Развлечения  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Одежда нашего прошлого

Миль Маша член поискового отряда «Росток доброты» (г. Урай, ХМАО), участвовала в сборе информации к 60-летию Победы о детях военных лет. 60 историй – воспоминаний были записаны и представлены на Всероссийском фестивале «Салют, Победа!» (г. Геленджик, июнь – 2005 г. ). ребята стали лауреатами в номинации «Альбом памяти». Во время сбора информации были выделены основные темы исследовательской работы. Маша систематизировала материал по теме «Одежда и обувь детей войны», из воспоминаний ветеранов мы узнали, что носило население России в 40-45 годах, как выращивали и обрабатывали лен, коноплю для изготовления ткани, в чем ходили дети в школу в военные годы, что носили в разные времена года. Мы узнали, из чего плели лапти, как валяли валенки. Нами был составлен «Толковый словарь забытых слов» (одежда и обувь), собраны и представлены загадки об одежде и обуви. Данный материал может быть использован при изучении истории нашей страны 40-45 годов ХХ века.

«Порядок знакомства с работой»

В 1 части работы рассказывается о том, в какой одежде ходило население нашей страны в 40-х годах, какие трудности испытывали родители в военные годы, собирая детей в школу, что носили в холодный период года, при помощи каких моющих средств стирали белье.

Во 2 части работы идет разговор об обуви – лаптях, валенках и т. д. Из полученной информации можно узнать, что чаще дети бегали босиком, даже с наступлением холодов, от чего болели ноги, а в наши дни простуда в детстве отражается на здоровье ветеранов.

В «Приложении» можно познакомиться со значением слов (одежда и обувь), которые сейчас не встречаются в разговорной речи – бурка, капор, кожух, лапоть, онуча, портянки, щелок и т. д. А также загадать загадки друзьям об одежде и обуви.

Одежда и обувь детей войны

Миль Маша (12 лет) - член поискового отряда

«Росток доброты» г. Урай, ХМАО – Югра

Лауреат Всероссийского фестиваля

«Салют, Победа!» г. Геленджик. Июнь – 2005 г.

1. Одежда нашего детства.

1. 1. Умелые руки не знали скуки.

а) обработка конопли б) обработка льна в) швея-мастерица

1. 2. Виды одежды а) школьная форма б) верхняя одежда

1. 3. Одежда детей узников

1. 4. Уход за одеждой.

2. Обувь военных лет а) одна пара обуви на всю семью б) эх, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои.

в) валенки, валенки, не подшиты, стареньки

2. 1. Производство обуви.

2. 2. Здоровье детей войны.

3. Приложение:

3. 1. Загадки об одежде и обуви

3. 2. Толковый словарь забытых слов.

Одежда нашего детства

Дети войны. Сколько горя и страданий перенесли они вместе со своими родителями в тяжелые военные годы. Голод, холод, разруха, многочасовой физический труд на полях, фермах, заводах. Встречаясь с людьми, чье детство прошло в военные годы, часто мы задавали вопрос: «Что носили дети в те далекие 40-е годы?» Слушали и записывали их воспоминания.

«Не разбирались и в одежде, носили то, что оставалось от старших, так от мамы остались некоторые вещи, из которых мама перешивала одежду». (Кочеткова Ида Викторовна, Пермская область)

«Люди в тяжелые военные годы жили дружно, делились друг с другом одеждой, обувью. Телогрейки, ботинки могли носить многие односельчане». (Козлова Людмила Николаевна, Ивановская область)

«Одежда доставалась в основном от старших братьев и сестер». (Белоусова Зинаида Григорьевна, Свердловская область)

«Не было и одежды, 1 ситцевое платье носили по несколько лет». (Ситдикова Рауза Муллагалиевна, Башкирия)

«Одевались очень бедно, все было дорого». (Девятовская Евдокия Петровна, Татарстан)

«Старые вещи перешивали для младших, так и одевались». (Пуц Мария Владимировна, Гродненская область, Белоруссия)

«Не было и одежды, из отцовской шинели Марии мама сшила пальто и подарила суконную шаль в клетку с кистями, а затем появился тонкий, тонкий батист – «мая», штапель. Все свои вещи в то время хранили в сундуке. Если было 3-4 одежки на смену, то считалось это очень хорошо». (Михеевская Мария Романовна, Алтайский край)

«Одежды у нас не было, помню, как наряжалась в бирюзовую дедушкину рубаху и ходила по дому». (Шамова Нина Михайловна, Ханты-Мансийский автономный округ)

Платье было одно и на праздники и в будни. (Дронова Любовь Михайловна, Дроботова Нина Семеновна)

В основном дети в военные годы донашивали одежду старших братьев и сестер, а то и перешитые веши, которые доставались от родителей, бабушек и дедушек. Нам очень трудно представить, как можно долгое время ходить в одном и том же платье, брюках, рубашке на протяжении одного месяца, не говоря уже о целом годе. Вряд ли кто из нас помнит свое первое платье, но с каким трепетом и волнением рассказывали нам прабабушки о своих первых нарядах, фасон которых они запомнили на всю жизнь.

«Одно было платье и в пир, и в мир, и в добрые люди. Но до сих пор помнит фасон того платья – рукавчики – фонарик, подол выкроен солнцем, по белому полю разбросаны колокольчики». (Морозова Лидия Александровна, Кировская область)

Выходное платье из черного сатина, его фасон, Мария Романовна помнит до сих пор. (Михеевская Мария Романовна)

«В 8 классе у меня появилось первое штапельное платье (мама сдавала молоко в детский сад по 3 литра в день, платили денежками, она накопила, купила ткань и сшила мне платье) Нежно, нежно, нежно сиреневая ткань, платье - ворот лодочкой, на талии крупные складки – запомнились мне на всю жизнь». (Продан Раиса Федоровна Свердловская область)

Умелые руки не знали скуки

Многие женщины в предвоенные и военные годы были неплохими мастерицами-рукодельницами, и хотя не у всех была возможность купить новую ткань в магазине или на базаре, шить одежду на швейной машинке, но все женщины старались, чтобы у их детей была хоть плохонькая, но одежда: платье, штаны, фуфайки. При возможности бабушки, матери передавали детям секреты своего мастерства, приучая их с детства выращивать лен и коноплю, на станке ткать ткань, перекраивать из старой одежды платья, рубахи, штаны младшим детям.

а) Обработка конопли

«Ходили мы в домотканныой одежде, ткань производили из конопли. Посеем коноплю на огороде, когда вырастут стебли, мочили их в воде, разбивали, и получалось волокно, из которого пряли нитки. Затем на специальных станках ткали ткань и шили одежду». (Дроботова Нина Семеновна, Курская область)

«Сажали коноплю, затем собирали ее в пучки и вымачивали, затем в мялке мяли, отбивали стебли конопли, отделяли костригу – жесткие части стебля и из мягких волокон пряли нитки, отбеливали их в щелоке. Ткань получалась белая, белая, из нее шили сорочки, кроили полотенца, вырезали онучи – портяночки для лаптей». (Хайдарова Вера Никитична, Пензенская область

«Выращивали коноплю. Сами ткали холсты, дерюги, были самотканые полотенца, половики». (Уколова Мария Прокофьевна, Башкирия) б) Обработка льна

В тех краях, где жила Мария Владимировна, много выращивали льна, посеют его, а как зацветет, налюбоваться невозможно, голубой ковер кругом. Когда созреет, выдирали его, просушивали, выбивали семена, которые шли на растительное масло. Стебельки расстилали, раскладывали на поляне рядами, и так он лежал недели три. Затем начинали вручную мять, палкой выбивать, чтобы кострицы отошли (на Урале говорят – костига), чесалками чесать, лен становился шелковистым, пряли из него нитки на нижнее белье, на полотенца. (Пуц Мария Владимировна)

Одежда была в основном из ткани льна. Елизавету учили прясть толсто на то, что ее нить шла на портянки. (Балаева Елизавета Александровна, Костромская область)

Красиво лен цветет, нежно-нежно голубым цветом. Кору деревьев (сосны, лиственницы) использовали для покраски ткани, которую ткали из волокон льна, который выращивали на полях поселка. (Зольникова Полина Петровна, Ханты-Мансийский автономный округ)

А лен мы сеяли на наших огородах. (Белоусова Зинаида Григорьевна) в) Швея-мастерица

«Наша мама была портнихой, шила распашонки, капоры, которые продавала на рынке, тем самым, зарабатывая нам на хлеб. Выбежит мама на базар, купит материал и за ночь нашьет вещей. Мама брала всегда яркие красивые ткани, и сшитые вещи всегда были неповторимыми». (Еськова Ирина Петровна, Оренбургская область)

Мама Евлалии была прекрасной портнихой, она обшивала не только свою доченьку, но и соседей. С одеждой было очень тяжело в те годы, поэтому платья и пальто, которые шила мама, пользовались большим спросом. (Карышева Евлалия Викторовна, г. Муром)

«Большую помощь семье оказала бабушка, которая была прекрасной портнихой, закройщицей. Принесут ей кусок ткани, она быстро раскроит без всяких выкроек, вырежет и шьет, глядишь, завтра сельчане приходят уже то на примерку, то за готовой вещью. И пальто шила, и шапки, шубы, платья, рубашки». (Аброськин Иван Яковлевич, Кемеровская область)

«Ходили мы в той одежде, какую одежду мама сошьет, или останется от старших детей. Помню, отец с фронта послал нам фланелевые портянки, так мама перекроила их и сшила мне с младшей сестренкой платья. Шила все руками». (Хайдарова Вера Никитична, Пензенская область)

С одеждой было туговато, ткани не было, помнит Виктор курточку – матроску да штаны и утянутыми штанинами. Мама сама шила вильветки, была такая ткань парусина, из которой и шили одежду. (Павлюков Виктор Георгиевич, Калининская область)

«У мамы была швейная машинка «Зингер», поэтому мама очень много шила на нас одежды». (Тандалова Людмила Михайловна, Ханты-Мансийский автономный округ)

«Мама все шила сама, на всю семью, сошьет на ребятишек штаны, рубашонки из холста, который наткет сама». (Дронов Александр Александрович, Владимирская область)

Вспоминает Софья платье из сарпинки (ткань в клеточку), которое ей сшила мама. Мама постоянно на швейной машинке перешивала ребятишкам одежду. Что оставалось от старших, ремонтировалось и перешивалось для малышей. Покупать новое было не где, да и не на что. (Щербакова Софья Филипповна, Пензенская область)

Мама сшила дочери на швейной машинке фуфайку, приобрели туфельки и отправили дочку на почтовом катере до Ханты-Мансийска, где ее должна была встретить старшая сестра. (Петрачук Раида Тихоновна, Ханты-Мансийский автономный округ)

«Хорошо, что у нас от бабушек остались юбки, из которых мама перешивала мне разные платья» (Панюкова Тамара Максимовна, Тюменская область)

Мама сшила для дочери сарафанчик. (Чемакина Анна Дмитриевна, Ханты-Мансийский автономный округ)

С 15 лет рая начала обшивать себя и братика, мама купит материал, в Рая то брюки на руках сошьет (машинки швейной не было), то рубашку, себе платье сшила (в 1951 году приобрела рая швейную машинку). (Семенова Раиса Павловна, Ульяновская область)

«Родители ездили в Москву за обувью, одеждой для детей, материалом, из которого потом шили одежду. Одежду делили между собой. Последнему ребенку в такой большой семье было с одеждой, конечно, труднее. (Уколова Мария Прокофьевна)

Виды одежды

Сегодня дети имеют возможность покупать разную одежду, предназначенную для занятий в школе, в спортивных залах, одежду для торжественных встреч и отдыха. Из бесед с детьми войны мы узнали, что не всем родителям будущих школьников удавалось приобрести форму, платье, рубашку.

а) Школьная форма

«1 сентября 1943 года я пошла в школу. Не было специальной формы, в чем ходили до школы, в том пошли и в школу». (Моставщикова Нина Тихоновна, Башкирия)

«Специальной формы у меня не было» (Зуева Антонина Андреевна, Воронежская область)

«Помню, мне мама сшила платье». (Цветкова Люция Тимофеевна, Ханты-Мансийский автономный округ)

«Школьной формы у нас не было, сами для одежды выделывали шкуры. Мама нам на машинке шила фуфайку, в которой мы и в лес, и в школу бегали, и по деревне катались с горы». (Филатов Виктор Петрович, Ханты-Мансийский автономный округ)

«Формы у нас никакой не было, в школу ходили, кто в чем. В косы вплетали по 2 коричневые ленточки». (Елфимова Екатерина Тихоновна, Оренбургская область)

В школу ходили, в чем попало, но свои валенки и своя шубка, фетровая шапочка у Маши была. (Иванова Мария Михайловна, Курганская область)

Специальной школьной формы небыло, поэтому ходили кто в чем. Ходила Маша в маминой куртке, платье было одно, которое выстирает и опять идет в нем. Демисезонное пальто купили в военные годы. (Королева Мария Александровна, г. Грозный)

К школе бабушка Ивану сшила штаны на лямках, рубашку. (Аброськин Иван Яковлевич, Кемеровская область)

Запомнила Ида Викторовна школьную форму, которую ей сшила приемная мама из двух платков (черного и коричневого). Это платье Ида носила с 6 по 10 классы. И конечно, как любая девочка, Ида мечтала о красивой юбке, о кофточке и шерстяном платье. (Кочеткова Ида Викторовна)

«В 6 утра мама нас поднимала, чтобы мы бежали в лес. Нужно было насобирать корзину ягод – смородины, черемухи и еще продать эти ягоды, так я зарабатывала деньги, чтобы купить себе школьную форму, платье, белый и черный фартуки, туфельки» (Лящук Любовь Алексеевна, г. Курган) б) Верхняя одежда

Труднее с одеждой было в зимний период. Многие из детей из-за отсутствия теплой одежды были вынуждены весь холодный период сидеть дома. Чаще выручала одежда, доставшаяся от старших братьев и сестер, от отца, ушедшего на фронт. Дети военных лет носили:

- фуфайки;

- бушлаты;

- пальто;

- жакеты;

- шубки;

- кожухи;

«Зимы были очень холодные, дома нас родители оденут, на голову накинут суконную серую шаль, завяжут за спиной и отправят в школу, а в школе уже детей встречают учителя, развяжут шаль, помогут раздеться. Из папиного зимнего пальто перешили пальто для меня» (Драгомирецкая Анна Алексеевна, Украина)

Фуфайка – это стеженная на вате короткая курточка. Сейчас есть пуховики, внутри которых находится пух, а в военные годы утепляли одежду ватой и шили фуфайки. (Цветкова Люция Тимофеевна)

«Для одежды выделывали шкуры. Мама нам на машинке шила фуфайку, в которой мы и в лес, и в школу бегали, и по деревне катались с горы». (Филатов Виктор Петрович, Ханты-Мансийский автономный округ))

В холодный период бегала в фуфаечке, но за хорошую учебу от школы выделили овчину, из которой ей сшили длинную шубу, которую Ида носила до 5 класса. Кочеткова Ида Викторовна

Из одежды – носили фуфайки. Семенова Раиса Павловна, Лящук Любовь Алексеевна

В семье была швейная машина «Зингер», на которой для членов семьи шили фуфайки, разную одежду. Чемакина Анна Дмитриевна

Носили фуфаечки, у некоторых были кожухи (похожие на современные дубленки), которые делали из овечьей шкуры (Дроботова Нина Семеновна)

Для Устиньи из кителя сшили жакет. (Карабинович Устинья Романовна)

Были фуфайки, пальтишки, дядя катал валенки. (Дронов Александр Александрович)

Из маминой шубы сшили для Антонины шубку. (Сидорова Антонина Прокопьевна)

Носила Анна бушлат, который был сшит с подстежкой. Первое пальто Анна надела в 15 лет. (Миронцева Анна Павловна)

«В 4 классе Павел ходил в маминой шубе и вот однажды сказал, что больше не будет в этой шубе ходить, так как над ним одноклассники смеются. Мама расстроилась очень, предложила ему свою фуфайку. В это время пришел дед Петр и предложил маме перешить мамину шубу. Для брата сшил бесплатно полушубок - кожушок и Машеньке маленькую шубку» (Хайдарова Вера Никитична, Пензенская область)

«За войну все износилось, ни обуть, ни одеть было нечего». Коноплева Елизавета Трифоновна

«Носили вязанные крючком варежки» Лящук Любовь Алексеевна

Прическа:

Многие девочки заплетали косички, в которые вплетали большие белые или коричневые банты, сделанные из тюли.

«В первый класс я пошла в годы войны. Помню, у меня были длинные волосы, их заплели в косу и привязали большой-большой белый бант, сделанный, наверное, из тюли». (Цветкова Люция Тимофеевна)

1. 3. Одежда детей узников

Во время встреч с детьми войны мы познакомились с тремя узниками фашистских лагерей. Черникову Веру Николаевну в возрасте пяти лет забрали в концлагерь в Финляндию. Со слезами на глазах она нам рассказывала:

«Детей лагеря одевали в бумажную одежду. Трусики, платья, кофточки, рубашки, брюки, для всех детей лагеря одежду изготавливали из красивой гофрированной бумаги. Кто наряжен в розовой, кто в синей, кто в желтой одежде, краски бумажной одежды пестрили по всей территории. В такой «красивой» одежде детей часто фотографировали. А когда одежда порвется, снимали, сжигали бумагу и надевали новую одежду. На ноги одевали обудки с деревянными колодками, сверху натянутым материалом».

Уход за одеждой

В наши дни в магазинах продается много разных моющих средств, которые помогают при стирке белья, выведения различных пятен с ткани. В отделе «Электрооборудование» можно выбрать утюг, который выполняет различные при глажке белья операции. Сегодня невозможно себе представить жизнь без стиральной машины. Из воспоминаний ветеранов мы узнали, что наши прабабушки стирали белье, применяя щелок и самоваренное мыло, стирали белье в корытах и чанах, «гладили» рубелем. При посещении городского музея мы видели старинные тяжелые чугунные (на углях) утюги и рубель со скалкой.

«Мыла не было в те годы, и мы стирали и мылись щелочной водой. Заваривали золу в кипятке, давали отстояться, получалась мягкая вода – щелочь, которую мы использовали для стирки белья и купания в бане». (Белоусова Зинаида Григорьевна)

«Приспособились в деревнях и мыло сами варить, для этого брали каустическую соду и кишки от поросенка и долго, долго (как холодец) варили эту массу. Когда же варево остынет, разрезали его на кусочки и пользовались как мылом. Выручал щелок, при использовании которого и мылись, и стирали белье. Были в избе и красна, на которых ткали половики». (Михеевская Мария Романовна)

«Был в доме на углях утюг, рубель со скалкой, при помощи, которых «гладили» белье». (Коноплева Елизавета Трифоновна)

«Во дворе была баня, мама варила сама мыло, поэтому мыло и щелок всегда был в доме, который использовали для мытья и стирки белья». (Семенова Раиса Павловна)

Обувь

В наши дни открыты специальные обувные магазины, где по отделам находятся разные виды обуви: мужская, женская, детская, спортивная. Большой выбор обуви по сезонам (зимняя, летняя, весенняя, осенняя). Обувь сшита из разного материала. Можно подобрать туфли под любой цвет вечернего костюма. А обувь, о которой мы услышали в воспоминаниях наших героев, можно увидеть сегодня в музеях нашей страны, а лапти (лопаточки) сейчас плетут как сувениры русского промысла.

«Для школы у меня были ватные носки, поэтому я редко выходила во время перемены из класса» (Ситько Анна Григорьевна, Свердловская область)

Бегать босиком по траве, по лужам, по мокрому песку нам очень нравится, да и для здоровья полезно. Но когда мы слышали, что приходилось бегать постоянно босиком все лето и даже до поздней осени (ранней весной), из-за того, что небыло никакой обуви, нам в это было трудно поверить.

«Летом нравилось бегать босиком, особенно по лужам после дождя». (Уколова Мария Прокофьевна)

«Семья жила бедно, весной, как только растает снег, бегали босиком, аж пятки трескались до крови» (Драгомирецкая Анна Алексеевна)

« А так, как только сойдет снег, бегали босиком, пятки трескались, цыпки на ногах появлялись. Мама напарит нас в бане и лечит нам раны солидолом, керосином. Как травушка – муравушка появляется на дворе, все за околицей, около своих палисадников порядок наводят. Всегда на улице было чисто, босиком было бегать не страшно». (Хайдарова Вера Никитична)

«В теплый период в основном бегали босиком, смазывая ноги дегтем (меньше трескались подошвы и кожу спасали от мошек и комаров)». (Петрушкин Анатолий Павлович)

Летом в основном бегали босиком, была одна пара сандалий, которые очень девочка берегла для выхода в город. (Кочеткова Ида Викторовна)

Пока можно было бегать в школу босиком, Лиза бегала, а как наступили холода, уже в школу ходить было не в чем, пришлось сидеть дома (после 3 класса) Коноплева Елизавета Трифоновна

«Летом мы чаще бегали босиком, трескались пятки, было больно, но обуви не хватало и приходилось бегать босиком» (Дроботова Нина Семеновна)

«Все лето бегали босиком, так как не было обуви». (Белоусова Зинаида Григорьевна) а) Одна пара обуви на всю семью:

«Обуви тоже было недостаточно, один донашивал после другого. Чаще обувь доставалась от старших, была больше на несколько размеров, чем нога». (Панюкова Тамара Максимовна)

«Были одни ботинки на всех детей. С утра бежит один брат в ботинках, со второй смены второй брат, встречает его уже где-нибудь на полпути, переобуваются. Домой уже бегут босиком». (Пуц Мария Владимировна)

«На ногах ботинки, один коричневый, другой черный, видно достались от старших сестер». (Выучейская Анна Ивановна)

«У нас были одни валенки на троих». (Еськова Ирина Петровна)

«Часто приходилось носить обувь с чужой стороны, которая была на несколько размеров больше. Для того, чтобы ботинки не слетали с ног, вовнутрь обуви набивали солому, наматывали на ноги портянки, И только в 10 классе у Иды появились брезентовые туфли». (Кочеткова Ида Викторовна) б) Эх, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои.

«У нас в селе не все ходили в лаптях осенью, зимой ранней весной, кто был побогаче, то мог купить ботинки, но в нашей семье все ходили в лаптях, их для нас плел дедушка Петя, совсем чужой, придет к нам: «Маруся, если уж лапти прохудятся, так приноси, я починю» (Хайдарова Вера Никитична)

«В лес ходили в лаптях, а по деревне бегали босиком» (Дронов Александр Александрович)

«Тихон Григорьевич, отец Екатерины, был мастер на все руки, для жителей деревни плел лапти, кто бы ни попросил, а лапти были удобные, как галоши, легкие». (Елфимова Екатерина Тихоновна)

«Дедушка Анатолий плел лапти для всей деревни и когда внук обратился к нему с просьбой, чтобы научится плести лапти, на что дедушка сказал, что это ему в жизни не пригодится. Уже в армии Анатолий сплел из бумаги лапоть, который висел в качестве сувенира в одной из комнат казармы». (Козлов Анатолий Петрович)

«Бабушка все шила руками, умела плести лапти. В лаптях ходили в лес заготавливать дрова». (Балаева Елизавета Александровна) в) Валенки, валенки, не подшиты, стареньки

«Валенки в деревне валяли, шерсть овечья была, поэтому по возможности валенки были» (Уколова Мария Прокофьевна)

«Валенки в зимний период носили несколько лет, подшивали их, латали». (Михеевская Мария Романовна)

«За хорошую работу вскоре маме выделили деньги, так она купила для меня валенки». (Шамова Нина Михайловна)

«Зимой лапти сменяли на валенки, которые часто были в заплатках. Да и валенки были не у всех». (Ситдикова Рауза Муллагалиевна)

«На зиму мама сама штопала валенки» (Суровцева Нина Николаевна)

«Зимой ходили в валенках». (Кочеткова Ида Викторовна)

«На ногах зимой были пимокаты (валенки)». (Павлюков Виктор Георгиевич)

Запомнила Полина свои первые валенки, которые очень берегла, а так на ноги одевали чирки, в которые укладывали для тепла солому. (Зольникова Полина Петровна)

«Из обуви были одни валенки на 2-3 ребят, в Чантырье жил дед, который катал валенки». (Петрушкин Анатолий Павлович)

« Зимой были валенки. Мама валенки подшивать не умела, так дыры мы затыкали сеном. Положим его то в пятку, то в носок и бежим кататься. Скользим по дорожке, а за нами соломинки из валенок вылетают» (Зуева Антонина Андреевна)

« К зиме мама сама нам чинила валенки, делала дратву изо льна и большой иголкой пришивала заплатки». (Белоусова Зинаида Григорьевна)

«К зиме наши родители старались свалять валеночки» Дроботова Нина Семеновна

«К зиме старались купить валенки». Панюкова Тамара Максимовна

«Всегда были валенки теплые» Лящук Любовь Алексеевна

«Зимой ходили в лаптях, на ноги наматывали портянки, после войны делали обувь из резины. Еще были трепы – деревянная подошва, обшивали сверху тканью». (Пуц Мария Владимировна)

«Лапти заказывали, зимой носили носки, портянки, которые перевязывали бечевой». (Дронова Любовь Михайловна)

«Носить было нечего, поэтому даже зимой девочка бегала в школу босиком. Прибежит в школу ноги красные от мороза, сядет за парту и давай растирать ноги». (Сафрыгина Анна Андреевна)

«Носили вязаные тапочки из пряжи, которые называли пимами» (Уколова Мария Прокофьевна)

«Шили обудки, черки. Зимой обудки носили с вязанными шерстяными носками». (Чемакина Анна Дмитриевна)

Дети 40-х годов носили

Теплый период Холодный период Дополнительный материал

Парусиновые (брезентовые) туфли Лапти Чуни - вязаные тапочки, заворачивали ноги в портяночки и

Сандали Ботиночки завязывали шнурочками на ногах

Туфли Бурки Наматывали на ноги портянки

Резиновые сапожки Валенки Ватные носки

Матерчатые туфельки в горошек Галоши Длинные шерстяные носки

Туфли тряпичные, брезентовые, на резиновойОбудки Зимой носили носки, портянки, которые перевязывали подошве Солдатские ботинки бечевой.

Телячьи сапоги. Носили вязаные тапочки из пряжи, которые называли пимами.

На позднюю осень - чесанки – валенки с галошами, а уж на зиму – валенки потеплее.

Производство обуви

«Обувь шили сами, сами для обуви выделывали шкуры. Шила нам мама и сама обувь»

(Филатов Виктор Петрович)

«Лес не только кормил, но и одевал, так как из бересты шили чувяки» (Тарасова Нина Макаровна)

«Обувь на весну и осень шил нам наш папа» (Дроботова Нина Семеновна)

Весной и осенью носили чирки, отец выделывал кожу телят, оленей, сам шил обувь и научил Анатолия. (Петрушкин Анатолий Павлович)

«Были у нас дома две пары солдатских ботинок. Оденешь их и щеголяешь по селу с гордостью» (Зуева Антонина Андреевна)

«Помню, как из телячьей шкуры папа сшил мне сандалики. (Дроботова Нина Семеновна)

Название обуви Материал для изготовления

Лапти удобные, как галоши, легкие. драли лыко выделывали шкуры из лошадиной кожи шили обувь

Обувь из резины

Обувь с деревянной подошвой, сверху ткань Дерево, ткань

Постолы Из резиновых камер (камер было много от машин)

Сандалики Из телячьей шкуры

Трепы деревянная подошва, обшивали сверху тканью

Чувяки Из бересты

Чирки кожа телят, оленей

Носки Вязали из конского волоса, из крапивы так же как изо льна и конопли

«Из обуви у нас были лапти, их для нас плела мама. На ноги одевали чуни - вязанные тапочки, заворачивали ноги в портяночки и завязывали шнурочками на ногах. Папа наш был сапожник. Шил для нас простую обувку, ботиночки. Ботинки, которые мне сшил папа, я берегла их, очень долго» (Продан Раиса Федоровна)

«Обувь была с деревянной подошвой, сверху была ткань. Шили телячьи сапоги» (Карабинович Устинья Романовна)

«Все лето и сентябрь бегали по селу босиком, к зиме бабушка связала длинные шерстяные носки, купили мне галоши, сшили обувки». (Шамова Нина Михайловна)

В 6-7 классах до снега бегали босиком, даже в школу. В 7 классе ходила в маминых ботинках. Впервые купили для Антонины матерчатые туфельки в горошек, когда уже училась в институте. (Сидорова Антонина Прокопьевна)

«От снега до снега бегали по деревне босиком, зимой ходили в обудках, а из конского волоса, их крапивы вязали носки, так же как изо льна и конопли» (Новикова Любовь Алексеевна).

Летняя обувь

Все лето и сентябрь бегали по селу босиком, к зиме бабушка связала длинные шерстяные носки, купили мне галоши, сшили обувки. Шамова Нина Михайловна

Впервые купили для Антонины матерчатые туфельки в горошек, когда уже училась в институте. Сидорова Антонина Прокопьевна

Все лето могли пробегать босиком. Тапочки берегли для выхода, помнит Софья Филипповна и литые галоши. Щербакова Софья Филипповна

Летом ходили в парусиновых (брезентовых) туфлях. Лящук Любовь Алексеевна

Осенне-весенняя обувь

На ногах были бурки, в период распутицы галоши. Миронцева Анна Павловна

Здоровье детей войны

Большинство наших ветеранов - больные люди, плохо передвигаются по комнате, жалуются на боль в суставах. И слова Моставщиковой Нины Тихоновны могут повторить многие дети войны: «Конечно, из-за холода, голода, из-за того, что часто не было что надеть на ноги, на плечи мы, ребятишки простывали, что отразилось и к старости. Больные руки, ноги часто о себе напоминают»

А слова Михеевской Марии Романовны подводят итог нашей работы: «В чем мы ходили, модничали по деревне, сейчас не всегда можно увидеть даже на даче, а только в музеях – резиновые калоши, телогрейки, валенки».

З а г а д к и

Одежда:

1. Шкаф:

1. Мама вешает в нем платья, свитеры и брюки – братья,

Папа – куртку, плащ и шарф, догадались? Это.

2. Вешалка:

1. Я стою в углу в прихожей, я на дерево похожа.

Вместо листиков на ветках у меня шарфы и кепка.

2. Висит в прихожей, на грабли похожа.

3. В раздевалке я служу, на весу пальто держу.

3. Шуба:

1. Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка.

2. Есть у белок, есть у мышки, есть у серого зайчишки.

И в холодный день зимы в ней гулять выходим мы.

4. Куртка:

1. У нее есть капюшон, пышным мехом опушен.

5. Плащ:

1. Если день стоит пригожий, он не выйдет из прихожей.

Если дождик моросит, он на улицу бежит.

6. Рубашка:

1. Дуйся, не дуйся, через голову суйся.

Попляши день-деньской и пойдешь на покой.

2. Входишь в одну дверь, а выходишь из трех.

Думаешь, что вышел, а на самом деле – вошел.

7. Свитер:

1. Один вход, три выхода.

8. Варежки (рукавицы):

1. Руки греет пара печек из колечек от овечек

2. Их бабушка свяжет из шерсти на спицах,

Мягкие, тепленькие.

3. Две сестрички, две плетенки, из овечьей шерсти тонкой:

Как гулять, так надевать, чтоб не мерзли пять да пять.

4. А ну-ка, ребята, кто угадает: на десятерых братьев двух шуб хватает.

5. Едва повеяло зимой, они всегда с тобой, согревают две сестрички, а зовут их

6. В обоих домиках темно, зато жарища прямо.

А коль засветится окно, его починит мама.

7. Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился.

8. Пять пальцев за все могут браться.

Вместе в шубке одной согреваются зимой (руки в варежке)

9. Перчатки:

1. Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись малыши в темные чуланчики – каждый мальчик – в свой чуланчик.

2. Пять пальцев, как у людей, но пальцы у нее без ногтей.

3. Пять мешочков шерстяных – греются братишки в них.

4. Как только отправляются они зимой гулять,

Жильцы в дома вселяются и в каждой – целых пять.

5. Разошлись мальчишки в темные чуланчики,

Каждый мальчик в свой чуланчик.

10. Шляпа:

1. Друзья, скажите мне, кто я, взгляните на мои поля:

Их солнце жжет, их дождь мочил не раз.

Мои поля, на голове у вас.

2. Ношу на голове поля, но это вовсе – не земля.

11. Панама:

1. Когда на прогулку идем на полянку,

Всегда надеваем от солнца

2. Я любой девчонке прикрываю волосенки,

Прикрываю и мальчишке стрижки – коротышки.

От солнца я защита – для того и сшита.

12. Шарф:

1 Зимой протянулся, а летом свернулся.

2. Греет он шею холодной зимой, мягкий, пушистый и шерстяной.

3. Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода.

Дополнительные загадки:

1. Две стройные сестрицы в руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки

И вот он – шарф для Петеньки.

(спицы)

2. На веревке пальцы держат одеяльце (прищепки)

З а г а д к и

1. Башмак (и)

1. Мы скачем по травке и спим у порога,

Но жаль, что носы облупились немного.

2. Всегда послушен моде, как зеркало блестит.

Завязанный он ходит, развязанный стоит.

Догадаться не пустяк, что зовут его.

3. Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.

Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью.

2. Ботинки:

1. Всюду, всюду мы вдвоем, неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам, по зеленым по лугам.

Вниз по лестнице сбегам, вдоль по улице шагаем,

Но чуть вечер на порог, остаемся мы без ног.

А без ног им – вот беда, ни туда и ни сюда.

Что ж, полезем под кровать, будем там тихонько спать.

Когда вернутся ноги, вновь поскачем по дороге

3. Галоши:

1. Если дождик, мы не тужим, бойко шлепаем по лужам.

Будет солнышко сиять – нам под вешалкой стоять

4. Сапоги (резиновые):

1. В магазине покупают, на ноги в дождик одевают.

2. Сшили их из черной кожи, в них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге – не промокнут наши ноги.

3. По грязи гуляют, а в сушу отдыхают

4. По лужам в них смело бегает Зина,

Они не промокнут, они из резины.

5. Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома,

Если дождик, мы не тужим- бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять – нам под вешалкой стоять.

6. Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу.

7. Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома,

Если дождь – у нас работа топать – шлепать по болотам.

8. Зимою морозной идем по дорожке, надеты на нас меховые. (сапожки)

5. Сандали (туфли):

1. Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.

Мы за обедом под столом, а ночью – под кроватью.

6. Шлепки:

1. К реке искупаться бежим мы по тропке,

У нас на ногах очень легкие

7. Валенки:

1. Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой: утром в школу, днем – домой.

2. Треплют, катают, а зиму таскают.

3. Два черных, два валеных братца зимою пошли погулять.

Но странное дело случилось в пути –

То братец один, то другой впереди.

Не могут два братца спокойно идти:

То один позади, то другой позади.

Два черных, два валеных братца не могут никак поравняться.

Что за странные братцы?

Толковый словарь забытых слов

В чьих воспоминаниях звучали Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М. :

№ Слова слова ЗАО

Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999.

1. Бурка Моставщиковой Нины Тихоновны Войлочный, валяный, овечий плащ, с приваляным к нему снаружи мохнатым козьим руном. С. 91

2. Капор Еськовой Ирины Петровны Женская стеганая шапка на всю голову, с завязками

3. Кожух Дроботовой Нины Семеновны, Шуба, тулуп. Округлая покрышка; навес над чувалом, очагом; свод

Хайдаровой Веры Никитичны банной печи, каменки С.

4. Корыто Анкиной Марии Ивановны Половинка расколотого бревнышка, обделанная и выдолбленная с плоской стороны. Корыта бывают ветловые, липовые, осиновые; в них стирают бельё, месят хлебы, и из них кормят скот и птицу.

5. Кошма Замираловой Валентины Войлок, полсть, сваленная из овечьей шерсти(плохие кошма из коровьей

Аркадьевны шерсти)

6. Кудель Замираловой Валентины Мочка, кухотка, вычесанный и перевязанный пучок льну, пеньки,

Аркадьевны изготовленный для пряжи. С. 353

7. Лапоть (и) Большинство участников Короткая плетеная обувь на ножную лапу, по щиколотки, из лык –

лычины, мочалы, реже из коры ракиты, ивы, вяза, березы, из тонких корней. С. 361

8. Онуча Хайдаровой Веры Никитичны Часть обуви, обвертка на ногу, замест чулков, под сапоги и лапти;

портянки, подвертки. С. 434

9. Парусина Павлюковым Виктором Холст, полотно из пеньки С. 460

Георгиевичем

10. Портяница Кусок, отрезанная часть портна С. 509

11. Портянки Большинство участников Обёртки, онучи, подвертки под обувь.

12. Сундук Продан Раисы Федоровны Укладка, вольный ящик, с крышкою на навесках, обычно с замком, нередко окованный и со скобами. Коренная русская утварь.

13. Фуфайка Большинство участников Короткая, теплая поддевка, байковая, вязаная, шерстяная, либо стеганная. Детская фуфаечка. С. 690

14. Щелок Большинство участников Отвар золы, настой кипятку на золе; всякий раствор в воде щелочи или едких солей С. 728

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)