Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Что такое древнерусское искусство

Весенний солнечный день. Торжественно горят свечи в нашем храме Святой Троицы. Детский хор (в котором я несколько лет принимала участие) старательно поет песни о Боге, о добре, о мире.

Я всегда с благоговением вспоминаю эти минуты, когда начинаешь ощущать себя частичкой вечного и прекрасного.

Войдя в церковные врата и подняв глаза, все сражу же обращают внимание на изображение «Троицы». Я заинтересовалась этим произведением искусства. Кто его автор? Как смог он изобразить свою икону так, что она светится, хотя источника света нет. Он исходит изнутри, и краски проглядывают одна сквозь другую прозрачно-сияюще. Оказалось, что это знаменитый шедевр древнерусской культуры, написанный Андреем Рублевым. Светлая радость переполняет сердце от встречи с этим бесценным памятником отечественного духовного и художественного наследия, великим мировым шедевром, исполненным исключительной образной силы и гуманистического пафоса.

Позднее, в школе, на уроках литературы произошло мое знакомство с другим не менее выдающимся творением – «Словом о полку Игореве». Когда я читала его, у меня в памяти всплыл образ «Троицы», и я задумалась, что же общего у литературного произведения с произведением живописи.

Цель моей работы – провести исследование на тему «Живописное воплощение идей «Слова о полку Игореве» в иконе А. Рублева «Троица»».

Задачи исследования:

1) Установить связь искусства слова с изобразительным искусством.

2) Провести сравнительно-сопоставительный анализ идей и образов «Слова о полку Игореве» с иконой А. Рублева «Троица».

3) Сделать выводы о важнейших темах древнерусского искусства таких, как тема Родины и тема нравственного совершенствования человека.

В ходе исследования я пришла к выводу, что в этих памятниках древнерусской культуры можно выявить параллелизм между словесными и зрительными образами, что два совершенно разных произведения оказались близкими в художественном воплощении драматических событий русской истории.

Актуальность данной работы велика, так как на рубеже веков уже не первый раз встает вопрос о развитии национального самосознания русского народа. Закономерно, что в такой ситуации повышается интерес к корням, к истокам современной литературы.

Что такое древнерусское искусство

Древнерусское искусство – наша национальная гордость. Самобытно и неповторимо это искусство, бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры.

Своими корнями оно уходит в те далекие времена, когда русский народ еще не знал христианства. Стремление людей к красоте проявилось очень рано, о чем свидетельствуют древнейшие изделия его рук, равно как и все наше замечательное народное творчество, на протяжении веков обновлявшее и развивавшее сюжетные и декоративные мотивы все той же седой отечественной старины.

Самобытность древнерусского искусства ярко отражает те идеалы, что воодушевляли русский народ на его историческом пути. В страшных бедах, претерпеваемых народом от чужеземного ига, в своем бесправии и нищете, среди моря крови, проливаемого в княжеских междоусобицах, не только о загробной справедливости мечтали простые русские люди: образы искусства служили символами высокой одухотворенности, идеалы, в них заключенные, - это так же красота силы народной, ратные подвиги, борьба за независимость и величие русского государства.

С высокой правдой в душе жил русский народ в бурное и жестокое время, именуемое средневековьем. И так как этот народ издавна любил красоту и воплощал ее по-своему, он сумел излить свою душу в искусстве, славящем его светлую веру в добро.

Иконопись

Древнерусское искусство – это прежде всего храмы и иконопись 10 – 17 веков.

«Древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу, - видение иной жизненной правды и иного смысла мира». (Е. Трубецкой)

Древнерусская живопись имеет мировую славу, многие ее произведения входят в число лучших памятников живописи. Ее задача – воплотить слово в образы христианского вероучения. Во всех видах живописной техники: мозаике, выложенной на стенах храма из кубиков стекла, фреске, выполненной по штукатурке его стен, миниатюре в книгах, иконописи все подчинено единой цели – глубокому раскрытию христианских истин. В русской православной культуре наибольшее распространение получила икона. Слово «икона» в переводе означает «образ». Она возникла еще до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах.

Какой праздник для глаз, какая радужно-красочная симфония, какая упоительная музыкальность, какая глубина мысли и чувств, какое замечательное, истинно совершенное искусство! Нам важен не назидательный смысл этого искусства, а смысл более глубокий, ибо истинно человечный.

Краски – это душа русской иконописи. В них ярко проявились народные вкусы, совершенно видоизменившие суровый византийский колорит своей ликующей жизнерадостностью. Особое значение в иконописи имела символика цвета. Так, золото (ассист) не только символизировало Божественный свет, но и создавало мистическую мерцающую среду. Ему же подобен желтый. Голубой символизировал цвет неба и чистоты. Вишневый, соединяющий начало (красный) и конец спектра (фиолетовый) носил объединяющее свойство. Красный – божественный огонь, цвет крови Христа и мучеников, цвет царственности, императорский пурпур. Зеленый – символ юности, цветения. Белый цвет означает Бога, так как он подобен свету. Белый цвет сочетает в себе все цвета радуги, подобно тому, как Бог объемлет весь мир. Черный цвет напоминает о сокровенных тайнах Божиих. Цвет одежд мог меняться, но одеяния Христа – вишневый хитон и голубой плащ-гиматий, темно-синий хитон и вишневое покрывало-мафорий Богоматери неизменны. В древнерусской живописи черный ад и белая смерть лишь оттеняют золотое, красное и голубое цветение жизни, трагические световые контрасты поглощены многоцветным гимном вечной жизни вечному воскресению Родины.

В русской иконописи торжествует стремление к общей музыкальности композиции, в ее образах-символах больше радостного, чисто чувственного восприятия мира, его сокровенной гармонии. И потому русская икона так неотразима привлекательна для ценителей искусства, вне зависимости от ее религиозно-назидательного содержания.

Древнерусская литература

Древнерусская литература – это литература русского средневековья, которая прошла в своем развитии долгий семивековый путь, от 11 к 17 веку. Это особый мир, во многом потаенный для современного человека. У него своя система художественных ценностей и законы литературного творчества, формы произведений.

Древнерусскую литературу отличает высокая духовность. Жизнь человеческой души, воспитание совершенствование нравственности человека – главная задача литературы средневековья. Внешнее, предметное отступает на второй план. Как на иконе, где крупным планом даются «лик» и «очи», то, что отражает внутреннюю сущность святого, «свет» его души, так и в литературе изображение человека подчинено прославлению должного и идеального, вечно прекрасных нравственных качеств: милосердия и скромности, душевной щедрости и нестяжания.

Вершинным явлением древнерусской литературы по праву считают «Слово о полку Игореве», созданное в 12 веке в Киевской Руси. В нем отражены реальные исторические события 1185 года – сепаратный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича со своими родичами, братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом, и тяжелые последствия этого похода.

Перед рублевской «Троицей»

«Русская икона является одним из самых примечательных художественных открытий 20 века. Это искусство не было ни аскетическим, ни суровым, ни фанатичным. В нем ярко отразилось живое народное творчество, которое перекликается своей просветленностью и какой-то особой ясностью в строе своих форм с античной живописью, его следует рассматривать как одно из самых совершенных проявлений русского гения» (В. Н. Лазарев). Сказанное как нельзя лучше передает то ошеломляющее впечатление, которое произвело раскрытие «Троицы» А. Рублева, находившейся тогда в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это одно из самых значительных, самых одухотворенных созданий мировой живописи.

На иконе изображены три крылатых человека – три ангела. Они спустились на землю и беседуют между собой, как помочь людям преодолеть раздоры и беды.

Образам ангелов, в которых Андрей Рублев воплотил свой идеал человека, присуще спокойное, полное внутренней гармонии душевное состояние. Это мир согласия и взаимной любви. Посмотрите, как все три ангела, тем же чувством, той же думой объединенные, так расположились по воле Рублева, чтобы зримо перекликаться друг с другом не взорами, не посылами, а сокровенной сосредоточенностью, душевной лаской и чистотой. Да, это мир глубокого, неразрывного единства, которое воспринимается нами как завершение всех человеческих устремлений. И это единство опять-таки зримо выступает перед нами в том не обозначенном линией круге, что рождают в нашем сознании плавные очертания ангельских фигур.

Левый ангел – образ Отца. Устроение мира подчиняется его воле. И палаты позади него являют собой символ «домостроительства». А с головой среднего ангела – Сына - тем же наклоном перекликается кудрявое деревцо. Мир тишины и покоя, ибо никакого действия перед нами не происходит, покоя просветленного, благотворного, к которому пришло, наконец, нечто до этого зыбкое, возможно, тревожное и хаотичное. Сияют пронизанные светом нежные краски: «Троица» «вылеплена» из неназойливого необжигающего ласкания тихого дня. Ее краски естественны – их называли красками русской осени. Нежна, изыскана, согласованна цветовая гамма, состоящая из темного пурпура, лазоревого и светло-зеленого цвета, данных в чистых и гармонических сочетаниях.

Торжествует синий цвет, успокаиваясь голубым – знаменитый рублевский «голубец», «дивный голубец», который именуют васильковым, а еще наверно прилагают к нему певучее слово «лазоревый»; это самый яркий цвет в картине, но он уравновешен массой своих оттенков и действительно впитал и синь раннего неба, и цветущего льна, и васильков, и сияние голубых глаз человеческих

Богатое пурпурно-коричневое одеяние смягчается бледно-золотым цветом спелого хлебного поля. Выцветшее золото вкупе с нежно-зеленым, достигающим прозрачности светлой волны, и небесно-голубым рождает состояние душевного покоя.

Серебристо-зеленые плащи правого и левого ангелов точно такого же цвета, как у молодой ржи – главного хлеба Руси. Густо-синий цвет плаща среднего ангела – синева цветущего льна и наших озер и рек. Золотистые крылья ангелов, сплетенные из тонких солнечных нитей, - это стебли нашей пшеницы, которые клонятся под тяжестью хлебных колосьев.

В картине нет источника света, а «Троица» светится. Свет исходит изнутри, и краски проглядывают одна сквозь другую прозрачно-сияющие.

Источник света – сам колорит, сама гамма красок. Свет картины особенный еще и потому, что он свет чувства и мысли художника, его души и вообще души человеческой.

В «Троице» слышится музыка. Она рождается цветовым согласием, уравновешенностью ритма, даже самой линией, вольно льющейся, перетекающей и вдруг строго очерчивающей совершенный и упругий силуэт.

Жесты рук ангелов соединились вокруг чаши - символа жертвенной смерти и одновременно братской любви. Многие еще, как в день Куликовской битвы, «смертную испи на брани чашу», поэтому скорбят, печалятся ангелы, просветляясь лицом при мысли о силе любви человеческой, побеждающей страх перед гибелью во имя высокой цели. Картина Рублева звала к самопожертвованию ради единства и грядущего счастья родины. Чтобы, отрешаясь от интересов мелких и пошлых, сметя паутину злободневного, суетного, человек нашел сокровенное, согревающее всех.

И вся рублевская живопись звучит как восхитительная симфония, как лирический стих о всеобщей братской привязанности. Сколько радостей нам щедро уготовано здесь средствами одной живописи, так что перед этим созданием Рублева мы вполне можем согласиться с Леонардо да Винчи, который говорил, что живопись – царица искусств.

Различная по своему внутреннему миру, настроению, чувствам, не изображающая иллюзорную точность внешнего мира, икона полна множеством смыслов, выраженных в символике ее иконографических образов и цвета.

Величайшим художником Древней Руси является Андрей Рублев. Его иконопись становится образцом иконописного писания на многие последующие времена. «Троица», созданная художником между 1422 и 1427 годами для Троицкого собора Троицкой Лавры – непревзойденная вершина древнерусской живописи – воспела и призвала русский народ к таким истинным ценностям, как братство, единство, примирение, любовь. Это реальное воплощение гармонии, гармонии настолько чистой, настолько музыкально-певучей, что нет человека, который не испытал бы на себе поразительного воздействия этого непревзойденного произведения.

Символическая образность и цветопись «Слова о полку Игореве»

Символическая образность так обильно представлена в «Слове» и так поразительно отражает богатство поэтического и философского мышления и восприятия окружающего мира, что позволяет считать «Слово» своего рода энциклопедическим источником эпохи, источником многоаспектным и надежным. По этому источнику можно судить о глубинных и самых различных сторонах душевного мира древнерусского человека.

Символическая образность «Слова» своими корнями уходит в восприятие человеком той эпохи загадочного мира живой природы, мира вещей, устоявшихся обрядов, в выражении и отражении этой загадочности в заговорах и заклинаниях, в попытке увидеть таинственный смысл бессвязных намеков в сновидениях. Во всем этом в значительной мере видны укоренившиеся следы архаических языческих взглядов и представлений, которыми живет и автор «Слова».

Рассмотрим вначале хотя бы некоторые символические обозначения, связанные с явлениями природы. Известно, что солнце как символ широко бытовал как символ в древнерусской литературе и искусстве. Оно породило целый цикл солнечной символики. Нередко этот символ использовался при восхвалении князя, но идеального князя.

В самом начале похода солнечная символика необходима автору, чтобы осудить Игоря таинственным предупреждением – затмением солнца. Далее все продвижение Игоря сопровождается целым комплексом символов. Гроза своим стоном, птицы, звери, мифический Див и другие зловещи силы предвещают недоброе. Но перед изображением решающего сражения автор также воспользовался солнечной символикой: «Чръныя тучи съ моря идутъ хотятъ прикрыти 4 солнца, а в нихъ трепещуть млънии». Это сильная и зрительно яркая символическая картина, говорящая, что расплата неминуема и она уже настигает князей. Наконец на третий день после тяжелого поражения в «Слове» говорится: «два солнца померкоста, оба багряная стлъпа погасоста и съ нима молодая месяца». Символический смысл ясен: старшие князья Игорь и Всеволод и молодые князья Владимир и Святослав перестали излучать солнечное благо, их княжеская судьба погасла. В этом символе обозначена и скорбь и осуждение. Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир, автор заключает «трудную повесть» образом солнечной символики, но уже жизнеутверждающей и оптимистичной: « Солнце светится на небесе, Игорь князь в Русской земле». Вся обстановка побега и возвращения изображена так, что это звучит гимном радости, свету, Солнцу, прославлением благого преображения человеческой души. И если это так, то становится яснее замысел древнего поэта: он хотел не только призвать к единству, но и рассказать о духовном прозрении. В истории Игоря он увидел и то, что мешало единению русских князей, и то, что помогало этому: раскаяние, воскресение, постижение человеческих страданий и народных нужд. Таким образом, сражение Игоря происходит и с самим собой. И единственная подлинная его победа – победа над собой.

Обильно представлена символическая образность во сне Святослава и плаче Ярославны. Собственно, и сон и плач представляют собой развернутую картину, состоящую из цикла частных символических обозначений.

Представляет несомненный интерес как автор пользуется символизацией света и цвета. Все доброе у него окрашено в светлые тона и освещено светом, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак. Использование цвета как формы и модальности света и его отрицания – тьмы ориентирован прежде всего на колористическую палитру в поэтическом живописании художественного пространства «Слова о полку Игореве», где солнечный свет и беспросветная тьма образуют полюса, определяющие характер основного конфликтного противостояния двух антагонистических миров.

В пространственном арсенале «Слова» распадение и исчезновение космического света создаёт впечатление непрочности и хаотичности («Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты», «заря свет запала, мъгла поля покрыла») Враждебные силы хаоса наступают чёрными тучами, о чём страшно оповещают кровавые зори, синие молнии. Чёрная завеса пыли («пороси поля прикрываютъ») непроницаемой стеной закрывают свет. Цветовая характеристика пространства, в котором терпят поражение русские витязи, угнетает «кроваво-сине-чернотой». Червленые щиты Игоревой рати «затмеваются» кровью на чёрной земле («Чръна земля подъ копыты костьми была посеяна, а кровию польяна»), тонут в крови («ту кровавого вина не доста»). Подобно тому утопали в крови и воины Всеслава («Немиги кровави берегапосеяны костьми русскихъ сыновъ»), и князь Изяслав «подъ чрълеными щиты на кровавой траве притрепанъ». Дважды червленые щиты рисуются «беззащитными» на чёрной земле и кровавой траве. Поэт усиливает цветовые характеристики за счёт употребления предметных слов, не являющихся колористическими определениями, но ассоциативно указывающих на цвет. В приведённых фразах это мгла, пороси (пыль), кости, кровь. Белые кости, обагрённые кровью, на чёрной земле – впечатляющий образ смерти.

Побеждающая чернота хаоса уничтожает почти все светлые краски. «Уже бо Сулла не течетъ сребреными струями къ граду Переславлю» - река утратила светлую искристость водяных струй после поражения русских князей. А другая река – Донец – воссияла серебром берегов, когда она, «лелея на волнах», помогала князю Игорю возвратиться в родную землю. Чёрная печать позора ложится и на серебряные седины великого князя.

Итак, тьма закрывает свет в сюжетном пространстве «Слова», в чёрных красках рисуется сон Святослава как предчувствие беды, нашествия чёрных сил хаоса, поглощающего космический свет; тёмная палитра царит и в сцене толкования боярами «мутного» княжеского сна, где цветофон создаётся ассоциативно через восприятие действия – погружение князей-солнц в море. На Каяле-реке тьма свет покрыла. Покрыла, но не погасила. С бездонно-чёрным мраком надо бороться. Следует помнить, что он – завеса, искус, который нужно преодолеть. Нужно вступить в мрак, чтобы выйти из него. Преодоление тьмы чужемирия воздастся князю Игорю солнечным сиянием, разрезающим мрак. Заметим, что в «Слове о полку Игореве» всё светлое устремлено в будущее.

В «Слове» исключительное богатство различного рода цветового и красочного изображения исторических лиц, явлений природы и вещей.

Черный цвет и в «Слове» и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы – это и черные тучи и черные вороны. Земля становится черной в тех случаях, когда она костьми посеяна и кровью полита. В тягостном сне Святослава его накрывают черной попоной.

Близко к черному в отдельных определениях стоит и синий цвет. В тексте этим цветом обозначаются синее море, синий Дон, синее вино с трудом смешанное, синяя мгла, синие молнии. Функция всех этих определений и эпитетов неоднозначна. В одних случаях это простое и привычное обозначение – синее море, синий Дон. Эпитетом синяя мгла передается характерная для русского пейзажа синева вечерних сумерек. В других случаях эпитетом синий награждаются зловещие призраки, в синем вине, тем более еще с трудом смешанном, и в синих молниях, соседствующих рядом с черной зловещей тучей, невольно передается тревога, надвигающиеся печаль и горе.

Определение белый имеет противоположный смысл – добро и радость связаны с белизною. Красный цвет и его разновидность – багряный, а так же серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душу – все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты.

« зрительная точность «Слова», - пишет Д. С. Лихачев, - поразительна. Автор «Слова» обладал повышенным чувством цвета, характерным для эпохи высокого развития древнерусской живописи, наступившей в 12 веке. Зрительно эффектны образы плавающих в красной крови золотых шлемов, зеленой травы на серебряных берегах Донца, черной земли, политой красной кровью».

На рубеже веков уже не первый раз в русской истории встает вопрос о развитии национального самосознания русского народа. Экономический и политический кризис, быстрая смена стереотипов поведения и мышления у многих вызывают ощущение, будто земля уходит из-под ног. Все кажется зыбким, вызывает чувство неуверенности.

Закономерно, что в такой ситуации актуализируется интерес к корням, к истокам современной культуры. Одни из богатейших источников знаний о развитии русской национальной культуры является древнерусская литература.

Лучшие произведения культуры, и в частности лучшие произведения литературы, продолжают участвовать в жизни человечества. В произведениях гуманистических, человечных в высшем смысле этого слова культура не знает старения

Чем интеллигентнее человек, тем больше он способен понять, усвоить, тем шире его кругозор и способность понимать и принимать культурные ценности – прошлого и настоящего. Одно из важнейших свидетельств прогресса культуры – развитие пониманий культурных ценностей прошлого и культур других национальностей, умение их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую ценность. Вся история развития человеческой культуры есть история не только создания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей.

Я считаю, что в наше время изучение древнерусской литературы становится все более и более необходимо. Мы понемногу начинаем осознавать, что решение многих проблем истории русской литературы ее классического периода невозможно без привлечения истории древней русской литературы.

«Искусство слова находится в органической связи с изобразительным искусством, с зодчеством, с музыкой, и не может быть подлинного понимания одного без понимания всех других областей художественного творчества древней Руси». (Д. С. Лихачев)

Два совершенно разных произведения, созданные в разные века, оказались близкими в художественном воплощении драматических событий русской истории. Стержневая идея «Слова о полку Игореве» - общерусское государственное единство; критический пафос произведения – обличение княжеских распрей. Автор, осознав процесс политического распада единой державы как регресс, упадок, «погибель», пытался предостеречь современников от последствий братоубийственных войн. Ход мысли автора понятен: княжеская междоусобица – дважды враг: и самоубийца князей, и убийца Русской земли. В осознании этой мысли и есть спасение Родины. Поэтому так актуален и своевременен был призыв безымянного поэта к единению, на горе русичей не услышанный: через несколько десятилетий Киевская Русь будет повержена Золотой Ордой.

Сергий Радонежский воздвиг в своей обители Троицкий собор, где и была поставлена икона Андрея Рублева, «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». В этих словах емко определен главный смысл иконы.

Общее в идейной устремленности рублевской «Троицы» и величайшего памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» - воспеть и призвать русский народ к таким истинным ценностям, как братство, единство, примирение, любовь.

«Искусство слова находится в органической связи с изобразительным искусством, с зодчеством, с музыкой, и не может быть подлинного понимания одного без понимания всех других областей художественного творчества древней Руси» цветопись символика образность цветопись композиция ритм

Общее в идейной устремленности рублевской «Троицы» и величайшего памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» - воспеть и призвать русский народ к таким истинным ценностям, как братство, единство, примирение, любовь.

Древнерусское искусство – наша национальная гордость. Самобытно и неповторимо это искусство, бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)