Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Небылицы, заклички и колыбельные в картинах Юрия Васнецова

По поднебесью

По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Милых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

Небылица – это то, что на самом деле не может быть. Это выдуманная история. Данный текст, конечно, небылица. Это чудесная, небывалая история. Ведь медведь летать не может, и свинья не может свить гнездо на ели. «Поросяточки по сучкам висят, по сучкам висят, полететь хотят» - и это выдумка.

Для народного творчества характерны повторы. В этой небылице повторяются «медведь летит», «гнездо свила», «деток (деточек)», «поросяточки», «по сучкам висят». Такие повторы связывают историю в единое целое. У этой небылицы есть слушатели – рассказчик обращается к ним «братцы».

Эта история изображена на картине Юрия Васнецова «По поднебесью, братцы, медведь летит» Картина – тоже небылица. Всё в ней необычно, волшебно. Медведь летит, на нём верхом сидит поросёнок. Ещё одна свинья летит по небу. На необыкновенно огромной ели свинья свила гнездо, а на ветках висят поросята. Один поросёнок идёт на задних лапах и опирается на палку, а рядом с ним идут люди как ни в чём не бывало. На небе и луна, и солнце – непонятно, день это или ночь. Дым из одних труб идёт вверх, как в безветренную погоду, а из других – вправо, как будто дует ветер.

Обычные, настоящие на этой картине только дома, дорога, поле, ёлочки, а остальное – выдумка художника.

Юрий Васнецов выбрал для иллюстрации небылицы зиму, связал сюжет с праздником Нового года, Рождества, когда происходят чудеса, и даже самые обычные вещи могут стать волшебными. Не зря основное место в картине занимает ель – символ Нового года и Рождества.

Как и в тексте небылицы, на картине есть повторы. В небе парят две свиньи. На ели развешены шесть поросят. Пара свинок идут по дорожке. Несколько домов на улице. В небе – пара небесных светил.

Смотришь на эту картину, и становится весело, смешно. Когда у кого-то плохое настроение, можно предложить ему рассмотреть эту картину. Я бы сказал художнику, что картина отличная, радостная, интересная. Даже не читая небылицу, только разглядывая иллюстрацию, можно понять, о чём пойдёт речь в тексте.

Музыканты

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси – в гусли,

Утки – в дудки,

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны.

Данный текст – это небылица, ведь животные не умеют играть на музыкальных инструментах. Сочинители небылицы дали музыкантам определённые инструменты так, что бы их названия рифмовались с исполнителями: гуси – гусли, утки – дудки, овцы – донцы, тараканы – барабаны.

Юрий Васнецов в своей картине передал настроение небылицы, подобрал яркие контрастные цвета и интересные персонажи. Художнику нравится этот концерт. В картине сочетаются животные и их музыкальные инструменты по форме, по размеру и по цвету.

Есть в изображении и повторы, что бывает в устном народном творчестве. Повторяются и музыканты, и инструменты. Всё в действии, все персонажи играют, двигаются.

В картине есть и равновесие. Посмотрите на неё – она почти симметрична.

Мне очень понравилась работа Юрия Васнецова «Музыканты» - она красивая, чёткая, уравновешенная.

Улита, улита,

Высуни рога!

Дам тебе, улита,

Пи-ро-га!

Закличка – это обращение человека к природе. Раньше с помощью закличек люди обращались к духам природы, уговаривали, упрашивали природу сделать так, как надо человеку.

Текст про улиту – это закличка, потому что здесь идет обращение к улите, с просьбой высунуть рога, то есть сделать так как надо человеку.

Рассмотрев картину Юрия Васнецова «Улита» мы видим, что основное место в ней занимает огромное дерево, это дуб. Понятно это стало из того, что у дерева очень мощный ствол, четко видны очертания дубовых листьев и желуди, висящие на дереве.

Дуб служит для большой семьи зайцев домом, а попадают они на него с помощью лестницы.

Древние люди относились к дереву как к символу Нижнего, Среднего и Верхнего миров – прошлого, настоящего и будущего, тёмного мира, мира людей и мира богов. Дуб находится в центре картины, но четко не видно стоит он на земле, на воде или находится в воздухе.

Он соединяет черное – это земля, волнистое – это вода, бежевое – это воздух. Все стихии объединены образом дуба. Представителями земли являются зайцы, воды – улита, а воздуха – птицы.

Можно сказать, что дуб это целый мир. Зайчики там живут там своей жизнью, прыгают, веселятся. Круг на дубе образует крона дерева, и именно форма круга символизирует собой целый мир. Еще домик – мир есть у улиты, он тоже имеет округлую форму. На картине мы видим множество предметов округлой формы. Это и камушки, лежащие на земле, и жёлуди, и кончики рожек у улиты, и лапки у зайчика, который выглядывает в окно.

Кажется, что зайчик держит подзорную трубу, в которую он рассматривает весь мир и трубу, в которую трубит и радуется новому дню. Настроение у зайцев очень приподнятое, веселое, все они изображены с поднятыми руками и ушами, это говорит о том, что зайцы резвятся, танцуют.

В картине по цвету рифмуется панцирь улиты и желуди, висящие на дереве, оба они оранжевого цвета, цвет ставней и цвет неба, оба они бежевые, цвет лесенки и цвет трубы, в которую трубит зайчик, голубого цвета. По форме «рифмуются» крылья птиц, рожки улиты и ушки зайцев, по размерам – большая улита и большое дерево.

На картине мы видим несколько повторов, это множество птиц, это желуди, это зайчики, множество камушек, лежащих на земле.

Юрий Васнецов очень верно выразил в картине мысль, которую люди пытались сказать в закличке – объединения с миром природы, сочетание живого и неживого в ней.

В картине, конечно же, есть равновесие. Это видно по настроению картины, она веселая , по использованным в картине цветам, оттенкам – всё ровное, без «крика».

Картина мне очень понравилась! Она очень веселая, жизнерадостная! Изображение неба не голубого цвета, а бежевого нисколько не испортило картину, а наоборот сделало ее более теплой и уютной. Приподнятое настроение зайчиков мне сразу передалось, тоже захотелось потанцевать и порезвится с ними. Еще мне понравились птицы, летящие в небе, они как будто, зовут меня отправиться вместе с ними в путешествие по дальним странам!

Художнику хотелось бы сказать, что у него получилось, с помощью правильно подобранных персонажей, игры цвета и формы, четко передать смысл заклички.

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу

Да и Бореньке снесу.

Баю-бай, баю-бай,

Катя, глазки закрывай!

Пошёл котик на торжок

Купить Кате пирожок,

Пошёл котик на мосток

Ловить рыбку за хвосток.

Пойдёт котик к Катеньке,

Велит Кате спатеньки.

Когда младенец появляется на свет, его окружают заботой, укладывают в теплую колыбель под ласковую материнскую песню. Нежные мамины песни у колыбели стали называться колыбельными.

Колыбельные песни поются с давних времен. Само название колыбельных песен идет от слова «колыбать», что означает колыхать, колебать, качать.

Главное предназначение колыбельной в том, чтобы успокоить, убаюкать и создать подходящую атмосферу тепла и уюта для здорового сна малыша. А крепкий сон, как известно, залог здоровья, хорошего самочувствия и нормального роста ребенка. Почему малыш быстрее успокаивается, крепче засыпает под колыбельную песню? Потому что колыбельная песня исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий. Колыбельные песни помогают ребенку освоиться в этом мире и не бояться его. Ученые считают, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге.

Для народного творчества характерны повторы. Колыбельные песни передаются из поколения в поколение через наших мам и бабушек. Каждая мама исполняет песни по-своему, изменяя или добавляя что-то свое, близкое по сердцу и душе. Таким образом, в быту каждая из колыбельных имеет множество вариаций. В наших колыбельных мы тоже можем встретить повторы: пошел котик на торжок, купил котик пирожок.

Действующим лицом в колыбельных чаще всего бывает кот. И это не спроста. Кот любит спать. Перед сном он поет песенки, мурлычет, как бы убаюкивает сам себя. Раньше, прежде чем положить малыша в колыбель, клали в нее кота, чтобы он мог передать свою привычку – мирно спать – младенцу. С тех пор кот считается одним из самых любимых персонажей колыбельных песенок.

Образ кота в полной мере отражен в картине Юрия Васнецова «Котик».

По заснеженной улице, мимо забора с фонарным столбом идет черный кот, на шее у него розовый бант, под мышкой подрумяненная булка с хрустящей корочкой, усы врастопырку, глаза пуговками, на ногах валенки с розоватыми узорами. А в глубине стоят, засыпанные снегом, домики и деревья.

По этой картине можно понять, что это иллюстрация колыбельной. На улице темно, горит уличный фонарь, в избах включен свет. Значит уже поздно и пора готовиться ко сну. Вокруг все спокойно и тихо. И даже погода располагает к тишине и равновесию. Дым из труб домов идет столбом, значит на улице безветренно. Снег лежит мягкий и пушистый. На картине мы видим бабу, которая стоит на улице и машет руками в сторону кота. Мне кажется, она пытается докричаться до него, хочет позвать к себе убаюкать свою деточку.

Этому коту можно доверить убаюкивать ребенка. Он кажется таким спокойным, добрым, уравновешенным. Чтобы дети его не испугались и доверились ему, кот завязал на шее яркий розовый бантик. И валенки на нем веселые, яркие, очень красивые. К деткам он собрался не с «пустыми руками», а с гостинцем. Прежде всего, художник отразил в картине свое доверие к коту и попытался донести это до нас. Он передал в картине дух колыбельной – спокойный и ровный.

Колыбельные легко читаются, потому что они хорошо рифмуются. Например: торжок – пирожок, улочку – булочку, мосток – хвосток, Катеньке – спатеньки. В колыбельных часто встречаются повторы, за счет которых песенки легко воспринимаются детками. В колыбельных, которые даны для примера, повторяются слова: пошел котик, купил котик.

В картине Юрия Васнецова тоже можно найти «рифмы» – сочетания по цвету и форме. Так, например, у кота сочетаются по цвету бант, валенки, трость и подрумяненная булка. Художник постарался скрыть в картине острые углы. На заборе, деревьях и крышах домов лежит снег, который придает им округлые формы.

Картина Юрия Васнецова «Котик» очень нравится детям. Глядя на картину, можно сказать, что это реальность, но в то же время это и сказка. Трудно провести границу между сказкой и реальностью. Тут все взаимосвязано. Баба, изображенная на картине, живет в реальном мире. Она увидела кота и зовет его, машет руками. А кот, оставаясь самим собой, совсем натуральным, со своим хвостом, усами, четырьмя лапами и присущими ему повадками, оказывается иным, чем в жизни. И ведет себя сказочный зверь диковинно: немного по-своему, немного по-человечьи. Он идет, опираясь на трость, совсем как человек. Даже фонарю, который существует в реальности, художник придал сказочность. Эта картина создает хорошее настроение. Она излучает добро, спокойствие, умиротворенность.

Хочется сказать спасибо Юрию Васнецову, который создал яркий, неповторимый мир сказочных образов животных – близких и понятных каждому ребенку. Мы знакомы и с его иллюстрациями из книжек: «Теремок», «Сорока-белобока», «Волк и козлята», «Кошкин дом», «Конек-горбунок». И сейчас мы с удовольствием читаем эти книжки своим младшим сестрёнкам и братишкам.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)