Общество  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мирные и военные периоды в развитии человечества: особенности восприятия младшими школьниками

Бескрайнее пространство вокруг, возникшее миллиарды лет назад, во многом определяет историю развития всего человечества. Оно дает нам дневное тепло и свет, ночную прохладу, еду и питье. Сама вселенная, жемчужиной которой является планета Земля, преподносит нам бесценный дар – жизнь! Что же такое жизнь человечества? Беспристрастная наука история дает нам простой ответ на этот вопрос. Это взлеты и падения цивилизаций. Периоды мира и развития, войн и упадка.

Археологи находят все новые и новые доказательства технической и культурной развитости древних цивилизаций. Их гибель ученые объясняют рядом причин, основными являются две: ставшая со временем непригодная для земледелия земля и войны. Первое опасно для государства, так как люди уходят в поисках более удобного места жительства. Но, унося частички культуры, они добавляют свои знания к знаниям людей других стран. Так природа дает шанс выжить народу, истощившему её земли. Второе влечет за собой гибель человека, поселения, цивилизации.

Итак, можно сделать вывод, что отражением истории человечества являются два слова - мир и война. Два слова, несложные на первый взгляд, их знают дети и взрослые. Мы давно употребляем первое как само собой разумеющееся. Одноклассники, мальчишки во дворе играют во второе. Стреляют из игрушечных пистолетов по неигрушечным мишеням. Однако, если спросить ту самую мишень, приятно ли ей, что в нее целятся, пусть даже из игрушечного ружья. Что ее убивают, даже если это «понарошку», ответом наверняка будет - нет. В нас, людях, где-то глубоко внутри находит место чувство неприятия насилия. Тогда почему история насчитывает так много войн? Взрослые и дети. Может ответ именно в этом. Взрослые перестают быть детьми. Перестают принимать мир таким, какой он есть. Они спешат изменить его самым простым для них способом: применить «насилие для достижения политических и экономических целей».

Цель: на основе изученного материала и собственного исследования рассмотреть важность положительного отношения младшего школьника к мирным историческим периодам.

Роль мирных и военных периодов в развитии человечества

Влияние войны на общество

Войны на нашей планете начались с появлением на Земле самого человека. В древности конфликты разрешались кулаками и зубами. С дальнейшим освоением территорий возникла потребность в защите от других людей. Появилось оружие. Примитивное оружие предназначалось только для охоты. В последствии люди стали использовать его для того, чтобы калечить и убивать друг друга. Военное дело стало профессией уже в древней Греции. К VII в. до н. э. индивидуальный бой уступил сражениям между армиями.

Возникающий военный конфликт всегда поглощает много людских и денежных ресурсов. Пожалуй, ни на какой другой вид деятельности люди не тратили столько сил и энергии, сколько на изобретение новых способов убийств. В настоящее время появилось оружие массового поражения. Оно не щадит не только военных, но и мирных жителей, их дома.

В военное время ресурсы (люди и деньги) отбираются в одной из мирных сфер жизни. От этого в первую очередь страдает культура, для которой не хватает ни творческих личностей, ни денег. Так погибли величайшие цивилизации нашей планеты: Древняя Греция, Древний Рим, Ацтеки, Инки и др.

Значение мирных периодов в развитии человечества

Рассматривая развитие человечества, мы в первую очередь обращаем внимание на его достижения, которые требуют постоянного движения вперед. Вначале камень и палка, теперь механизированные приборы. Прежде приручение животных и колесо, теперь полеты в космос. Цивилизация, как и все живое, развивается от простого к сложному. Двигателем её развития является в первую очередь сам человек, его врожденная тяга к знаниям. Отметим, что уже в древних цивилизациях человек стремится к сохранению и передаче культуры предков младшему поколению не только через воспитание родителей. Например, в Древнем Риме (примерно II в. н. э. ) появляются специальные заведения - школы.

В мирное время человеческий труд используется для развития различных областей экономики государства: сельского хозяйства, строительства, промышленного производства и др. Развитые народы большое внимание обращают на медицину и культуру. Все это способствует гармоничному развитию человеческой цивилизации. Наибольшего расцвета, как известно, достиг ряд народов, например: древнего Рима до обескровивших их империю войн с варварскими племенами; Киевской Руси до монгольского нашествия; американские индейцы до начала завоевания их земель европейцами. Итак, наибольший расцвет культурного и научного развития общества происходит в мирный период.

Выводы. Первое: мирные периоды оказывают влияние на общество, которое проявляется в: культурном развитии; развитии материального производства. Второе: мирные периоды способствуют: сохранению человеческих ресурсов; культурному обогащению человечества; производству и совершенствованию материальных благ.

Исследование отношения младших школьников Гимназии № 30 к войне и мирным периодам

Оценка уровня толерантности учеников 2 – 4 - х классов

Исследование проводилось при помощи анкетирования учеников 2 – 4 - х классов Гимназии № 30. Всего получено 66 анкет. Проведенное анкетирование достаточно полно раскрывает уровень толерантности младших школьников Гимназии. Так на рисунке 2. 1. отражены не только количественные показатели наличия друзей, но и желание мальчишек и девчонок иметь друзей. Рисунок 2. 2. дополняет полученную ранее информацию и помогает понять, что мои товарищи вкладывают в понятие друг.

При этом проведенное анкетирование показало, что мои товарищи меньше всего хотели бы видеть в своем окружении злых, жадных, неудачников. Чрезмерная сила и слабость так же вызывает неприятные чувства, которые возможно достались нам по наследству от далеких предков. Слабый не сможет защитить от хищника, а сильный может напасть сам.

Исторически сложившееся в развитии человеческой цивилизации неприятие социальных различий так же нашло отражение в полученных ответах.

Из опрошенных 10 ребят относятся настороженно к богатым людям, а 12 - к бедным. История так же знает немало конфликтов между народами из-за столкновения религий и рас. На третье место, как и во все времена, можно поставить религиозное (9 ответов) и расовое (так же 9 ответов) неприятие.

При сопоставлении результатов, полученных на 4-й вопрос анкеты (к каким людям Вы относитесь настороженно?) и 3-й (по каким характеристикам Вы выбираете себе врага?) можно увидеть, что богатых, бедных, людей с другим цветом кожи и другой религией мои товарищи не относят к врагам. Выскажу предположение, что неприятие у ребят основывается на отсутствии в достаточном количестве информации о таких людях. Это предположение подтверждается ответом, набравшим наибольшее количество голосов - 34. Так, вполне обоснованную озабоченность у младших школьников вызывают люди, поступки которых они не могут понять. А ведь именно на поступки влияют религия, культура, деньги.

Вывод, высокий уровень толерантности имеют 7 из опрошенных ребят.

Анализ особенностей восприятия понятий «война» и «мир» младшими школьниками

Анализ особенностей восприятия понятий «война» и «мир» младшими школьниками Гимназии № 30 позволил сделать следующие выводы. Говоря о мире, мои товарищи видят светлую планету, наполненную весельем и добром. Мир, по их мнению - это в первую очередь дружба между людьми (59 ответов) и взаимопонимание (32 ответа).

Понятие «война» включает в себя темные краски характеристики отношений между людьми.

Ребята нашей гимназии видят в войне вражду, насилие, противоречия. Война, по их мнению, зло. От себя добавлю, что зло это несут в мир взрослые. Учитывая, что в военных действиях участвуют солдаты, анкета содержала вопрос (как Вы понимаете слово «солдат»?). Абсолютное большинство моих товарищей считают, что это защитник (63 ответа) который больше всего думает о мире (48 ответов), дружбе и любви (29 ответов), боге (21 ответ). Ответ на вопрос «По какой причине происходят войны?» дает рисунок 2. 5.

На основании рисунка 2. 5. можно сделать вывод, 26 ребят считает, что причина в людях, допускающих ссоры, конфликты, споры. На втором месте стоят: жадность, деньги, борьба за землю и нежелание дружить. Мы не хотим войны, наши родители и знакомые не хотят войны, не хотят её и солдаты, тогда кто хочет? Может быть её хочет террорист? Это слово часто звучит по телевиденью. На вопрос «кто такой террорист?» учащиеся младшей школы нашей гимназии уверенно ответили, что это преступник, который в первую очередь думает о деньгах (53 ответа), о себе (31 ответ), об оружии (20 ответов). Считаю, что мы нашли ответ на поставленный вопрос. Все, кто не хочет договариваться и в конфликтной ситуации, берется за оружие, думая при этом о себе, деньгах, оружии, убивает мирных жителей, развязывает войну – террорист - преступник.

В заключение исследования был поставлен вопрос «представьте, что волшебник может исполнить одно Ваше желание, которое идет от всего сердца, что бы Вы захотели?» Ответы были самые разнообразные - мои товарищи хотели бы, чтобы им подарили собаку, хотели летать, хорошо учится, чтобы все были здоровы, хотели счастья и больше друзей. Самое большее количество голосов набрал ответ, чтобы был мир.

Проведенное исследование так же показало, что ученики младшей школы Гимназии № 30, помнят и гордятся теми солдатами, которые защищали Россию в Отечественную войну 1812 года, Первую мировую войну, Великую Отечественную войну, и других сложных военных периодах нашей истории.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы. Первое: мирные периоды оказывают влияние на общество, которое проявляется в: культурном развитии; развитии материального производства. Второе: мирные периоды способствуют: сохранению человеческих ресурсов; культурному обогащению человечества; производству и совершенствованию материальных благ.

Проведенный анализ отношения младших школьников Гимназии № 30 к военным и мирным периодам в истории развития человеческой цивилизации позволил сделать следующие выводы. Говоря о мире, мои товарищи видят светлую планету, наполненную весельем и добром. Мир, по их мнению - это в первую очередь дружба и взаимопонимание между людьми. Озабоченность у младших школьников вызывают в основном люди, поступки которых они не могут понять. Что говорит о достаточно высоком уровне толерантности моих товарищей.

В заключение исследования был поставлен вопрос «представьте, что волшебник может исполнить одно Ваше желание, которое идет от всего сердца, что бы Вы захотели?» Ответы были самые разнообразные - мои товарищи хотели бы, чтобы им подарили собаку, хотели летать, хорошо учится, чтобы все были здоровы, хотели счастья и больше друзей. Самое большее количество голосов набрал ответ, чтобы был мир. Считаю так же, как мы, думают все дети нашей большой страны, нашей прекрасной планеты. И мечты их такие же, как наши – добрые, светлые. Именно из таких детей, как мои школьные товарищи, вырастают настоящие люди достойные высокого звания - Человек!

Таким образом, гипотезу исследования можно считать доказанной.

С учетом результатов проведенного исследования предлагаю ребятам Российских школ и работникам управления образования внести свой вклад в укрепление дела мира на нашей планете:

1. Учитывая, что в Магаданской области проживает большое количество детей разных национальностей и вероисповедания, которые могут поделиться особенностями своей культуры с другими детьми, рекомендую организовать фестиваль творческих работ младших школьников, посвященный культурным традициям проживающих на территории области народов. Опубликовать полученные работы на сайте управления образования Мэрии г. Магадана.

2. Необходимо показать заинтересованность детей нашей страны в мире. Для этого рекомендую: организовать международную конференцию школьников, посвященную культурным традициям разных народов. Полученные в ходе конференции доклады издать в виде сборника, который распространить среди школ. Это позволит ребятам разных стран лучше узнать друг друга. Кроме того, считаю, что информация, идущая от детей, будет приниматься ребятами лучше, чем от взрослых.

3. Важное место в принятии детьми мира занимает понимание его необходимости. Рекомендую расширить информацию разъясняющую положительные стороны мирных отношений между людьми и отрицательные стороны военных действий дающуюся в учебниках по окружающему миру младшей школы (включить несколько параграфов на данную тему).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)