Развлечения  ->  Юмор  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Значение эмоций в жизни человека

«Эмоции окрашивают нашу жизнь в теплые радужные тона, пробуждая ощущение радости, счастья, успеха или привнося в нее беспросветный мрак, делая ее невыносимой»

М. Смирнова

Эмоции являются нашей реакцией на внешний мир. Эмоции приходят и уходят, порой захватывают нас полностью. С чем это может быть связано? С ускорением темпов развития общества, с увеличением получаемого объема информации, возникновением решаемых и нерешаемых проблем? Почему мама сердится, папа радуется, подружка удивляется, я скучаю? Понять как возникают эмоции очень сложно. Почему люди поступают так, а не иначе? Меня заинтересовала эта тема.

Эмоции всегда были связаны с творчеством писателей и поэтов, никакое творчество не обходится без эмоций. Сам творческий процесс, как говорится, связан с чувством вдохновения. Поэтам свойственно о чувствах говорить словами. А вот выражение лица способно рассказать о многом. По выражению лица можно сказать, собирается ли человек сражаться или чувствует отвращение к чему-либо, или чувствует какие-либо переживания. Чтобы понять человека, который испытывает эмоции, нам не нужны никакие слова, можно просто увидеть, почувствовать его состояние. Выражение лица позволяет человеку без слов информировать людей о своем состоянии. Спектакль не получится, если люди не увидят актеров. Из всех выражений лица улыбка видна издалека — примерно за 70-80 метров.

В 1967-68 гг. Пол Экман (антрополог) жил в племени в Новой Гвинее, где был каменный век. Аборигены практически не вступали в контакт с другими (цивилизованными), Экман был первым «белым», кого увидело племя. Он показывал фотографии людей с разными выражениями лица и просил повторить эти выражения и сказать, что они значат. И оказалось, что эти люди видят в выражениях лица тот же смысл, что и мы. Он выделил и показывал 6 основных выражений лица: счастье, грусть, отвращение, сожаление, гнев, страх. По-видимому, есть какие-то универсальные процессы в мозгу, не зависящие от страны и народа.

Эмоции представляют собой наши реакции на конкретные ситуации, переживание отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе. Психологи обычно говорят всего об 11 «чистых», базовых разновидностях эмоций (интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, смущение, стыд, вина) и о состоянии «эмоционального нуля» - скуке. Все остальное – это их различные сочетания. Такие эмоции рассматриваются как базовые потому, что каждая из них имеет характерное внешнее выражение, интуитивно понятное большинству людей, и сопровождается определенными физиологическими изменениями в организме человека.

Какие эмоции свойственны человеку? Почему и зачем он переживает, злится, нервничает, волнуется, радуется, смеется, плачет, грустит, обижается, совершает бескорыстные поступки? Что такое эмоции? Для того чтобы разобраться в этом, я решила провести исследование по теме «Значение эмоций в жизни человека».

Цель работы: выявление умений детей и родителей 4а класса регулировать свои эмоциональные состояния.

Задачи: выяснить значение понятия «эмоции»; узнать какие виды эмоций различают; определить значимость чувства юмора для регулирования эмоциональных состояний.

Понятие «эмоции» в научной литературе

Что такое «эмоции»?

Эмоции — особые психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К эмоциям относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.

Эмоции (волнение, возбуждение) – это процесс переживания ситуации, отношения к окружающим объектам. Это реакции на внешние и внутренние раздражители.

Эмоции влияют на процессы памяти, мышления, сознания, обучения и т. п. Они определяют поведение человека.

Эмоции делят на положительные и отрицательные. Это не значит, что первые для человека полезны, а вторые – вредны. Просто положительные эмоции субъективно приятны, их хочется испытывать снова и снова, а отрицательные – наоборот.

Среди базовых эмоций чисто положительных всего две: интерес и радость. Удивление занимает промежуточное положение, оно может быть как положительным, так и отрицательным – в зависимости от того, что именно человека удивило. Все остальные базовые эмоции – отрицательные, т. е. в большинстве случаев человеку переживать их неприятно, он рассматривает их преобладание как плохое настроение. Хотя это не всегда так: например, некоторые люди, экстремалы, находят весьма приятным переживание страха.

Как положительные, так и отрицательные эмоции выполняют важные функции, но иногда могут превратиться и в помеху для человека. Так происходит, если эмоции начинают возникать в неподходящих ситуациях или же когда они становятся слишком сильными. Представь себе водителя, который, увидев падающее на дорогу перед машиной дерево, не тормозит, а так пугается, что бросает руль, закрывает лицо ладонями и вопит. Эмоция из-за чрезмерной интенсивности лишила его возможности совершить действия, необходимые для предотвращения аварии. Даже бурная радость, если она постоянна и никак не связана с реальными событиями, не приносит человеку пользы, а скорее свидетельствует о наличии у него психологических проблем.

Какие же основные виды эмоций выделяют в психологии?

Виды эмоций

Радость

Достиг вершины тот, кто знает, чему радоваться

Эмоция радости выступает своеобразной «внутренней наградой». По большому счету любое внешнее награждение, похвала или поощрение имеют смысл лишь в том случае, когда они сопровождаются такой внутренней наградой.

Общение. Когда людей спрашивали, каков, на их взгляд, основной способ получения приятных эмоций, большинство из них отвечали:

«Дружеское общение»

Физические упражнения, занятия спортом. Этот механизм прак-тически универсален, он позволяет хотя бы частично «вытащить» себя из большинства отрицательных переживаний и даже из легкой депрессии.

Ситуации успеха, одобрения окружающими людьми. Людям при-ятно, когда им удается добиться что-нибудь существенного и окружающие признают их достижения.

Узнавание чего-то нового, удовлетворение интереса. Познавательную потребность полностью насытить невозможно: коль скоро у человека есть «вкус к знаниям», он будет стремиться узнать что-нибудь новое и интересное.

Реализация своих способностей, умений. Вот почему радость часто связана с работой. Среди специалистов высокой квалификации, занимающихся насыщенной интеллектуальной, творческой деятельностью, около 90 % тех, кому она нравится и приносит радость. Вывод: если хочешь, чтобы работа была для тебя источником радости – учись, приобретай высокую квалификацию.

Отдых, расслабление. Чтобы хорошо расслабиться, сначала надо напрячься. Это физиологический закон. А чтобы как следует отдохнуть и получить от этого радость, сначала нужно устать. Некоторые люди, не понимая этого закона, начинают отдыхать раньше, чем устанут, и в результате не получают от этого никакого удовольствия.

Различные виды искусства. Для многих это в первую очередь музыка. Кстати, громкая ритмичная мелодия напрямую влияет на электрические токи нашего мозга и как следствие на наше настроение. А кому-то больше по душе кино, живопись, чтение художественной литературы. Погружение в различные виды искусства может обогатить неисчерпаемыми источниками радости.

Прием пищи. А почему бы и нет? Когда человек ест вкусную и аппетитную пищу, это его радует, настроение улучшается. Правда, если человек находит радость только в поедании и игнорирует другие способы обрести эту эмоцию (особенно, когда отказывается от физической активности), очень быстро прибавляется лишний вес и возникают проблемы со здоровьем.

Окружающая природа. Это может быть и отдых за городом, и общение с домашними животными, и наблюдение за рыбками в аквариуме.

В общем, ищи источники радости! Тогда и твоя жизнь станет счастливее, насыщеннее и интереснее.

Страх, тревога

В страхе больше зла, чем в самом предмете которого боятся.

Цицерон

Страх – это эмоция, которая возникает у человека при переживании реальной или мнимой опасности, угрозы для жизни, здоровья или благополучия. Это естественная защитная реакция организма.

Страхи, которые из-за чрезмерной силы блокируют активность человека. В норме страх мобилизует на избежание опасной ситуации или на выход из нее. Но если испуг слишком сильный, человек впадает в оцепенение и ничего не в состоянии предпринять для своей защиты.

Страхи по поводу событий, вероятность наступления которых слишком мала для того, чтобы стоило рассматривать их всерьез. Это проявление эффекта, который психологи называют ошибкой доступности. Происшествия, схожие с упомянутым, очень крепко запечатляются в нашей памяти и становятся легко доступными сознанию.

Страхи по поводу событий или явлений, реально не представля-ющих существенной опасности или наступление которых невозможно в тех условиях, в каких находится человек. Такие страхи очень разнообразны: страхи высоты, темноты, замкнутого или слишком открытого пространства.

Гнев, злость

То, что начато в гневе, кончается в стыде.

Л. Н. Толстой

Гнев – это эмоция, которая рождается при появлении препятствий на пути к достижению цели, оскорблений, неожиданного обмана и тому подобных неприятных ситуаций. В состоянии гнева человек способен действовать быстро и решительно, но не способен действовать обдуманно. Долго проявлять сильный гнев человек не может, и если ему не мешать, скоро он успокоится сам и окажется способным к конструктивному общению.

Стыд – страх перед ожидаемым бесчестьем.

Стыд – это эмоция, возникающая из осознания собственной неумелости. Причин возникновения стыда много. Чаще всего это такие.

. Понимание неадекватности собственного поведения – того, что оно не соответствует внешним условиям и ожиданиям окружающих, выглядит глупо.

. Осознание своей ошибки – особенно, если она была замечена людьми.

. Раскрытый обман, невыполненные обещания или обязательства.

. Смущение по поводу какой – либо своей особенности или деталей внешности (например, дефектов речи, полноты или состояния кожи).

. Ощущение собственной несостоятельности в чем – либо, важном для тебя.

. Переживания за близкого человека, ведущего себя неподобающим образом.

Вообще – то, если есть возможность, то лучше не подавлять свой стыд, а не делать то, что его вызывает.

Грусть (печаль), депрессия

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего он не имеет, но радуется тому, что имеет.

Демокрит

Грусть возникает, когда человек оказывается в ситуации разлуки и одиночества, когда в жизни происходят разочарования, не сбываются надежды, утрачивается мечта, происходит потеря чего-то значимого. Когда ты грустишь, в твоем организме замедляются все физиологические процессы. Замедляются движения, сужаются кровеносные сосуды и поэтому возникает ощущение озноба.

Бывает, что кому-то становится не просто грустно, у него развивается депрессия: человек чувствует себя несчастным, покинутым, безрадостным, уставшим, подавленным, ничего не желает делать.

. Делись своими переживаниями с людьми, которым ты доверяешь.

. Избегай слишком настойчивых размышлений по поводу того, что кому-то сейчас хуже, чем тебе, особенно если ты реально помочь этим людям не можешь.

. Помни о том, что жизнь не бывает черной или белой, она всегда полосатая.

На обиженных воду возят.

Народная мудрость

Обида возникает, когда кто-то поступает с тобой не так, как это, по твоему мнению, должно быть. Очень частая причина обид – неблагодарность окружающих. Помогаешь другому человеку, делаешь ему доброе дело, а он даже «спасибо» не скажет. Или когда сам попросишь его о чем-то, он вдруг грубо отказывает.

Можешь ли ты вспомнить хотя бы одну ситуацию, в которой обида принесла бы тебе пользу, привела к положительному результату? Это большая редкость; чаще обида проходит безрезультатно или приводит к отрицательным последствиям (конфликт, ответная обида).

Скука – это энергия, не находящая выхода.

Т. Уайлдер

Соскучиться можно и от самых интересных вещей и сильных эмоций, если они приедаются, становятся слишком привычными. Скука просто сигнализирует тебе об этом и дает знать, что пора искать что-то новое! Что это может быть?

. Увлечения (хобби). Они бывают настолько разнообразными и подчас такими экзотичными. Главное – найти то, что именно тебе придется по вкусу.

. Общение. Новые знакомства, друзья и подруги, интересные компании. Чем шире у человека круг общения, тем более счастливым он себя чувствует.

. Занятия спортом. Тут выбор огромен, любой человек может найти себе что-нибудь по вкусу и по способностям!

. Путешествия. Это совсем не обязательно должно быть трудное и жутко дорогое путешествие вокруг Африки или на Тибет; для избавления от скуки часто вполне достаточно съездить на дачу к друзьям или просто погулять по красивым пригородам.

. Чтение, просмотр интересных фильмов и т. п.

Мир эмоций разнообразен. Одни эмоции окрашивают нашу жизнь в радужные тона, другие – делают ее невыносимой. Часто получается так, что нас одновременно одолевают несколько эмоций. Целый запутанный клубок, который устанешь распутывать. Бывает плохое настроение рождается с пустяков, и вот уже благодаря им получился снежный ком. Не выспался, погода мерзкая, машина облила грязью, кто-нибудь нахамил Тысячи поводов, которые могут испортить настроение.

Но это нормально, так происходит в жизни всех людей. Только одни умеют управлять своими эмоциями, а другими людьми эмоции сами управляют. Надо научиться не быть у них в подчинении. Человек может эффективно контролировать свои эмоции (не бороться с ними, а именно контролировать). Ведь и основная функция эмоций как раз состоит в регуляции поведения человека. Если поведение делает тебя сильнее, способствует развитию, то настроение улучшается, возникает радость, интерес. Если же действовать во вред себе, то возникают неприятные переживания, начинаешь чувствовать себя несчастным созданием. Получается, переживания либо поощряют человека двигаться в верном направлении, либо тормозят его, не допуская неверных шагов.

Обычно человек начинает менять что-либо в своей жизни не тогда, когда думает, что настала пора измениться, а когда чувствует, что уже не хочет и не может жить так, как раньше.

Немаловажную роль в этом определении играют эмоции.

Стресс или юмор?

Существуют особо выраженные эмоциональные состояния – аффекты, сопровождаемые видимыми отрицательными изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Это может быть связано с ускорением темпов развития общества, с увеличением получаемого объема информации или со многими другими причинами. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Каждый человек сам ищет выход из стрессовых ситуаций, но всегда надо помнить, что улыбка и смех – это показатели здоровья, стабильности, успеха в жизни. С ними легче преодолевать неприятности. Далеко не все в жизни стоит серьезных переживаний. Жизнь серьезна всегда, но жить всегда серьезно нельзя.

Ф. Бекон был убежден в том, что умение легко перейти от шутки к серьезному и от серьезного к шутке требует большого таланта. Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи.

Исследование

Содержание психологических тестов для определения эмоционального состояния человека

Эмоции – особые психологические состояния, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Они являются неотъемлемой реакцией на окружающую действительность. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Это не значит, что первые для человека полезны, а вторые – вредны. Просто положительные эмоции приятны, а отрицательные – наоборот.

Конфликты, как и другие негативные факторы нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу. Меня заинтересовало насколько учащиеся нашего класса и их родители умеют регулировать свое поведение в конфликтных ситуациях и как им в этих случаях помогает юмор.

Детям и взрослым было предложено выполнить задания трех тестов:

1. Самооценка стрессоустойчивости личности.

2. Конфликтный ли Вы человек?

3. Есть ли у Вас чувство юмора?

ТЕСТ № 1

Самооценка стрессоустойчивости личности.

Редко Иногда Часто

Я думаю,что меня недооценивают в коллективе. 1 2 3

Я стараюсь что-то делать,даже если не совсем здоров.

Я постоянно переживаю за качество того, что делаю. 1 2 3

Я бываю настроен агрессивно.

Я не терплю крики в свой адрес. 1 2 3

Я бываю раздражителен.

Я стараюсь быть лидером там,где это возможно. 1 2 3

Меня считают человеком настойчивым и напористым. 1 2 3

Я страдаю бессонницей. 1 2 3

Своим недругам я могу дать отпор. 1 2 3

Я болезненно переживаю неприятности.

У меня не хватает времени на отдых. 1 2 3

У меня возникают конфликтные ситуации.

Мне недостает уверенности, чтобы реализовать себя. 1 2 3

У меня не хватает времени для любимых дел. 1 2 3

Я все делаю быстро. 1 2 3

Я испытываю страх за свое будущее. 1 2 3

Я часто переживаю из-за своих необдуманных поступков. 1 2 3

Обработка результатов: подсчитав баллы, которые вы набрали, определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости.

Суммарное число баллов Уровень вашей стрессоустойчивости

54. 1 – очень низкий;

50. 2 – низкий;

46. 3 – ниже среднего;

42. 4 – чуть ниже среднего;

38. 5 – средний;

34. 6 – чуть выше среднего;

30. 7 – выше среднего;

26. 8 – высокий;

18. 9 – очень высокий.

ТЕСТ № 2

«Конфликтный ли вы человек?»

1. В общественном транспорте начался разговор на повышенных тонах.

Ваша реакция? а) не принимаю участия; б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой ваших друзей? а) нет; б) только если имею для этого веские основания; в) критикую не только виноватых, но и тех, кто их защищает.

3. Часто ли вы спорите с друзьями? а) только если это люди необидчивые; б) только по принципиальным вопросам; в) споры – моя стихия.

4. Как вы реагируете на то, что кто-то обходит вас в очереди? а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже; б) делаю замечание; в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? а) не буду поднимать бучу из-за пустяков; б) сухо сделаю замечание; в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу а) с возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь грубых выражений!

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась а) промолчу; б) ограничусь коротким тактичным комментарием; в) устрою скандал.

8. Не повезло в игре. Как вы к этому относитесь? а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней; б) не скрою досаду, но отнесусь к произошедшему с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш надолго испортит мне настроение.

Обработка результатов. Подсчитайте набранные очки: за каждое «а» начислите себе 4 очка, за «б» - 2 очка, за «в» - 0 очков.

От 22 до 32 очков. Вы тактичны и миролюбивы, избегаете критических ситуаций. Может быть, поэтому вас считают человеком гибким. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально.

От 10 до 20 очков. Многие считают вас человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете вы, лишь если нет иного выхода. Вы твердо отстаиваете свое мнение. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

Менее 10 очков. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

ТЕСТ № 3

«Есть ли у вас чувство юмора?»

1. Любите ли вы смеяться?

2. Умеете ли вы с юмором выходить из неприятных ситуаций?

3. Любите ли вы разыгрывать своих друзей?

4. Смеетесь ли вы наедине сами с собой, когда читаете или смотрите по телевизору что-нибудь смешное?

5. Рассказываете ли вы родным, друзьям анекдоты, веселые истории?

6. Если вы находитесь в компании, то хотите выглядеть самым остроумным, быть центром внимания?

7. Когда вы в плохом настроении, не раздражает ли вас смех окружающих?

8. Из всех жанров вы предпочитаете комедию?

9. Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?

10. Можете ли вы придумать смешную историю?

Обработка результатов: если вы ответили «да» на 6 и более вопросов, то с чувством юмора все в порядке. И это помогает вам даже в самые трудные периоды жизни. Если же у вас 5 и менее ответов «да», то с чувством юмора у вас плоховато. А ведь улыбка, смех – это показатели здоровья, стабильности, успеха в жизни. С ними легче преодолевать неприятности.

Анализ полученных результатов

В тестировании принимали учащиеся IV «А» класса и их родители. Работа проходила в два этапа. 1 этап – выполнение заданий тестов (ноябрь), 2 этап – обработка полученных данных (декабрь). Ниже приводятся результаты исследования.

ТЕСТ № 1

Самооценка стрессоустойчивости личности.

В опросе участвовали 38 человек. Из них 17 детей и 21 взрослый. Результаты опроса приведены в таблицах № 1, 2.

Количество баллов Уровень стрессоустойчивости Количество человек

41 – 38 средний 3

37 – 34 чуть выше среднего 9

33 – 30 выше среднего 5

Количество баллов Уровень стрессоустойчивости Количество человек

41 – 38 средний 5

37 – 34 чуть выше среднего 8

33 – 30 выше среднего 8

Вывод: чем меньше баллов, тем выше стрессоустойчивость. В данном случае мы видим, что большинство детей и взрослых могут себя контролировать в поступках и действиях.

ТЕСТ № 2

«Конфликтный ли вы человек?»

В опросе участвовали 36 человек. Из них 16 детей и 20 взрослых. Результаты опроса приведены в таблице № 3.

Количество Результат Дети Взрослые баллов

22 – 32 Вас считают человеком, способным легко адаптироваться к ситуации. 15 9

10 – 20 Многие считают Вас человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете Вы, 1 11

лишь если нет иного выхода.

В диаграмме №2 приведен сравнительный анализ уровня конфликтности детей и родителей.

Диаграмма №2

Вывод: в данном случае мы видим, что дети еще не совсем сформировавшаяся личность. Они слушают и выполняют советы старших, избегая конфликтов. А взрослые – наоборот, уже могут высказать и отстоять свою точку зрения.

ТЕСТ № 3

«Есть ли у вас чувство юмора?»

В опросе участвовали 45 человек. Из них 17 детей и 28 взрослых. По результатам опроса мы видим, что у большинства, а это 23 взрослых и 16 детей с чувством юмора все в порядке. И это помогает им даже в самые трудные периоды жизни. Ну, а остальным можно посоветовать попытаться изменить себя и посмотреть на жизнь со смешной стороны, не принимать все слишком всерьез

Обобщая данные можно сделать вывод о том, что цель данной работы достигнута. Выявлено: учащиеся нашего класса и их родители умеют, в основном, регулировать свое поведение в конфликтных ситуациях и нередко им в этих случаях помогает юмор. Следовательно, управляя своими эмоциями, они заботятся о здоровом образе своей жизни.

Трудно дать ответ на вопрос: может ли человек быть полным хозяином всех своих эмоций? Или – может ли человек во всех ситуациях полностью управлять своими эмоциями? Скажем, перед публичным выступлением у него участился пульс. В этом случае он делает вывод, что надо забиться в угол. Или, обратив внимание на свой пульс перед выступлением, может сделать вывод, что он радостно и с нетерпением предвкушает свой триумф среди благосклонной публики.

Получается, что от названия, которое мы присваиваем внутреннему ощущению, зависит наше дальнейшее поведение. Если ты выбрал свою эмоцию самостоятельно – управился с нею. Молодец. Просто умница.

Помни о рекомендациях для регулирования эмоционального состояния:

1. Общение.

2. Физические упражнения, занятия спортом.

3. Ситуации успеха, одобрения окружающими людьми.

4. Узнавание чего-то нового, удовлетворение интереса.

5. Реализация своих способностей, умений.

6. Отдых, расслабление.

7. Различные виды искусства.

8. Прием пищи.

9. Окружающая природа.

10. Путешествия.

И, конечно, помни: минута смеха продлевает жизнь на год, а может на другой срок, но здоровье сохраняет, защищает от болезней и помогает их легче переносить.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)