Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Развитии русского искусства на рубеже 50 – 60

Начало XIX века характеризуется тем, что происходит демократизация русского общества. Она связана с историческими событиями, с огромным национальным подъемом. Война 1812 года, в которой русский народ проявил большой героизм и силу, движение и восстание декабристов – эти события нацелили художников, так же как и композиторов, поэтов, на изображение жизни народа. Национальный подъем, связанный с победой над Наполеоном, вызвал замечательный расцвет русского искусства. Недаром первую половину 19 века называли «золотым веком».

В России в это время создают свои произведения такие личности, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Михайло Иванович Глинко, А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. И. Иванов и другие замечательные мастера.

Но на рубеже 50 – 60 х годов происходит коренной перелом в развитии русского искусства. Он выразился в тесном сближении искусства с жизнью, с передовой общественной мыслью, революционно – демократическим движением. Тема народа, тема обличения социальной несправедливости и поиски новых средств художественной выразительности – таково основное содержание демократического искусства того времени.

Искусство 60 – х годов носило открыто обличительный характер. Русские художники того времени повели борьбу за жизненную правду и доступность искусства широкому демократическому зрителю. В картинах художников того времени, В. Г. Перова, Н. В. Неврева, В. В. Пукирева, В. И. Якоби, И. М. Прянишникова, органически сочетается обличение господствующих классов и раскрытие «страданий народа.

Например, в работе Н. В. Неврева «Тогрг», художник обличает гнуснейшее рабство. Показана продажа крепостной девушки. Ее продает помещик, мнящий себя передовым, просвещенным человеком.

А художник того времени, В. В. Пукирев в картине «Неравный брак», разоблачает власть денег и бесправие женщины в России. Художник показывает и неблаговидную роль церкви, благословляющей этот неравный брак.

Основным методом нового искусства становится критический реализм, который развивался в острой борьбе с академизмом.

В 1863 году, в Петербургской Академии Художеств, происходит так называемый «бунт четырнадцати». Четырнадцать учеников, заканчивающих Академию и претендующих на золотую медаль, отказались писать картину на заданную тему из Скандинавской мифологии – «Пир в Валгалле». Они хотели писать о своей русской жизни, о главных проблемах современности. Они потребовали свободы выбора тем и, получив отказ, в знак протеста, покинули Академию. Художники вместе жили, по типу коммуны, описанной Чернышевским в романе «Что делать?», сообща выполняли заказы. Позже, на базе артели, организовалось Товарищество Передвижных Художественных выставок.

Художники ставили своей целью служение народу, писали о народе, для народа, с точки зрения народа. Значит, искусство их было демократическим. Но одновременно это искусство было и реалистическим, так как глубоко и правдиво показывало окружающий мир, жизнь. Оно было передовым и высокоидейным.

Заслугой передвижников является и то, что они несли искусство массам. Они выезжали на периферию, устраивали передвижные художественные выставки, чтобы как можно больше людей познакомились с новым искусством. Тематика картин была разнообразной, они освещали все наболевшие вопросы современности.

Основные две линии, которые прослеживаются в тематиках картин – это:

  • Картины, рассказывающие о тяжелой жизни народа,
  • Обличительные картины, разоблачающие социальные язвы того времени – лицемерие духовенства, жадность купечества, женское бесправие и т. д.

Творчество И. Е. Репина является вершиной русского критического реализма.

Его деятельность исключительно многообразна. Он создавал жанровые и исторические картины, был замечательным портретистом и рисовальщиком. Много и талантливо писал об искусстве. Был прекрасным преподавателем, профессором Академии Художеств.

Произведения Репина отличаются блестящим мастерством рисунка, яркостью и свежестью колорита, разнообразием художественных приемов, темпераментностью.

Репин родился в Чубуевке, на окраине, в семье военного. Рано проявилась его склонность к искусству. Он рисовал портреты, жадно наблюдал окружающую его жизнь. На скопленные от рисования деньги, в 1863 году едет в Петербург и поступает в Академию Художеств. Сближается с Крамским, с передовыми идеями того времени. Уже в ученических работах Репин проявляет большую наблюдательность и оригинальность. За конкурсную работу «Воскрешение дочери Иакра», на евангелиевский сюжет Репин получил большую золотую медаль и командировку за границу. Картина обнаруживает большое мастерство художника и связь с жизненными переживаниями. Уже в то время Репин поглощен желанием посвятить все свое творчество русскому народу и его тяжелой доли.

В 1873 году появляется картина «Бурлаки на Волге» - одно из популярнейших произведений в русском искусстве, где правдиво раскрыта русская жизнь. Для написания картины Репин целое лето 1870 года живет на Волге, изучает жизнь бурлаков, пишет этюды, с восхищением отзывается о бурлаках.

«Бурлаки – это меньше всего изображение десятка оборванных, тощих людей. Это картина о великом народе и о той радостной жизни, которая рано или поздно будет завоевана ими».

Чуковский.

Важное место в творчестве Репина занимает историка – революционная тема: «Орест пропагандиста» - в ней художник показал непонимание деятельности народников крестьянами, дал верный анализ социальной жизни.

«Отказ от исповеди» - показан революционер – народоволец, гордо и смело отвергающий церковное отпущение грехов. Верность революционера своим идеалам, выбранному пути показана в картине «Не ждали»

«Не ждали» «Иван Грозный и сын его Иван»

Исторические картины: «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван» - глубокий психологизм, связь с современностью. В работе «Иван Грозный и сын его Иван» прослеживается связь с кровавой расправой с революционерами – народниками. Блестящее композиционное и колористическое мастерство. Бодростью, богатырской силой проникнута картина «Запорожцы», где художник воспевает народ, казацкую вольницу, людей сильных и могучих, способных к большим подвигам.

Огромное значение имеет портретное творчество Репина. Оно поражает умением тонко и быстро передать портретное сходство человека, проницательно заглянуть в его душу и дать социальную характеристику.

Трудно переоценить значение созданных Репиным портретов выдающихся деятелей русской культуры:

«Толстого», «Стрепетовой», «Мусорцкого», «Третьякова», «Стасова», «Рубенштейна», «Чистякова».

Прекрасны его работы на пленере: «Стрекоза», «Осенний букет».

Огромная картина «Заседание государственного совета» - так глубоко раскрыла образы царских сановников, что стало разоблачением самодержавного строя. Портрет М. П. Мусорггского

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)