Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Криворучко художник и почетный гражданин г. Воронежа

Встает с полотен битв великая быль.

А с "Плачем жен" мы горько плачем сами.

С веков минувших отряхнувши пыль,

Рассказ ведете нам вы не словами,

А сразу полною картиною былого

И ликами его богатырей.

А я смотрю, за Русь страдая снова,

И так горжусь, что я причастна к ней!

Галина Коротких.

Весной прошлого года всех учеников, которые получили призовые места на школьных олимпиадах, по традиции пригласили в кабинет директора, чтобы вручить заслуженные дипломы. Я была одним из победителей. Когда я вошла в кабинет директора, первое, что привлекло мое внимание это картина, висящая напротив двери. На ней была изображены башни и ворота древнерусского города. Я не знала кто автор этой картины. Но она показалась мне очень и близкой и родной. Мне стало интересно кто же автор такой притягательной работы? Я увлекаюсь живописью, занимаюсь в художественной школе и мне всегда интересно узнавать об авторах понравившихся мне картин. Я обратилась с этим вопросом к учителю истории. Мне удалось выяснить, что автор - воронежский художник Василий Криворучко. И эту картину он подарил нашей гимназии.

На следующий день мы с родителями пошли на Коминтерновское кладбище убирать могилы наших родственников. Потому что по православным традициям могилы своих предков мы должны содержать в чистоте и порядке. Была хорошая погода, которая говорила нам о том, что мы точно не останемся посреди кладбища, утопшие по колено в грязи. Поэтому после уборки я решила прогуляться. Да, я знаю, что многие сильно удивятся прочитав эти строки, но я хочу сказать, что ничего особенного здесь нет, так как Коминтерновское кладбище не вызывает у меня отрицательных эмоций и ужасающих мыслей о смерти. Оно очень ухоженное и скорее напоминает парк. Проходя по аллее Славы между кварталами №7 и 8, мое внимание привлек интересный памятник. Я подошла поближе, чтобы прочесть имя, написанное на нем. На могильной плите была надпись: «Криворучко Василий Павлович, художник, почетный гражданин г. Воронежа». Я сразу же вспомнила о картине в кабинете директора нашей гимназии, подаренная этим человеком. Благодаря таким совпадениям, связанным с именем художника мне захотелось больше узнать о нашем соотечественнике, и, обратившись к книгам, газетам, интернету, преподавателям художественной школы я почерпнула много интересного.

Василий Павлович Криворучко родился 10 августа 1919 года в селе Ново Песчаное Славгородского уезда (ныне Бурлинский район) Алтайского края в семье рабочих. Это было непростое, тяжелое время в истории нашей страны: свершилась Октябрьская революция, полыхала Гражданская война. В стране царил хаос и бесчинство. Родители Василия Павловича Криворучко были простыми тружениками, каждый их день был занят работой у станка. Его дед был художником, столярничал. Семье некогда было заниматься политическими интригами и борьбой за власть, поэтому они сохраняли чистоту души. Жили по принципам нравственности. Эти жизненные установки они передали своему сыну.

После окончания школы изобразительного искусства и семилетки, Василий Павлович поступил в Харьковское художественное училище в 1935 году. Студентам приходилось жить в трудных условиях. У старшеклассников он учился упорству и умению преодолевать трудности. Учителями Криворучко были лучшие представители русской реалистической школы: В. Воробьев, В. И. Касьян, М. Г. Дерегус, Н. С. Самокиш. Время, проведенное в художественном училище, было для Василия Павловича периодом овладения традиционной техникой академической школы и глубоким познанием классических форм.

Когда он окончил училище, началась Великая Отечественная Война. В этот период Василий был офицером-связистом, мужественно прошедшим всю войну от начала до победного конца. Военное время стало для Криворучко еще одной школой, где он открыл для себя самоотверженность русского народа, защищавшего свою Родину, и силу его непоколебимого духа.

В трудное послевоенное время всем нужно было работать, чтобы иметь свой кусок хлеба. Стараясь не предать своего призвания художника, Василий Криворучко главными героями своих картин делает людей труда, восстанавливающих разрушенное войной хозяйство. «Воронеж – стройкам коммунизма», «Тамара Прокопенко. Электросварщица», «Строительство Нововоронежской атомной станции» - по этим работам видно как хорошо Криворучко овладел профессиональным языком реалистического искусства. В 1946 году Василий Павлович поступил в Московский педагогический институт им. Потемкина на художественно-графический факультет. Но он покинул институт после третьего курса, так как его талант не был признан в стенах этого учебного заведения и он не получил поддержки. Из-за такого отношения он не мог развиваться дальше как творческая личность.

Беспокойный, мятежный характер художника перестали удовлетворять темы, отражающие действительность, и совершенства, достигнутые в технике написания полотен. Талант художника заключался в том, что Василий Павлович не остановился на достигнутом, а находился в постоянном поиске. Совершенно освоив технику социалистического реализма, этот этап стал пройденным для художника, его душа требовала поиска своего стиля писания картин и других тем для творчества. Судьба сводила его с людьми, которые помогали ему найти себя в духовных начинаниях. Среди таких встреч можно отметить его проживание у Ю. Г. Вираго. Сразу после ухода из института Криворучко уехал в город Мукачево, где прожил в семье известного художника Юлия Георгиевича Вирага, который был выпускником Мюнхенской академии художеств, будапештской школы образцового искусства. Юлий Георгиевич принимал участие в росписях храмов и монастырей Мукачевской епархии и был ее официальным главным живописцем. Ю. Г. Вирага был художником, чье творчество отображало стремление русского народа к духовности жизни. Общение с этим человеком сильно повлияло на формирование нового этапа в творчестве Криворучко.

Следующий этап биографии связан с поездками по стране, в которых художник встречался с известными и малоизвестными людьми, но все они были личностями и способствовали нравственному и профессиональному росту художника. Результатом этих поездок стало переосмысление целей искусства и поиск своего стиля в живописи. Известна поездка по северу России. Там он запечатлел красоты северных широт, памятники истории и культуры: «Соловки», «Северная элегия», «Ростов Великий», «Вечер в Кижах». Когда Василий Павлович поехал на этюды в Заполярье, он встретил майора, который воевал под Мурманском. Тот отвез Криворучко на место одного из сражений. Оно все было покрыто костями не захороненных солдат. Когда он увидел это поле смерти, он понял, что только любовь к Родине, а не к партии, могла послужить причиной гибели такого большого количества людей, отдавших свои жизни ради спасения великой Руси. Вот там художник осознал, что он является частью великого народа, чья родина Святая Русь! Поэтому и задача искусства должна состоять не просто в копировании реальности, а в преображении внутреннего мира.

Криворучко был многогранным художником, он совершенствовался не только в темах своего творчества, но и в технике письма. Следствием этого являются его работы «Господин Великий Новгород», «Суздальская сказка», «Северный мотив», «Загорск».

В 1963-1964 годах Василий Павлович так же совершает серию поездок по древнерусским городам, которые являются живыми памятниками русского зодчества. Он пишет древние церкви и монастыри: «Смоленск», «Мирожский монастырь». Творчество Криворучко приобретает индивидуальность, живопись становится темпераментнее и декоративнее. Несколькими годами позже Василий Павлович создает полотна на историко-героические темы – «Мы русские люди», «На защиту Отчизны». Идет работа над батальными сюжетами: «А Непрядва оделась туманом». Художник пишет портреты выдающихся участников сражения: Владимира Невского, Дмитрия Донского. Именно в эти годы Криворучко убедился правильности избранной им исторической тематике.

Больше 40 лет жизни художника неразрывно связаны с нашим городом. Именно в Воронеже в полной мере раскрылся его талант, и были созданы самые значительные его работы. Наш город стал не просто его местом жительства, но и хранилищем основного художественного наследия. В Воронеже впервые официально был признан талант художника, оценено значение его творчества для будущих поколений. Основную часть своих работ он передал на хранение в Краеведческий музей. Немногие полотна Криворучко можно увидеть в частных коллекциях. Василий Павлович любил наш воронежский край и много сил и труда вкладывал в сохранение его культурного наследия.

Василий Павлович прожил долгую жизнь. После долгой и тяжелой болезни умер он в возрасте 75 лет. Похоронен на Коминтерновском кладбище. На его могиле всегда можно увидеть свежие цветы. Художник смотрит на нас вполоборота с мраморного надгробия и, кажется, что он хочет ещё что-то сказать нам – будущему поколению.

Изучив биографию художника, я стала лучше понимать его работы: почему он написал то или иное полотно, актуальность выбранной им темы, какие переживания сопровождали создание картины. Но главное - во время просмотра полотен я как будто разговариваю с мастером, учусь у него, проникаюсь его настроением. Его картины заставляют меня по-новому смотреть на современную действительность.

Картины Криворучко нельзя спутать с работами других художников, потому что его творчество имеет свои особенности. Одна из главных особенностей – историческая тематика работ.

В начале 60-х годов мастер без остатка отдает свои силы для творчества, посвященного российской истории. Первым было полотно «Воронежская корабельная верфь XVII столетия» (1962 г. ).

Позже Василий Павлович создает целую серию работ на историко-героические темы – «Моя Русь», «Москва заповедная», «По странам и континентам», «Мы русские люди», «На защиту Отчизны». В его полотнах преобладают батальные сюжеты.

В 1966-1967 Криворучко работал над одним из самых выдающихся циклов своих работ. Полотна его посвящались 600 летнему юбилею победы русского оружия в Куликовской битве. Вдохновением к написанию этих картины послужило его пребывание на Куликовом поле. Там он будто бы слышал крики раненых, звуки ударяющихся мечей и ржание коней. Все эти ощущения он смог передать в графических работах с изображением героев битвы, образов, в которых отражены и сила русского характера и сознание святости воинского долга. Итогом творческих исканий художника в области исторической темы стало огромное полотно «Куликовская битва», которое сейчас находится в собрании Краеведческого музея.

Также во время пребывания в окрестностях Куликова поля Василия Криворучко потрясла одна встреча. У дома с заколоченными окнами он увидел старуху. Попросил воды. Разговорились. Оказалось, что эта женщина моложе его, а окна в доме заколочены со времён войны, когда из-под венца ушёл защищать Родину её суженый, да так и не вернулся. Убитая горем женщина произвела огромное впечатление на художника, он воспринял её как символ верности, ожидания, вечного плача. Всем, у кого война забрала любимых, он посвятил картину « Плач жен ».

Художник с особым трепетом пишет портреты Владимира Невского, Дмитрия Донского, Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия, Серафима Саровского, Сергия Радонежского. В их образах - лики настоящего Человека знающего, думающего, тонко чувствующего, человека – философа, великого созидателя.

Изображение храмов как центров духовности – ещё одна особенность творчества Василия Павловича.

При изучении истории России, победы на Куликовом поле, шёл процесс духовного самообразования, совершенствования. Художник прошёл путь обращения к православию и вынес главное – стремление жить праведно. Он считал, что только вера может остановить людей от разрушения накопленного столетиями наследия.

Для Василия Павловича храм всегда был символом духовности, нравственности, местом освящённого исторической традицией бытия.

Триптих «Ветер времени», «Белозерская твердыня», «Храм во Пскове», «Кижи» - это не только памятники культуры Русской, но и центры духовности, которой так не хватало нашим соотечественникам в то время.

Каждую свою картина он считал посланием будущему, поколению с трудом накопленного опыта.

В 80 –е годы 20 века стало модным вставлять в пейзаж ветхую церквушку, это гарантировало успех в коммерческих целях, особенно, если художники рассчитывали на продажи картин за рубежом.

Криворучко был в то время уже признанным русским мастером, возглавлял художественный фонд и Воронежское отделение Союза художников РСФСР, стал членом Союза художников СССР, ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Выставки его картин проводились во многих городах нашей страны, и в странах Европы.

Неоднократно поступали предложения Криворучко от зарубежных коллекционеров о продаже его работ по баснословной цене. Однако, Василий Павлович был не из тех, кто стремился наживиться на своем творчестве. Целью его творчества было не материальное обогащение, а духовное воспитание последующего поколения. Василий Павлович отказывался продавать иностранцам даже самые «ненужные» свои работы. Он говорил: « Нет. Все должно остаться дома. История, воспитавшая меня, должна воспитывать и моих внуков. С моими картинами это процесс у них будет происходить гораздо эффективнее, чем подобное происходило со мной».

Важно то, что творил он не для продажи. Он отказал даже видным отечественным ученым. «Не продаю. Мне бы найти им надёжный приют – даром бы отдал» - говорил Василий Павлович.

Людям далеким от искусства такая позиция была непонятна, неоцененные в денежном выражении картины они отказывались размещать на выставках.

Те, кто лично был знаком с Криворуко, вспоминают Василия Павловича как бунтаря. Человек с запоминающейся внешностью и импульсивным характером, он в годы атеистической современности поднял тему духовного возрождения, сохранения культурно-исторического наследия Руси.

Его талант художника получил официальное признание. В 1992 году за выдающийся вклад в культуру страны Василий Криворучко получил премию имени Преподобного Сергия Радонежского. С 1993 года он почетный гражданин Воронежа.

При жизни состоялось 40 персональных выставок Криворучко. Многие работы Василия Павловича хранятся в воронежском Краеведческом музее, в музее им. Крамского и Доме-музее Никитина.

Его работы есть не только в нашем городе, но и в Музее истории Москвы, Тульском музее изобразительных искусств, Владимирском историко-художественном музее-заповеднике, Псковском музее-заповеднике, Краснодарском музее изобразительных искусств, Новосибирской картинной галерее, в других российских собраниях, а также в частных коллекциях ценителей живописи из США, Италии, Испании, Великобритании, Финляндии, Швеции, Бельгии, Чехии

В 1995 году увидел свет документальный фильм Эдуарда Ефремова и Лидии Богданович «Художник Василий Криворучко». Он стал первым шагом в увековечивании памяти нашего выдающегося земляка. В 1998 году на доме №1 по улице Тимирязева, в котором жил художник, была установлена мемориальная доска. В честь Криворучко названа одна из улиц Воронежа. Его имя носит картинная галерея в городе Лиски.

Все, кто знал Василия Павловича, отмечают его многогранный, деятельный характер.

Всегда у него были соратники, последователи, ученики. Среди учеников Криворучко – известные воронежские художники и архитекторы: Вячеслав Знатков, Иван Лопатин, Виктор Довбенко, Анатолий Федорец.

Василий Павлович не любил чёрствость, равнодушие, бездействие. В кабинеты первых секретарей райкомов партии просто врывался и требовал, требовал Он ходил в бунтарях и возмутителях спокойствия. Он был особым бунтарем, созидающим и призывавшим Россию не к топору, а к совести.

Объединив вокруг себя друзей, Василий Павлович создал движение «Культурная инициатива». В него вошли писатель Л. Семаго, художница К. Успенская (его жена и помощник во всех начинаниях), геолог В. Чесноков, инженер А. Ефремов. Целью движения били встречи интеллигенции в школах, ВУЗах, сельских библиотеках с молодёжью для формирования у подрастающего поколения истинных ценностей в жизни. Эти встречи носили подвижнический характер. Именно во время одной из таких встреч художник провел мастер-класс для ребят, интересующихся живописью в нашей гимназии, а на память о встрече подарил свою картину.

Возрождение России Василий Павлович связывал с провинцией. Организовывал встречи с учителями, врачами, краеведами в библиотеках, музеях. Напоминал о славном прошлом. Благодаря ему в Павловке Грибановского района, где когда-то располагалось имение С. Волконского был создан Первый музей, посвящённый декабристам.

Затем Криворучко принимал активное участие в создании музея в Новой Усмани, Краеведческого музея в Богучаре, картинной галереи в Лисках, памятника Андрею Платонову в Воронеже Не было бы этих очагов культуры в нашей области без участия Василия Павловича с его энергией, искренностью, организаторскими способностями.

Есть заслуга Василия Павловича в том, что сейчас на доме №3 по проспекту Революции установлена мемориальная доска, извещающая, что в этом доме родился Иван Бунин.

Мне удалось выяснить, что Криворучко преподнес подарок не только нашей гимназии, но и другим школам и музеям Московской, Псковской, Тамбовской, Липецкой, Тульской, Владимирской, Новгородской, Воронежской областей

История древней Руси не только питала творчество художника, но и была стимулом к действию, носила живой, деятельный характер.

Среди первых Криворучко поднял голос в защиту Успенской церкви -старейшего храма города. У её стен освящались первые военные корабли России. Он ратовал за восстановление храмов, за то, чтобы они выполняли свое предназначение – быть домом Господа

Василий Павлович поднял всю общественность Советского Союза, организовал приезд на Куликово Поле писателей, художников. Вскоре день исторической битвы стал праздничным для всей нашей страны.

Василий Павлович собрал большую коллекцию старинных книг, икон, предметов церковной утвари, крестов, картин на исторические темы. Собирал он это не для того, чтобы продать и обогатиться, а для благородной цели - не дать погибнуть, сохранить для потомков как связь времен, связь между поколениями. Сейчас коллекция – достояние Краеведческого музея. В дар городу он завещал передать ее после смерти.

Картины, музеи, галереи, выставочные залы, бесценные предметы старины, памятники истории – вот то материальное, что оставил после себя Василий Криворучко.

Не менее важным я считаю его духовное наследие, а именно: жизнь по принципам христианства, связь с историей своей страны, преобладание духовных интересов над материальными, любовь к Родине. Изучив биографию и творчество Криворучко, я поняла – эти ценности на века, как бы ни складывались обстоятельства, какие бы трудности не пришлось преодолевать.

Теперь у меня есть образ для подражания, пример интересной, насыщенной, полезной жизни.

Спасибо, Василий Павлович, Вам за ваши дела.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)