Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Искусство освещает и освящает нашу жизнь

Когда я смотрю на мадонну Рафаэля, мне кажется, что она вот сейчас протянет нам всем младенца с улыбкой горя и счастья: берите самое дорогое и будьте людьми.

Е. М. Богат.

Древняя истина гласит: «Жизнь коротка, искусство вечно». В тысячелетней истории человеческого общества сменилось много эпох. Ушли навсегда в прошлое отжившие формы общественной организации. Изменились строй жизни и воззрения людей. Но, как и много сотен лет тому назад, современного человека волнуют и радуют дивные творения материальной и духовной культуры, созданные давным-давно. Не просто почтение перед седой древностью и не праздное любопытство влекут людей сегодняшнего дня смотреть полотна великих художников прошлого и любоваться неповторимыми формами древних сооружений, слушать бессмертную музыку, впервые прозвучавшую несколько столетий тому назад, вчитываться в строки, написанные мыслителями и писателями прошлого.

Стремительный бег времени, смена поколений, войны и природные катаклизмы, переоценка нравственных ценностей и научно-технический прогресс не изменили представлений человека о вечных истинах и духовных идеалах. Произведения искусства, принадлежащие различным культурно-историческим эпохам, раскрывают суть нравственных понятий о жизни и человеке.

Произведениям искусства, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке.

Художественная культура – важный период в истории человечества, давший миру великие творения. Хронологическая дистанция, отделяющая нас от этого времени, поистине огромна. Но это вовсе не означает, что дошедшие до нас памятники художественной культуры являются безмолвными свидетелями своего времени. О прошлом они говорят наглядно и красноречиво.

Искусство вечно именно потому, что жизнь человеческая коротка. Если бы исчезла Джоконда и осталась лишь ее улыбка, если бы исчезла вся человеческая культура и осталась парить в пустоте мироздания лишь улыбка Джоконды, можно ли было бы восстановить историю человеческой цивилизации, мир человека? И можно ли было бы по ней в далеких мирах воссоздать этот мир?

У людей, не верящих в реальную силу искусства, существует достаточно убедительный аргумент: искусство не уберегло человечество от ужасающих жестокостей и катастроф. Наиболее остро и четко выразил это современный немецкий философ Адорно: «После Освенцима нельзя писать стихи».

Но не известно, что стало бы с человеком, если бы не было искусства. И, наверно, в том, что пишут стихи и после Освенцима, не забвение и равнодушие, а память и надежда.

Стихи после Освенцима – поражение Освенцима. Стихи после Освенцима – надежда на лучшее в жизни и в душе человека.

Уже четыре с лишним столетия властвует над сердцами людей «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. И вот что, думается, испытывает каждый, кто хоть единожды видел портрет: при, казалось бы, полной безмятежности изображенного вас охватывает чувство взволнованной тревожности.

Кажется, прямо к тебе обращена загадочная улыбка Моны Лизы, и от ее спокойного лица трудно отвести глаза. Она западает в душу, эта улыбка. Может быть потому, что во всем, вызывающем смятение чувств облике Джоконды удивительно проникновенно переданы противоречия и сложность человеческой натуры.

Горделива и пряма осанка Моны Лизы. Удивительно красивы ее руки, с длинными тонкими пальцами. Просто и строго платье. И все в картине просто и строго. Отсутствует внешнее движение, но зато властвует движение скрытое.

Притягателен взгляд узковатых, чуть насмешливых или, может быть, вопрошающих карих глаз.

Она сидит на веранде, в кресле. А за ее спиной смутные, теряющиеся в дымке очертания гор Широта, необъятность простора. И простор для мыслей и ощущений.

Человеку о человеке говорит здесь великий художник.

Недаром Фаина Раневская заметила однажды, что ее не покидает ощущение того, что Джоконда знает про нее все, а она про Мону Лизу - ничего.

После встречи с такими шедеврами кажется, что становишься другим, становишься лучшее, добрее, чище и красивее. Хочется делать что-то хорошее, кому-то помогать, одним словом, хочется жить. В самой трудной ситуации появляется лучик надежды.

Это не только мое ощущение. Об этом много писал и говорил патриарх нашей литературной, а стало быть, и общественной мысли академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, который в своей жизни спасал многое: глубинное понимание летописей и красоту Сухаревой башни, судьбу наших северных рек и нравственную чистоту сознания.

Он был трижды прав, когда беспокоился об Экологии Культуры. В опасности сейчас не только внешняя среда – экологическое угасание духовной среды куда опаснее, чем внешней. При крахе первой погибнет и вторая.

Мы можем измерить дозиметром степень радиации лесов и салата, определить заражение среды и обмеление озер, но чем измерить духовное обмеление?

Важнейшая черта культуры состоит в том, что ее достижения не только сиюминутны. Это всегда наследие, оставляемое впрок. Иное дело, что оно не всегда наследуется. Или не сразу находит своих наследников.

Б. Пастернак писал, что культура в объятия первого желающего не падает. Отсюда и забота о сохранении и развитии культурного наследия.

Но, как сказал поэт Андрей Вознесенский, культура – не лось и не лес, ее не спасти в заповедниках. Наоборот, культура умирает, как жемчуг, без общения с живым телом. Мы знаем, что архивные рукописи сохнут, книги гибнут в хранилищах, если их не листают любящие руки. Картины чахнут, если держать их в подземельях запасников, без людского взора. Мы теряем золотой запас. Культура в опасности, когда люди разучиваются читать, когда живая вода Есенина засоряется суконным языком комментариев.

Поэты гибнут не только от свинца в груди. Это лишь более надежный способ их уничтожения.

Что же делать? Работать! Помните: «Душа обязана трудиться ». Нужно позаботиться о своей душе, о своем понимании прекрасного. Без этого не произойдет Чуда Приобщения к Красоте. Этому надо учиться и учить других. Третьяковым можно быть, не будучи миллионером. Нужно готовить себя к встрече с Прекрасным. Только тогда оно сможет осветить и освятить жизнь. Даже тогда, когда надежды, кажется, никакой. Вспомним, как не смог маленький Том, герой рассказа Р. Брэдбери «Улыбка», надругаться над картиной. Маленький человек с большой душой. «Он помедлил, глубоко – глубоко вздохнул, потом, весь ожидание, разжал пальцы и разгладил клочок закрашенного холста.

Мир спал, освещенный луной. А на его ладони лежала Улыбка. Он смотрел на нее в белом свете полуночного неба и тихо повторял про себя, снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка».

Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним – Улыбка. Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла в холодном небе справа вверх, потом вниз, навстречу утру».

Маленький Том спасает Улыбку, спасает себя, свою Душу. Спасает Будущее. А мы?

А мы ведь взрослее, мудрее. И многое можем! Хотя и не миллионеры.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)