Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Птицы в изобразительном искусстве Якутии

В изобразительном искусстве часто изображаются птицы. Всем известны картины А. Саврасова «Грачи прилетели» или А. Рылова «В голубом просторе». Мне хотелось бы узнать, какое место образы птиц занимают в творчестве художников и скульпторов Якутии. Как известно, природа занимает большое место в жизни северян, поэтому я считаю, что образы птиц и животных часто используются в изобразительном искусстве Якутии.

Цель статьи – выявить роль и цели использования образов птиц в изобразительном искусстве Якутии.

Задачи:

-изучить теоретический материал об изобразительном искусстве, о художниках и скульпторах Якутии;

-найти и описать картины и скульптуры, которые изображают птиц;

-сделать выводы по изученному материалу.

Объект исследования - картины и скульптуры якутских художников и скульпторов.

Предмет исследования – картины и скульптуры якутских художников и скульпторов, изображающие птиц.

Мы решили ответить на следующие вопросы:

1. Какие птицы чаще всего изображаются на картинах и скульптурах якутских художников и скульпторов?

2. Художники или скульпторы чаще изображают птиц?

3. Для чего художники и скульпторы изображают птиц?

Птицы в национальной культуре якутов

Птицы, обитающие в Якутии

Сегодня на территории республики насчитывается 309 видов птиц из 19 отрядов. В основном преобладают птицы водно-болотного (утки, гуси, чайки и т. д. ) и древесно-кустарникового (совы, врановые, дятлы, мелкие воробьиные) комплексов. Из них в тундре и тайге гнездятся более 80 %. Всего на территории республики зимуют 43 вида птиц. Гнездятся 270 видов, в том числе 227 перелетных и 43 оседлых, залетных видов – 40.

Традиционное время для гнездования птиц – начало июня. Чтобы успеть свить гнезда и вывести птенцов, птицы начинают слетаться в Якутию уже в конце марта – начале апреля. Сезонные перемещения диких птиц на территории Якутии наблюдаются с середины марта до начала декабря. В начале марта прилетает орел-беркут. С середины марта до начала мая летят пуночки. Большие стаи этих белоснежных птичек можно видеть по окраинам дорог, полей, вблизи жилых домов и конюшен. В первой половине апреля прилетают вороны, мелкие хищные птицы (пустельга, коршун, канюк), кулики-чибисы, которые в конце месяца приступают к размножению. Основная масса птиц (журавли, утки, гуси, кулики, чайки, воробьиные) совершают весенний перелет в конце апреля до 10-15 июня. Последними с наступлением устойчивых положительных температур появляются стрижи, а также утки-турпаны и черные казарки, гнездящиеся на севере Якутии.

Определенная группа видов, образуя устойчивые популяции, расселена по республике очень широко. Другие виды обитают на ограниченной территории, и потому нуждаются в действенной охране.

Одним из самых любимых птиц народа саха являются журавли.

Журавли – крупные птицы с длинными ногами, с длинной шеей и небольшой головой. В полете вытягивают ноги и шею почти по прямой линии, при посадке планируют. По внешнему виду самца нельзя отличить от самки, гнездятся отдельными парами. На пролете обычно держатся стаями. Очень осторожны. Голос разнообразный, громкий, курлыкающий. В Якутии обитают белый журавль (стерх), черный журавль, канадский журавль, журавль-красавка.

Стерх (белый журавль, кыталык) ростом почти с человека -120-140 см, а размах его крыльев – около двух с половиной метров. У него красное без перьев «лицо», такого же цвета клюв, красноватые ноги. Самец и самка различаются по окраске, но самка изящнее и немного мельче. Как и другие журавли, стерхи «танцуют».

Оперение у журавля серебристо-серое, на голове - темная шапочка, украшенная красным пятнышком. Крылья у этих птиц большие, сильные, окаймленные по краям темными перьями. Белый журавль – стерх очень красив: белоснежный, с красным лбом и клювом, черными ногами и черными полосками на концах крыльев. Это редкая птица, она занесена в Красную книгу.

Весной журавли устраивают игры и танцы. Танцуют журавли и парами, и всей стаей. Подходит журавль к журавлихе, встает перед ней и кланяется, кивает головой, приглашая потанцевать. Журавлиха прерывает охоту за лягушками, и танец начинается: журавли подпрыгивают, приседают, перебирают ногами, машут крыльями. Сначала птицы танцуют медленно, а потом все быстрее и быстрее. Скоро со всего болота собирается журавлиная стая, птицы образуют вокруг танцующей пары круг, а потом, не в силах удержаться, и сами пускаются в веселый пляс.

Танцы больших белых птиц красивы, как балет. Великолепен так называемый унисональный дуэт – песня и танец одновременно. Звонящий мелодичный голос слышен издалека, и кажется, что кричит одна птица. Но их двое, это семья, и каждый исполняет свою партию, не перебивая партнера, они гармонично дополняют друг друга.

Супругу стерхи выбирают один раз на всю жизнь. Стершата вылупляются рыжими и только на третий год жизни становятся белоснежными. Полностью взрослыми, готовыми создать семью, стерхи становятся очень поздно для птиц – не раньше чем в 5-7 лет. Места воспроизводства и основного летнего обитания – преимущественно заболоченные участки субарктической тундры и лесотундры, отчасти северной тайги, как правило, вблизи крупных озер.

Также в Якутии очень много уток. Утки свивают гнездо на берегу озер и рек. Утку трудно заметить – ее скромное серо-коричневое оперение сливается с окружающей природой. Окраска селезня - яркая и нарядная. Сине-зеленая шея и кончики перьев переливаются перламутром, а крылья и хвост украшены белыми и темно-коричневыми полосками.

На многочисленных озерах и реках Якутии обитает множество чаек. В Якутии обитают розовая чайка и вилохвостая чайка.

Священные птицы Якутии

Древние якуты были язычники, т. е. у якутов миросозерцание и мироощущение всего окружающего, происходящего в природе, было связано в едином образе с человеком. Вся природа - это живой человек, а человек - его дитя, так как жизнь древних якутов впрямую зависела от природы: смены времен года, сильных морозов, долгой засухи, наводнений. Поэтому мышление якутов носит сильный отпечаток анимизма (вера в очеловечивание природы) и фетишизма (вера в духов всего неживого). Они верили в «иччи» - «душу предмета». И всюду их искали: каждая былинка, куст, дерево, камень, каждая гора, утес, речка, лесок, озеро, каждый инструмент, нож, топор, ружье, посуда могут обладать «душой», иччи. И все эти «души» иччи им дает самый высший чародей «Айыы-тойон», который обитает на небесах, поэтому их почитали, благодарили. Существовали специальные обряды их почитания, всегда их «кормили» (аhаталлар), оберегали природу, не загрязняли ее, разговаривали с «душами» как с живыми. Особенно почитали могучие предметы природы, старые, необычной формы (дерево «кэрэх мас», скалу, реку «Эбэ» итд). Существовали специальные обряды их почитания, их «кормили», их не срубали, детям запрещали лазить, играть, приносили подношения с мольбой о милости, о помощи.

Также в старину якуты почитали животных и птиц. Птичьи гнезда никогда не трогали, не разоряли, считалось, что этим ты разрушаешь свой дом, свой род. Они считали, что их род пошел от этих животных и птиц. Считали их своими прародителями и их почитали (лебедь, орел, стерх, журавль, медведь, волк, лиса, росомаха и т. д. ). Это проявлялось в их одежде, обычаях, обрядах. Одежду украшали мехом, перьями, рогами, хвостами этих животных и птиц. На этих зверей и птиц не охотятся, их не убивают, мясо не едят. Их считают «людьми» в обличии животных и птиц.

Орел (Хотой). Он считался священной птицей. Он являлся обитателем верхнего мира (Хотой Айыы Тойон кыыл), он могущественный, сильный. В олонхо богатыри всегда дружили с орлами, которые им всегда помогали. Человек, который спас орла от гибели, получал камень удачи, становился богатым, его род процветал. А человек, который убил орла, умирает или сходит с ума, его род вымирает. Если находят кости орла, то его должны похоронить, обернув кости в бересту как человека. Также считалось, что орел прилетает к жилищу людей к несчастью, болезням. При встрече в лесу с орлом якуты снимали шапку, кланялись и просили о милости. Если старый орел прилетел к людям и не улетает, то якуты убивали его и с почестью его хоронили, так как считалось, что орел прилетел умирать.

Стерх( Кыталык). Также для якутов является священной птицей. Он является людям только к добру. Место встречи человека со стерхом также становилось священным, почитаемым местом. Стерха видели в образе красивой девушки или в образе сильного красивого парня. В олонхо также героини верхнего мира являются в образе стерха-девушки.

Лебедь (Куба). Божество верхнего мира, Если лебедь благосклонна к тебе, то будешь богатым, счастливым, а если обидишь ее, то она пошлет людям только несчастья. Никогда лебедя не убивают.

Гагара (Куо5ас). Гагара ошейниковая (талан куо5ас) считается зловредной шаманской птицей (Серошевский Э. К). Это птица шамана. Может вредить человеку. Озера, где гнездятся эти птицы, обходят стороной. А гагара краснозобая (быытта куо5ас), наоборот, птица верхних божеств, Она оберегает, приносит только добро, помогает во всем.

Тотемическими животными считаются гагара, кукушка, улит, лебедь, аист. Эти птицы почитаются не повсеместно, а в одном или нескольких наслегах. А. Е. Кулаковский пишет: «Относительно почитаемости животных существуют выражения вроде: «куба танаралаах улус», «мо5отой танаралаах нэhилиэк», т. е. улус (район), имеющий своим божеством лебедя, наслег, имеющий божеством бурундука. Отношение к этим божествам крайне простое – их не убивают, не пугают, только и всего. Гагара, кукушка и улит считаются шаманскими птицами».

Таким образом, наши предки до прихода русских в Якутии свято верили в силу природы, в их покровительство и помощь божеств (айыы) на небесах, духов (иччи) среднего мира и абаасы (духов нижнего мира. Почитали, молились и верили в них.

Птицы в изобразительном искусстве Якутии

Журавли в изобразительном искусстве Якутии

Очень часто художники Якутии изображают на своих картинах журавлей.

Картина В. Петрова «Журавли» изображает осенний солнечный день. На переднем плане показана березовая роща. Листья на деревьях пожелтели, но не опали. Небо ярко-синее с белыми облаками. В небе видна стая журавлей (пять птиц). Искусствовед А. Л. Габышева пишет об этой картине: «Неожиданный острый ракурс, выбранный автором в произведении «Журавли» (1961), создает ощущение свободного полета, где едино воспринимаются чистое небо, его глубина и земное притяжение. Высокие кроны берез подчеркивают упругое парение прекрасных белых птиц, круг за кругом неодолимо поднимающихся ввысь. Это противоборство, втягивающего небесного пространства и земной тверди, сопряжено с внутренней неустойчивостью самой красоты, хрупкостью ее существования. И если возникает радость ее обретения, то одновременно столь же неожиданно появляется драматическая, а иногда и трагическая тональность».

Наиболее известна картина А. Собакина «Танец стерхов» - своеобразный гимн красоте этих великолепных птиц. Вот что пишут об этой картине исследователи:

«Проблема декоративного пейзажа с повышенной экспрессией цвета характерна для пейзажей А. П. Собакина. В картине «танец стерхов» (1966) художник передает настроение радостного весеннего пробуждения природы. Ведущим мотивом в картине выступает красивый, грациозный танец белоснежных стерхов. Хорошо передан общий ритм танца, изящество движений птиц. Полукруг, который образует танцующие птицы, получает отзвук в замыкающем композицию полукруге склонов котловины аласа. Общее праздничное приподнятое настроение создается декоративностью звучания колорита, построенного на контрастном сопоставлении белого, желто-оранжевого и сине-фиолетового» (В. Х. Иванов)

«Даже те, кто не очень интересуется искусством, знают картину «Танец стерхов». На всех выставках, где картина демонстрировалась, она всегда привлекала внимание зрителя. К тому же Афанасий любил рассказывать, как он лично наблюдал за этим удивительным зрелищем, и добавлял: «Кто видел, как танцуют стерхи, тот счастливый человек». Видно, так и есть. Стерхи принесли ему творческую удачу и настоящее признание зрителей. Это было весной во время охоты. Художник увидел на берегу реки, на пригорке белых журавлей- стерхов, кружащихся в грациозном танце. Осторожные птицы, не подпускающие близко людей, не заметили человека, который замер в восторге на близком от них расстоянии. Впечатление это осталось на всю жизнь. «Танец стерхов» - семь белых журавлей - стал символом романтиков 60-х годов» (З. Иванова-Унарова).

«Однажды увиденный чудесный танец белых журавлей явился столь глубоким эмоциональным переживанием для мастера, что как тематическое воплощение прошел через всю его творческую жизнь. Пережитое счастливое мгновение вылилось в удивительно оптимистичное, сияющее звучными красками полотно, в котором автор дает полную волю своему живописному темпераменту. Четкая гряда гор на горизонте, расстилающаяся долина, где в общем охристом колорите прогретой солнцем возвышенности переднего плана вспыхивает вплавленная в нее красивая ажурная цепочка белых танцующих птиц. Все это создает эффект ликования природы, в ее вечно чередующихся сменах времен года» (Г Сафронова).

У якутов существует поверье, что человек, который увидел танец стерхов –счастливый человек. Я думаю, что художник хотел поделиться этим счастьем со всеми и поэтому нарисовал эту картину. У него получилась прекрасная картина, которой любуются поколения зрителей.

Картина А. Мунхалова «Пробуждение» (1969) показывает весеннее пробуждение природы. Картина представляет собой изображение ленских гор, вдалеке видны река Лена и противоположный берег. Над горами летят журавли и ласточки. За ними тянется как бы шлейф цветов. Журавлей - два. Они парят в вышине, выше, чем все другие птицы.

Художник Т. Степанов в картине «Средний мир. Ысыах» (1980) из серии «Якутский героический эпос «Олонхо» показывает праздник лета –ысыах. На переднем плане изображены празднующие люди. В верхней части картины над ними летают журавли. За ними видны солнце и радуга. На мой взгляд, журавли здесь предстают как вестники верхнего мира, вестники небесных божеств.

Скульптурная композиция Г. Марковой («Девушки-стерхи») (1993) представляет собой две фигурки девушек-журавлей. Они танцуют. Четко выточены журавлиные крылья, изогнутые в танце. Фигурки девушек изображены нечетко, нет лиц. Это композиция напоминает картину «Танец стерхов». В качестве пригорка взята створка ракушки.

На иллюстрации к повести П. А. Ойунского «Куданса Великий» (1995) В. Ноевой видим всадницу на коне. Художник использует яркие цвета, чтобы показать настроение девушки. В небе летят три черных журавля. Журавли летят невысоко, они ищут себе пищу. Журавли летят прямо к березовой роще.

На картине художника А. Чикачева «Весенняя пора» изображен прилет весной журавлиной стаи. Десять белых с черным оперением крыльев парят в вышине. В нижней части картины показан весенний лес.

Таким образом, проанализировав эти картины мы пришли к выводам, что журавли в изобразительном искусстве Якутии выступают как:

1. Символ красоты, символ прекрасного, наиболее красивого, что может быть в природе Якутии (А. П. Собакин «Танец стерхов»);

2. Символ короткого, но прекрасного лета. Прилет журавлей символизирует радость, счастье, наступление весны, когда вся природа расцветает (А. П. Мунхалов «Пробуждение», А. В. Чикачев «Весенняя пора»). Когда же журавли улетают, это говорит о наступлении суровой зимы, поэтому картина отражает грустное настроение (В. Г. Петров «Журавли»)

3. С журавлями отождествляется женская красота (Г. Маркова «Девушки-стерхи»). Издавна в Якутии существует выражение «девять девушек-стерхов».

4. Иногда журавли выступают как вестники небесных божеств (Т. Степанов «Средний мир. Ысыах»)

Чайки в изобразительном искусстве Якутии

Часто в изобразительном искусстве Якутии изображаются и чайки. Чаще всего они присутствуют на картинах, показывающих жизнь Севера. Если у якутов существует культ журавля, то у народов севера: эвенов, эвенков, юкагиров - есть культ чайки.

В картине «Рыбаки Индигирки» (1963) М. Лукина показана жизнь северян. Рыбаки тащат лодки. Вдали видны склоны гор. В верхней части картины изображены три парящие чайки.

Картина «На новое озеро» Н. Курилова (1981) изображает человека, который тащит лодку, сверху летают три чайки: одна чайка летит в левую сторону, две чаек летят в правую сторону, они разделяются в поисках добычи. Художник использует черно-белые цвета. Собака увидела что-то и хочет бежать за ним. За фигурой художника видно озеро, за ним –горы.

Картина «Чайки» (1975) М. Рахлеевой из серии «Мотивы Севера»: «высокие белые многогранные конусы, соединенные между собой проводом, словно парящие в воздухе, парение которых успокаивает приземистыми, вполне земными домиками. Движение и покой - кружение чаек над водой и навечно застывшая темная скала» (З. Иванова). На переднем плане изображено озеро, над ним парят три чайки.

Картина «В Гренландии» Ю. Спиридонова показывает самого автора и пейзаж, состоящий из озера, ледяных гор и чаек. Кажется, что чайки напомнили художники о родине.

Таким образом, чайки – это признак озер, рек. Присутствие в картинах чаек показывает, какую большую роль играет в жизни северян рыболовство.

Другие птицы

На картинах художников Якутии присутствуют и другие птицы: это снегири, утки, вороны, ласточки.

Скульптурная фигурка «Снегири» Ф. И. Маркова изображает фигурки маленьких детей. Они бегут за снегирями, вестниками весны. Их настроение приподнятое, радостное. Снегири хотят улететь в небеса. Вся композиция радостная, проникнутая настроением приближающейся весны. «Оригинальная скульптурная группа «Снегири» (1982) пронизана единым порывом движения детей и птиц, образующих плавные дугообразные линии. Здесь та зыбкая граница условности и конкретности, которая оживляет и сообщает новизну всей композиции» (А. Габышева).

На картине А. Мунхалова «Пробуждение» (1969), кроме журавлей, изображены ласточки, их очень много. Стайки ласточек летят в разных направлениях и приносят с собой радость, красоту лета.

Пейзаж И. Капитонова «Сосна, сопка и орел» показывает, кроме двух больших сосны и сопки, маленькую фигуру орла. Птица как бы оживляет картину, придает ей динамичность.

С. Парников в плакате «Мир» (1971) рисует двух маленьких детей возле маленького деревца. Над деревцем летают голуби. Они белоснежные, всего их пять. Голуби во все времена были символом мира, поэтому художник, наверное, нарисовал их.

Скульптура С. К. Прокопьева «Женщина и ворон» (1990) изображает сидящую обнаженную женщину. На ее коленях сидит ворон. По мнению Л. Подпругиной, «интерпретация традиций национальной и древней пластики воплотилась в скульптуре «Женщина и ворон». Подчеркнутая неподвижность фигуры, лаконизм деталей, условная трактовка форм, лишая композицию сюжетного начала, придают происходящему характер священнодействия. Мотив сидящей фигуры, вписанной в четырехгранный объем, свидетельствует о внимательном изучении автором мирового наследия. Вместе с тем, она трактована в соответствии с замыслом современного ваятеля».

Скульптура П. Слепцова «Крик» (1993) показывает раненую птицу, скорее всего, это ворона. «Упав на сломанное крыло, пытается взлететь раненая птица. Ее пронзительный крик полон смертельной боли. Контрастное сопряжение объемов, напряженная борьба светотени, изломанный силуэт, резкая графичность линий, диссонанс ритмических соотношений создают полный драматизма образ» (Л. Подпругина).

На картине «Богатырь-рыбак» А. В. Чикачева видим рыбака за ловлей рыбы. На заднем фоне картины летают вороны. Художник изобразил природу поздней осенью. Он нарисовал голые деревья, выцветшую землю и речку. В небе парит одинокий ворон в поисках пищи. На голых ветках одинокого сухого дерева понуро сидят две вороны в ожидании холодной зимы.

На картине «Мунхаhыттар» («Подледный лов») А. В. Чикачева художник использует светлые тона: белый, желтый, оранжевый. Мы видим радостные лица рыбаков. Они довольны богатым уловом. На заднем плане летают три ворона. На снегу сидят также три вороны в ожидании сытного обеда.

На картине «Бэрт Бэргэнчэ» («Хороший Бэргэнчэ») мы видим охотника, который убил из лука утку. В небе летят еще две утки.

В центре картины И. Пестрякова «Сказочный мир» изображено озеро, в котором обитают семь лебедей, большое количество разных уток, здесь же стоит одинокий журавль. Кроме птиц, на картине есть медведь, лось, олененок, зайчики.

Мы можем сделать вывод, что разные птицы в изобразительном искусстве исполняют различные функции: снегири - символ весны (Ф. Марков «Снегири»), ласточки – символ весны, лета (А. Мунхалов «Пробуждение»), голуби – символ мира (В. Парников «Мир», утки - объект охоты (А. Чикачев «Хороший Бэргэнчэ»), представителя сказочного мири (И. Пестряков «Сказочный мир»). Часто используется образ ворона. Иногда он носит загадочный характер, показывает настроение человека (С. Прокопьев «Женщина и ворон», П. Слепцов «Крик»). В картинах А. Чикачева вороны -часть природы.

Мифические и сказочные птицы

Иногда на картинах изображаются просто птицы, вид которых мы не можем определить. Можно просто предположить, что это ворона, утка или чайка. Чаще всего, такие птицы присутствуют в тех картинах, где они являются дополнительной деталью, поэтому художники не прорисовывают их тщательно.

На картине В. Иванова «Утро» (1972) девушка в национальной одежде держит в руках чорон. Она стоит около дерева, а в дереве летают птицы. Вокруг девушки стоят сэргэ. Птицы маленькие. Когда мы видим эту картину, то мы можем представить себе щебет птиц поутру. Скорее всего, это воробьи.

Картина Ю. Вотякова «Шаман» (1976) изображает камлающего шамана. Она представлен в трех лицах. Выражения его лиц разные. В небе летают три птицы, словно повторяя лица шамана. Шаманской птицей считается ворон.

На картине Ю. Вотякова «Спокойное озеро» (1976) стоит мужчина. Он стоит в воде, у него в руках, на плечах, на голове всюду птицы. Птиц четыре: он любит птиц. Художник использует черно-белые краски, мужчина закрыл глаза и вспоминает о чем-то. Идет дождь. Птицы собираются улететь. Г. Неустроева пишет об этой картине: «В основе ксилографии «Спокойное озеро» лежат анимистические представления: дух озера предстает в образе юноши с летящими птицами. Колебание воздуха, нисходящее сверху вниз, таинственная пульсация исчезающих в водной глади теней, подвижная пластичная линия, обрисовывающая фигура юноши, птиц – все рождает ощущение чарующего покоя, пленительной чистоты». Возможно, это чайки.

Птицы часто изображаются на картинах художника В. Парникова. Картина «Радуга» (1981) показывает радугу, на земле стоят семь мужчин в национальной одежде. По бокам нарисованы деревья, по три с каждой стороны. В небе над радугой стоит солнце. По обе стороны солнца нарисованы птицы: с одной стороны семь, с другой – девять птиц. По мнению Г. Неустроевой, « литография «Радуга» воспринимается как модель гармоничного мироустройства, код вечного стремления человека к соразмерности и красоте. Не случайно художник использует, как в якутском фольклоре (песнях, олонхо), принцип параллелизма, который ритмически организует композицию. Трехцветная дуга-радуга, во чреве которой семеро ведут древний танец осуохай, окружена деревьями «чэчир» - символами плодородия земли, птицами и солнцем – знаками жизнетворящего начала. Образный строй гравюры персонифицируется универсальной системой мироздания, Вселенной».

На картине «Шаман» (1986) В. Парникова шаман поет, птицы танцуют, слушают его. У шамана есть крылья, его волосы торчат. Он стоит на цыпочках. Голову повернул. Птичек три, они все повернули направо. Птицы коричневого цвета, они на ниточках.

На картине О. Рахлеевой «Пробуждение» (1992) изображены две гигантские птицы, которые летают над сопками, над холмами. От их полета пробуждается после зимней спячки земля, деревья.

Картина С. Ивановой «Охотник» (1993) изображает темную ночь. Небо усыпано звездами. Охотник едет на олене, за спиной у него лук. Необычные рога оленя устремляются вверх. Но них сидят птицы и бабочки. В небе летят семь птиц: три большие, четыре маленькие. Фигурки охотника, оленя и птиц, земля украшены узором.

Есть птицы мифические, сказочные:

«Птица-стрела» М. Ханды (1993) устремлена вверх. У птицы клюв острый, у нее на спине нарисована стрела. Глаза раскрыты, хвост как веер. Фигура птицы украшена узором из точек и полос. Фон картины – красный и синий. Картина вызывает тревожное настроение. Птица похожа на утку.

На картине «Синяя птица» (1997) художник В. Ноева изобразила большую белую птицу, которая устремилась ввысь. За ее лапы держится маленькая девочка. Картина выполнена в бело-синих тонах. На наш взгляд, в картине отражена мечта людей летать. Художник хочет летать, мечтает летать, как птицы, высоко в небесах. Возможны какие-то параллели с пьесой М. Метерлинка «Синяя птица».

Проанализировав картины, мы можем ответить на следующие вопросы:

Какие птицы чаще всего встречаются в изобразительном искусстве Якутии?

Чаще всего встречаются журавли, затем - вороны, чайки, утки, редко встречаются снегири, ласточки, голуби. Также присутствуют образы птиц вообще, без указания на вид, и сказочные или мифические птицы.

Художники или скульпторы чаще изображают птиц?

Чаще изображают художники. Наверное, это можно объяснить тем, что полет птиц, их парение легче нарисовать, чем изваять. Скульпторы изображают только сидящих (С. Прокопьев «Женщина и ворон», П. Слепцов «Крик») или танцующих (Г. Маркова «Девушки-стерхи»). Интересна композиция Ф. Маркова «Снегири», где изображены летящие птицы, они изображены в виде дуги.

Для чего используют художники образы птиц в своем творчестве?

Можно разделить произведения изобразительного искусства на две группы:

1. птицы являются главными героями, то есть картина или скульптура посвящена именно изображению птиц:

2. птицы являются деталью, составляющей к изображению чего-либо.

Можно разделить эти картины и скульптуры и по-другому:

1. Птицы как часть пейзажа или сюжетной картины

2. Образы птиц воспринимаются аллегорически, они показывают чувства человека, символизируют что-либо.

Тогда произведения искусства разделяются поровну.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)