Работа  | Автор: | Добавлено: 2019-06-12

Изучение миграционных потоков и составление атласа миграции Янао. Часть 1

Население находится в постоянном движении: люди рождаются и умирают, женятся и разводятся, переезжают из одного населенного пункта в другой , переходят из одной сферы деятельности, из одной социальной группы в другую и т. д. Все эти формы движения образуют три основных вида: естественное, миграционное и социальное. Наиболее многообразным и сложным для понимания и учета выступает миграционное.

Миграция в узком значении этого слова – перемещение людей с тех или иных территорий с переменой места жительства. По территориальному признаку среди миграций выделяются два основных типа: внутренние и внешние миграции. Миграция населения является объективным требованием и составным элементом общественного процесса. Она участвует в формировании рисунка расселения населения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию территории, а также разностороннему развитию личности человека (мигранта) и т. д. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и в практическом (применительно к конкретной территории) плане.

Современные процессы миграции населения, происходящие в России, являются непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-политического и экономического развития нашей страны, а также государств – бывших республик СССР. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплаты заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Масштабы и направления миграционных процессов на уровне регионов существенно менялись на разных этапах реформирования экономики. Это связано как с неодинаковыми темпами обвала и роста экономики районов, появлением безработицы, усилившимися территориальными различиями в уровне жизни населения, так и с обострением военно-политического и социально-экономического положения во многих странах ближнего зарубежья (бывших союзных республиках) и некоторых регионах России.

Ямало-Ненецкий автономный округ — один из стабильно развивающихся регионов Российской Федерации. Экономический подъем, повышение благосостояния жителей, развитые межнациональные отношения делают его привлекательным для мигрантов. Этому же способствует и наличие рабочих мест для неквалифицированной и менее престижной работы, не занимаемой местным населением. Но она вполне устраивает трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья. К тому же структурные изменения в экономике требуют наличия уже квалифицированной, мобильной рабочей силы, которая позволяла бы реализовать экономический потенциал региона. Однако миграции продолжают носить стихийный характер, оказывая негативное воздействие на внутреннюю обстановку в регионе и в стране в целом. Процесс регулирования миграции является на сегодняшний день одним из самых сложных направлений деятельности Управления по делам миграции ЯНАО, а исследования в этой области является актуальным на данном этапе.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Несмотря на все возрастающий интерес к миграции населения, до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единого подхода к формулировке этого понятия. Только в отечественной литературе насчитывается около 40 определений, но из всего многообразия формулировок выделяется одно, сформулированное Л. Л. Рыбаковским в 1987 г. , которое довольно прочно устоялось не только в научной, но и в учебной литературе. В Широком значении миграция представляет собой «любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности».

К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков, можно отнести: интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения. В соответствии с этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России.

Основные осо6енности современных миграционных потоков в России

Миграционные потоки

Характерные черты Внешние: между Россией и странами.

Внутренние ближнего зарубежья дальнего зарубежья

1. Интенсивность сокращение волнообразный в начале 9О-х гг.

миграционных перемещений характер; снижение увеличение потоков потоков населения интенсивности мигрантов, но затем потоков сокращение, особенно после aвгycтa 1998 г.

2. Направление инверсия в приток мигрантов из приток в основном из миграционных миграциях «город - всех бывших союзных стран Центральной и потоков село»; республик в Россию Юго- Восточной Азии отток с Севера и (Китай, ЮЩР, Вьетнам), востока страны в а также в Турции, быв-

старообжитые районы ших соц. стран;

отток в основном в

США, Германию,

Израиль

3. Состав мигрантов семейная миграция; семейная миграция; резкое преобладание пониженная доля сложный мигрантов мигрантов в неоднородный состав; трудоспособного трудоспособном преобладает русское и возраста;

возрасте; русскоязычное уровень квалификации достаточно население; выезжающих выше квалифицированные возрастной состав миг- уровня квалификации кадры рантов прогрессивнее, въезжающих чем возрастной состав местного населения;

в основном высоко-

квалифицированные

4. Мотивы экономические этнополитические экономические, перемещения (преобладание (резкое преобладание социальные мигрантов вынужденной) вынужденной)

5. Степень - низкая средняя легализации

6. Степень низкая (почти приживаемости низкая половина мигрантов средняя мигрантов транзитные)

7. Особенности концентрация в концентрация в концентрация в размещения регионах наиболее регионах развития регионах с развитой мигрантов на глубокого частного сектора инфрастуктурой, территории России промышленного экономики и в привлекательных для кризиса, с высокой приграничных иностранных безработицей, но paйонax инвесторов, и в развитым частным приграничных сектором экономики районах

По данным таблицы можно констатировать:

• активное вовлечение России в миграционный обмен на разных уровнях, как на международном, так и на государственно;

• увеличение доли семейной миграции и снижение доли мигрантов трудоспособного возраста, свидетельствующие о снижении роли миграции населения в регулировании демографических процессов (это очень важно, особенно для России, в которой на сегодняшний день отмечается демографический кризис);

• низкую степень приживаемости мигрантов, преобладание среди них «нелегалов», беженцев, вынужденных переселенцев, что свидетельствует о малой привлекательности страны для мигрантов;

• практическое совпадение ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов на территории России, что приводит к обострению ситуации на рынках жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру.

В миграционное движение населения обычно включают 4 основных вида: безвозвратную или стационарную миграцию, сопровождающуюся сменой постоянного места жительства, сезонную трудовую миграцию, маятниковую и эпизодическую миграцию. Сезонные, маятниковые и эпизодические перемещения связаны с переездами из места постоянного жительства к месту работу, учебы, отдыха и т. д. Эти формы миграции являются средством изменения социального статуса человека, удовлетворения культурных и других потребностей. И только переселения на постоянное место жительство оказывают непосредственное влияние на формирование численности и состава постоянного населения того или иного населенного пункта или территории.

Миграция населения оказывает существенное, а на определенном этапе экономического развития и решающее влияние на формирование численности населения и трудовых ресурсов, социально-демографическую структуру общества. В свою очередь изменения численности и состава населения той или иной территории оказывают воздействие на темпы экономического развития. Значимость миграции определяется теми функциями, которые она выполняет. Их можно объединить в три группы: экономические, социальные и демографические.

К экономическим функциям можно отнести следующие:

* территориальное перераспределение рабочей силы с учетом потребностей страны и региона и в соответствии с необходимым отраслевым профилем и квалификацией;

* содействие промышленного освоения северных и восточных районов, выравнивание уровней социально-экономического развития территорий страны;

* увеличение численности городского населения и концентрации его в крупных городах и др.

Социальные функции определяются:

- содействием в функционировании системы подготовки кадров;

* совершенствованием образования и профессинально-квалификационного уровня населения, содействием более полной реализации способностей, социально-профессионального продвижения, созданием работника нового типа;

* достижением соответствия между общественным положением человека и степенью его одаренности;

-участием в процессе взаимообщения наций и народностей

С точки зрения демографии территориальные перемещения населения оказывают существенное влияние на формирование его численности как в сторону роста, так и убыли. Вновь прибывшее население оказывает как прямое влияние на процесс естественного воспроизводства через изменение возрастной структуры (в случае, когда идет массовый приток молодежи на новостройки, повышается рождаемость, и наоборот, в районах оттока — население быстро стареет и естественный прирост становится отрицательным), так и косвенно, через изменение репродуктивного поведения человека.

Политика ускоренного развития производительных сил восточных районов, сопровождаемая значительными перемещениями трудовых ресурсов, нашла выражение в быстрых темпах роста населения в районах нового промышленного освоения. Типичным с этой точки зрения является Тюменский Север, том числе и Ямало-Ненецкий автономный округ.

СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ

Остановимся более подробно на характеристике миграционных процессов в России и попытаемся дать им оценку. Начнем с внутренней миграции, поскольку именно она является основной составляющей общего миграционного оборота в России.

За последние 10 лет миграционная активность населения России резко сократилась. Число внутренних перемещений россиян уменьшилось более чем на 1/3, причем отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России.

В целом география внутренних межрегиональных потоков не изменилась. Однако на сегодняшний день среди регионов страны более четко можно выделить принимающие и отдающие население. Принимающие регионы размещены компактно и соответствуют густонаселенным территориям, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн чел. ). Данная зона располагается от Калининградской области (юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая остальную территорию Европейского Севера) до Краснодарского края. Регионы, отдающие население, расположены некомпактно. В целом на этой территории проживает 17% населения (26 млн чел. ). К ним относятся : северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Дагестан, Чечня, Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплаты заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Современные процессы миграции населения, происходящие в России, являются непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-политического и экономического развития нашей страны, а также государств – бывших республик СССР. В результате происходят изменения в миграционном обмене между Россией и странами нового, так называемого ближнего зарубежья. С одной стороны, миграция трансформировалась из межреспубликанской, в период существования СССР, в международную, с другой – она носит в основном вынужденный характер, о чем свидетельствует возрастная структура мигрантов (половина мигрантов старше 30 лет).

Число трудовых мигрантов, прибывающих на работу в Россию, примерно в 10 раз превышает число россиян, выезжающих работать за рубеж.

Потоки из бывших союзных республик в РФ после распада СССР возросли. Но в целом миграционный прирост России увеличился в большей степени за счет сокращения выезда из страны, а не увеличения въезда в нее. Наблюдается резкая асимметрия и волнообразный характер миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии. В РФ идет поток населения абсолютно из всех постсоветских государств. Лишь Белоруссия и Украина составили исключение: в 1993 г. и 1992 г. соответственно в эти страны преобладал приток населения из России. На сегодняшний день соотношение потоков мигрантов для Белоруссии не изменилось, т. е. прибывает из России больше, чем выбывает из нее. Для Украины же наблюдается перевес выбывших в Россию над прибывшими из нее.

Прибытие мигрантов из стран нового зарубежья обусловлено не только и не столько наличием родственников в России, отсутствием языкового барьера, а относительной социально-экономической стабильностью в России. Она проявляется в более прочных позициях национальной валюты, больших предпосылках для развития бизнеса и коммерции (особенно до августа 1998 г. ) по сравнению с бывшими союзными республиками.

Наконец, дадим оценку особенностям внешней миграции между Россией и странами дальнего зарубежья. На территории РФ она представлена фактически всеми и формами, но мы уделим внимание трудовой миграции и таким ее разновидностям, как «утечка умов» и нелегальная миграция.

Проблема использования иностранной рабочей силы на территории России не нова. Начало массовой иммиграции в Россию приходится еще на царствование Петра 1.

Настоящим центром притяжения трудовых мигрантов РФ стала лишь в начале 1990-х гг. , несмотря на то, что труд ИРС использовался и во время СССР. В настоящее время в РФ активизировалась практика привлечения ИРС, а россияне проявляют интерес к индивидуальному трудоустройству у зарубежных работодателей.

Число трудовых мигрантов, прибывающих на работу в Россию, примерно в 10 раз превышает число россиян, уезжающих работать за рубеж. Однако на сегодняшний день волна таких мигрантов из стран дальнего зарубежья уменьшилась. Если в 1996 г. ФМС зарегистрировала 292. 2 тыс. иностранных рабочих и специалистов, то в 1999г. – около 211 тыс. , сказался августовский кризис 1998 г.

Основные страны, поставляющие ИРС в Россию, определились еще в начале 1990-х гг. Так, по данным на 1994 г. лидером среди государств дальнего зарубежья был Китай – 16%, за ним следовали Турция – 9%, КНДР – 5%, Югославия – 3%. За минувшее время ситуация мало чем изменилась. Правда, Китай обошла Турция – 12% и 13% соответственно. Практически сохранила свои позиции КНДР – 6% и значительно прибавил Вьетнам – 5% (данные на 1999 г. ). Из стран дальнего зарубежья налажен групповой экспорт рабочей силы через договоры с российскими организациями. Кроме того, все больше ориентируются на потребности российского рынка труда Болгария, Румыния, Польша, Финляндия.

По официальным данным, государства дальнего зарубежья поставляют на российский рынок труда больше рабочей силы, чем бывшие союзные республики (53% на 1999 г. ). Однако, скорее всего эта картина обманчива. Дело в том, что трудовая миграция из дальнего зарубежья в гораздо большей степени, чем из стран ближнего зарубежья, осуществляется на легальной основе.

Иммиграция из стран с нестабильной общественно-политической обстановкой (это в основном беженцы из стран Африки и Азии, а также трудовые мигранты из Китая, которая на 90% носит незаконный характер) оказывает негативное воздействие на внутреннюю обстановку в России. В последние годы масштабы нелегальной иммиграции в РФ оцениваются по одним данным в 600 - 700 тыс. чел, а по другим - в 1-1,5 млн чел. Связано это главным образом со сложностью учета перемещений населения из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ, отсутствием законодательства, регулирующего правовое положение иностранных граждан в России.

Нелегальные иммигранты, оседая в России, занимаются незаконной коммерческой деятельностью, усугубляя и без того сложную криминогенную ситуацию в крупных городах, приграничных территориях, районах компактного проживания этнических групп.

Эмиграция за пределы Российского государства всегда имела место. Однако конъюнктура на рынках труда зарубежных государств складывалась в течение долгого времени без участия России (особенно в период «железного занавеса»). Естественно, появление на них малоизвестного работодателям контингента работников вызывает настороженное отношение. Поэтому при наличии широкого выбора работодатели зачастую отдают предпочтение выходцам из стран, традиционно экспортирующих рабочую силу на, рынки труда в развитые страны мира. Тем не менее, количество трудоустроенных за границей российских граждан увеличивается при содействии ФМС России и в большей степени посреднических организаций.

Отрицательной стороной экспорта рабочей силы для России является интеллектуальная эмиграция. Причем Россия первая в мире страна, ощутившая глобальную «утечку умов» еще в период с 1917 по 1940 г..

Основные потоки интеллектуальной эмиграции идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-Западного, Центрального и Заnадно-Сибирского экономических районов; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время на такие страны, как СШA, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы, Великобританию, Германию, Францию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5 - 7%, остальные - на постоянное место жительства. Следовательно, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что становится тормозом развития страны.

Таким образом, современные миграционные процессы в России характеризуются:

• резким снижением подвижности населения страны;

• сокращением «нормальных» И преобладанием вынужденных миграций не только во внутренних, но и внешних перемещениях населения;

• «постарением» мигрантов, увеличением доли семейных переселений;

• концентрацией как внутренних, так и внешних мигрантов в густонаселенных старообжитых регионах страны;

• увеличением доли внешних миграций нелегального и транзитного характера.

Современная миграционная ситуация в России способствует: формированию рынка труда в стране и включению ее в международный рынок труда, но в большей степени за счет стимулирующей роли «теневой экономики», а также функционирования посреднических, а не государственных организаций.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МИГРАЦИЙ

Масштабы и направления миграционных процессов на уровне регионов существенно изменялись на разных этапах реформирования экономики. Это связано как с неодинаковыми темпами обвала и роста экономики районов, появлением безработицы, усилившимися территориальными различиями в уровне жизни населения, так и с обострением военно-политического и социально-экономического положения во многих странах ближнего зарубежья (бывших союзных республиках) и некоторых регионах России.

риведены коэффициент миграционного прироста населения (t 10 тыс. человек) по России в целом и по экономическим районам. Как видно i приведенных в таблице сведений, коэффициент прироста в среднем за год составил за 14 лет (с 1990 по 2003 г. ) по России в целом 18 человек. Минимальным он был в 1990-1992 гг. и в 2001-2003 гг. , максимальным — в середине 1990-х гг. Особенно выделяется 1994 г. (55 человек). Такие особенности миграции за годы реформ связаны как с изменением различий в уровне жизни населения регионов России, так и с притоком мигрантов из стран ближнего зарубежья.

Обратимся к региональному аспекту миграционных процессов. Как видим, в одних районах отрицательное сальдо миграции наблюдалось во все годы рассматриваемого периода (Северный, Восточно-Сибирский, Дальневосточный), в других численность прибывших всегда была больше численности- выбывших (Центральный и Центрально-Черноземный), но есть и районы с различными знаками коэффициента миграции в разные периоды (Северо-Западный, Северо-Кавказский, Поволжский, Волго-Вятский, Уральский, Западно-Сибирский), причем некоторые из них имели преимущественно положительное сальдо миграции.

Максимальные показатели миграционного прироста в среднем за год с 1990 по 2003 г. характерны для Центрально-Черноземного и Поволжского районов (50,3 и 41,3 человека на 10 тыс. жителей); максимальная убыль — для Дальневосточного (-93,6). То, что Центр во все годы рассматриваемого периода имел высокие показатели миграционного прироста, естественно. Это регион, где темпы сокращения промышленного производства были минимальными, а среднедушевой денежный доход — максимальным.

Иное положение с миграционным приростом в Центрально-Черноземном и Поволжском районах, где спад промышленного производства был большим, а уровень денежных доходов населения — относительно низким. Большую роль здесь сыграла миграция в сельской местности, где благоприятные природные условия для земледелия способствовали замедлению темпов спада в сельскохозяйственном производстве. Мало пострадала в сельской местности и промышленность, преимущественно пищевая. Характерно, что Центрально-Черноземный район и Среднее Поволжье, долгое время имевшие отрицательное сальдо, вышли теперь на первое место по механическому приросту населения. Как ни странно на первый взгляд, еще одной причиной большого миграционного притока в этих регионах стала естественная убыль здешнего населения из-за небольшой рождаемости и высокой смертности, вызванных оттоком трудоспособного населения в предшествующие годы, что привело к дефициту трудовых ресурсов.

Положительное сальдо миграции характерно и для Северо-Западного района, что отчасти также связано с большой долей в его населении лиц нетрудоспособного возраста.

Северный Кавказ сохранил положительное сальдо миграции несмотря на неустойчивое военно-политическое положение. Правда, за последние годы миграционный прирост происходил здесь в основном благодаря Ростовской области, Краснодарскому и Ставропольскому краям, где выше уровень доходов, старее население и более устойчивое социально-экономическое положение.

Резко изменилось направление миграционных потоков за годы реформ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Теперь они не только не принимают, а сами поставляют часть рабочей силы в западные и центральные регионы. Это связано со спадом промышленного производства, отменой части льгот в их северных частях. Отток населения происходил здесь как из городской, так и из сельской местности. Коэффициент миграционной убыли в среднем за год с1990 по2003 г. составлял в Восточной Сибири-20,4, а на Дальнем Востоке93,6 человека на 10 тыс. жителей.

Особое положение среди восточных районов занимает Западная Сибирь. Только в начале 1990-х гг. и за последние годы здесь наблюдался небольшой отток населения. В целом же за период с 1990 по 2003 г. среднегодовой коэффициент миграционного прироста составил 21,6. Это связано с быстрым ростом добывающей промышленности в северных частях региона и устойчивостью сельского хозяйства на его юге, где производят конкурентоспособные культуры.

Близок к Восточной Сибири и Дальнему Востоку по показателям миграционной убыли Северный район (-45 человек на 10 тыс. жителей). Причины те же — сокращение многих видов производств и отмена части северных льгот. Отток населения происходит главным образом из городской местности.

Что касается Волго-Вятского и Уральского районов, то здесь коэффициент миграционного прироста (17,2 и 14,1 человека на 10 тыс. жителей) близок к средним показателям по России в целом. Темпы снижения объемов производства за годы реформ здесь были меньше общероссийских, а доля лиц старше трудоспособного возраста в большинстве административных районов на уровне средних показателей.

Особый интерес представляет динамика миграционного сальдо по годам рассматриваемого периода. Как правило, в районах с положительным знаком миграционного сальдо максимальные показатели прироста приходились на 1993-1996 гг. — период максимального оттока населения из Северного, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов. На середину 1990-х гг. приходились и особенно высокие показатели оттока населения из бывших союзных республик.

Относительно" равномерным миграционным приростом населения по годам периода отличается Центр, тогда как для Центрально-Черноземного района и Поволжья характерна неравномерность такого прироста. И в том, и в другом регионе резко выражен его максимум в середине 1990-х гг. , тогда как в 2000-2003 гг. наблюдался заметный спад. А вот для Севера характерен равномерный отток населения. То же можно сказать и о Восточной Сибири и Дальнем Востоке, где, как и на Севере, большая миграционная убыль населения наблюдалась и в начале 1990-х гг. Относительно высоким оставался ее уровень и в конце рассматриваемого периода.

Для Поволжья и Северного Кавказа характерны относительно высокие показатели миграционного прироста населения в начале и, особенно, в середине 1990-х гг. и существенное их снижение в 2000-2003 гг.

На Урале и в Западной Сибири наблюдалась убыль населения в начале 1990-х и в 2001-2003 гг. при ярко выраженном миграционном приросте в середине 1990-х.

Резко выражен миграционный прирост в середине 1990-х гг. в Волго-Вятском районе, тогда как в начале и в конце рассматриваемого периода там происходила убыль населения.

Значительное уменьшение миграционного прироста и даже убыль населения в 2001 -2003 гг. характерны для всех регионов за исключением «столичных» (Центр и Северо-Запад), где выше уровень жизни. Выше средних для страны показателей миграционный прирост за последние годы наблюдался, несмотря на уменьшение сальдо миграции, в Центрально-Черноземном районе, где в большей мере ощущался недостаток трудовых ресурсов

В целом сокращение миграционного прироста населения в 2001-2003 гг. в регионах России связано с относительной стабилизацией социально-экономического положения в бывших союзных республиках, откуда сократился отток населения. В регионах России с миграционным при ростом увеличилась доля мигрантов из районов, где наблюдается убыль населения. Отрицательное миграционное сальдо до в Северном и Дальневосточном районах в 2000-2003 гг. несколько уменьшилось, а в Восточно-Сибирском — немного возросло. Положительное сальдо в Центральном, Северо-Западном и Центрально- Черноземном районах за эти годы также уменьшилось. Роль внутри российской миграции на уровне экономических paйонов (при снижении межгосударственной миграции) за последние годы возросла, середине же 1990-х гг. большую роль формировании сальдо миграции игра обмен с бывшими республиками СССР.

Коэффициенты миграционного прироста населения , человек на 10 тыс. жителей

Район 1990 1995 2000 2001 2002 2003

Центральный 23 56 42 33 36 36

Ц-Черноземн 30 79 36 19 19 11

Северный -21 -43 -36 -29 -33 -35

Северо-Западный 24 50 34 30 30 -25

Северо-Кавказск 30 49 -4 14 6 3

Поволжский 24 62 21 1 5 -1

Волго-Вятский 2 37 7 -2 -4 -7

Уральский -11 36 12 -2 -6 -9

Западно-Сибирск -1 33 12 2 -2 -11

Восточно-Сибирс -79 4 -15 -21 -24 -24

Дально-Восточн -12 -136 -52 -64 -40 -37

РФ в целом 11 34 15 5 5 32

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ И ЯНАО О МИГРАЦИИ

Регулирование миграционных отношений в Российской Федерации обеспечивается с помощью ряда нормативно-правовых актов. Это могут быть как основополагающие федеральные законы, определяющие основные конституционные права граждан на свободу передвижения, въезд и выезд из страны, так и специализированные законы, посвященные правовому положению беженцев и вынужденных переселенцев. Помимо законов РФ в отдельно взятых субъектах могут быть приняты постановления Государственных дум , которые дополняют Федеральные законы , но не нарушают их.

Законодательство Российской Федерации о миграции состоит из пяти основных законов и двух постановлений. С течением времени его положения неоднократно изменялись и дополнялись.

1. Закон Российской Федерации « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» был принят 25 июня 1993 г. Данный закон состоит из 11 статей: 1. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в РФ. 2. Основные понятия. 3. Регистрационный учет 4. Органы регистрационного учета. 5. Регистрация и снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту пребывания. 6. Регистрация гражданина РФ по месту жительства. 7. Снятия гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства. 8. Основания ограничения на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства. 9. Защита прав граждан на передвижение. 10 Ответственность за нарушение требованийЗакона. 11. Применение норм международного права. В соответствии с этими законами гражданин РФ имеет право на свободу передвижения , выбор места жительства и пребывания в пределах РФ. Ограничения предусмотрены также этим законодательством и в связи с ним данное право может быть ограничено в приграничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с чрезвычайным военным положением, в районах экологических бедствий. Гражданин РФ изменивший место жительства обязан подчиняться правилам регистрации и будет нести ответственность за нарушения их.

2. Закон о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РФ был принят 18 июля 1996 г и изменен 29 июня 2004 года, который состоит из 7 глав и 40 статей. В данном законе рассматривается порядок для россиян и отдельная глава посвящена иностранным гражданам. Любой гражданин России не может быть ограничен в праве на въезд и выезд из РФ по действительным документам. Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые в РФ, и визу. Глава 4 и 5 полностью посвящена порядку оформления и выдачи документов для въезда в РФ иностранных граждан, а также самих правил въезда и выезда. В зависимости от цели въезда иностранного гражданина ему выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица. Кроме этих есть и другие типы виз: частные, деловые, туристические, рабочие, гуманитарные и политические. В ней указаны все необходимые данные для любого гражданина, а также срок, цель, кем приглашен и т. д. Самая распространенная для иностранцев СНГ это рабочая виза на срок действия трудового договора , но не более одного года. Виза временно проживающего лица выдается сроком на четыре месяца, в пределах квоты , установленной Правительством РФ. По истечении этого срока он должен покинуть РФ в течении 15 дней. Иностранный гражданин при въезде в РФ должен заполнить миграционную карту, а при выезде сдать ее. За нарушение миграционного режима иностранные граждане несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, а также подлежат департации. Въезд и выезд иностранному гражданину может быть отказан, если есть угроза здоровью и безопасности страны.

3. Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ был принят 21 июня 2002 г и с этого периода также притерпел многочисленные изменения. Состоит из 7 глав и 38 статей. В данном законе предусмотрены статьи о временном пребывании и проживании , постоянном проживании, получении вида на жительство, передвижении в пределах РФ, отношении к избирательному праву, к трудовым отношениям, к военной службе и т. д. Иностранный гражданин пребывающий на территорию России получает миграционную карту, затем разрешение на временное пребывание, потом вид на жительство (постоянное пребывание), разрешение на работу. Срок пребывания иностранного гражданина в РФ исчисляется действием визы, а в случае отсутствия ее в течении 90 дней. Срок может быть продлен или сокращен. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, квота на выдачу таких разрешений утверждается ежегодно Правительством РФ. Если в разрешение было отказано. то иностранный гражданин его может подать только через год. Причинами отказа могут быть: имеет тяжкую судимость, привлекался ранее на территории РФ к административному правонарушению, по истечению трех лет не имеет в РФ жилого помещения, не может содержать семью, является носителем заболеваний, политически опасным. По истечению срока действия временного разрешения может быть выдано постоянное и вид на жительство, если нет причин к отказу (см выше). Статья 11 посвящена возможности перемещения иностранных граждан по территории РФ, в которой говориться , что они имеют право на свободу передвижения на основании соответствующих документов. В противном случае не вправе по собственному желанию изменять место жительства вне пределах указанного субъекта РФ. Статья 13 посвящена участию иностранных граждан в трудовой деятельности, где указано. что он может свободно выбирать род деятельности ( за исключением некоторого перечня) , но только при наличии разрешения на работу. Работодатель должен нести ответственность за привлекаемого иностранного рабочего ( но это касается только документов). Глава 4 данного закона посвящена учету иностранных граждан. Централизованный учет ведет Центральный банк данных ,куда стекается вся информация с регионов РФ, где учет ведет территориальный орган и направляет информацию о прибытии и убытии. Контроль за пребыванием иностранных граждан ведет отдел внутренних дел в регионе.

4. Федеральный закон о вынужденных переселенцах был принят 20 декабря 1995 года. Настоящий закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, нормами международного права и международными договорами РФ. Иностранный гражданин прибывший на территорию РФ должен получить статус «вынужденного переселенца», если он заявит об этом в течении двадцати месяцев со дня пребывания, голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера не учитываются. Вынужденный переселенец со временем может получить гражданство РФ и все права , присущие гражданину РФ, а в течении времени действия статуса вынужденного переселенца использует права приписанные в данном законе.

5. Федеральный закон о беженцах. Настоящий закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории РФ, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, нормами международного права и международными договорами РФ. Также как и вынужденные переселенцы, лицо должно быть признано беженцем, а затем для него и его семьи начинают действовать права и обязанности беженцев. Если лицо становится гражданином РФ, он утрачивает статус беженца.

С нового 2007 года на Ямале вводится пограничный режим, и въехать на территории автономного округа можно будет только с разрешения. Подобный режим существовал в ЯНАО еще в советские времена, когда при оформление командировки на «Севера» сначала надо было получить соответствующий штамп и только потом идти в кассу за билетом. Такая обособленность позволяла строить коммунизм в отдельно взятом городе», успешно бороться с преступностью и решать другие важные социальные проблемы. Но с развалом союза были отменены и ограничения на въезд.

Власти Ямала давно пытались восстановить прежнюю систему, причем вовсе не из-за боязни проникновения американских шпионов. Особый режим позволял ограничит въезд незаконных мигрантов , успешнее решать борьбу с преступностью, если не полностью , то хотя бы в значительной мере перекрыть каналы доставки наркотиков. Отдельные постановления принимались на уровне городов и районов, но в общем подчинялись законам РФ о миграции.

16 июня 2006 года ФСБ РФ установил приказ за № 278 « О пределах пограничной зоны на территории ЯНАО» в целях реализации статьи 16 закона РФ. По нему пограничная зона установлена в пределах: границы ЯНАО с Коми, городские округа Лабытнанги, Салехард, автомобильная дорога Салехард-Надым, с. Аксарка, г. Надым, с. Пангоды, ж. д. Пангоды-

Новый Уренгой, г. Новый Уренгой, автомобильную дорогу Уренгой- Тазовский, граница Тазовский, Красноселькупский до Красноярского края.

По этому приказу установлены правила пограничного режима для россиян и иностранных граждан. П 1. 1 и 1. 2. въезд разрешен по документам , удостоверяющим личность (при проверке должностных лиц) всем постоянно или временно проживающим и пребывающим, а также определенной категории других граждан (полный список оговаривается в приказе), при выдаче индивидуального или коллективного пропуска определенного образца ( перечень необходимых документов и образец дан в п. 1. 4. и 1. 7. , для иностранных граждан еще и миграционная карта ). Пребывание граждан в пограничной зоне допускается сроком на 6 месяцев и в особых случаях может быть продлен еще на 6, а далее выделяется новый пропуск. В случае утраты или порчи пропуска граждане сразу же должны проинформировать ближайший пункт ФСБ России.

Контроль за миграцией является очень сложной деятельностью и в настоящее время его осуществляет образованный в 2005 году банк данных иностранцев, но он необходим, т. к позволит контролировать миграционные процессы и получать самые подробные сведения о каждом иностранце в нашей стране. А это в свою очередь стабилизирует миграцию иностранных граждан.

Продолжение следует

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)