Общество  ->  Универсальное  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Памятники и история строительства Казани

Мы живём в России. Наша страна огромна по своей территории. В ней живут разные национальности и у каждого народа есть своя история, своя культура, своя вера. Мы все разные, но мы вместе. И от того, что мы живём вместе, мы становимся богаче. Один из самых многочисленных народов, проживающих в России – татары. Их история и культура тесно переплелась с историей и культурой русского народа.

Целью моего проекта является найти примеры такого тесного переплетения двух народов. Я выдвинула гипотезы, что раз татары и русские долго живут вместе, то со строительством города Казани и с происхождением его названия связана какая-нибудь легенда;

В городе должна быть самая древняя укрепленная часть, наподобие Московского Кремля;

С Казанью связаны имена известных людей, дела которых прославили не только Татарстан, но и всю Россию.

План проекта.

1. Найти сходства и различия в строительстве древней Казани и Москвы.

2. Каким знаменитым людям поставлены памятники в Казани. Гордостью русского или татарского народа являются их дела и поступки?

Работая над проектом, я обнаружила, что с названием города связано несколько легенд.

Название города Казань произошло от названия реки Казанки, что в переводе с татарского «каз-ган» означает «углубленный», «выкопанный».

По другой версии однажды задумал хан построить город. "Где будем строить?" - советовался он со своими людьми. Один из них сказал:

- Нальем в казан воды, поставим его в телегу, зажжем под казаном огонь и погоним лошадей. Где казан закипит, там и построим город.

Так и сделали. Казан закипел на месте современной Казани. Сказывают, там и построили город.

Казань - место, где закипел казан.

Казань, так же как и Москва, построена на берегу двух рек – Волги и Камы. В 2005 году город отметил своё 1000-летие. Оказывается он старше Москвы. Также как и Москва, Казань многонациональный город. Государственной религией в нём в 922 году был принят ислам.

Сердцем Казани является Казанский Кремль. Строительство Кремля началось в 1556 году. С южной стороны кремлевских стен были воздвигнуты башни: Юго-западная, Спасская, Юго-восточная. Внутри Кремля расположился Благовещенский собор и другие церкви. Также были построены двор воеводы, дворец архиепископа, здания Спасского монастыря, Преображенская башня, Тайницкая башня.

Благовещенский собор в казанском кремле входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества. Он остается самым древним сооружением в кремлевском ансамбле. Собор относят к псковской школе русского зодчества.

Казанский кремль - великолепный архитектурный ансамбль, сохранивший черты всех столетий. Сюда же входят такие культовые мусульманские сооружения, как Башня Сююмбике и Мечеть Кул Шариф.

Башня Сююмбике (в Кремле) – одна из самых «падающих башен мира», названная в честь казанской царицы Сююмбике, по преданию не захотевшей стать женой Ивана Грозного и бросившийся с башни вниз.

Мечеть Кул Шариф (в Кремле) - эта легендарная 8-минаретная мечеть, названная в честь сеида Кул Шарифа (главы мусульман казанского ханства, поэта 16 века, одного из руководителей обороны Казани при захвате города Иваном Грозным, погибшему защищая ханский город), действительно существовала, но не осталось не одного чертежа, по которому можно было бы её восстановить. Однако её образ остался в памяти народа, в легендах и преданиях, поэтому было принято решение о строительстве новой 4-минаретной мечети с именем Кул Шариф. По преданию образ этой мечети повлиял на образ Собора Василия Блаженного в Москве, построенного в честь взятия Казани, - храма столь необычной для России архитектуры.

Скульптурная композиция задумана в 2001 году как памятник талантливым зодчим - создателям Казанского кремля. Она состоит из сидящей фигуры зодчего-русского, держащего на коленях чертеж Спасской башни, и зодчего-татарина, стоящего за его спиной с чертежами ханского кремля.

В городе Казани можно встретить как православные постройки с элементами мусульманского орнамента, так и чисто русские или татарские строения.

Храм Нерукотворного Образа Спасителя. Это сооружение имеет еще и второе название - Памятник русским воинам, и связано оно с таким историческим событием, как взятие Казани (1552).

После взятия Казани именно на этом единственном кладбище и были похоронены православные воины, погибшие при штурме крепости. По церковным правилам хоронить следует только в освящённой земле. Павшие воины были похоронены в братской могиле и сверху засыпаны землёй так, что образовался небольшой холм.

После победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года повсеместно было принято устраивать поминальные воинские храмы. В Москве в ознаменование этого события был заложен, ныне возрождённый, храм Христа Спасителя. В Казани тоже решили воздвигнуть такой храм и выбрали для него место — уже существующее в городе воинское захоронение. Автором идеи строительства был Император Александр I. Он выделил из собственных средств для этого пять тысяч рублей. Царская Семья добавила столько же. Была объявлена подписка — всенародный сбор пожертвований.

В благородном деле строительства храма для поминовения всех воинов, отдавших свою жизнь за Отечество, участвовали все слои общества города: дворяне и купцы, крестьяне и ремесленники, мусульмане и православные, т. к. все они в той или иной мере участвовали в защите своего Отечества, как было не раз в нашей истории.

В 1823-м и повторно в 1832 году храм был освящён архиепископом Филаретом в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя, который изображён на знаменах (хоругвях) православного воинства.

Храм построен в виде четырёхугольной усечённой пирамиды, с четырёх сторон украшен портиками и двумя колоннами. По углам его располагаются круглые изнутри кельи для служителей. Стены покрыты листовым железом. Вокруг — железная ограда на каменных столбах. Увенчан храм Георгиевским крестом (высшей воинской наградой).

Не только памятниками архитектуры славится Казань. В её парках, на улицах стоят памятники знаменитым людям.

Гаврии́л Рома́нович Держа́вин – русский поэт эпохи Просвещения, родился в Казани, там же провёл своё детство. В различные годы занимал высшие государственные должности: кабинет-секретарь Екатерины II, министр юстиции (1802—1803).

Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды, которая восхваляет правление императрицы Екатерины II. Державин является продолжателем традиций Ломоносова. Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам

Русский химик Александр Михайлович Бутлеров родился в Чистополе Казанской губернии в семье помещика, офицера в отставке. Рано лишившись матери, Бутлеров воспитывался в одном из частных пансионов в Казани, затем учился в Казанской гимназии. В шестнадцатилетнем возрасте он поступил на физико-математическое отделение Казанского университета, который в то время был центром естественнонаучных исследований в России. В первые годы студенчества Бутлеров увлекался ботаникой и зоологией, но затем заинтересовался химией и решил посвятить себя этой науке. В 1849 г. Бутлеров окончил университет и был оставлен на кафедре в качестве преподавателя. Позже Бутлеров становится профессором химии Казанского университета. Кроме химии, Бутлеров много внимания уделял практическим вопросам сельского хозяйства, садоводству, пчеловодству, а позднее также и разведению чая на Кавказе.

Никола́й Ива́нович Лобаче́вский - русский математик, создатель геометрии Лобачевского, деятель университетского образования и народного просвещения.

Н. И. Лобачевский родился в Нижегородской губернии. Его родителями были Иван Михайлович Лобачевский (чиновник в геодезическом департаменте) и Прасковья Александровна Лобачевская. В 1800 году после смерти отца мать вместе с семьёй переехала в Казань. Там Лобачевский окончил гимназию), а затем и только что основанный Казанский Императорский университет, которому отдал 40 лет жизни.

По окончании университета Лобачевский получил степень магистра по физике и математике с отличием и был оставлен при университете. Круг его обязанностей его были обширен — чтение лекций по математике, астрономии и физике, комплектация и приведение в порядок библиотеки и музея и т. д.

В 1819 г. Лобачевского назначают новым деканом физико-математического факультета, а затем он избирается ректором университета. Он с головой погружается в хозяйственные дела — реорганизация штата, строительство механических мастерских, лабораторий и обсерватории, поддержание библиотеки и минералогической коллекции, участвует в издании «Казанского Вестника» и т. п. Многое он делает собственными руками. Читает научно-популярные лекции по физике для населения. И одновременно он неустанно развивает и шлифует дело своей жизни — неевклидову геометрию.

Усилиями Лобачевского Казанский университет становится первоклассным, авторитетным и хорошо оснащённым учебным заведением, одним из лучших в России.

Александр Васильевич Вишневский, известный хирург родился 4 сентября 1874 г. в дагестанском ауле Чир-Юрт. Но в 1899 г. окончил медицинский факультет Казанского университета, защитил докторскую диссертацию, а затем руководил хирургической клиникой в Казани.

Потом Александр Вишневский был назначен директором хирургической клиники Москве. В 1946 г. он стал директором Института хирургии Академии медицинских наук СССР.

Вишневский проводил исследования в области хирургии, а также нейрохирургии, хирургии военных повреждений и гнойных процессов. Он разработал самый известный метод обезболивания — новокаиновую блокаду, местную анестезию. Самое известное достижение учёного — заживляющая масляно-бальзамическая повязка (мазь Вишневского). Врач получил Сталинскую премию (1942), орден Трудового Красного Знамени и много медалей. За год до смерти Вишневский основал Московский институт хирургии Академии медицинских наук, который носит его имя.

Александр Вишневский скончался 13 ноября 1948 г. в Москве.

Вот так переплелись в судьбе учёного Москва и Казань.

Федор Иванович Шаляпин — один из величайших певцов XX века. Он родился 13 февраля 1873 года в семье писца земской управы. На следующий день, на Сретенье, Федю крестили в церкви Богоявления (ул. Большая Проломная, ныне ул. Баумана). Сейчас возле Богоявленского собора расположен памятник певцу.

Его родители - Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна были из тех городских крестьян, которые числились в сельской общине, платили подати и, не бросая своего клочка земли, промышляли в Казани чем могли, не гнушаясь самой черной работой. Иван Яковлевич был грамотным, имел красивый почерк и устроился писцом в земскую управу. И детей своих старался обучить грамоте и ремеслу, чтобы перевести их со временем в другое сословие – в мещане, в цеховые, в купечество или духовенство.

Учился Шаляпин в шестом городском начальном училище на Георгиевской улице, одном из лучших в городе. Но на жалованье отца невозможно было прокормиться семье в пять душ (у Фёдора были ещё брат и сестра). И вот мальчик поступает в учение сначала к сапожнику Тонкову, своему крестному отцу, затем к токарю. А тринадцати лет отец устраивает его переписчиком бумаг в управу, где работал сам.

С самого детства Фёдор Иванович любил петь, и родители отдали его в хор. Также он увлекался театром. Уже в 17 лет он играл в оперной труппе. За годы работы в театре Шаляпин сыграл очень много ролей. У Шаляпина было очень много друзей. И все они известные актёры, музыканты, художники и писатели. Он руководил Мариинским театром. Шаляпин выступал во многих зарубежных странах: в Америке, во Франции, в Германии и в Италии. Он прославился на весь мир!

Джалиль (Джалилов) Муса Мустафович - татарский советский поэт. Родился в татарской семье бедного крестьянина. Учился в Оренбургском медресе «Хусаиния», где кроме теологии, изучал литературу, рисование и пение. В 1919 году вступил в комсомол. Участник Гражданской войны. В 1931 году Муса окончил литературный факультет МГУ. В 1931—1932 годах был редактором татарских детских журналов, издававшихся при ЦК ВЛКСМ. Был завотделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист», выходившей в Москве. С 1941 ушёл защищать Родину. В 1942 тяжело раненный был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. Он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста. За участие в подпольной организации казнён в военной тюрьме Плетцензее. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза (1956).

Памятник татарскому дедушке-благотворителю поставлен недавно. У него есть конкретный прототип: 72-летний ветеран труда, почетный гражданин Казани Асгат Галимзянов. Когда он делал добро, не думал, что ему поставят памятник. Асгат Галимзянов подарил детским домам и приютам республики 69 автомобилей, помогал пострадавшим от землетрясения в армянском Спитаке, жертвам Чернобыля.

"Средства я достаю кропотливым трудом: всей семьей выращиваем бычков, сдаем их на мясокомбинат, а на вырученные деньги покупаю машины и автобусы для детей-сирот", - рассказал Асгат Галимзянов на открытии памятника. Недавно он перечислил значительную сумму в помощь детям Южной Осетии, пострадавшим в результате грузинской агрессии.

Асгат Галимзянов награжден золотой медалью Льва Толстого "За выдающийся вклад в дело защиты детства", международной премией святого апостола Андрея Первозванного "За веру и верность" - за милосердие и обширную благотворительную деятельность, орденом Трудового Красного Знамени.

Село Старое Аракчино, что в нескольких километрах от Казани, скоро узнает весь мир. Там возводится самый удивительный храм на земле. В нем маковка православной церкви соседствует с мусульманским минаретом и иудейской синагогой. Его зодчий - местный житель Ильдар Ханов - называет свое творение Вселенским храмом, или Храмом всех религий.

Все религии являются воплощением культур народов и аккумулируют в себе все лучшее, что создано человечеством. Вера направляет нас на добрые дела. С этой целью и строится храм всех религий. Это не религиозный храм, а храм культуры и истины. Никаких обрядов в нем проводиться не будет.

Итак, в результате своего исследования, я сделала вывод, что в судьбе двух городов много общего, как и должно быть. Потому что у русского и татарского народов общая история, общая судьба.

А известные люди, судьбы которых связаны с Казанью и с Москвой, принесли славу не только своим народам, но известны во всем мире. А это значит, пока мы вместе и делаем всё сообща слава, богатство и сила нашей Родины будет множится.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)