Общество  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Устройство вятического союза племен

«История – школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы. Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг». Эти же слова применимы и к краеведению. История своей малой родины является одновременно и предметом гордости и источником для вдохновения. Человек живет и творит не на пустом месте, его деятельность – звено в цепи исторических событий родного края, Отечества в целом. Но если более поздние эпохи изучены относительно тщательно, древняя история предстает нам в былинах и легендах. Что мы знаем о нашей земле в то далекое время, когда Владимир крестил Русь, боролся с язычниками? Как жили наши предки? Любой расскажет легенду о Илье Муромце и Соловье–Разбойнике, а вот слово «вятичи» в лучшем случае будет ассоциироваться с Вятским краем. Но мы здесь – потомки вятичей и на нашей вятической земле возникло одно из крупнейших государств – Московское, приемник Киевской Руси. Так что же мы знаем о своих предках? Подведя итог социологического опроса учащихся нашей гимназии и их родителей, мы пришли к выводу, что знания эти поверхностны. Цель нашего исследования расширить по возможности представление о нашем прошлом.

В своем исследование мы представили политический, экономический строй вятического союза племен, его культуру, быт, традиции, одежду. МАН уже работала над этой темой три года назад, тогда был дан анализ курганным погребениям вятичей на территории Орехово-Зуевского района. К сожалению, в краеведческом музее нашего города имеется лишь небольшой археологический материал из курганов вятичей, с которым нам не удалось ознакомиться. Но мы увидели костюм крестьянки Рязанской губернии, юбка которой фактически в точности передает внешний вид поневы вятичанок. ( В то время женщина была оторвана от общественной жизни, сфера ее деятельности – поле да дом, поэтому элементы чужой одежды практически не проникали, даже в XIX веке по одежде можно было определить из какой губернии, уезда была владелица костюма). В Историческом музее г. Москвы мы увидели и сравнили находки разных славянских племенных союзов. Куровской краеведческий музей, где тоже были представлены артефакты из курганов вятичей, сейчас закрыт. Историю славянского племенного союза мы восстанавливали по различным историческим исследованиям, в частности по монографиям Бориса Рыбакова и Марии Семеновой. Ценным источником явились и краеведческие книги, например, Владимира Алексеева «Моя малая Родина».

Славяне – часть индоевропейского единства

Славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему многие народы - германские, балтийские, романские, греческие, кельтские, иранские, индийские (арийские) и др. проживавшие на территории от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Прародина славян - это широкая полоса с севера на юг протяженностью 400 км и с запада на восток - около полутора тысяч км в районе Центральной и Восточной Европы.

Жили славяне небольшими деревнями, расположенными в два порядка. Основное хозяйство- это земледелие, скотоводство, рыболовство, охота. Орудия труда - топоры, ножи, серпы - делались еще из камня. Бронза применялась только для украшений и долота. Погребальный обряд был связан с идеей переселения душ - телу умершего придавали позу эмбриона, т. е. готовили ко второму рождению.

Славянские союзы племен известны нам по Нестору. Те, племена, которые он упоминает в своей « Повести» являются не первичными племенами, а СОЮЗАМИ нескольких БЕЗЫМЯННЫХ племен и названия их различаются по географическому принципу: ПОЛЯНЕ, ДРЕВЛЯНЕ, СЕВЕРЯНЕ, ПЛОЧАНЕ и т. д..

На рубеже нашей эры, а может быть и ранее, славяне начали расселение из прародины. Стимулом к расселению было три фактора: естественное увеличение населения, приводившее к необходимости расчищать и осваивать соседние леса, новые земли под пашни, натиск враждебных соседей, социальная дифференциация- рост дружин, усиление власти вождей-князей. Именно тогда, в колонизированных ими областях появляются новая форма названий с ПАТРОНОМИЧЕСКОЙ основой: «Радимичи». «Бодричи». «Вятичи».

Этноним « славяне» появляется в 6 в. в пору максимального размаха славянской колонизации. Обычно его производят или от «слава» или от «слово», считая, что так называли себя племена, понимавшие речь друг друга. Но этноним « славяне» является составным. Вторая часть представляет древнее имя венедов, унаследованное западной половиной славянского мира- «вене», а первая часть указывает на отношение тех выходцев из земли « Вене», которых называли «славенами» к их коренной земле. Этот этноним- соединение двух понятий: « представитель» « венедов».

В 6 в. Старые племенные союзы распадаются, в новых условиях возникают новые. Одной из обособившихся областей была юго-восточная часть венедского массива - область « древностей руссов». Именно здесь будет создано первое наше государство под названием Русская земля.

Таким образом, в результате полуторавекового расселения славяне заняли половину европейского континента и стали значительной силой в Европе.

Племенной союз Вятичей

В III – IV веках происходит заселение славянами территории Восточной, Южной Европы. Теперь мы уже говорим не просто о славянах, а об их подразделении на восточных, западных и южных. Восточные славяне (предки украинцев, белорусов и русских) расселились не только на территории Восточной Европы, но и в Азии – Сибири и Казахстане.

Вятичи - самое восточное и самое замкнутое из всех славянских племен. Они занимали промежуточную территорию между Киевом и Волжеской Булгарией. Южная граница - это район современного Воронежа. Река-Ока - главный географический определитель земли вятичей. Они заселили весь ее бассейн от истоков, до строрязанской излучины. Северный предел их границ - северная часть водораздела Оки и Дона, где кончаются «Венендерские горы» (Донецкий кряж). Другими словами это примерно район 450 на 450 километров, северная граница которого определяется положением города Москва.

До половины XII века, из-за опасения вятичей, не было прямого сообщения Киевской Руси с отдаленным Ростово-Суздальским краем, заселение которого славянами шло преимущественно с северо-запада, со стороны новгородской земли. Когда ростовским, суздальским и Муромским князьям приходилось ехать в Киев, они ехали не прямоезжей дорогой, а делали длинный объезд в сторону. Края вятичей были глухой лесной страной. Уйти в леса к вятичам значило спрятаться так, чтобы никто не нашел.

Места обитания Вятичей овеяны легендами. Согласно былинам, именно в этих краях, 80 километров севернее Любощи, жил Соловей Разбойник. Один из подвигов Ильи Муромца состоял в том, что он проехал из Мурома в Киев через землю Вятичей. Когда он рассказывал об этом по прибытии в Киев, над ним стали смеяться - поляне считали это абсолютно не возможным.

Название племенного союза Вятичей известно нам из «Повести временных лет». Летописец связывает название с именем вождя Вятко. Историк Б. А. Рыбаков так же подчеркивает патрономическую основу этого названия. «Радимичи». «Бодричи». «Вятичи» - название от имени вождя. В то время как остальные племена названы по месту проживания.

Так же из «Повести временных лет» узнаем, что вятичи – от рода ляхов (предков современных поляков). Хотя существует много точек зрения на происхождение самого загадочного племенного союза, дискуссионным остается вопрос «Откуда же пришли вятичи?». Например, Курбатов В. уверен, что вятичи пришли на эти земли с запада, территории современной Польши, а значит они родственны западным славянам. Историк и археолог Григорьев А. В. считает их частью северян, осуществлявших дальнейшую колонизацию северо-востока.

Это было племя, отличающееся силой, воинственностью, бесстрашием и племенной замкнутостью. Эти свойства они проявили в долговременной борьбе с князьями Руси за свою независимость.

Социально-политическая структура

В «Повести временных лет» страна Вятичей всегда рисовалась наиболее отсталой, диким, лесным, медвежьим углом Руси: «жили в лесу как звери, ели все нечистое». Но, при более глубоком изучении темы, такое мнение является ошибочным. Например, в столице вятичей, по сведениям арабских источников, проживал «царь», ежемесячно производился торг различными вещами, т. к. через территорию племенного союза проходил оживленный торговый путь «из варяг в персы». Ибн-Руста – арабский географ начала X в. пишет:

«Глава их коронуется. Они ему повинуются и от слов его не отступают».

«И упомянутый глава их, которого они называют «главою глав», зовется у них «свиет-малик».

Б. А. Рыбаков называет «главу глав» «князем князей». Он является князем над всеми князьями отдельных племен, он – князь всего племенного союза Вятичей.

Князья проживали в столице – Дедославле (ныне Дедилов близ Тулы). Опорными пунктами были города-крепости: Мценск, Козельск, Ростиславль, Лобынск, Лопасня, Москальск, Серенок и другие, которые насчитывали от 1 до 3 тысяч жителей. Под командованием вятических князей находилось многочисленное войско, в первых рядах которого стояли признанные силачи и храбрецы, дерзко подставлявшие стрелам свои голые груди. Всю одежду их составляли холщовые штаны, туго перетянутые ремнями и заправленные в сапоги, а оружие – широкие топоры – секиры, такие тяжелые, что сражались ими двумя руками. Зато, какими страшными были удары боевых секир: они рассекали даже крепкие доспехи и раскалывали шлемы, как глиняные горшки. Воины-копьеносцы с большими щитами составляли вторую линию бойцов, а за ними толпились лучники и метатели дротиков – молодые воины.

Но основу населения земли Вятичей составляли те люди, «средства существования которых не очень обильны», которые сообща строили крепостницы-городища, жили в избах, расчищали лес, пахали землю, воевали. В то время еще существовали пережитки прошлого. Эти черты первобытности отразились в киевской былине об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике. На более высокой ступени социальной лестницы, чем общая масса вятичей, стоят люди, имеющие по три жены, люди, обладающие огромными запасами меда в 100 бочек.

Сбор налогов с обширной и четко ограниченной территории происходил в форме полюдья. У вятичей оно предположительно начиналось в столице, затем вниз по Упе идти до Оки (близ Мценска), а далее – долгим путем вниз по течению магистральной реки вятичей – Оки – до самого конца их поселений на юго-востоке, до района Старой Рязани. Обратный путь на запад к Дедославлю – через Пронск, вверх по Проне. Такой воображаемый маршрут составил бы около 700 км и занял бы около трех зимних месяцев.

Налог взимался «платьями». Вероятно, это было количество выделанного меха, потребное для изготовления условного вида одежды. 1 платье – 100 беличьих шкурок.

Дань вывозилась в Византию, на восточные рынки.

Таким образом, велась оживленная торговля в нашем крае, о чем свидетельствуют многочисленные клады вещей и монет. Таков, например, клад вещей и монет из с. Железницы с арабскими монетами VII-IX вв. Среди них есть серебряные шейные гривны, серьги и серебряные височные кольца.

Были ли самостоятельны и независимы вятичи?

До середины X в. этот славянский союз платил дань Хазарскому каганату. Она была небольшой и возможно чисто символичной – «по одной белке от дыма», не означала подданство в политическом смысле. Скорее всего, это были ежегодные уплаты за провоз товаров.

К середине X в. Киев, который в годы правления Олега и Игоря не проявлял особой активности в Волго-Окском регионе, наконец, вспомнил, что вятичи тоже славяне и все еще подвластны хазарам, отсюда попытки присоединить этот регион к территории Киевской Руси.

В 964 году киевский князь Святослав вторгся в пределы самого восточного славянского народа. У него была хорошо вооруженная и дисциплинированная дружина, но он не хотел братоубийственной войны. Состоялись его переговоры со старейшинами вятичей. Летопись об этом событии сообщает кратко: «Пошел Святослав на Оку-реку и на Волгу и встретил вятичей и сказал им: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам». Святослав снял с вятичей власть хазарского каганата, они стали платить дань ему.

Историк Толочко пишет, что в 964 г. Святослав осуществил поход в землю вятичей, но подчинить их себе, по-видимому, не смог. Для этого ему понадобились еще два похода. Один на Хазарию в 965 г. и второй, в следующем году, на вятичей. Можно бес сомнения утверждать, что сговорчивость вятичей стала возможной после нанесенного Святославом удара по Хазарии. Б. А. Рыбаков уверен, что три войны Киева с вятичами длились 16 лет.

По археологическим данным раскопок Супрутского городища под Тулой, в верхнем горизонте культурного слоя сохранились следы ужасной трагедии, постигнувшей городище в последние дни его существования и сопровождающейся сильным пожаром. В его огне сгорели деревянные постройки, погибли люди и животные. В слое пожарища обнаружены остатки 1047 человеческих скелетов. Это событие произошло во второй половине X в. и его, по-видимому, следует связывать с походами киевского князя Святослава на вятичей.

Однако скоро вятичи отложились от Киева. Дважды воевал с вятичами и киевский князь Владимир Святославович. В летописи сказано, что в 981 г. он их победил и возложил дань – от каждого плуга, как отец его брал. Но в 982 г. , как сообщает летопись, вятичи поднялись войною, и пошел на них Владимир и победил вторично.

В борьбе с вятичами испытали свои военные таланты и Святослав Игоревич, и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах.

Таким образом, «присоединение» племенного союза Вятичей происходит не добровольно и в ущерб интересов последних, но, учитывая богатый военный опыт и более высокое политическое развитие русичей, исход борьбы был очевиден.

Хозяйство и быт

Славянские поселения VIII-X вв. были как неукрепленными (селища), так и укрепленными (городища).

Городища представляли собой небольшие крепостницы с земляными валами, усиленными тыном. Они были и постоянным поселением, и местом убежища на случай опасности дл населения окрестных деревень и лесных заимок. Городища «роменско–боршевского типа» нередко выделяют как особую археологическую культуру, охватывающую и южную территорию земли Вятичей.

Жилища в городищах роменской культуры представляли собой полуземлянки (2,5х2,5 м; 3х3 м), углубленные в землю на 100-120 см. В углу землянки – печь, поставленная прямо на полу; печь иногда делалась из специальных глиняных конусов, придававших большую прочность печному своду. В углах землянок обычно прослеживаются ямы от столбов, поддерживающих крышу .

Около жилищ находились хозяйственные ямы и постройки, где обнаружены обильные скопления обломков лепной посуды самого разного назначения – кухонная (горшки, сковороды), столовая (миски, чашечки) и хозяйственная (крупные корчаги). Гончарная посуда, к производству которой вятичи приступили не ранее первой четверти X в. , по форме близка лепной, но сделана из лучше приготовленной глины и украшена линейно-волнистым узором.

Кроме посуды вятичи делали из глины пряслица для веретен, грузики и грузила для рыболовных сетей, тигли, льячки, игрушки.

Из вятических находок особого внимания заслуживают сельскохозяйственные орудия, связанные с обработкой земли, уборкой урожая, размолом зерна. Набор сельскохозяйственных орудий Супрутского городища свидетельствует о значительных технических достижениях в земледелии, ставшем у вятичей в последней четверти I тыс. н. э. ведущей отраслью хозяйства. Земледелие в этот период было уже пашенное. При пахоте пользовались симметричными сошниками с череслами – плужными ножами. Основной тягловой силой была, несомненно, лошадь. Однако пашенное земледелие не могло вытеснить подсечное. Они существовали еще в течение длительного времени, поскольку в условиях лесной местности, где расположено городище, каждый новой земельный участок перед вспашкой приходилось освобождать от леса. При этих работах употребляли топоры. Одновременно с распространением пахотных орудий усовершенствовался и другой сельскохозяйственный инвентарь: вместо прежних кельтов появились железные топоры, использовавшиеся при уборке урожая серпы ничем не отличались от подобных орудий XIX – начала XX в. При размоле зерна вместо зернотерок применяли каменные жернова. Вятичи на своих земельных участках, как и их предшественники балты, выращивали просо, ячмень, горох.

Наряду с земледелием развивалось скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей и свиней. Присутствие среди находок значительного числа предметов упряжи и конского убора – удил, уздечных и подпружных пряжек и бляшек, стремян – указывает на большое значение лошади в жизни обитателей городищ. Судя по найденным при раскопках костным остаткам, заметную роль в хозяйстве вятичей играли охота рыболовство. Охотились в ближайших лесах на мясного и пушного зверя (лось, кабан, бобр, лиса, волк и др. ).

Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье - болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла. Динарии вытесняют другие монеты и становятся основным средством денежного обращения. Но дольше всех вятичи торговали с Византией - с XI по XII века, куда везли меха, мед, воск, изделия оружейников и златокузнецов, а взамен получали шелковые ткани, стеклянные бусы и сосуды, браслеты.

Одежда и украшения

Что касается славянской одежды в целом времени VI-X в. , то ее представить крайне сложно. Письменные источники почти не упоминают об этом, только Прокопий Кесарийский писал, что русы идут в бой в одних коротких штанах.

Арабские источники уделяют внимание славянской одежде лишь в X-XI вв. Поэтому примерно представить себе одежду мы можем только по уцелевшим фрескам, миниатюрам летописи и одежде крестьянских женщин XIX в. , мало меняющейся на протяжении столетий.

Производство тканей у восточных славян началось с эпохи неолита, т. е. со времени перехода к производящему хозяйству. Вначале ее изготавливали из конопли, позже – изо льна (III тыс. до н. э. ). В нашем крае при этом использовался вертикальный ткацкий станок, тогда как на юге – деревянные веретена с пряслицами.

В то время было известно три вида текстильной техники – вязание, плетение, ткачество. Со II тыс. до н. э. Появляются цветные ткани. Учитывая, что через наши земли проходил знаменитый торговый путь «из варяг в персы», то не исключено, что использовались и шелковые ткани.

Мужская и женская одежда состояла из туникообразной рубахи. Только у мужчин она доходила до колен, рукава стягивались тесьмой, на груди и по вороту имелась вышивка. А женская - была до щиколоток, более ярче украшена.

Вышивались, выбивались, вплетались геометрические узоры: круги, кресты, полоски, точки.

I элемент – ромб. Семантика этого знака связана с магией плодородия. Композиция с ромбом и солярными знаками – солнце и мужское начало.

II элемент – кресты. Он объединил и языческую символику и христианскую.

Существовало еще много различных символов. Петух, курица, павлин, уточки, голуби обозначали небо, тепло, свет, надежду на хороший урожай. Круг в виде колеса со спицами – солнце. Символом плодородия являлся ромб с точками в середине (засеянные поля). А крестообразные фигурки символизировали огонь.

Мужчины носили штаны до щиколоток (их называли ноговицы) и башмаки из кожи (черевики).

Женщины и девушки поверх рубахи одевали поневы. Поневный комплекс – самый древний вид одежды. Он известен с середины VI в. и сохранился до середины XIX в. Существовала даже пословица «За Окой сарафанов не носят».

Действительно, ведь женский сарафан появляется как видоизмененная одежда финно-угров, заселявших север Руси. А «сарафаном» до XVII века называлась мужская длинная верхняя распашная одежда.

Поневы различались кроем, цветом, отделкой. По ним модно было еще и в XIX в. определить не только из какой губернии женщина, но и из какого уезда.

По сохранившимся в курганах кусочкам ткани мы знаем, что вятичи носили темно-синие клетчатые поневы.

В начале распашная («разнополка» или «растополка»), потом – глухая. В краеведческом музее нашего города выставлена «глухая» понева крестьянки Рязанской губернии XIX в.

Поверх поневы одевали пояс. Чаще всего он был алым, его расшивали белым или синим бисером. Пояс, как и вышивка, был оберегом. Его носили обязательно и снимали только во время гадания.

Верхняя одежда была практически одинакова – это жупан, кожух, корзно, сукня.

Женщины в качестве оберега носили и украшения. У каждого племени они были свои. Особенно это касается височных колец.

Вятические семилопастные кольца оставляют больше вопросов, чем ответов. Возможно, они произошли от узорных арабских изделий, с которыми были знакомы вятичи, жившие на водной дороге, шедшей с Востока на Запад. Но не исключено, что они произошли от колец-звезд, распространенных у славян издревле.

В привесках вятичей исчезли все следы геометрического стиля, еще сохранявшегося в привесках соседних племен. Они напоминали цветок. Такие привески известны у археологов как семилопастные, но лучше назвать их семилепестковыми. Состоят они из тонкого ободочка и лунницы. От лунницы равномерно отходят семь лучей, подобных лепесткам цветка, похожего на стилизованную ромашку. На лепестках некоторых колец имеются огневые знаки.

Самые ранние привески просты, их лепестки строги и плавны, напоминают капли. Затем они приобретаю форму топорика, связанную с символикой Перуна. Этого бога представляли именно с таким оружием в руках. Семь топориков в кольце, возможно, связаны с днями недели. Культ Перуна связан с культом богини Макоши; одним из её атрибутов была лунница, мотив которой отчетливо выражен в вятических кольцах. Таким образом, привески вятичей – это не просто воспроизведение цветка и лунницы, а символизация Перуна и Макоши.

В XIII в. лепестки на кольцах делаются похожими на язычки пламени. Развитие формы вело к усилению узорности, к полному превращению кольца в цветок, хотя мотив топора не исчезал. Рождаются ажурные кольца. Появляется сначала простая прорезь, затем она усложняется. Кольцо сближается по форме с васильком.

Раньше лепестки колец были гладкими и черными, но они приобрели заметную выпуклость, а их края стали украшаться множеством сквозных колечек. По краям также помещали коньков или птиц, что говорит о почитании дерева жизни. Кольца превратились в необыкновенно узорные изделия.

Кроме височных колец и подвесок у вятичей были распространены скромные медные браслеты и шейные гривны. Делались медные (редко серебряные) перстни с примитивным геометрическим узором.

Таким образом, можно сказать, что в древнем костюме все имело значение. Узоры вышивки и украшения с зашифрованными в них символами служили оберегами, охраняли человека от злых сил. Более того, украсы, краски, вычуры хранили знания славян о происхождении мира, человека; тайны рождения, смерти и т. д.

Верования и традиции

Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. И порою приходится слышать, что религия, достойная называться религией, появилась у нас только после принятия христианства – тысячу лет назад. А до этого, мол, были разве что варварские, примитивные культы, вдобавок порою связанные с человеческими жертвами. Одним слово, «мрак язычества». Но, при более глубоком изучении, выше сказанное можно легко опровергнуть.

Говоря о вятическом племенном союзе, нельзя не сказать о их религии, традициях. Вятичи долго оставались языческим народом. Вплоть до XIX века сохранялись обряды, посвященные их богам.

Самым главным богом считался Стрибог. О нем известно очень мало, а именно то, что Стрибог – отец-бог. Бог воздушных течений и стихий.

Очень почитаем был Велес (Волос). Покровительствовал охотникам. Считался покровителем скота и ему за это воздавалось великие почитание. Язычество постепенно соединялось с христианством. Во имя святого мученика Власия, прихожане устраивали в старину приделы и часовни. Прасолы, торгующие скотом, в Зарайске и других городах, перед началом своего торга, служат молебны Св. Власию. Тогда к церквам приводят коров для окропления святой водой. Также посвящен ему и обряд опахивания. Поселяне справляют его для прекращения коровьей смерти. И до наших дней сохранились символы поклонения Велесу. Примерами того служат: Кремлевский камень (Камень Велеса) лежал на склоне Боровицкого холма близ храма Иоанна Предтечи. К сему камню приносили москвичи на праздник Купалы и на Петров день своих младенцев, считая, что камень придаст их детям крепкое здоровье и исцелит от недугов. В Подмосковье и ныне почитают Шутов Камень в Дмитровском районе, а также Синий Камень близ Переславля-Залесского, Бож-Камень под Тулой.

Вятичи поклонялись и богине Макошь (Мокошь), которая считалась богиней урожая, покровительствовала домашнему очагу и хозяйству. Почитали ее как богиню судьбы. В селениях Рязанской и Тульской губернии был обычай (семенное) исстари сбирать в амбарах разные семена, выставлять их на три утренние зори на мороз и потом откладывать их к будущему посеву. Производился с надеждою на обильный урожай.

В «Повести временных лет» племенной союз вятичей описывается как дикое, варварское племя, в котором отсутствовали брачные обряды, существовали пережитки матрилокального брака, инцест. Эти черты первобытности отразились в киевской былине о Илье Муромце и Соловье-Разбойнике.

Современному человеку трудно понять суть древнеязыческих обрядов, особенно обрядов погребения. Арабский географ X в. Ибн-Русте пишет:

«Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом».

«И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба; их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку. Она становится на скамейку и конец завязывает вокруг своей шеи. После того, как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает».

«На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся».

Крестив в 988 Русь, Владимир направил в земли Вятичей монаха, чтобы приобщить лесной народ к православию, вызвав тем самым недоумение жителей: почему, зачем надо менять религию своих дедов и отцов на веру в Христа?. Миссионер-монах так и сгинул в каком-то темном уголке бескрайних вятических лесов от рук фанатичных язычников.

Говорят, что о славянском язычестве почти ничего не известно. На самом деле так считают лишь те, кто мало знаком с книгами ученых – археологов, этнографов, историков религий, специалистов по верованиям древних славян и смежных с ними народов. Этот вопрос широк и разносторонен, поэтому он требует отдельного изучения и детального исследования.

Давайте представим, как развивались бы события, если бы в середине X века племенной союз Вятичей не вошел в состав Киевской Руси, а сохранил свою независимость. Каким было бы наше государство сегодня?

В середине X века вятический племенной союз находился на стадии образования государства: обширные территории с определенными границами, власть, в лице князей, дружины и вече, налоговая система в виде полюдья, суверенитет.

Известно, что главной религией вятичей, как и остальных славянских союзов племен, стало христианство. Но, учитывая знаменитый торговый путь «из варяг в персы», проходящий через территорию вятического племенного союза и разнообразные связи со странами Востока, без вмешательства Святослава, возможно главенствующей религией был бы ислам или иудаизм.

Ведь с изменением религии, которая тесно переплетена со всеми сторонами человеческой жизни: наукой, философией, педагогикой, экономикой, политикой, повседневным бытием, весь ход истории кардинально поменялся бы.

Государство на территории нашего края, скорее всего, было бы наследником социального, экономического, политического строя распавшегося Хазарского Каганата.

Но, история не имеет сослагательного наклонения.

Выше представленная альтернатива (наличие другой религии) исторического развития наших предков не состоялась. Но, тем не менее, она не исчезла полностью. Тесная взаимосвязь с Хазарией и другими восточными государствами формировала такие черты как большую зависимость от власти, безгласность, жесткую иерархию и т. д. Именно поэтому в последствии в период феодальной раздробленности формой правления во Владимиро-Суздальской земле стало самодержавие, в отличии от Новгородской и юго-западных земель, где формировалось демократическое устройство государства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)