Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Предметы быта и искуства в чаунском краеведческом музее

ПРЕДМЕТЫ БЫТА И ИСКУССТВА В МУЗЕЕ

На уроках декоративно-прикладного и косторезного искусства ученики изучают предметы быта и искусства чукчей. Те, кто проживают в г. Певек, могут познакомиться с ними на музейных образцах Чаунского районного краеведческого музея. Большинство ребят обучаются в структурных подразделениях Певекской детской школы искусств (сёлах Айон, Рыткучи и Янранай), расположенных далеко от районного центра г. Певек. В Айон и Рыткучи можно попасть только вертолётом. Для того чтобы познакомиться с экспонатами районного краеведческого музея не обязательно садиться в вертолёт. Достаточно ознакомиться с данной работой.

О ЧАУНСКОМ РАЙОННОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ

В 1977 году, к десятилетию заполярного Певека, был открыт общественный музей, где были собраны первые коллекции: гербарий, образцы полезных ископаемых Чаунского района, предметы нумизматики. В 1996 году наш музей стал муниципальным.

Ежегодно его посещает порядка четырёх тысяч человек. В музее несколько постоянных экспозиций разделов: «Чаун-Чукотка за колючей проволокой», «Естественно-исторический». В 2006 году построен тематический парк «Времён связующая нить». Коллекции музея насчитывают более пяти тысяч предметов.

В собрании музейных предметов изобразительного искусства находится около ста высокохудожественных живописных полотен и графических листов. Основу коллекции декоративно-прикладного искусства составляет собрание Уэленской резной кости. Эти экспонаты сфотографированы и представлены в данной работе.

ДРЕВНИЙ ЗАЛ

Предметы археологии

На данном слайде изображены предметы, которые относятся к разделу «Археология». Но поскольку археологические находки на территории Чаунского района носят случайный характер и сделаны случайными людьми, то описания научного к ним нет. Они никак не каталогизированы и не описаны. Очень примерно определён материал, не везде указано место находки данных экспонатов.

Крылатый предмет, ложка и наконечники для гарпунов

Крылатые предметы находят в древних захоронениях очень часто. По их поводу у учёных-археологов было много споров и к единому мнению они не пришли. Крылатый предмет изготавливался из кости, украшался геометрическим орнаментом. По одной из версий это ритуальный предмет, носящий магический характер, по другой – он имел функциональное значение и одевался на противоположный конец гарпуна или копья в качестве противовеса.

На этой же витрине находится несколько наконечников для гарпунов. В древних захоронениях чукчей на Восточной Чукотке (Уэлен, мыс Дежнева), где работают археологи, уже более 40 лет находят древние наконечники поворотного гарпуна, изготовленные из кости и украшенные орнаментом представителей Берингоморской культуры.

Петроглифы. Люди-мухоморы. Стадо оленей

К числу наиболее известных памятников истории и культуры нашей страны относятся самые северные в мире наскальные рисунки (петроглифы), выбитые на обрывистых берегах реки Пегтымель в 1 тысячелетии до н. э. – 1 тысячелетие н. э.

Одной из археологических экспедиций были сняты точные копии с каждого из обнаруженных на берегах Пегтымеля рисунков. От ветра, талых вод, перепадов температуры воздуха скалы постепенно разрушаются, и сохранить изображения для будущих поколений можно лишь старательно скопировав все рисунки, которые дошли до нашего времени. Для этого были применены фото и киносъёмка. Кто же изображён на нашем экспонате? Это таинственные фигурки, похожие на человека и вместе с тем на гриб-мухомор. Они олицетворяют могущественных чукотских духов. Эти «люди-мухоморы», по-видимому, участвуют в ритуальном обряде и танце.

На пегтымельских рисунках встречаются изображения не только людей, но и животных. На слайде №3 мы видим стадо диких северных оленей, мирно пасущихся в чукотской тундре.

Кухлянка, рукавички и торбаса

Чукчи, населяющие Западный район (Чаунский, Билибинский), оленеводы. У оленеводов и приморских жителей одежда была глухой, то есть без продольного разреза спереди или сзади, и надевалась через голову. Основным материалом для изготовления зимней одежды служили оленьи шкуры. Чукотское искусство носит прикладной характер. Любая бытовая вещь: кухлянка, торбаса, рукавички становится предметом декоративно-прикладного искусства. Каждая хозяйка, которая шьёт для своей семьи одежду, старается украсить её своим родовым орнаментом. Чаще всего используется форма круга, символизирующего солнце. Этим орнаментом украшена розетка. Нашейное и нагрудное украшения, торбаса оформлены геометрическим орнаментом.

Яранга

Яранга – жилище чукчей, приспособленное к промысловой жизни и климату Чукотки. Жилище оленеводов – переносное. Выглядит яранга как большой каркасный шатёр, покрытый шкурами (в тундре – оленьими, на побережье – моржовыми). Каркас состоит из поставленных по кругу треног.

Ярар

Ярар – бубен с колотушкой. Во всех чукотских семьях кто-нибудь из их членов знал определённые способы и средства борьбы со злокозненными существами и использовал для этих целей защитные свойств бубна. С помощью ярара шаман разгонял и уничтожал злых духов, разрушал их опасные козни, направленные против человека и его благополучия.

СОВРЕМЕННЫЙ ЗАЛ

Нож и чехол

Нож и чехол из моржовой кости. Рисунок ручки ножа и чехол сделан с помощью «коготка» (специального инструмента). Цветовая гамма выполнена с помощью природных красителей. На чехле изображены: медведь, моржи, нерпа, и морж, поймавший нерпу. На ручке ножа выгравирован чукотский орнамент с солярными знаками.

Череп и клыки моржа

Данный экспонат представляет собой предмет современного декоративно-прикладного искусства. Здесь использован фрагмент черепа моржа, украшенный барельефной резьбой и клыки моржа, оформленные цветной гравировкой. В основном, для подобных предметов используются сказочные и мифологические сюжеты. У представителей коренного населения Чукотки – чукчей авторов сказок нет. Фольклор – устное народное творчество, и автор может выступать только как рассказчик, он пересказывает древние сюжеты, он не автор, он – просто сказитель. Сюжеты мифологические, они пришли к нам из устного народного творчества. Почему современное изобразительное искусство? Потому, что именно в современности используют различные материалы, совмещают их. Здесь представлена барельефная резьба и цветная гравировка. Традиционным является только барельеф, либо цветная гравировка по клыку моржа.

Каким образом сделана цветная гравировка?

Искусство цветной гравировки уходит своими корнями в глубокую древность. Изначально древний художник, который был по сути древним охотником, придя вечером домой и находясь в яранге, брал клык моржа и орудие труда, похожее на птичий коготок. Оно так и называется «коготок». Наносил очень аккуратно гравировку, выцарапывал изображение на клыке моржа. Потом брал золу из жирника, втирал её в выцарапанное изображение. Таким образом, получалось чёрно-белое изображение, похожее на гравюру. Очень выразительное, с помощью малых средств, то есть не было цветной гравировки. Позже художники стали использовать цветные красители - природные краски, взятые из тундры. Чаще всего это были голубые, желтовато-коричневые, бледно-жёлтые, бежевые, неглубокий синий, цвета. У чукчей нет ярких красок, потому, что их нет в тундре.

Карандашница

Этот сувенир представляет собой два клыка, стоящих вертикально, украшенных цветной гравировкой на мифологические сюжеты, а в серединке находится карандашница, которую можно поставить на стол и использовать по назначению.

В наше время художники стали выпускать сувениры не просто украшенные гравировкой, но вещи, которые носят функциональный характер. Появились шкатулки, мундштуки, ножи для разрезания бумаги, то, что можно было продать европейскому населению или выменять на что-то, так как на Чукотку приезжают люди из различных стран: США, Германии, Австрии.

Клык «Стадо оленей»

Это предмет современного декоративно-прикладного искусства. Данный клык был приобретён недавно. Он был изготовлен и представлен на выставке в честь 70-летия Уэленской косторезной мастерской. Клык сделан в современном ключе: здесь присутствует и цветная гравировка и барельефная резьба. А с другой стороны – карта всей Чукотки.

Клык «Сказка»

На этом экспонате изображена сцена охоты. В центре многофигурной экспозиции – охотники, приготовившие лассо. Дикие олени бегут с большой скоростью, почуяв опасность. Всё это происходит зимой. Мы видим следы на снегу, мелкие растения и кусты.

Наконечник гарпуна

Современные мастера стали использовать форму этого древнего орудия морзверобойного промысла для изготовления современных изделий декоративно-прикладного искусства, используя очень красивую морёную кость. Получается сувенирное изделие, которое уходит корнями в древнее искусство. Конструкция наконечника поворотного гарпуна оказалась мудрой и прошла испытания веками. Она используется до сих пор, только изготавливается из металла. Орнамент несёт мистический, сакральный смысл и напоминает изображения древних животных или лики людей.

Волк и олень

Скульптурная композиция - сцена встречи оленя с волком. На подставке выгравирована аналогичная сценка.

Шаман

У коренных чукчей было развито шаманство. Шаманы занимались лечением, гаданием, предсказанием. Играя на яраре, шаманы искусно подражали голосам животных и птиц. Ещё одно качество шамана – умение разговаривать со своими покровителями, предками, имитировать их голоса, (чревовещание). Камлания проходили в закрытом пологе, в абсолютной темноте.

Гонки на собачьих упряжках

Гонки на собачьих упряжках - национальный вид спорта народов Чукотки. В упряжке десять собак, запряжённых в нарты. Подгоняет собак каюр. В береговом хозяйстве в качестве транспортного средства использовались собаки. Собачьи нарты – длинные и узкие, на трёх или четырёх парах копыльев. Полозья плоские с загнутыми передними концами.

Животные Чукотки

Статуэтки животных (медведи, моржи), разрозненные, не объединённые каким-либо сюжетом.

Экспонаты Чаунского краеведческого музея представляют материалы о животном и растительном мире, быте и этнографии местного населения, климате и о многом другом. Отдельно следует сказать о пегтымельских рисунках. Высокие художественные достоинства наскальных рисунков Пегтымеля, мастерство, с которым древние художники изображали людей и животных, свидетельствуют, что уже к 1 тыс. до н. э. изобразительное искусство Чукотки имело высокий уровень. Петроглифы содержат важные сведения о духовной культуре охотников древней Арктики. Ценность петроглифов Пегтымеля заключается также в том, что они являются самыми северными в мире наскальными рисунками первобытного человека.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)