Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Какого цвета весна (цветопись произведений о весне)

Идея «цветового» анализа произведений была придумана моим руководителем, учителем изобразительного искусства Сиротиной Ларисой Владимировной, а тема моего проекта родилась в процессе работы.

Проблема: узнать, при помощи каких «цветовых» эпитетов писатели и поэты описывают весеннюю природу.

Цель моей работы: анализ «цветовых» эпитетов, используемых писателями и поэтами для создания «зрительного» образа весенней природы.

Для осуществления данной цели необходимо было решение следующих задач:

• Подбор текстов с описанием весенней природы, где используются «цветовые» эпитеты;

• Составление и анализ цветовой палитры весенних месяцев;

• Анализ соотношения хроматических и ахроматических, тёплых и холодных цветов, используемых писателями при описании весны;

• Составление цветовой палитры отдельных объектов весенней природы – неба, деревьев, травы, цветов, солнца, рек, лесов, полей и т. д. на основе произведений о весне.

Проектный продукт: изложение результатов исследования.

План моей статьи

1. Выбор объекта исследования (сентябрь 2009 года)

На начальном этапе работы над проектом была только идея «цветового» анализа произведений, предложенная моим руководителем. Тема была выбрана позже.

2. Подбор произведений с описанием природы, в которых встречаются «цветовые» эпитеты (октябрь – декабрь2009 года).

3. Уточнение объекта исследования, выбор темы работы (январь 2010 года).

4. Отбор текстов с «цветным» описанием весенней природы (январь 2010 года).

5. Изучение некоторых элементов цветоведения (январь – февраль 2010 года).

6. Повторная работа с текстами (февраль 2010 года): а) Отбор и печатание текстов с описанием различных объектов природы – деревьев, сосулек, снега, неба и т. д.

б) Отбор и печатание текстов с описанием трех весенних месяцев – марта, апреля, мая.

в) Отбор и печатание текстов с описанием весенней природы Н Сладковым, М Пришвиным, С. Аксаковым, А Куприным, К Ушинским.

6. Анализ цветового восприятия весенних месяцев (март 2010 года).

7. Составление цветовой палитры отдельных объектов природы: неба, леса, деревьев, солнца, цветов и т. д. (март 2010 года).

8. Анализ цветового видения весны Н. Сладковым, М. Пришвиным, С. Аксаковым, А. Куприным, К. Ушинским.

9. Оформление работы и подготовка к ее защите (начало апреля 2010 года).

10. Участие в школьном конкурсе научно-исследовательских проектов (27 апреля 2010 г. ).

11. Участие в городском конкурсе научно-исследовательских проектов (16 мая 2010 г. ).

В сентябре 2009 года мой учитель изобразительного искусства Сиротина Лариса Владимировна предложила мне принять участие в конкурсе учебных проектов среди учащихся 2-4-х классов, который каждый год проходит в нашей школе. Наверное, ее выбор пал на меня, потому что я очень люблю рисовать, читать, и уже два года принимала участие в городской олимпиаде по русскому языку, заняв 1 и 2 места (то есть, у меня уже имелся навык участия в конкурсах). Согласившись, я еще не знала, что такое учебный проект, и как над ним работать.

Мы долго не могли определить тему проекта. И вот однажды на уроке изобразительного искусства, когда мы рассматривали картины русских художников, Лариса Владимировна стала нам читать стихи, отметив, что не только художники могут красочно изображать природу, но и поэты и писатели тоже, описывая природу, употребляют «цветные» эпитеты. А после урока Лариса Владимировна предложила мне попробовать проанализировать другие произведения с описанием природы. Так как на уроке было очень интересно, мне эта идея тоже понравилась. Так началась моя работа над учебным проектом.

Я начала свою работу со сбора литературы, то есть я подбирала все произведения с описанием природы, где встречались «цветовые» эпитеты, например: голубое небо, красные ягоды, лиловые заросли ольхи и т. д. Я вместе с мамой просмотрела все учебники по литературе, сборники стихов и рассказов. Интересную книгу «Времена года» принесла мне моя учительница Борисова Татьяна Владимировна. Много книг мне порекомендовал наш школьный библиотекарь.

Когда весь собранный материал я показала Ларисе Владимировне, она сказала, что нужно взять какое-нибудь одно время года, я подумала, и сказала, что мне нравится весна. Так родилась тема нашего проекта - «Какого цвета весна».

Следующим этапом работы было выбрать тексты с описанием весны. Мы с мамой просматривали все уже имеющиеся тексты, и выбирали только те, которые описывают весну, делали закладки. Мы с мамой (иногда я это делала самостоятельно) отобрали 43 отрывка с описанием весенней природы, в которых встречаются «цветные» эпитеты. Тексты на компьютере были набраны мамой, я набрала только 2 отрывка, потому что только училась печатать, и делала это очень медленно. Сейчас я уже печатаю намного лучше.

Когда Лариса Владимировна просмотрела весь материал, она предложила теперь выбрать отдельно описание снега, деревьев, цветов и т. д. , для того, чтобы потом составить красочную палитру. Эту работу мне помогла выполнить мама, так как я еще очень плохо умела печатать на компьютере. Мама сначала напечатала тексты с описанием снега, потом солнца, потом деревьев и т. д.

В ходе работы у меня возникало очень много вопросов, например, я не знала, как выглядит лиловый, лазурный и багровый цвета, чем золотой и солнечный цвета отличаются от желтого. На все эти вопросы отвечала Лариса Владимировна. И еще она дала мне специальные книги, в которых отметила, что мне надо прочитать и выучить. Все непонятные термины она мне объясняла во время дополнительных занятий. Я узнала, что такое цвет, цветовой спектр, что цвета бывают основные и составные, хроматические и ахроматические, теплые и холодные.

Палитру составлять было очень интересно. Мы с Ларисой Владимировной брали тексты, описывающие, например, деревья, и выписывали все встречающиеся цвета. Затем Лариса Владимировна на компьютере нарисовала много прямоугольников, и закрашивала их соответствующим цветом.

Потом мы провели анализ цветовой палитры осенних месяцев: марта, апреля и мая. Для анализа мы с Ларисой Владимировной взяли тексты с описанием весенних месяцев. Затем мы подчеркнули в текстах все «цветные» эпитеты. А считать было легко: выписываешь название цвета и считаешь, сколько раз он встречается в описании каждого месяца. А цветные графики на компьютере набирала Лариса Владимировна.

Когда этот этап работы был закончен, и мы показали все, что сделали моей учительнице Татьяне Владимировне, она предложила нам сделать анализ «цветового описания» природы отдельных авторов, например М. Пришвина. Так родилась идея проведения цветового исследования видения весны отдельными писателями. Мы выбрали Н. Сладкова, М Пришвина, С. Аксакова, А. Куприна и К. Ушинского, так как именно у этих писателей больше всего встречается «цветных» эпитетов.

Сначала мы с мамой выбрали тексты и разложили их. Потом мама эти тексты напечатала. Данную работу выполнять было очень сложно, так как она связана с подсчетом процентов и рисованием диаграммы. Мы вместе с Ларисой Владимировной выписывали все цвета, встречающиеся у каждого из авторов, затем распределяли их по группам: хроматические и ахроматические, теплые и холодные. Всю остальную работу делала Лариса Владимировна. Но моя учительница Татьяна Владимировна все равно научила меня высчитывать проценты, и теперь мне это не кажется таким уж сложным делом.

Закончив работу над проектом, могу сказать, что все идеи, которые возникали в ходе работы, были осуществлены. Оформить работу и сделать к ней презентацию помогла Лариса Владимировна, так как я еще не могу так грамотно излагать свои мысли и работать на компьютере. Хотя многому я уже научилась. Например, печатать, искать материал в Интернете, работать с текстом, выступать перед большим количеством людей. А еще очень много нового и интересного я узнала по изобразительному искусству, литературе и познанию мира. Мне очень понравилось работать над научным проектом, хотя, если честно, это очень сложно, требует много времени и усилий.

Трудно было учить и текст выступления, я все время боялась что-то забыть и перепутать. Но в этом мне опять помогла Лариса Владимировна. Она сделала такую красивую презентацию, что даже захотелось выступать. И еще в презентации есть кое-какие подсказки, но об этом никто не должен знать. Мы долго репетировали, чтобы я не ошибалась и уложилась в отведенное время. Несколько раз я выступала перед учениками своего и других классов.

В апреле 2010 года я представила свою работу на школьном конкурсе учебных проектов и заняла 1 место. А в мае я уже выступала на городском конкурсе, и тоже заняла 1 место. Я очень рада, что мой труд, труд моей мамы и моих учителей был так высоко оценен.

В этом году мы с Ларисой Владимировной начали работу над новым проектом, который будет посвящен исследованию казахского головного убора – саукеле.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)