Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Минералы – природные пигменты

Около двух лет я занимался в изостудии Кавалеровского центра творчества юных и меня уже тогда заинтересовал вопрос: как и из чего изготавливали краски художники с древних времен? Во время посещения краеведческого музея и клуба любителей камня «Агат» мне удалось узнать, что до недавнего прошлого основным сырьём для изготовления красок служили различные минералы и горные породы (природные пигменты). Материалов о них в наших библиотеках немного, а в книгах, в которых о них говорится, им посвящено всего одна - две страницы, а то и несколько строчек. Но чем больше я углублялся в изучение данного вопроса, тем мне становилось интереснее. Как много нового я узнал о минералах и красках, о наскальных рисунках и живописи древних мастеров. Я побывал в краеведческом музее, изучил образцы минералов из коллекции кабинета географии нашей школы, клуба любителей камня и частных коллекций и даже попытался нарисовать картины и фрагмент наскальной росписи собственноручно изготовленными на основе природных пигментов масляными красками и темперой.

Что такое минеральные краски?

На этот вопрос я нашел ответ в Большой Советской энциклопедии. Минеральные краски – это минеральные природные пигменты или различно окрашенные природные минералы, горные породы, руды и другие минеральные образования, используемые в качестве красителей. Окрашивающими компонентами «хромофорами» у них являются главным образом железо, хром, марганец, медь, никель в виде окисей или гидроокисей, а также углеродистое вещество. Как видим из этого определения часто минеральный пигмент – это не один минерал, а целое сообщество минералов – горная порода.

Классификации минеральных красок

Выделяются следующие химические типы белых или окрашенных минеральных красок:

Карбонатные - мел (осадочная горная порода), малахитовая зелень, азуритовая синь.

Силикатные – глинистые (например, каолиновые глины, буро-охристые глины), волконскоит, глаукониты, гарниериты, хризоколлы, лазурит.

Окисные и гидроокисные – бурые железняки, гематиты, гидрогематиты, окисные марганцевые руды и др.

Сульфатные – барит, ярозит.

Углеродистые – природные угли, сажи, шунгит, асфальтовые смолы и др.

Сульфиды – киноварь.

Фосфаты – вивианит.

Подразделение минеральных красок по цветовому признаку.

Белые – барит и горные породы мел и каолиновые глины.

Желтые и желто-бурые – бурые железняки, охры глинистые и др.

Красные и буро-красные – мумия, сурик железный (гематиты и гидрогематиты), киноварь.

Коричневые – сиена, умбра жженая.

Зеленые – волконскоитовые, малахитовые, гарниеритовые и глауконитовые зелени.

Синие – азуритовая (медная), вивианитовая и лазуритовая (ляпис-лазурь).

Серые и черные – углеродистые пигменты, пиролюзитовая чернь.

Какие минералы использовали и ценили художники разных времен?

С древних времен в качестве минеральных красок человек использовал различные минералы: железные руды, пиролюзит, азурит, малахит, лазурит, киноварь, ярозит, аурипигмент и другие минералы, обладающие красящей способностью.

Порошки истолченных минералов составляли основную часть природных красок. Еще в верхнем палеолите и мезолите появилась наскальная живопись в пещерах Пиренейского полуострова – Альтамира, Кастильо и др. в Испании; Пеш-Мерль, Ляско и др. во Франции; Каповой пещере на Урале в России и др. Например, в пещере Альтамира, под натеками кальцита (CaCO3) на стенах «исследователи встретили картины, написанные охрой и углем. На рисунках изображены зубры, кабаны, лани, бизоны. Этим картины созданы более 20 тысяч лет назад». Животные были главной темой, но изображались также воины, танцоры, охотники, сцены повседневной жизни. Художники древности для создания своих произведений использовали горные породы – различные глины, преимущественно охры, и минералы, из которых основным был черный пигмент – двуокись марганца. Фиксатором служила органика зверя (жир, кровь и мозг).

С течением времени список используемых художниками минералов и горных пород расширялся.

Белую краску в древности получали из минералов: гипса, свинцовых белил (PbCO3) и горных пород: мела, извести, белой глины.

Синюю краску - из лазурита (ляпис-лазури), азурита (лазури медной) и вивианита. Секрет превращения ляпис-лазури в ультрамариновую краску был открыт еще в Персии. В Древнем Египте лазурит называли камнем неба и очень высоко ценили не только за цвет, но и за то, что получаемый из лазурита ультрамарин, не выгорал на солнце. Но из-за дороговизны (испокон веков синий минерал-пигмент лазурит был дороже золота) ее использовали реже, чем азурит. Азурит – это пигмент краски с названием «киприйская горная синь» (от слова Кипр). Сочный синий ультрамарин часто использовали западноевропейские художники в XIII веке, как, например, это видно на полотнах Дуччо ди Буонисенья. Вивианит (фосфорнокислая соль железа) встречается в торфяниках, в бурых углях, углистых глинах, среди пиритов в виде землистых, кристаллических и лучистых образований. Этот минерал нельзя спутать с другим: в свежем состоянии он сероватого цвета, а на воздухе, в связи с окислением, быстро принимает синюю или голубовато-зеленую окраску.

Желтый и оранжевый цвета получали из природных пигментов – минералов реальгара и аурипигмента. В 1500 г. до н. э. древние египтяне создали оранжевый краситель из реальгара – соединения мышьяка (AsS) – мягкого минерала из горячих источников. Аурипигмент (As2S3) – в переводе с латинского «золотая краска». Благодаря низкой твердости (2 по шкале Мооса) изготовление из него порошка, так же как из реальгара (твердость 1,5 - 2), не представляло трудностей. В древнем Китае его использовали для окраски шелка в яркий, золотисто-желтый цвет, который служил прекрасным фоном для росписи.

Золотой цвет на фресках и иконах – это тончайшие полоски золота или золотой порошок.

Минеральные краски зеленого цвета изготавливали из малахита, глауконита, волконскоита. Малахит, соединение меди, дает сочный ярко-зеленый цвет. Впервые его применили в бронзовом веке в Египте. Для приготовления красивой ярко-зеленой краски (бриллиантово-зеленой) употребляется обычно малахит, залегающий в виде землистых масс. В Италии, где эта краска очень ценилась, он получил название «веронской земли».

Для изготовления зеленой краски, заменяющей дорогую малахитовую, употребляется волконскоит. Это минерал из группы монтмориллонита, содержащий хром. Блеск у него матовый, черта на фарфоровой пластинке зеленая, блестящая. Твердость небольшая – 2 – 2,5, хрупкий, легко раскалывается на мелкие кусочки, с раковистым изломом. Темно-зеленые прожилки некристаллического минерала волконкоита встречаются в пестроцветных песчано-глинистых отложениях Среднего Прикамья в европейской части России.

Глауконит, или главконит (в переводе с древнегреческого языка – «синевато-зеленый»), - очень распространенный минерал, встречающийся в виде мелких округлых зерен в песках, глинах и других осадочных породах. Цвет главконита оливково-зеленый, синевато-зеленый, темно-зеленый.

Киноварь (HgS) сульфид ртути – «кровь дракона» в переводе с древнеиндийского наречия. Из этого минерала получали сочную красную краску. Микрохимическим анализом киноварь установлена в пещерных росписях неолита (Т. Б. Здорик. Здравствуй камень). Из нее приготавливали краску, использованную во всех древних рукописях. В античное время очень ценилась пурпурная краска, часть которой изготавливали с применением киновари.

Красный, кроваво-красный цвет краске придает минерал гематит. Даже если его в краске всего 20%, то получается сочная и стойкая краска.

Графит – от греческого «графо» - пишу. Мягкий минерал (твердость 1 по шкале Мооса) серо-черного или железо-черного цвета (хотя в клубе «Агат» наш знаменитый геолог Рудольф Титович Годунцов сказал, что графит может быть и цветной в природе, и что в нашем Приморском крае тоже встречаются цветные графиты). Многие века применяется графит для рисования и письма.

Охры – это наиболее распространенные естественные минеральные краски желтого и красного цвета. Человек начал ими пользоваться еще в древнейшие времена, в эпоху каменного века. Об этом свидетельствуют рисунки на стенах пещер. Охры встречаются в основном в виде отдельных гнезд. По своему составу охра представляет смесь водной окиси железа с глиной, а смесь безводной окиси железа с глиной – красная охра. В желтой охре количество окиси железа доходит до 25%, а в красной – до 40%. Красная охра темно-кровяного цвета называется мумией. Содержание окиси железа до 60 % придает охре более яркий красный цвет и называется она железным суриком; желто-коричневая охра называется сиеной, а коричневая – умброй. Желтая охра при прокаливании делается красной, так как водная окись железа (бурый железняк), теряя воду, превращается в безводную окись железа – красный железняк (гематит).

В природе значительно чаще охр встречаются глины разных цветов: бледно-желтые, розовые, светло-серые, светло-коричневые (кофе с молоком), светло-зеленые, темно-зеленые и других оттенков. Они тоже употребляются в качестве красок. От охр глины отличаются более тусклым цветом и вязкостью. Для изменения цвета их могут прокаливать.

Из других минеральных красок употребляются мел и каолин.

Я хочу привести в качестве примера использования художниками в древности охр отрывок из книги В. Е Ларичева «Прозрение». В пещере Фон-де-Гом «удалось найти куски охры и своего рода «карандашей» из марганцевой руды. Это были, судя по всему, те самые красители, которые использовались первобытными художниками в живописных работах. Пейрон обратил внимание Капитана и Брейля на то, что красящие материалы в долине Везера встречаются почти повсюду, где распространены глинистые почвы. Так. Богатые полости желтой, красной, а иногда черной глины, так же как и обломки железной и марганцевой руды, распространены поблизости от Ля Мут в небольшой долине Гобер. Пейрони однажды обнаружил на площадке скалы рядом с Лезэйзи сотни обломков охры, песты и терки со следами краски на их поверхностях».

В большой исторической энциклопедии отмечается, что древние эллины использовали глины при разрисовывании глиняных ваз. Те места на вазах, которые должны быть черными, зарисовывали краской, приготовленной из глины, смолы, древесной золы.

Пользовались природными минеральными красками и древние племена, обитавшие в разных районах нашей страны. Месторождений пигментов в России множество. Например, в Ленинградской области, в районе г. Всеволожск, имеются месторождения природных минеральных красок: умбры, охры, берлинской лазури. В эпоху неолита на территории нашего Приморского края в Лазовском районе существовало специализированное поселение (Валентин-перешеек) для добычи железной руды и изготовления из нее минеральных красок.

Природные пигменты использовали и при приготовлении пастели (от итальянского «pasta» - тесто). Из разноцветных порошков пигмента, с помощью мела и смол замешивали специальное тесто. Потом из теста делали круглые палочки и сушили их. Техника пастели известна давно. Еще Леонардо до Винчи рисовал иногда этими цветными карандашами.

С эпохи Возрождения известна техника рисунка сангиной (от латинского кроваво - красный) – карандашами без оправы красно – коричневых тонов, приготовленных из каолина и окислов железа.

Художники разных эпох изготавливали на основе природных пигментов также масляные краски, состав которых хранили в глубокой тайне, и темперу – минеральные краски, растертые на яичном желтке (реже добавлялся белок) и разбавленные водой. Темпера особенно широко использовалась при создании фресок – росписи по сырой штукатурке.

Темпера и пастель были излюбленными красками выдающегося художника XX века Н. К. Рериха, который использовал их при решении живописных задач, требовавших «большой чистоты, силы и свежести красок».

Краски, приготовленные из минералов и горных пород, обладают высокой устойчивостью к влиянию света и атмосферы.

В настоящее время краски, изготовленные из природных пигментов, очень дороги и используются в основном в иконописи и при создании «экзотических» произведений.

В своем реферате я постарался рассказать о том, какие минералы использовали художники древности и более позднего времени. Показать разнообразие цветовой гаммы природных красок. Что касается ценности для художников различных минералов, то, мне кажется, она менялась с течением времени. Можно на это возразить, что просто в далеком прошлом художники не знали многих минералов, поэтому и не использовали. Конечно, в основном, это так. Но я просмотрел много иллюстраций в разных книгах, энциклопедиях, археологическом словаре и, на мой взгляд, для изображения животных, охоты, для рисования на стенах пещер подходили глины, охры, а в другие эпохи менялись вкусы людей, изменялись потребности, и люди искали другие краски, чтобы это выразить.

В наше время космических скоростей и научно – технического прогресса изменились темпы жизни, изменились и технологии изготовления красок. Сейчас едва ли кто будет применять приготовленные по старым рецептам цинковые белила, срок полного высыхания которых составляет 6 лет, растирать вручную лазурит, малахит, киноварь или гематит. Мне известно, что современные художники используют преимущественно синтетические краски, и может быть поэтому, рассматривая знаменитый Уилтонский диптих или картины великих мастеров эпохи Возрождения, я восхищаюсь не только их произведениями, но и яркими, чистыми красками, полученными из природных пигментов.

Нарисованные с использованием природных пигментов картины, изображение бизона на куске известняка из нашей знаменитой скалы Дерсу, сосуд, вылепленный из нашей Кавалеровской глины и расписанный черной краской, приготовленной из смеси смолы, глины и сажи, я демонстрировал на школьной и районной научно-практической конференциях. Ими заинтересовались в нашей школе искусств, и решили попробовать выполнить работы, используя мой опыт.

Скала Дерсу (окрестности п. Кавалерово) Яблоня

(Холст, масло) (Темпера)

Скала Дерсу

Перед тем, как нарисовать эту картину, я получил консультацию в Кавалеровской школе искусств. Приготовленные на натуральном растительном масле краски сохнут очень долго, поэтому мне порекомендовали использовать в качестве добавки ацетон. Холст я загрунтовал смесью клея ПВА, порошка мела, с добавлением порошка бентонитовой глины (их месторождение находится вблизи п. Кавалерово). Темно-коричневая краска была приготовлена из порошка гематита, светло-коричневая – из лимонита, желтая – из аурипигмента, красная – из киновари, зеленая – из лучистого малахита, азурита, синяя – из лазурита.

Яблоня

Нарисовать яблоню я попытался на куске пенопласта, предварительно загрунтовав его смесью порошка мела и клея ПВА (грунтовку наносил в несколько слоев, так как она мгновенно впитывалась). После того, как слой грунтовки стал довольно плотным, я нанес на сырую поверхность (имитация сырой штукатурки) рисунок самодельной темперой, приготовленной из порошков натуральных пигментов (малахита, азурита, аурипигмента, киновари, реальгара, гематита, лимонита) на яичных желтках. Хочу отметить, что грунтовка после окончания работы продолжала впитываться, и после окончательного высыхания работы стала видна текстура пенопласта, поэтому тем, кто захочет повторить мой опыт, наверное, лучше дать первым слоям грунта высохнуть, а потом нанести еще несколько слоев.

По просьбе ребят я нарисовал этими же красками солнышко на загрунтованном картоне, но получилось гораздо хуже, чем на пенопласте.

Самодельный сосуд, вылепленный из Кавалеровской керамической глины, я расписал смесью еловой смолы, сажи и порошка глины. В необожженную хорошо высохшую поверхность глиняного сосуда эта смесь впитывалась быстро и, что удивительно, после высыхания не прилипала к рукам, не пачкала руки. Поверхность сосуда получилась красивая, блестящая, ярко черного цвета.

Приготовление краски из смолы, глины и жира. Получение порошка киновари.

На кусках известняка (нашел плоские обломки у нашей знаменитой скалы Дерсу – это обломок древнего кораллового рифа триасового возраста) я нарисовал несколько фигур животных. Краску я приготовил из смеси медвежьего жира и красной глины (глины у нас встречаются прямо в черте поселка и первые переселенцы даже красили сделанной из порошка глины и самодельной олифы полы); а также глины, лимонита и медвежьего жира.

Из мела, смолы и порошка лимонита я попытался сделать сангину, но мелки получались твердыми, вязкими. Ими я смог выполнить только отдельные элементы рисунка, а остальное дорисовал фабричным мелком. Самостоятельно я пока не смог подобрать необходимый состав. Над этой темой я продолжаю работать.

Выступление на районной научно-практической конференции. Кавалерово, 2005 г.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)