Развлечения  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Саратовская гармошка – душа губернии в произведениях Шостаковича, Чайковского, Глинки

На концерте, который был посвящен дню города Саратова, я увидел выступление творческого коллектива игры на гармошке. Мне очень понравился звук этого инструмента и я решил, что сам научусь на нем играть. Вот так родители меня привели в творческий коллектив «Саратовские переборы», где я узнал, что это не просто гармонь, а наша Саратовская. Саратовская гармошка тесно связана с историей моего родного края и является его реликвией

Интересна судьба саратовской гармошки, ее значение в судьбе русского народа. В старину без нее не проходился на один праздник, не одно событие. Саратовская гармошка своими задорными переливами помогала в трудные минуты и минуты радости. Но сегодня этот инструмент не заслужено забыт, к сожалению, он стал лишь частью истории. Обидно, что саратовская гармошка исчезает. Производство прекращено, музыкантов – профессионалов очень мало.

Я хочу рассказать об этом удивительном инструменте, и возможно, у саратовской гармошке будет больше поклонников и они так же как я полюбят ее песнь. А так же хочется верить, что гармоника возродится и мы – подрастающее поколение будем этому помощники.

Из истории возникновения гармоники от однорядки до "Юпитера"

Слово «гармоника» (от греческого harmonia — связь, стройность, соразмерность) стало употребляться более двух столетий назад для названия некоторых музыкальных инструментов, позволявших извлечь на них созвучие. Так, во второй половине XVII века была распространена стеклянная гармоника. Она не имела ничего общего с теми инструментами, которые впоследствии стали называться гармониками.

О начальном периоде распространения гармоники в России известно очень мало. Вероятно, отдельные экземпляры их покупались за границей любителями музыки из привилегированных слоев населения и через крепостных слуг проникали в деревню. Возможно, что гармоники привозились и специально для продажи, например на нижегородской ярмарке. Первые печатные свидетельства говорят не о проникновении гармоник, а уже об их распространении.

Почти все авторы известных трудов о гармонике (Благодатов, Вертков, Мирек и др. ) единодушно называют датой зарождение гармоники в России 1830 год, связывая ее с именем тульского оружейника Ивана Сизова. Купив на Нижегородской ярмарке "заморскую диковинку" за 40 рублей, И. Сизов решил смастерить на её основе у себя дома (Чулкова слобода на окраине Тулы) инструмент, но по своему усмотрению.

Вместе с И. Сизовым в Туле нашлись люди, которые изготовили вначале для себя, а затем для своих знакомых подобные инструменты. Это увлечение, которым мастера занимались в свободное от основной работы время, стало их приработком. Так как спрос на гармоники возрастал, а производство стало прибыльным делом, отдельные мастера перешли целиком на изготовление гармоник, подключив к работе членов своих семей. Так появились первые гармонные мастерские (на дому). С тex пор по России стала распространяться русская гармошка. Гармонный промысел получил развитие также в Вятской и Новгородской губерниях (в Череповце), а позднее и во многих других: Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Орловской, Нижегородской, Симбирской, Саратовской губерниях, в Петербурге и Казани.

Первые гармоники, завезенные в Россию, были однорядные: клавиши для правой руки располагались в один ряд. Число клавиш бывало различным: 5, 7, 8, 10; чаще встречались семиклавишные. При нажатии одной и той же клавиши получался различный звук в зависимости от сжимания или растягивания меха. На простейшей гармонике, например тульской, еще нельзя было исполнять русские песни без искажения, но недостатки конструкции гармоники настойчиво преодолевались, инструмент приспосабливался к художественным требованиям народа. Можно сказать, что русская народная песня «формировала» гармонику. Разнообразны стилевые традиции песни — разнообразны и типы гармоник. На них должны были звучать и задорная частушка, старая — протяжная, и более поздние — лирические песни. Каждый тип гармоники был приспособлен для исполнения песен определенного ладового строения. Другие песни требовали и другого типа инструмента.

Как бы ни был дешев инструмент, крестьянин не мог иметь несколько гармоник. Поэтому творческая мысль мастеров устремилась на создание универсального инструмента, способного передавать песни, различные по жанрам и ладовому строению. Борьба нового и старого в народной песне нашла свое отражение и в самой конструкции инструмента. Средняя цена на гармоники кустарей была сравнительно низкой (вятские — от 50 коп. до 7 руб. ,2 в отдельных случаях до 18 руб. ; ярославские — от 50 коп. до 5—7 руб. ,3 костромские — от 50 коп. до 1 руб. ). Так как главным покупателем гармоник являлся крестьянин, то сбыт этой продукции находился в тесной связи с экономическим положением деревни. В урожайные годы, при хороших заработках на фабриках, число покупателей возрастало, оживлялось и производство гармоник. Необходимо отметить, что с первых лет своего появления гармоника отнюдь не была принадлежностью только зажиточной части крестьянства; она встречалась и у середняков и у бедняков

Широкое распространение гармоники, конечно нельзя объяснить только ее дешевизной. Необходимо отметить, что этот музыкальный инструмент отвечал музыкально-художественным запросам русского народа. Конструкция гармоники, крайне ограничивающая ее музыкальные возможности и в этом смысле являющаяся ее недостатком, благодаря своей разумной простоте на первых порах содействовала ее успеху и распространению.

Начальный период распространения гармоники среди городского населения не нашел никакого отражения в документах. Гармоника быстро стала привычным и обыденным инструментом, современники не считали нужным заниматься описанием ее устройства и выяснением ее роли в народном быту.

Замалчиванию гармоники способствовало и отрицательное отношение к ней большинства музыкантов и исследователей народного творчества. Они считали подлинно народной и «неиспорченной» только старую крестьянскую песню, недооценивая значение городского фольклора. К гармонике они относились как к инструменту, чуждому народной культуре, искажающему народную песню. Распространение гармоники, с их точки зрения, приносило вред народному искусству. Тем не менее инструмент был в ходу у русского народа, более того, из музыкальных инструментов почти безраздельно господствовала гармоника.

Стремление исполнять различные песни различных областей и районов привело к созданию различных местных типов гармоники: саратовских, кассимовских, череповецких, вятских, ливенских, елецких, сибирских. Внесение национальных черт в конструкцию русской гармоники помогло возникновению дагестанских, татарских, башкирских и других инструментов.

История развития Саратовской гармоники

Саратовской гармошке - более полутораста лет. По преданию, она появилась на свет из небольшой немецкой гармоники, которую саратовские музыканты привезли с Нижегородской ярмарки и переделали на свой лад. А веселые колокольчики добавили к ней уже позже. Секрет их перезвона местные мастера позаимствовали у валдайских умельцев.

Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Точной даты, к сожалению, мы не знаем. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».

Саратовская - близка тульской. Строй русский. Звукоряд правой руки - 8-10 клавиш. В левой клавиатуре добавлена третья клавиша, дающая при растяжении ля минорное трезвучие, а при сжиме - ре минорный квартсекстаккорд. Характерная особенность саратовской гармоники - два колокольчика, приделанные к корпусу. Они звучали при нажиме клавиш левой клавиатуры, которые давали бас или аккорд. Именно они дали саратовской гармонике неповторимый голос.

В середине XIX века Саратов был небольшим городком с многонациональным населением. Музыка в городе звучала повсюду. В летние вечера берег Волги оглашался песнями бурлаков и плотогонов. Огромные плоты с лесом для Саратова сопровождались сплавщиками-крестьянами с верховья Волги, с берегов Камы, Вятки и других рек. Каждый прибрежный кабак являлся местом своеобразных концертов, где по вечерам звучали крестьянские и бурлацкие песни со всего Поволжья. Здесь рождались и новые песни талантливых певцов из народа. Появляются небольшие предприятия, обрабатывающие зерно, сало, кожи. С 1865-1866гг появилось и производство знаменитых саратовских гармошек В конце 19 века в Саратове существовало 8 кустарных мастерских по производству гармоник с колокольчиками. До сих пор Саратов - единственный город мира, где выпускались такие гармошки. Саратовская гармошка так же как и Саратовский калач – визитная карточка нашего города

Развитию гармоники способствовала и общая активизация музыкальной жизни в Саратове в 70-х годах. В Саратове в эти годы организуется отделение Русского музыкального общества. При нем открываются музыкальные классы, проводятся оперные сезоны, налаживается регулярная концертная жизнь. Толчок этому дало открытие в 1871 г. железнодорожного сообщения между Саратовом и Москвой. В 70 — 80-е годы работали уже мастера-специалисты по производству саратовских гармоник: Н. Г. Корелин, С. Е. Егоров, И. П. Сахаров, и другие. Много сил и уменья отдали они делу популяризации инструмента.

Отличным мастером, а также талантливым конструктором, много сделавшим для формирования музыкально-тембровых и внешних качеств саратовской гармоники, был Николай Геннадьевич Корелин (1851 — 1918). Отец его, мелкий кустарь, занимался скупкой (на рынке и по случаю) сломанных гармошек, чинил их и продавал. Своего младшего сына Николая он с детства приучил к этому ремеслу. Мальчик оказался способным и старательным. Гармоники, отремонтированные Корелиным, как правило, имели голосовые планки из железа, а голоса из желтой или белой (польского серебра) меди, мех обклеивался простой бумагой изнутри и глянцевой снаружи. Примерно с 1870 года на Никольской улице (ныне улица Радищева) появляется гармонная мастерская Н. Г. Корелина. 18 августа 1879 года Корелин первым среди гармонных мастеров получил «свидетельство на звание ремесленника Саратовской ремесленной управы». В этом первом свидетельстве в грифе «какое мастерство» писарем было записано: «гармоничное» (в последующих — гармонное). Свидетельство давало право на устройство мастерской. Для получения его нужно было сдать соответствующий экзамен в Саратовской ремесленной управе (теоретический и практический). Наличие такого свидетельства служило гарантией качественной и добросовестной работы мастера.

Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной (окрашивался и покрывался лаком), а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева; плоскости украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок — вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками (например, в известной мебельной мастерской В. В. Мельникова).

Корелин все старания направил на улучшение инструментов: голосовые планки стал делать из листовой меди, голоса — из стали. Работал он только на заказ. Первыми заказчиками были любители-гармонисты города и окрестных сел, солдаты, затем — приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Корелин высылал гармоники в волжские города, на юг России, в Сибирь, на Дальний Восток. Ему заказывали инструменты и цирковые артисты братья Дуровы: для них Корелин делал маленькие, карманные гармоники (типа «черепашек»). В мастерской Корелину помогали подмастерье и ученики, но основную работу он делал сам. Попасть к Николаю Геннадьевичу в ученики стремились многие; он отбирал тех, которые имели музыкальные данные, считая, что это главное для гармонного мастера. Имея отличный слух и эстетическое чутье, он был первоклассным настройщиком и всегда сам наклепывал голоса и настраивал инструменты. Изделия Корелина, как и других лучших саратовских мастеров, служили много лет без ремонта. И сегодня можно встретить их гармоники, сделанные в конце прошлого века, в отличном состоянии. Такие мастера, как Корелин, Удалов. Кураев имели личные штампы, которые они ставили внутри и снаружи инструментов.

В 80-х годах ХIХ века появляются мастера-гармонщики в уездных городах Саратовской губернии (Вольске и Хвалынске), а также в сёлах. Стоимость заказной гармоники уже доходила до 75 рублей, примерно в 2 раза дороже коровы. Корпус инструмента делали из липы, украшали резными накладками из орехового дерева, планками из меди, мельхиора и стали. Меха изготавливали из картона, шёлка и сатина. Колокольчики были медные.

Тогда же за саратовскую гармошку взялись краснодеревщики. Инструмент стал настоящим произведением искусства. Например, корпуса гармоник Никанора Удалова пользовались известностью не только в России, но и за рубежом. Есть документальные свидетельства о том, что саратовские гармоники из его корпусов собирали даже в Америке.

В 20-х годах прошлого века кустарей - гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь» и выделили им помещение на улице Цыганской (ныне Кутякова), 5. Артель расширялась, механизировалась и со временем превратилась в современное поточное производство с коллективом до 150 человек. Стараниями и опытом многих мастеров создавалась уникальная саратовская однорядовая, трехголосная с двумя колокольчиками гармонь с широким звуковым диапазоном, высокими акустическими и игровыми качествами. Выпускалась она в традиционно русском стиле - с яркими атласными мехами, резным деревянным корпусом и чеканной металлической фурнитурой. Колоритное, оригинальное, художественное оформление инструментов создало гармони престиж одного из лучших Саратовских сувениров. Эти гармони экспонировались на многих международных выставках и ярмарках.

Саратовская гармоника - праздник в стиле исконных саратовских традиций

В 80-х годах XIX века в нашей губернии уже невозможно было представить ни одного праздника без звонких переливов саратовской гармоники. Мастера высылали гармоники в волжские города, на юг России, в Сибирь, на Дальний Восток. Саратовскую гармонику полюбили татары, калмыки, уральские казаки и другие народы России.

Саратовская гармоника быстро вошла в жизнь и быт людей, получила широкое распространение Несмотря на то что гармоника стоила дорого, в каждой саратовской семье считалось за честь иметь этот инструмент. Ни одна свадьба тех лет не обходилась без гармошки. Ни в городах, ни в деревнях на праздниках и массовых гуляниях не обходилось без Саратовской гармони. Под ее переливчатые переборы пели «Саратовские страдания», и задорные частушки, залихватски плясали «Барыню» и «Камаринскую», а так же гопак, польку, вальс. Хорошие гармонисты пользовались большим уважением и авторитетом, являлись организаторами игр и развлечений. Если где-нибудь на гулянке парни начинали шуметь, азартно спорить, то достаточно было гармонисту сказать: «Тихо, братцы, а не то заберу гармонь и уйду»,— и сразу наступала полная тишина. Гармонист нередко являлся вожаком молодежи.

Иметь саратовскую гармонику было заветной мечтой почти каждого парня. Саратовская гармоника становится незаменимой на народных праздниках. Рабочие мастерских и заводов Саратова в воскресные и праздничные дни выезжали на лодках на острова. По свидетельству очевидцев, это была необыкновенно красочная картина. На Зеленом острове собирались группы нарядно одетых людей. Особенно выделялись колоритные фигуры гармонистов в русских поддевках темно-зеленого или темно-малинового цвета, лаковых сапогах и с начищенной до блеска гармоникой в руках. И вот по затону, да и по всему бескрайнему простору волжской глади начинал звенеть разноголосый хор саратовских гармоник с перезвоном колокольчиков и с припевками; пели мужчины, женщины принимали участие в пении редко (правда, впоследствии, с начала XX века, их голоса слышались чаще). На большой лужайке Зеленого острова бывало особенно многолюдно: здесь устраивалось что-то вроде народных конкрсов — кто лучше сыграет на гармонике или спляшет под ее аккомпанемент. Свои детские впечатления (1909 год) о таких выездах описывает Константин Федин в романе «Первые радости».

Разнообразие вариантов исполнения знаменитых саратовских частушек

(«переборов») определяло мастерство гармониста. Музыкальная фантазия, память и владение инструментом должны были быть исключительными, если учесть ограниченный возможности инструмента

(диатонический мажорный звукоряд с тоникой и доминантой в аккомпанементе).

Встречались талантливые народные музыканты, которые могли играть свой репертуар в течение часа, ни разу не повторяясь. Наградой победителю на этих народных конкурсах были восторженные возгласы и аплодисменты. Под переливчатые переборы саратовской гармошки, задорность ее танцевальных мелодий пели и плясали бойцы легендарной Чапаевской дивизии, да и сам Василий Иванович. Служивший в чапаевской дивизии саратовский гармонист Семён Портнов в 1946 году создал в Саратове знаменитый ансамбль саратовских гармоник профтехобразования. А ученик Портнова Станислав Попов в городском дворце пионеров и школьников организовал ансамбль саратовских гармоник «Колокольчик». За 40 лет там сменилось пять поколений ребят.

Общероссийскую известность саратовская гармошка обрела в связи с творчеством талантливой народной певицы, нашей землячки Л. А. Руслановой, в интерпретации которой знаменитые саратовские частушки и страдания под аккомпанемент гармони с колокольчиком стали синонимом волжской песенной традиции. Но именно в сольных гармошечных проигрышах между куплетами и была заключена музыкальная сторона частушки.

Ее звучание завораживало слушателей, когда гармонь попадала в руки знаменитого музыканта и композитора И. Я. Паницкого. А местные исполнители – виртуозы М. Козлов, А. Егоров, В. Яркин значительно расширили репертуарные возможности этого музыкального инструмента и прославили его далеко за пределами области.

Саратовская гармонь с колокольчиками зазвучала в оркестре народных инструментов имени Осипова, в хоре имени Пятницкого. Калмыцком ансамбле «Тюльпан», Украинском «Разгуляе», Ансамбле саратовских гармонистов под руководством С. Портного, В. Новикова, Е. Нахова создали свой оригинальный репертуар выезжали с концертными программами в Польшу, Словакию, Францию, Англию, Бельгию, Японию и др. страны.

И какому талантливому озорнику пришла в голову идея снабдить Саратовскую гармонику задорными колокольцами? Ну а как же можно было обойтись без них! Ведь Саратовская гармоника совсем не способна грустить, ее конструкция позволяет играть, в основном, веселую, плясовую музыку. Возможно поэтому она становится такой любимой и популярной в народе. Саратовскую гармонику достаточно услышать один раз — и ее уже не спутаешь ни с какой другой.

«Люблю саратовскую гармонь по-настоящему, от всей души! А вот за что и почему не знаю. Захватывает и пьянит, всего берет гармонь, особенно когда заходит в живых искусных руках. Не случайно в народе прозвали ее саратовским соловьем, и говорят, что голос ее больного подымет, мертвого оживит». Писал великий писатель Алексей Толстой.

Сохраним народный символ земли Саратовской

Сегодня саратовская гармошка переживает не лучшие

Здание бывшей фабрики саратовских гармоник времена. Экономические реформы 90-х годов не прошли бесследно для саратовской гармоники, её

производство прекратилось. Цех по производству закрыт, хотя является памятником истории и культуры, газ и электричество там отключены, трудится в нем по своему душевному порыву единствен- ный мастер-настройщик (по совместительству сторож) – Петр Федорович Текучев. Находит где-то старые гармони, восстанавливает их, перестраивает, в меру сил и возможностей реставрирует. Серийное производство гармоней прекращено примерно лет пять назад. Отдельные инструменты еще делались - на заказ, потом и их не стало.

Сергей Шалимов и Евгений Яркин — старейшие солисты ансамбля «Саратовская гармоника» и последние профессиональные исполнители. Играют на гармошке по 40–50 лет.

Смены почти нет. В прошлом году Сергей Шалимов собрал оставшиеся в закрытом цехе инструменты и материалы и отвез их домой последнему мастеру.

Однако вряд ли они кому еще пригодятся: Петру Федоровичу уже за семьдесят, и после того, как цех закрылся, он практически забросил свое ремесло. Нет учеников, которые могли бы Сергей Шалимов с гармонью перенять искусство создания реликвии. Истинные гармонисты прикипают душой к этому инструменту и остаются верны ему всю жизнь. Но и таких осталось не много. Из 12 народных коллективов, занимающихся игрой на саратовской гармошке, осталось по городу 3-4.

Саратовский бренд №1 может исчезнуть не только с магазинных прилавков, но и из концертных залов. По словам Сергея Шалимова, научиться играть на гармонике по самоучителю практически невозможно. Даже профессиональным баянистам, окончившим консерваторию, на это требуется минимум полгода. Между тем в городе осталось не больше 6-8 высококлассных гармонистов. Горстка музыкантов, виртуозно играющих на знаменитых "саратовских, с перезвоном" не только "Камаринскую", но и произведения Шостаковича, Чайковского, Глинки, участвует в редких концертах.

Рассказывают, что есть мастера, которые изучали нашу гармонику и смогли у себя делать подобные, что в Сибири живет один умелец, собирающий великолепные инструменты.

Заказывать Саратовскую гармошку в Сибири – позор!

В сердцах многих людей живет надежда на возвращение из забытья саратовской гармони, а с ней и часть истории Саратовского края, его самобытности. Не так давно в нашем городе была проведена акция «Гордись, Саратов!». В течение трех месяцев жители Саратова выбирали символ города. Более 400 тысяч голосов (почти 44 процента опрошенных) выбрали гармонику. И народным символом нашего областного центра стала наша славная саратовская гармонь. Диплом за первое место вручили под туш из колокольчиков саратовских гармошек. В честь символа города лучшие коллективы «Саратовские гармошки», «Волгари», «Дубки» сыграли «Саратовские припевки», «Волга, Волга - мать родная, Волга - русская река. » и «Барыню».

В сентябре на центральной улице города Саратова был открыт памятник Саратовской гармошке. Это - бронзовая фигура, изображающая веселого гармониста. Бронзовая фигура работы скульптора Владимира Пальмина изображает сидящего на городской скамейке веселого музыканта в картузе, сапогах и русской рубахе, наигрывающего саратовские переборы на знаменитой гармони с колокольцами. Памятник - "музыкальный". Мелодия гармоники разносится из скрытых динамиков дважды в день - в полдень и шесть часов вечера.

Так же в проекте возрождение культурного центра саратовской гармошки. Планируется открытие музея с уникальными инструментами, на которых будут играть экскурсоводы, ставить старинные записи. Там будет продаваться и сувенирная продукция. В этом центре планируется концертно-выставочный зал на 200–300 человек, где будут проходить выставки, вечера, концерты, занятия по обучению игре на этом инструменте. Хочется верить, что это не просто слова, а реальный шанс к возрождению, и все планы воплотятся в жизни.

Своей работой я хотел привлечь внимание к утрате культурного наследия и не дать погибнуть нашей исторической реликвии, нашему символу, бренду и уникальному музыкальному инструменту. Ведь гармонь должна играть. Это душа Саратовской губернии и России в целом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)