конце слова ставили специальный знак – детерминатив, определяющий к какому классу относится слово. Гласные вставлялись уже переводчиками для удобства произнесения. Поэтому как ее имя звучало на древнеегипетском языке, сейчас никто сказать не может. Nfr переводится как «красивый, быть красивым».

3. in - Т. П. (кем?) ей4. mr – мер (Любить)

5. t – ставится в конце строки, давая указание на Ж. р. понятия, записанного в строке.

Таким образом, нам показалось, что фразу можно перевести скорее как «Мут Нефертари (кем?) любима», т. е. имя Нефертари, зашифрованное в картуше должно звучать как «Нефертари, любящая Мут», а не «возлюбленная Мут». (Для расшифровки мы использовали информацию отсюда:)

Расшифровка имени, беседы с искусствоведами и работа с литературой по искусству Египта помогли определить нам, что рисунки на нашей кружке взяты со стен гробницы Нефертари, находящейся в Абу-Симбела. Сначала на фотографиях книг мы обнаружили фигуры, изображенные по бокам кружки, а затем нашли и центральные.

Крайние фигуры изображали богиню Хатхор-Исиду, за руку ведущую царицу Нефертари (богиню легко можно было узнать по головному убору).

У нас вновь возникли сложности с определением имени богини. Красный цвет одежды и красная лента на голове указывали на Исиду, но именно Хатхор описывалась в литературе как защитница умерших (вместе с Хор и богиней Таурт она встречает их). С древнейших времен Хатхор почиталась как госпожа сикоморы – священного дерева, из ветвей которого она протягивает жертвенные дары и священную воду душам усопшим, странствующим на пути к царству Осириса. Только вкусив даров Хатхор, они обретут знание тайн загробного мира.

В ходе исследования мы выяснили, что Хатхор ведет Нефертари не к Исиде, восседающей на троне, а к скоробееголовому богу Хепри. Хепри – бог утреннего, восходящего солнца (в отличие от Ра – дневного и Атума – вечернего). Хепри именовали «возникшим», поскольку считалось, что он возник сам из себя. Отождествлялся он со скарабеем потому, что скарабей, настойчиво и упорно перекатывая перед собой бесформенную вязкую массу навоза, обрабатывает ее таким образом, что она превращается в совершенно круглый шарик – сферу, в которую потом трудолюбивый жук откладывает яйца.

Хепри, к которому ведут Нефертари, – одно из подтверждений, что рядом с ней Хатхор. Если бы на ее месте была Исида, то, наверняка, она вела бы царицу к своему мужу – Осирису – владыке потустороннего мира. Осирис в «Текстах пирамид» изображался как противостоящим (иногда враждебным) богу Ра, с которым отождествлялся Хепри.

Царица Нефертари, изображенная на фреске своей Гробницы, одета в белые погребальные одежды, а на ее голове красуется шути – колоссальный головной убор, состоящий из двух страусовых перьев, укреплённых на платформе, которая помещалась на чеканном золотом грифе. Гриф закрывал собой царский парик. Корона шути символизировала двойные силы Вселенной: запад и восток, Верхний и Нижний Египет, Шу и Тефнуд, Исиду и Нефтиду.

Еще одним аргументом в пользу того, что рядом с Нефертари находится именно Хатхор является то, что еще при жизни царица Нефертари была обожествлена и почиталась в облике Хатхор (в Абу-Симбеле ей построен храм). Кто же такая Нефертари? Почему она «удостоилась» и храма, и гробницы?

О Нефертари известно достаточно много. Мы нашли несколько статей в интернете, посвященных ее знаменитому мужу Рамзесу II, где она упоминается как самая любимая его жена.

Почему же нам так много известно об этой египетской царице, в то время как от многих других в истории остались только их имена?

Во времена фараонов браки между близкими родственниками были обычным явлением. Отец мог жениться на родной дочери, как и сделал впоследствии Рамзес II; муж мог получить целый гарем жен в подарок от своего отца. Именно так, по некоторым источникам, и произошло знакомство Рамзеса c Нефертари: она была подарена ему его отцом вместе с другими женами еще до того, как он стал царем. Она была старше его, но это не помешало ему полюбить ее и любить на протяжении всей ее жизни. Она стала его самым близким другом, доверенным лицом. Она сопровождала его во всех поездках и даже участвовала в принятии решений государственной важности, хотя по традиции основной и практически единственной функцией цариц было сопровождение супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств.

Происхождение Нефертари – еще одна загадка, которую до сих пор пытаются разгадать египтологи. Некоторые источники предполагают, что она является внучкой фараона Эйе и ее род восходит к опальному во времена Рамзеса II фараону Эхнатону, который во времена своего правления совершил религиозную революцию, введя культ бога Атона. Об этом родстве говорит орнаментированный свиток фараона Эйе, изображенный на ручке коробки, найденной в ее гробнице. За эту гипотезу говорит и тот факт, что в эпоху уничтожения всего, что в той или иной мере могло бы быть связано с Эхнатоном и его преемниками, Рамсес II уважительно сохранил тексты с упоминанием Эйе у входа во второй двор Луксорского храма. Возможно, таким образом фараон еще раз подчеркнул свое особое отношение к Нефертари. Кроме этого он построил в честь нее храм, где впервые скульптурные изображения Нефертари были одного размера с колоссами ее мужа. Обычно жена изображалась мужу только до колена. В Древнем Египте это было сенсацией, и больше ни одна жена Рамзеса II не удостаивалась чести изображаться на фасаде храма.

Все это вместе взятое говорит о том, что Нефертари занимала особое место в жизни Рамзеса II, и именно ее хотел он видеть рядом с собой в загробном мире. Наверное, поэтому гробница Нефертари является одной из красивейших гробниц, сохранившихся до наших дней.

Узнав все это, мы уже были уверены, что и на кружке, и на папирусе изображены сцены из гробницы Нефертари. Оставалось только определить, в каком месте гробницы они находятся и чем отличаются от оригинала. Казалось, что это почти невозможно, так как для этого нужно поехать в Египет и посетить гробницу. Тем более, что обнаруженная еще в начале века, хорошо сохранившаяся гробница была отреставрирована лишь в последние годы и недавно открыта. В ее восстановление было вложено столько труда, что эксперты настояли, опасаясь за сохранность росписей, чтобы ее посещали в день не более 150 посетителей по 10 минут каждый, приобретая отдельный билет.

Мы нашли план гробницы и ее подробное описание. Но интереснее было все-таки увидеть все своими глазами. И в этом нам помог диск «Атлас Древнего Мира», где было организовано виртуальное путешествие по гробнице Нефертари.

Путешествуя по гробнице, мы нашли все изображения, которые искали.

Стрелками показаны места гробницы, где расположены сцены, изображенные на кружке и папирусе.

Самое главное, мы увидели фрески так, как они расположены в интерьере. Само по себе изображение может не означать ничего, а там, где оно находится в гробнице, оно несет определенный смысл. Ведь для чего в Древнем Египте создавались гробницы? Для того, чтобы правильно проводить человека в загробный мир, помочь пройти ему все испытания на этом пути, обеспечить заступничество богов и комфортное существование на новом месте. Фактически, это собранный в дорогу чемодан и подробное описание пути. Каждая сцена изображенная в гробнице, это подсказка усопшему, что и за чем следует сделать, чтобы попасть туда, куда нужно, а столбики иероглифов – тексты заклинаний, помогающих совершить это путешествие и призывающих заступничество богов.

Путешествуя по гробнице, первыми мы обнаружили фрески, которые присутствуют на кружке дважды в зеркальном отображении. Вот как это звучало в описании:

«Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат.

По сторонам прохода изображены две богини — Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:

«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о Нефертари Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Далее проход расширяется (образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед — символа Осириса, знака незыблемости и постоянства). С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея. Именно эта сцена изображена на кружке два раза в зеркальном отражении.

Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру. Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Зрительная перспектива прохода через эту дверь завершается изображенными на противоположной стене сидящими спина к спине фигурами Атума и Осириса. Две фигуры богини Маат по внутренним сторонам двери символизируют проход в Чертог Двух Истин — зал, где проходит психостасия — суд богов и определение веса грехов, накопившихся в человеческом сердце».

Когда мы смотрели гробницу в программе “Атлас Древнего Мира”, то заметили несоответствие с описанием.

В программе: слева- Маат, а справа- Хатхор или Исида.

Осмотрев первую и дополнительную камеру верхнего уровня, мы идем дальше. Путь вниз по лестнице на нижний уровень гробницы символизирует спуск в подземный мир. И именно по пути туда мы обнаружили все то, что мы искали:

«Нисходящий проход ведет из камеры на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый (в программе правый, если спускаться вниз) регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат. На аналогичной сцене правого (в программе левого) регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен — символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака».

Изображение на папирусе взято из этого места гробницы. Сложно сказать, какая именно фреска воссоздана на папирусе. Расположение фигур такое же, как на левой стороне стены, но отсутствие перьев на голове Нефертари может говорить либо о том, что картинка обрезана сверху, либо то, что это правый рисунок, но в зеркальном отображении.

И все же, что представляет из себя наш папирус? Он не является репродукцией настенной росписи гробницы, потому что совпадает только изображение богини, а Нефертари одета в другие одежды. Но композиция и смысл очень похожи. Мы решили сравнить иероглифы, нарисованные вокруг. Что хотел сказать художник, изображая их? Копировал ли их в точности или они отличаются от тех, что в гробнице?

Когда мы смотрели гробницу в программе, то заметили сходство иероглифов на некоторых частях картинки. Например, столбик за спиной богини. Внизу сходится символ «вечность», а вверху «сказано».

Совпадают также некоторые сочетания иероглифов, которые нам не удалось перевести. Все, что у нас получилось, это: «Сказано каким-то богом» и «дал что-то ему». Можно было бы предположить, что художник использовал иероглифы только для украшения и придания колорита, но не задавался целью вложить в них какой-то смысл, поэтому скопировал неточно. Но на других частях папируса присутствуют сочетания иероглифов, которых нет в изображениях в программе.

Мы перевели некоторые фрагменты папируса, и оказалось, что они тоже имеют смысл.

Например:

Все вместе можно прочитать, как «каждый сын богов» , что очень похоже на наше «все мы дети божьи».

Также можно прочитать: - название Египта (Две Земли), а следом за этим:

- «владыка земли».

Правда, кто он, этот владыка земли египетской, нам перевести не удалось.

Оказалось, что в программе изображения иероглифов переданы не так, как они написаны на самом деле в гробнице. Мы нашли фотографию из реальной гробницы, на которой изображен фрагмент той картинки, которая есть на папирусе. На ней видно, что наши иероглифы в этой части папируса практически точно совпадают с оригиналом, а иероглифы в программе отличаются, хотя сами картинки одинаковы.

После сравнения папируса с фрагментом из реальной гробницы стало ясно, что это зеркальное отображение картинки справа от лестницы (об этом говорит совпадение иероглифов) и на нем изображена Нефертари и Хатхор. Так как Хатхор и Исида в программе изображены одинаково, а картинки из реальной гробницы с левой стороны лестницы нам найти не удалось, то приходится поверить автору описания гробницы. Возможно, он прочитал имена богинь в столбиках иероглифов.

Нам кажется, что так как на нашем папирусе изображена Нефертари, преподносящая дары Хатхор, то может быть на нём написано, что может пригодиться в загробном мире. Ведь изображение находится по бокам лестницы - прохода в загробный мир.

К тому же дальше сидит Селкет - в египетской мифологии богиня, дочь и помощница бога Ра, связанная с заупокойным культом.

И все же интересно, почему картинка на нашем папирусе развернута в другую сторону? Смотрим программу – развернута. Смотрим фотографию фрагмента – развернута. Читаем описание гробницы: «Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат».

А развернута ли? Может ли такое быть, что фотография случайно оказалась зеркально отображена, а наш папирус нарисован верно? Предположить такое можно, ведь художник, рисовавший эту картинку, скорее всего, имел оригинал перед глазами, раз достаточно точно воспроизвел иероглифы. С другой стороны, конечно, возможна и ошибка в описании, хотя автор его заслуживает всяческого доверия и у нас нет повода сомневаться в его словах.

Наверное, только увидев все своими глазами, возможно разрешить сомнения. Но даже то, что мы узнали на сегодняшний момент, придает особый смысл вещам, которые до недавнего времени ни о чем нам не говорили. Мы не побывали в Египте, чтобы связывать этот сувенир с воспоминаниями о поездке. Но это уже не какая-то безликая вещь, а предмет, несущий в себе информацию о чем-то, что происходило когда-то давно и о чем сохранилась память, благодаря замечательным фрескам в гробнице Нефертари.

Многие из фрагментов фресок используются как сюжеты в сувенирной продукции и для изготовления предметов, которые можно расценивать уже как самостоятельные произведения искусства. Например, наша кружка: если бы она не была такой живописной, мы бы ее не купили. Однако, изображения на ней оказались собранными из фресок, расположенных в разных местах гробницы. По-видимому, художник, выполнивший эскиз для кружки, желая привлечь будущего покупателя, по своему вкусу «расставил» персонажей, заменил Хепри-скарабея на богиню с человеческим лицом, поменял фон изображения с белого на желтоватый, «раскрасил» одежду Нефертари.

Фрески со стен гробницы Нефертари

Таким образом, в ходе исследования нам удалось:

- определить персонажей, представленных на кружке и папирусе, их роль в жизни Древнего Египта;

- понять смысл сцен, нарисованных на фресках;

- прочитать (часть) информации, записанной иероглифами.

Актуальность нашей работы мы видим в том, что людям необходимо знать, какие предметы находятся в их домах и как эти вещи могут воздействовать на самих людей. Например, прочитав книгу Масару Эмото (18) и увидев результаты опытов с водой, мы узнали, что изображения на кружке влияют на структуру и свойства налитой в нее воды. Наверное, и рисунок на папирусе тоже может оказывать на нас влияние. В связи с этим мы сделали основной вывод: людям необходимо понимать, какую информацию несут окружающие их предметы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)