Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Духовное возрождение России

Работа ведётся в группах, сформированных по принципу психологической совместимости.

Оборудование: методическая литература Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Русская музыка в школе, энциклопедия русского искусства, духовная музыка – СД диск.

Цели проекта:

• расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;

• приобщение к культуре исследования;

• воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу, представлять продукт своей деятельности.

Характеристика проекта, подготовленного к защите.

По характеру доминирующей в группе деятельности:

• исследовательский;

• творческо-исследовательский;

• творческо-информационный.

По количеству участников: коллективно-групповой

По характеру контактов: внутриклассный

Этапы работы над статьей.

1. Замысел проекта

• разрабатывался по совместной инициативе учащихся и учителя;

• проект стал значимым для учащихся девятого класса.

5. Постановка проблемы

• когнитивный метод – ведущий;

• выяснение актуальности поставленной проблемы.

6. Этап выдвижения гипотез

• Коллективное конструирование версий на вопрос и проблему;

• Разделение на группы;

• Постановка частных задач внутри каждой группы;

• Определение основных методологических понятий исследования.

7. Планирование

• Составление плана роботы для доказательства выдвинутой гипотезы;

• Распределение заданий между членами группы.

8. Выполнение

• Сбор информации, создание «информационного багажа».

9. Пошаговый анализ материала

• Синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;

• Обоснование практического применения результатов;

• Оформление проектных частей.

10. Социальная – защита выполненной работы.

Работа над проектом

I. Организационный момент.

1. Объявление темы, цели урока.

1. Деятельность учащихся.

Выбор тем: «Величайшее духовное сокровище – знаменное пение», «Музы «серебряного века» и русский символизм», «Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств », «С. П. Дягилев: от «Мира искусства» к Русским сезонам», прослушивание инструкции по защите и выполнению работы во время урока.

Знакомясь с истоками русской культурой, каждый из вас попытается проявить себя как исследователь и результат деятельности в группе представить в форме литературного проекта избранного типа. Предоставляемые группами исследования должны вами оформляться в виде презентации в программе Power Pointi.

В статье рассказывается о том, что храмовое искусство соединило в себе всё культурное наследие России, и передаёт до наших дней своим потомкам. В работе представлены слайды, картинки и музыка.

Создание проблемной ситуации

В трудные минуты жизни (а Россия сегодня переживает не лучшие времена) человеку свойственно припадать к родному порогу, возвращаться к истокам. Но эти слова не станут пустой декларацией лишь тогда, когда мы согласимся с утверждением запечатлевшей загадочную русскую душу, которую и «умом не понять» и «аршином общим не измерить» показав преемственность древних и новейших направлений, включив музыкальное произведение в контекст художественной культуры, сопоставив его с «мировидением», запечатлённым кистью русского художника, резцом скульптора, пером драматурга или поэта.

Исследовательский проект учащихся

Тема: Храмовое действо как синтез искусств

Цель исследования:

• познакомиться с древними направлениями русского искусства из которых состоит Храмовое действо.

Задача:

• узнать , какие исторические зодчества входят в храмовый синтез искусства;

• познакомиться с разными видами искусства в отдельности, дать им определения;

• исследовать синтез искусств в храмовом действии.

Объект исследования: храмовое действие

Материалы исследования: древнерусский художественный канон (космогонические образы вечности), исторические храмы России, духовные тексты, фрески, мозаика, икона.

Предмет исследования: храмовое действо как синтез искусств

Гипотеза: Из века в век на Руси представления о высшей красоте, добре и гармонии связывали с храмом – олицетворением царства Божия на земле. (Мы проведем))Можем ли мы провести «сквозную линию» в изучении храмовых действ как синтез искусств.

Ход исследования:

• изучение крещения Руси;

• каноны древнего искусства;

• соборное начало;

• возникновение иконописи и фрески;

• Слово Божие;

• Духовная музыка.

Результаты исследования

Доклад. «Возникновение Храмового действа как синтеза искусств».

Размышляя о храмовых искусствах, не следует забывать об их главном, подчинённом высокой религиозной идее предназначении – нести людям свет Христовой веры.

История профессиональной искусства Руси начинается с тех далёких времён, когда великий князь Владимир Киевский «выбрал веру». Сделав этот выбор, Русь определила в своей исторической судьбе многое, в том числе особенности развития древнерусского профессионального искусства – зодчества, литературы, музыки, живописи.

Древнерусское искусство было каноническим в самом высоком значении этого слова. Пронизанный светом Евангелия, древнерусский художественный канон является системой устоявшихся норм и предписаний, позволяющих воплощать в искусстве вневременные события Священной истории, космогонические образы вечности.

В приверженности канону, коллективности, монолитностим ярко выразилось соборное начало художественных традиций Древней Руси. Суть соборности – высшее духовное единение людей на основе любви к Богу и ближним. Храм – это «инструмент» скорее даже не познания, а ощущения истины через земные, вспомогательные образы.

Главные формы древнерусского изобразительного искусства – это икона(станковая живопись), мозаика и фреска (монументальная живопись).

Икона писалась на деревянных досках. Писались иконы натуральными красками. Иконописец не мог начать работу без церковного благословения. Многие иконописцы Древней Руси были монахами. Иконы воплощали представления земного человека о невидимом, «горнем мире» рождённые в молитвенном общении с Богом и небесными силами.

Монументальная живопись Древней Руси представлена мозаиками и фресками. Один из исследователей назвал мозаики «мерцающей живописью». Действительно, из смальт – отдельных кубиков или цветных кубиков или пластинок цветного прозрачного стекла – или цветных природных камней древние умельцы создавали непревзойдённые по красоте шедевры, сияющие в храме то от солнечного света, то от отражённых в них отсветов горящих свечей.

Фреской называется роспись стен водяными красками по сырой штукатурке. Многие великие художники Древней Руси, в том числе Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий отдали дань не только иконе, но и монументальной фресковой росписи. Они проявляли уникальное мастерство, создавая образы на поверхностях стен, полусферах сводов. От времени краски тускнели. Но и сегодня древнерусские фрески поражают своим грандиозным величием и возвышенной духовностью.

Основа церковных служб – Слово Божие, воплощённое в высокой храмовой поэзии.

Слово, звучащие в храме, оказывало самое непосредственное влияние на живопись и музыку. Оно являлось источником рождения храмового синтеза искусств, определяло образный строй икон, фресок, мозаик, песнопений.

В храмовом синтезе искусств музыка выполняла особую, только ей присущую роль. Она была тесно связана с текстами молитв, и считалось, что не собственно музыкальные звуки, но текст является главным содержанием песнопения. «Слуга Христов должен петь так, чтобы не голос поющего, а слова доставляли удовольствие», - писал один из теоретиков богослужебного искусства.

Выводы:

• Христианская вера с «фактором красоты» ориентировалась на Византию. Русь приняла крещение в X веке

• Древнерусский художественный канон является системой устоявшихся норм и предписаний, позволяющих воплощать в искусстве вневременные события Священной истории.

• Соборное начало – высшее духовное единение людей на основе любви к Богу и ближним.

• Икона(станковая живопись), мозаика и фреска (монументальная живопись).

• Богослужения с глубокой древности включали тексты Ветхого и Нового Заветов, молитвы, созданные святыми учителями Восточной церкви – Иоанном Златоустом, Василием Великим, которые составили Литургию и Всенощное бдение.

• Музыка была тесно связана с текстами молитв.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)