Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Пути забайкальских художников

Почему я выбрал эту тему? Потому, что она близка мне по линии моего дополнительного образования- обучения в детской художественной школе. Есть ещё одно: хочется рассказать о художниках Забайкалья не столько для себя, сколько для тех, кто мало что знает о деятелях искусства нашего края. Определив цель, я поставил перед собой следующие задачи:

- обратиться к истории и рассказать о первых художниках Забайкалья;

- рассказать о тех художниках, чьи работы произвели на меня большое впечатление;

- рассказать о близких мне людях, которые пишут картины и портреты;

- разнообразить свою работу стихами забайкальских поэтов, перекликающихся с живописью;

- доказать в своей работе, что Забайкалье - край неограниченных возможностей для художника.

В своей работе я не упоминаю о художниках нашего города: Дружинине

Г. Н. , Давтяне Э. А. и других. О них учениками нашей школы уже написаны монографии и эссе. Поэтому я обращаюсь к другим именам.

В процессе работы я испытал недостаток информации: о художниках

Забайкалья существуют статьи в журнале «Забайкалье», в газете

«Забайкальский рабочий»- и всё, в библиотеках города не найти серьёзных монографий и исследований по этой теме.

Надеюсь, что собранный мною материал послужит пособием для уроков изобразительного искусства, бесед и экскурсий, рассказывающих о нашем крае и о его людях.

ИЗ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЗАБАЙКАЛЬЯ

Помогите, боги, мне в дороге.

Слишком труден и неблизок путь.

Острый щебень больно режет ноги,

Зябкий ветер стягивает грудь.

Дайте, боги, веру мне в удачу,

Большего просить у вас не смею.

Благосклонность вашу не растрачу—

Поделюсь со спутниками ею.

Эти строки бурятской поэтессы Доржо- Ханда Цынгуевой можно отнести к творчеству забайкальских художников 19-го века. Для них, уроженцев европейской части России, Забайкалье стало второй Родиной, суровой и нежной одновременно. Неповторимая природная красота этого края, его этнографическое разнообразие издавна привлекало известных и неизвестных художников. Мы видим наш край на рисунках в путевых альбомах исследователей Сибири: Петра- Симона Палласа, Мессершмидта, Гмелина и других. Н. А. Бестужев оставил потомкам множество зарисовок, сделанных в окрестностях Читы.

Собрание акварелей Петра Ивановича Борисова, созданное им в условиях каторги и ссылки, навсегда запечатлело картину живой природы Забайкалья. Оно представляет собой удивительный памятник, ценный источник для русской науки и культуры. И в настоящее время кроме эстетического наслаждения, альбом акварелей декабриста П. И. Борисова несет огромный информационный материал для всех интересующихся и изучающих флору и фауну Забайкалья. Борисов обладал изумительным вкусом в подборе красок, а ведь его композиции требовали точности исполнения: он писал птиц, цветы, бабочек и жуков. Причём, его акварели создавались и с научной, и с декоративной целью. Пётр Иванович Борисов воплощал в себе тот идеал художника, каким мыслили его декабристы, судя по словам Н. А. Бестужева: «Художник должен быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель». Первым исконно забайкальским художником считается нерчинец П. Н. Рязанцев (1829-1897 г. г. ), прославивший родной край на всю Сибирь своими пейзажами забайкальских красот и портретными этюдами простых людей. Первым из профессиональных художников приехал в Читу СР. Бирнбаум. Он был выпускником Императорской академии художеств, преподавал в Читинской художественно- промышленной школе, воспитал многих художников. Бирнбаум организовал первую выставку профессионального искусства в 1905 году в Чите.

Забайкалье в живописи и в поэзии

Родина. Слово-то, слово какое высокое.

Сколько в нём силы и сколько крылатости в нём.

Стихами забайкальского поэта Бориса Макарова начинается рассказ о новом этапе развития изобразительного искусства в Забайкалье. В 10-е годы 20-го столетия в художественной жизни Читы происходит всплеск активности художников. Это связано с деятельностью Читинской художественно- промышленной школы (1913-1923) - первым специализированным государственным профессиональным учебным заведением. Основал и курировал деятельность этой школы Забайкальский Комитет Общества изучения Сибири и улучшения её быта. Школа решала образовательные и экономические проблемы. Она объединяла и специалистов, и людей, увлечённых искусством. В это время в Чите организуются ежегодные художественные выставки-отчёты учащихся школы, персональные выставки художников и педагогов. Впоследствии эти выставки станут традиционными городскими. На этих выставках можно было увидеть и работы уроженца Нерчинска Н. И. Верхотурова (1863-1944 г. г. ). Верхотуров прошёл в искусстве сложный путь. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и классы Императорской Академии художеств. Ещё в молодости Верхотурова увлекли идеи художников- передвижников, которые так точно выразил в своих поэтических строках Н. А. Некрасов: «Будь гражданин, служи искусству, для блага ближнего живи!». Большинство произведений художника - это тематические картины, посвященные жизни русской интеллигенции, поиску правды и справедливости, пребыванию многих честных людей России на каторге и в ссылке.

Светлыми зорями степи увенчаны,

Счёт потеряли цветам журавли.

Край мой красив, будто юная женщина,

Ждущая первых признаний в любви.

Забайкальский пейзаж - самый популярный жанр в творчестве художников нашего края. Этот жанр остаётся ведущим на протяжении всей истории забайкальского изобразительного искусства. Это и не удивительно, ведь таких ярких красок цветущей степи, величавости таёжных далей, прозрачной глубины озёр, очарования горных отрогов нет нигде! Но самое удивительное в Забайкалье — это небо: оно постоянно меняется и в то же время вечно.

О чём мечтают реки и долины,

О чём мечтают камни и трава,

Какие в них рождаются картины,

Какие оформляются слова. ?

Не выдумать багряные рассветы и золота небесной синевы.

Красоту нашего края воспели Я. И. Шплатов и P. M. Цымбало. На полотнах Шплатова мы видим проникновенный и гармоничный рассказ о забайкальской природе: «Осень в Забайкалье», «После грозы», « Зима в Забайкалье». Как нельзя лучше к этим картинам подходят строки Бориса Макарова:

Белым - белы безмолвные поляны.

Белым - белы окрест березняки.

Белёсые качаются туманы

Над белой гладью стынущей реки.

Уснули лодки у печальных стоек.

Вмерзает в берег старое весло.

И кажется, спокойствие земное

Мне входит в душу нежно и светло.

О творчестве художников – пейзажистов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Иннокентий Петрович Ярославцев родился неподалёку от рудника Бугдая в 1925 году. В 1945 году участвовал в последних боях Второй Мировой войны. Окончил Высшее художественное училище им. В. Мухиной в Ленинграде. Многие годы работал художником- реставратором, восстанавливая уникальные древнерусские росписи в соборах Кирилло - Белозерского монастыря, в Свияжске под Казанью, реставрировал фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря; его талантом и трудом восстановлены более тысячи икон из разных музеев России. Но есть у Мастера и своё, заветное - это память детства и юности: сопки и долины Даурии. Величие природы предстаёт перед нами на полотнах Ярославцева. « Облака», «Монголы», «Сопка осенью»- эти акварели наполнены воздухом степей, Это единое мгновение и Вечность.

Степь моя,

Край мой суровый и светлый,

В песнях, былинах стократно воспетый.

Вот поэтическое определение - стихи Доржи Гомбоева к живописи Иннокентия Ярославцева.

О Владимире Форове Борис Макаров написал так:

- Для чего самовар?

- Об него разбивается солнце.

Сто лучей разноцветных -

Любую картину пиши.

-Для чего этот камень?

- Кусочек сюльбановской сопки.

Я оставил на севере

Добрую меру души.

Грань у вазочки этой,

Как синяя карта Торея,

Хорошо мне когда-то

Жилось и работалось там.

Вот мечтаю опять

Развязаться с текучкой скорее

И надолго туда-

К животворным чабанским кострам.

-Тесновато?

-Немножко.

А вобщем - то в комнатке этой

Места вдосталь нашлось

И снегам, и берёзам, омытым дождём.

На мольберте полоска

Дрожащего лунного света.

Что-то будет ещё.

Подождём.

Владимир Форов родился в Чите, учился в Иркутске в художественном училище. Его педагогами были выдающиеся сибирские мастера - И. Виноградов, А. Жибинов, А. Вычугжанин. Начало творческого пути - это конец 50-х-начало 60-х годов. Уже первое полотно «Чистые поля» стало попыткой образно передать понятие «Родина». Форов- художник ландшафтного пейзажа. Он создаёт свой образ забайкальской природы, усиливая мотивы, наиболее полно выражающие состояние пейзажа. Его картины эмоциональны и отличаются цельным восприятием окружающего мира. Глядя на полотна Владимира Ивановича, ощущаешь даже запахи: пшеничного поля и первой зелени, берёзовой рощи и осеннего дождя. Эти ощущения рождаются и от названий картин: «Тихий вечер», «Тёплая весна», «Ранний снег», «Страда». Но самые впечатляющие работы Форова - это северные пейзажи: снежные вершины Кодара, Чара, тайга, озёра. Во всех работах видна какая-то особая любовь, «добрая мера души»: «Горное озеро», «Серебристый Удокан», «Впереди Кодар»- это не только интересные колористические решения художника, но и восприятие гор и долин на грани мифа. Алханайские и торейские пейзажи радостны и оптимистичны, в них стремление передать на полотне поиски идеала Родины. Реже художник пишет город, портреты. Ожидаются новые работы после поездки по Онону и Адун- Челону. Почти 20 лет возглавлял Владимир Иванович Читинскую организацию Союза художников, первым из забайкальцев получил почётное звание «Заслуженный художник России». В 1998 году по решению Американского института биографий ему было присвоено звание «Человек года», а в 1999 году- почётное звание «Выдающийся человек 20-го века».

Воспевают красоту родного края не только известные художники, но и те, чьи имена знают земляки или близкие люди. Пейзажи Владимира Ивановича

Стрельникова известны нам по выставкам в школе. Он - неутомимый путешественник и самобытный художник, учитель черчения и технологии.

Ежегодно отправляется Владимир Иванович в путешествия по Забайкалью со своими учениками и друзьями, а потом рождаются удивительные образы нашего края: берёзовые рощи, таинственные берега красивейшей реки

Шилки. Это о нём можно сказать стихами Бориса Макарова:

День до блеска ливнями отмыт,

Быстрые стрекозы над рекою.

Оглядись - и сердце защемит

От невыразимости покоя.

Пейзажи Стрельникова не раз были выставлены в нашем городе, и всякий раз у картин подолгу стоят люди, вспоминая родные места, узнавая наш край.

Ещё я хочу рассказать о работах моей мамы - Шмыги Марины Вячеславовны.

Она родилась в Краснокаменске, здесь окончила среднюю школу, ДХШ, педкласс. Сейчас работает воспитателем детского сада, учится заочно в педагогическом университете по специальности «менеджер дома и офиса».

Мама очень любит работать в технике акварели, но у неё есть и работы маслом. Тема работ- красота родной природы: сказочная лесная полянка, берёзовые перелески, уходящие в даль голубые сопки, куст рябины у дороги, букет цветов и прозрачная речка. Краски легки и прозрачны, как строки

Ольги Коваленко о Вечном и самом гениальном художнике- природе:

Восторженный апрель

Разводит акварель.

Рисует он легко

Блеск вербных облаков,

Лиловые цветы,

Прозрачные кусты.

Тарновский Роман - мой одноклассник в общеобразовательной школе и в ДХШ. Его пейзажи необычны - в них присутствует что-то тайное, мистическое, что нужно разгадать зрителю: кричащие и не услышанные человеком камни, фантастические краски восхода солнца, белое безмолвие зимних сопок.

Я тоже люблю писать пейзажи. Меня привлекает разноцветье степи и магия степных дорог. Большое впечатление на меня произвёл Алханай - вот где раздолье для художника- пейзажиста! Каждое мгновение меняющиеся краски и Вечность природы! Доржи Гомбоев написал об Алханае:

Огибая хребты Алханая,

Облака уплывают в рассвет,

Им, прощально ветвями махая,

Смотрят кедры седые вослед.

Рябь прошла по озёрам и рекам-

Ветерок прокатился, шаля.

И проснувшимся солнцем согрета

Улыбнулась родная земля.

Живопись и поэзия дополняют друг друга, особенно если речь идёт о пейзажной живописи. Ведь на полотнах и в поэтических строках прославляется родная земля, её красота и звучит наша любовь к ней. Так как видна она на картинах забайкальских художников, общепризнанных и неизвестных, мастеров и тех, кто ещё учится живописи, так, как звучит она в стихах Бориса Макарова:

. Но душу солнцем согревает

Мне осознание- что всё ж

Людей навек объединяет

Не ложь идей,

Не мудрый вождь,

Не бег толпой, толкаясь к счастью

Под крик раздавленных живьём,

А то, что часто и не часто

Любовью истинной зовём.

Любовью к речкам и берёзам,

К церквушкам (прах да бирюза),

Где в ликах грустных и серьёзных

Мы видим прадедов глаза.

Любовью к тихим деревенькам-

Началу всех своих начал.

Ландшафты нашего края пока неизвестны многим в России, часто о нашей области говорят как о крае земли. Но я уверен: придёт время, когда у картин забайкальских художников будут восхищаться буйными красками закатов и рассветов, таёжными и степными далями, гордиться своей причастностью к красоте родной земли - необъятной России.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)