Культура  ->  Фотография  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Портреты эпохи. Моисей Соломонович Наппельбаум

«Я прожил долгую жизнь, и многое из истории развития фотографии происходило на моих глазах»

(М. С. Наппельбаум 1869 -1958)

Моисей Соломонович Наппельбаум – фотопортретист.

Его творческий путь, начавшийся в 80 годы XIX века, продолжался более семидесяти лет. Фотонаследие М. С. Наппельбаума более 1000 фотопортретов. Его работы хранятся в Центральном государственном архиве кино- фотодокументов. В музее Революции, в Историческом и Литературном музеях, в музее изобразительных искусств имени Пушкина и музее Горького. В Театральном музее имени Бахрушина и в музеях Большого и Малого театра. Мы заинтересовались творческим наследием М. С. Наппельбаума.

• исследовать творческое фотонаследие Моисея Соломоновича Наппельбаума.

Задачи:

• изучить исторические источники, посвященные жизни Моисея Соломоновича Наппельбаума;

• изучить технологию фотосъемки Моисея Соломоновича Наппельбаума.

Гипотеза:

Моисей Соломонович Наппельбаум внес большой вклад в создании отечественной портретной фотолетописи выдающихся людей: политиков, ученых и представителей исскуства.

Методы:

• воспоминания;

• фотодокументы;

• архивные материалы.

Моисей Соломонович Наппельбаум

Моисей Соломонович Наппельбаум родился в декабре 1869 года в Минске. В 14 лет родители отдали его учеником в портретное фотоателье «Боретти». «Моя бедная мать пошла на компромисс: раньше она мечтала, что ее старший сын будет доктором. Увы, мне даже в гимназию не пришлось поступить, не только что получить высшее образование. Я начал свой путь в 1884 году и застал фотографию в ранней стадии ее развития» - из воспоминаний М. С. Наппельбаума.

Он застал время, когда снимали портреты в павильоне фотоаппаратом формата 50х60 см, снимали похожим на латунную гильзу объективом типа Петцваля английской фирмы «Дальмейер». Ученику Наппельбауму приходилось приготовлять мокроколлодионные пластинки, а потом фиксировать их цианистым калием, лишь позднее стали использовать гипосульфит. Тогда цианистый калий был распространенным фотореактивом.

За три года Моисей Соломонович прошёл все этапы фотоученичества: копировщик - печать фотокарточек, ретушер, фотограф.

После окончания обучения М. С. Наппельбаум уезжает в Смоленск. Потом – в Москву, где он устроился работать помощником фотографа в фотоателье императорских театров Конарского. Здесь начинающий портретист впервые столкнулся с новой задачей – снимать людей творческих профессий.

Затем Моисей Соломонович работал в Одессе, Евпатории, Варшаве, городах Соединенных Штатов Америки.

В 1895 году, вернувшись в Минск, Наппельбаум открывает свое фотоателье.

Технология фотосъёмки

По возвращении в Россию окончательно сформировался собственный стиль Наппельбаума.

Моисей Соломонович использовал один источник света. Электролампу в 1000 ватт он поместил в софит, имеющий форму перевернутого ведра с патроном, прикрепленным к донышку. Получился направленный ровный, мягкий свет, который позволял выделять форму лица, уловить взгляд человека.

Из воспоминаний Моисея Соломоновича: «Я стал пользоваться одним источником света – лампой на подставке, которую легко передвигал по своему усмотрению, в зависимости от замысла. Эта система, не применявшаяся никем в фотографии, толкнула меня на поиски самого существенного, - лишенный возможности заниматься световыми эффектами, ограниченный одним скупым рисунком, я поневоле устремился к простым формам и к выявлению главного – внутреннего содержания человека, к психологической углубленности портрета».

Также Моисей Соломонович не применял бутафории и рисованных фонов. Он использовал щиты, обтянутые серым полотном. Этот фон помогал оттенить контуры предмета, выявить особенности, присущие модели. Обрабатывал фон на негативе, нанося мазки и пятна, процарапывая эмульсию. Негатив немного передерживал при съёмке, потом заметно недопроявлял, чтобы снизить контрасты, неизбежные при применении одного источника света. Снимал поясные или бюстовые портреты, обязательно включая в них изображение рук человека.

Моисей Соломонович работал камерой 24х30 см на стеклянных фотопластинках, объективом Фохтлендер Коллинеар со светосилой 1:7,7.

Мастерства Наппельбаума заключалось не только в его художественных и технических приёмах, но и умении наладить психологический контакт с портретируемым. Моисей Соломонович разработал собственную технологию съемки портрета.

Позитив. Моисей Соломонович печатал снимки на шероховатой, крупнозернистой фотобумаге на толстой подложке. Отпечатки на этой бумаге создавали ощущение весомости изображения, способствовали впечатлению объема, передавали фактуру. Использовал тон сепии, коричневая окраска смягчала тональные переходы.

Печать была перенесена в темную лабораторию на печатный (копировальный) станок с отраженным светом от небольших электрических ламп. Проявлялись отпечатки метолгидрохиноновым проявителем.

Для паспарту М. С. Наппельбаум использовал белую ватманскую бумагу. Подкладкой портрету служила тонкая желтая бумага, узкие полосы смягчали переходы от тёмного к белому. Фотография на подкладке приклеивалась к ватману. Моисей Соломонович наклеивал лишь верх портрета, он не прилегал полотно к паспарту, а свободно лежал на ватмане, белые поля которого выгодно оттеняли изображение.

Портреты эпохи

В 1913 году М. С. Наппельбаум переезжает в Санкт – Петербург, где сотрудничает с журналом «Солнце России». Позже Моисей Соломонович открыл собственную фотостудию, которая находилась на Невском проспекте 72, на шестом этаже дома.

Семья фотографа была большой и дружной: жена, дочери –

Ида (1900 – 1992) Фредерика(1902-1958), Ольга (1905-1982), сын – Лев.

Дети учились в частной гимназии В. Н. Хитрово, где были уроки истории, русского языка, литературы. Проводились специальные уроки поэтического творчества. После окончания гимназии дети поступили в высшие учебные заведения. Также дети унаследовали от отца любовь к фотографии. В дальнейшем Ида в 1925 на международной фотовыставке в Париже завоевала две золотые медали. Фредерика стала фотохудожником. Фотографировали Ольга и Лев.

В 1920году в Петрограде, Ида и Фредерика посещали занятия в студии «Звучащая раковина» при Доме искусств, которой руководил Николай Гумилев.

На «Литературные понедельники», которые проходили в квартире Наппельбаума, собирался цвет русской культуры

20-х годов. Поэты собирались в огромной квартире с буржуйкой в центре комнаты. Рассаживались прямо на полу, читали стихи. А потом разносили горячий чай с кусками черного хлеба. В доме у Моисея Соломоновича бывали: Ахматова, Гумилев, Кузмин, Рождественский, Тихонов, Есенин и другие. Благодаря этим вечерам появились фотографии поэтов, в том числе несколько портретов Анны Ахматовой, известный снимок Есенина.

После октябрьской революции по указанию издательства журнала «Солнце России» Моисей Соломонович снимал политических деятелей.

Одной из первых работ был портрет Владимира Ильича Ленина. В то время фотопортретов Ленина еще не было.

«Ленин пришел сфотографироваться для удостоверения личности или какого-то пропуска. Но я ухватился за возможность запечатлеть его образ, мне захотелось создать картину на новую тему. Я увлеченно принялся за работу, но мы не смогли привезти осветительные приборы из-за их громоздкости, и меня тревожил серый, однотонный свет хмурого петербургского дня. И вдруг выглянуло солнце. В тот день я сделал несколько снимков Ленина при солнце и в сумеречном свете дня, когда солнце снова скрылось. Впоследствии я много раз фотографировал Владимира Ильича Ленина» - из воспоминаний Моисея Соломоновича.

Моисей Соломонович сфотографировал Ленина крупным планом. Чтобы передать взгляд, попросил Владимира Ильича смотреть в объектив. Наппельбаум снимал Ленина, на пластинки 24 на 30 см объективом Фохтлендер Коллинеар. За счет малой глубины резкости портрет производит гармоничное и привлекательное впечатление (морщины уведены в зону нерезкости).

После портрета Ленина Наппельбаум по указанию издательства снимал и других деятелей революции.

Несколько лет М. Наппельбаум выполнял правительственные заказы, много времени проводя в Москве.

С большим интересом готовился Моисей Соломонович к съемке наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского.

При съёмке портрета Наппельбаум приблизил объектив аппарата к лицу Анатолия Васильевича Луначарского, приподнял камеру в уровень с его плечами, попросил его сесть в кресло, повернуть корпус вправо, а голову влево, к яркому источнику света. Благодаря этому четко вырисовываются лицо, высокий лоб. Тень от стекол пенсне помогает уловить его проницаемый, испытующий взгляд. Все усилия Моисея Соломоновича были направлены к тому, чтобы сохранить в портрете впечатление, которое производил в жизни Луначарский, - человек острой, живой мысли, блестяще образованный, страстно убежденный в своих воззрениях.

В 1919 году Моисея Соломоновича вызвали в ВЧК, чтобы фотографировать группу делегатов съезда. Он воспользовался возможностью сделать портрет Феликса Эдмундовича Дзержинского.

«Я ожидал встретить сурового человека. Однако, всмотревшись в него, убедился, что в нем не было ничего строгого, жесткого. В его пристальном, смелом взгляде я почувствовал непреклонную решительность характера и в то же время мягкость, почти аскетическую самоотверженность и гуманность. Было совершенно ясно, что передо мной человек необычайной силы воли. Длинная, тонкая фигура, нос с горбинкой, узкий подбородок с заостренной бородкой и острый взгляд, направленный прямо вперед, придавали его облику страстную устремленность. Сорок лет прошло с тех пор. Но и, не глядя на запечатленный, на фотобумаге портрет Ф. Э. Дзержинского, я отчетливо помню взгляд его ясных, внимательно всматривающихся, острых и умных глаз» (из воспоминаний М. С. Наппельбаума. )

«Моя близость к Большому драматическому театру дала мне возможность встретиться с замечательным русским поэтом Александром Александровичем Блоком. Меня привлек блеск его глаз, в них было горение мятущегося поэта», – из воспоминаний Моисея Соломоновича Наппельбаума.

Когда Наппельбаум приступил к съёмке портрета А. Блока, его взволновало лицо поэта, исхудавшие черты были обострены, особенно нос, глаза огромные, полные страдания.

Наппельбаум подвел аппарат близко к его лицу и сфотографировал, по существу, глаза поэта, вернее, один глаз, так как второй тонет в тени, подчеркивающей остроту черт лица. Привлекла его внимание и рука Блока – узкая кисть, тонкие длинные пальцы художника; в руке была заметна болезненная чувствительность.

«Через несколько дней постоянный редактор стихов Блока С. М. Алянский позвонил мне по телефону с просьбой приехать и сфотографировать в гробу скончавшегося Александра Александровича Блока» (из воспоминаний М. С. Наппельбаума. )

В 1925 году М. С. Наппельбаум переехал в столицу и еще некоторое время продолжал снимать государственных и политических деятелей. Совершенно аполитичный человек, он не извлек личной выгоды из того, что снимал высших руководителей государства. К началу «сталинской эпохи» Наппельбаум отошел от «высоких» заказов, полностью сосредоточившись на работе с представителями литературы и искусства.

Наиболее значительной работой Моисея Соломоновича можно считать портрет Алексея Максимовича Горького. «В доме ученых мне постоянно приходилось встречаться с Алексеем Максимовичем Горьким. В те времена он отдавал много сил организации КУБУЧа – Комиссии по улучшению быта ученых»- из воспоминаний Наппельбаума.

Алексея Максимовича Моисей Соломонович снимал много раз в своей жизни. Но М. С. Наппельбауму дороже всех был один из последних портретов, где Алексей Максимович снят с мундштуком в руке. У Горького была привычка держать мундштук не так, как его держат обычно, между двумя пальцами, весьма своеобразно, вытянув четыре пальца поверх мундштука, а большим придерживая его снизу. Моисей Соломонович использовал эту давно наблюденную им подробность. Рука с мундштуком завершает композицию, придает законченность образу. При фотосъёмке Наппельбаум дал боковое освещение и постарался не сгладить резкой скульптурности лица Горького, подчеркнул морщинистый лоб и складки на опущенных веках. В этом портрете, ему удалось уловить мысль на лице Горького, задумчивый взгляд писателя из-под насупленных взлохмаченных бровей.

«Помню работу над портретом Константина Сергеевича Станиславского, которого снимал у него на квартире. Он улыбнулся, чуть приподнял одну бровь, немного прищурил левый глаз, и на лице образовалось выражение пытливо всматривающегося в жизнь человека. Что могло быть характернее для Станиславского – этого большого, вечно молодого художника и человека. Его удлиненная, полная благородного изящества рука потянулась за пенсне» (из воспоминаний М. С. Наппельбаума) Снимок 13. К. С. Станиславский

Константин Сергеевич показался Моисею Соломоновичу похожим больше на ученого, чем на актера. В актере обычно чувствуется некоторая искусственность, поза в жестах, поставленный голос. Станиславский был естествен и непринужден.

Во втором снимке Моисей Соломонович Наппельбаум полнее передал индивидуальные черты. Моисей Соломонович снимал горизонтальным кадром, Константин Сергеевич положил руку на стол. Стол был покрыт белой с двойными цветными полосами скатертью. Столик с этой скатертью фигурирует на многих других фотографиях К. С. Станиславского.

«Мне казалось банальным дать ему в руки книгу. Книга была положена на стол» (из воспоминаний М. С. Наппельбаума. )

В 1925 году на Всемирной фотовыставке в Париже работы Моисея Наппельбаума были удостоены Гран-при и Большой золотой медали. Его дочь Ида на той же выставке заслужила малую золотую медаль. Обе награды так и остались в Париже, так как их надо было выкупать, а таких денег у Наппельбаумов не было, к тому же ни отца, ни дочь во Францию не пустили. При жизни М. Наппельбаума состоялись четыре персональных выставки.

Выставка проходившая в 1935 году, была приурочена к 50-летию творческой деятельности фотохудожника. Ему было присвоено звание «Заслуженного артиста РСФСР», т. к. других званий тогда еще не было. Последняя прижизненная выставка М. Наппельбаума состоялась в 1955 году к его 85-летию. Через три года мастера не стало. Уже после его смерти увидела свет книга Наппельбаума «От ремесла к искусству», где были такие слова: «Я отдал семьдесят пять лет жизни фотоделу. Семьдесят пять лет успехов и поражений, надежд и разочарований. Меня не увлекала пейзажная светопись, не захватили ни бытовые, ни репортажные снимки. Неизъяснимыми чарами всегда манило меня лицо человека».

Художественное наследие Моисея Наппельбаума можно встретить по всему миру. Большинство негативов хранится в Государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске, куда передала их одна из дочерей мастера. С началом перестройки в СССР и США вышли два больших фотоальбома работ.

«Хороший портрет есть драматизированная биография человека» - эти слова принадлежат Моисею Наппельбауму. В 2003году в Германии в городе Любек прошла персональная выставка работ М. С. Наппельбаума. Воплотить эту идею в жизнь Екатерине Михайловне Царенковой, внучке Моисея Соломоновича, помогли любекское общество «Радуга» и владелец одной из художественных галерей, искусствовед и фотограф Бернд Борнеманн (Bernd Bornemann).

Е. М. Царенкова.

В своём исследовании мы представили лишь малую часть фотонаследия Моисея Соломоновича Наппельбаума. Фотонаследие М. С. Наппельбаума - это более 1000 фотопортретов. Фотоработы хранятся в музее Революции, в Историческом и Литературном музеях, в музее изобразительных искусств имени Пушкина, в музее Горького, а также в Театральном музее имени Бахрушина, в музеях Большого и Малого театра.

Моисей Соломонович Наппельбаум внес большой вклад в создание отечественной портретной фотолетописи выдающихся людей: политиков, ученых и представителей искусства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)