Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Дело человека и всего народа на примере произведений Евгения Носова

Через века, через года, помните!.

Нельзя выразить словами то состояние, которое охватывает человека при упоминании о войне. Она несет с собой страшное напряжение, боль, горе, разлуку, страдания и муки миллионов людей. К большому сожалению, мы иногда забываем, что была война, гибли люди, и не задумываемся, что тех, кто пережил ее, становится с каждым днем все меньше и меньше. Кажется, что она где-то далеко, никогда не коснется и не затронет нас. Для того, чтобы как-то предотвратить, избежать ее - мы должны хранить свято память о сражавшихся за матушку-Родину и сложивших свои головы на поле сражения. Многое знаем о войне из фильмов, исторических документов, школьных учебников. Но ничто не заменит нам произведений о войне. Они обладают особой силой, неповторимой выразительностью и красотой, читаются на одном дыхании. Я прочитал лишь некоторые из них: Шолохов «Судьба человека» и «Они сражались за Родину», Симонов «Живые и мертвые», Закруткин «Матерь человеческая», Велтистов «Прасковья». Эти произведения до того правдоподобны, что порой живешь рядом с героями и совсем забываешь о своих постоянных заботах. Они расширяют знания о войне, о ценностях той или иной эпохи, о душевном величии твоих предков. Рассказы Евгения Носова мне особенно понравились. Я читал их на протяжении нескольких вечеров. И сколько при этом у меня возникало мыслей и чувств! От них веяло неизбывностью горя, печалью и на глазах у меня появлялись слезы. И так мне хотелось встать и поклониться, помолчать и прижаться к дорогой стариковской щеке.

Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, пришедшему в литературу опаленным огнем войны. Писатель встретился с ней подростком. Она ворвалась в его дом, как и в другие, со всеми тяготами фашистской оккупации. Носов вдоволь сам помесил солдатскими сапогами грязь фронтовых дорог, многое испытал и многое помнит. « О войне написано много», - сказал однажды Евгений Носов, - и мне хотелось бы углубить эту тему, исследовать солдатскую психологию». Он по-своему подходит к ней, всегда живо неисчерпаемо и волнующе. И опыт войны осмысливает преимущественно через судьбу деревни и ее жителей. Вот поэтому в произведениях Носова о войне есть одна удивительная особенность, в них нет эпизодов самой войны. Ни батальных сцен, ни закулисных противоборств разведок и контрразведок, нет ни окопной, ни штабной правды. Но есть правда такая огромная, что она объединяет все другие правды своим горестным материнским объятием. Знакомясь с творчеством Евгения Носова, я прочитал не только повесть «Усвятские шлемосносцы» и рассказ «Красное вино победы», но и изучил литературную критику на эти произведения. Повесть « Усвятские шлемоносцы», написанная в 1977 году, - самое крупное произведение Е. Носова. Она начинается с неторопливого описания жизни российской глубинки, безвестной деревеньки Усвятцы, затерявшейся в необъятных просторах нашей страны. У людей, живших в ней, не было ни радио, ни телефонной связи с внешним миром, но там царило счастье и, ничем не нарушаемый «лад». Автор вместе со своими героями радуется погожему воскресному утру, извечно желанной крестьянской работе, покосу, трапезе вскладчину и трепетно, сокровенно, искренне любит природу. Мир здесь представлен в живом его проявлении, в звуках и красках. Природа - едина для всех, но каждый видит в ней нечто свое. Так устроена душа человеческая, что внутри общего для всех нас Отечества у каждого есть еще и особый уголок, заветная земля. Но самое интересное, что почти все подмечают в ней девственность, беззащитность и доброту. Для жителей Усвятцева она их мать. С какой чистотой и нежностью относится главный герой повести к реке: « Да и сам Касьян, бывало, ни на лес, ни даже на кормившее его хлебное поле не смотрел столь без устали, как гляделось ему на причудливые остомельские изливы, обозначенные, где ивняком, где кудлатыми ветлами, а где полоской крутого обреза». Прочтешь такие строки и становится как - то светлее и теплее. Для сельчан сенокос был всегда праздником, исконно желанной порой. Основательно они готовятся отметить начало страды. Добро ладится жизнь у Касьяна, и в колхозе, где он работает старшим конюхом, и дома. На полученные за работу деньги он надеется купить своей жене Наташе самое необходимое по крестьянскому обиходу: швейную машинку. И нам кажется, что никто и ничто не в силе нарушить эту идиллическую картину. Порой меня восхищает вера героев Носова в ясность, прочность, справедливость окружающего их мира. Зло им чуждо. И поэтому они не могут поверить в трагическую весть, принесенную посыльным : «Война, братцы !» Она неожиданно нагрянула и застала их врасплох. Писатель с такой точностью описывает поведение оглушенных этой новостью людей, смятение их чувств, что и ты осознаешь и понимаешь этот кровенящий душу смысл войны. У нас на глазах уже начинает рушиться отлаженная жизнь. И лишь только природа так и осталась неизменной, царственно-величественной и безмятежной: « В лугах все так же сиял и звенел погожий полдень; недвижно дремали на той стороне коровы, с беспечным галдежом и визгом носились над Остомлей касатки, доверчиво и открыто смотрели в чистое безмятежное небо белые кашки, туда-сюда метались по своим делам стрекозы, - все оставалось прежним, неизменным, и невольно рождалось неверие в сказанное Давыдкой: слишком несовместимо было с обликом мира это внезапное, нежданное, почти забытое слово « война», чтобы вдруг, сразу принять его, поверить одному человеку, принесшему эту весть, не поверив всему, что окружало, - земле и солнцу». Перечитывая произведение Евгения Носова, мы ощущаем таинственность, загадочность. И, совсем сказочные, эпизоды вовсе нельзя назвать вымыслом. Они несут свой, какой-то скрытый смысл. Автор хочет намекнуть на большую силу, на созидающую, в основе которой заложены такие простые человеческие чувства, как искренность, бескорыстие, совестливость, отзывчивость, любовь, не имеющая границ; и чувство долга. По этой причине миролюбивый и честный по своей натуре человек, не взявший в руки винтовку даже во время службы в армии, Касьян самим роком обречен быть защитником «большой» Родины. Как мастерски подходит писатель к мельчайшим деталям, подробностям! Он не дает Касьяну фамилии, тем самым герой предстает не только как типичная, но и собирательная, а в определенном смысле и символическая фигура. Он олицетворяет собой солдатскую массу. Через жизненный путь Касьяна, мы узнаем о чувствах, владевших всем народом тогда, во время войны. Мужик безграмотен, но глупым его назвать нельзя. Мужицкое сознание оказывается мудрее, чем объяснение "знающих" товарищей, обещавших, что будем мы вести наступательные действия и одержим победу "малой кровью". Практично относящиеся к жизни, усвятцы поняли, что "кровь великая и лилась она по своей же земле". "Ну да, стало быть, подступил ваш час, ребятушки. Приспело времечко и вам собирать сумы. Россия вон гибнет. Немец идет, душегубничает, малых людей и тех не щадит. ," - обращается дед Селиван к мужикам. Не раз русским людям приходилось отражать вражеские нашествия. И как всегда жестока война. Ненависть к врагу - это не единственное, чем движет любовь. От любви до ненависти один шаг, но это не тот случай. В данной сложившейся ситуации ненависть со стороны пахарей какая-то чистая.

Антитеза мирного труда, любимых дорогих сердцу минут и разрушающей силы войны звучит на протяжении всей повести. Для Е. Носова и его героев война - не просто период истории, точка отсчета, рубеж - это незаживающая рана. Динамизм слога, который с максимальной точностью соответствует последовательности происходящих событий, помогает нам не только обостренно почувствовать терзание этих людей, но и воспринять эту беду как свою собственную. Просто, незамысловато и вместе с тем тепло и душевно показаны носовские персонажи. За их привычными заботами стоят разные взгляды и различное миропонимание. Как правило, писатель выявляет всю их сущность не с помощью острых сюжетных ходов, а обычным течением жизни. В их личностях также мы не встречаем ничего внешне броского и эффектного. Не случайно одним из центральных образов является солдат Селиван, живой хранитель славных воинских традиций, прямой выразитель народных взглядов на святую обязанность защиты отечества. А сцена сбора уходящих на фронт мужиков в селивановой избе несет едва ли не основную идейную нагрузку. Внимательно выслушивал их старик, для него много повидавшего в жизни человека, участника двух войн, георгиевского кавалера были они пока, «как серые горшки перед обжигом: никому из них еще не дано было знать, кто выйдет из этого огня прокаленном до звона, а кто при первом же полыме треснет до самого донца". И поэтому старается дедушка Селиван поддержать своих земляков в трудный для них час, укрепить в душах людей чувство справедливости в их будущем ратном деле, вдохнуть уверенность в собственные силы. Неожиданно для себя Касьян узнает из старинной книги, что его имя, как и многие другие мирные имена, имеют еще скрытый воинский смысл. По-гречески Касьян – значит "природный воитель, непобедимый и храбрый шлемоносец", Алексей - "защитник и заступник всех страждущих и слабых", Афанасий - "небоящийся смерти", Никола - "победитель". Мучают их, не дают покоя вопросы, которые так полно отражают в "Усвятских шлеманосцах" самую суть характера русского человека. Мы убеждаемся насколько страшна та ноша, которую накладывает на человека война, что так терзает Касьяна своей неизбежностью: "А скажи, Селиван Степаныч. Все хочу спросить. Там ведь тово. убивать придется. ». Для усвятцев убийство противоестественно их пониманию смысла жизни. Трагический мотив мощно и постоянно звучит в повести. Герои реальную войну с ее трагедиями, смертью и кровью представляют себе очень смутно.

Писатель обращает внимание читателя на то, как трудно человеку менять устоявшиеся представления, вживаться в навалившуюся беду, перевоплощаться в солдата в течение первых десяти дней войны. Нелегко пахарям дается эта смена. Постепенно эпизод за эпизодом автор показывает нам как мирные труженики отсеивают все лишнее, не связанное с основной теперь для них заботой, оставляет главное. Им было что защищать. Действительно, патриотизм и героизм людей, так сильно проявившийся в дни Великой Отечественной войны, не зарождается на пустом месте. Писатель постоянно говорит об этом, подчеркивая осознанный характер борьбы нашего народа с фашизмом, четкое и ясное понимание им исторически освободительных целей. И поэтому так внимательно будут вслушиваться уходящие на фронт шлемоносцы щемящую сердце речь председателя Прошки. Чувство к дорогой, тихой Родине и своим близким возрастает в них с каждым днем. Прощание с родным селом Усвятцы - это основной мотив произведения. Долго оно длится. Но иначе и нельзя. Война - игра с жизнью, которая может быть разлучит того же Касьяна навсегда со своими сельчанами. Единственный трагический диссонанс, возникающий в начале повести, - это сон Касьяна, он оказывается пророческим. Ему грезится пиковая дама, она ни с чем хорошим у нас никогда не ассоциируется, а напротив, мы связываем с ней огромные неудачи. В описании ее внешности прежде всего поражает лицо: «. а у дамы вовсе и не лицо даже, а череп кладбищенский: глаза пустые, зубы ощерены и желтый лютик дурман к дырявому носу приставлен». Это настораживает и невольно задаешься вопросом: «не сама или смерть предвиделась Касьяну?» Так и есть - у войны совсем не женское лицо. Испокон веков на войну уходили мужчины. Оставляли дома жен, матерей, сестер: поднимать детей беречь домашний очаг и ждать их:

Всех кого взяла война,

Каждого солдата,

Проводила хоть одна

Женщина когда-то.

Две женщины, Наташа и ее свекровь, проводили на войну Касьяна, но каждая по-своему благословляла его на крестный путь. Последний раз соберется за столом семья, и Касьян, понимая, что уже не хозяин он здесь, передаст право разрезать ритуальный каравай - символ дома, благополучия, единства - своему старшему сыну Сереже. Беречь и хранить будет в далекой дороге Касьян три русые прядки - одна прямая, другая - колечком, а третья похожа на вторую, но только «поспелее цветом», принадлежащие Наташе, Сереже и Митеньке. Уходя в дальний путь, он унесет с собой частичку семейного очага. Мать же, прощаясь с сыном, отдаст ему по старинной традиции пуповинку, хранящуюся с его рождения. Самое трудное и тяжелое, конечно же, для матери отдавать сына на войну. Она его воспитывала, лелеяла, вкладывала в него всю свою жизнь, он все еще ребенок, которого мать очень любит. Женщина на первый взгляд, - хрупкое создание, ей тоже нужна защита. Но есть в русских женщинах — стойкость, выносливость, терпеливость и в то же время материнская теплота и любовь. Слово «мать» - самое высокое для Касьяна. Не заплачет мать, как Наташа, когда получит повестку, леденящую душу. Она выплеснет наружу свои сострадания так, чтобы не огорчить сына. Фашизм обвиняют все женщины. И это не случайно: женщина дает жизнь, женщина и жизнь - понятия неразделимые, как чистая любовь Касьяна и Наташи. Их любовь - не из тех, что на пути своем преодолевает все преграды. Да и сами герои не претендуют на роль титана. Страницы, рассказывающие об этом чувстве, представляются в высшей степени целомудренно правдивыми. Их отношения основаны на полном уважении друг к другу. Уходит из деревни Касьян вместе с мужицким ополчением, веря, что «в ратном поле не одна токмо вражья воля, а и наша тоже». Но они не одиноки. Незримой пуповинкой «будут соединены усвятцы со своей землей, и не под силу даже войне нарушить эту кровную связь». В дороге их постоянно будет согревать любовь, с ними всегда будут их семьи, любимые лошади и природа, которая в годину испытаний приютит своих детей. Ради всего этого они будут сражаться, дружно взявшись за руки. И победа будет за ними. Чувствуется, что безгранично, глубоко и преданно любит Евгений Носов свой народ. Он открывает русскую землю в ее неповторимой красоте. И тысячный раз изумляешься чуду природы, глядя на нее глазами самого писателя, он воспевает внутреннюю красоту людей, сочетая с осмыслением беспощадного не только голосистого, но и беззвучного крика войны. Герои Носова поют народные песни, в которых они выражают свое истинное состояние. Вся повесть держит нас в постоянном внутреннем напряжении, сопереживании. Но на самом деле нам все уже известно. Безмерная тяжесть потерь выпадет на долю усвятцев. Последние строки повести содержат в себе развернутую скрытую метафору -распростертая черная рубаха. Не посчитать сколько этих пахарей останется лежать на полях сражений. И так хочется верить, что не дождется добычи черный ворон, выстоят шлемоносцы, вернутся домой.

Путь Евгения Носова к сражавшейся и победившей России - это многоплановые искания, мучительные догадки.

Еще одно из его произведений, вполне отражающее внутреннее состояние человека на войне, - «Красное вино победы». Местом действия в этом рассказе он сделал не поверженный рейхстаг, не Потсдам, где была подписана капитуляция фашистской Германии, а далекий от фронта небольшой подмосковный городок Серпухов и ослепительно белую палату госпиталя. Этим автор и затрагивает самое может быть, заветное в своей памяти о войне - как он в феврале 1945 года был тяжело ранен под Кенигсбергом и встретил день Победы на казенной койке. С первых же страниц рассказа чувствуется, что много сокровенного намеревался вложить писатель в образы своих героев. Поначалу раненым войны белизна и тишина госпиталя кажутся неправдоподобными, но постепенно они начинают привыкать к этому, их путь сюда не просто длинный, но и тяжелый: восточно-прусские укрепления, прорыв. Мазурские болота, промозглость сырых ветров и едких туманов Балтики, чахлый вереск на чужой земле, с которой пострадавших отправляют в тыл. Особенно поражает сосновая роща, являющаяся операционной. Конечно же, хирург, несмотря на сильную усталость, делает свое благое дело умело, правильно. Люди остаются инвалидами, иного выхода нет. « Пока он приводил руки в порядок, одна из сестер подхватывала и уносила таз, где среди красной каши из мокрых бинтов и ваты иногда пронзительно - восково, по-куриному, желтела чья-то кисть, чья-то стопа. Мы видели все это, с нами не играли в прятки, да и некогда было и не было условий, чтобы щадить нас милосердием», - эти строчки трогают, проникают в самую душу и вызывают неизмеримый ужас. Пережившие такие кровавые события эти люди с трепетаньем в сердце ждут дня Победы. Они давно мечтали о нем, сражались за него. Щемящая тоска по Родине, чувство любви, печали, неясной вины перед отчим домом, краем прозвучат в рассказе. Раненые в палате будут вспоминать родные свои места - и Волгу, и Сибирь, и Молдову, и Мезень, и спорить, чьи края красивее и лучше во всех смыслах. И даже закованный в гипсовый панцирь Копешкин попытался что-то сказать о своей пензенской деревеньке, где остались его жена и двое ребятишек. Но не вышло так как он хотел. А все равно и без слов понимаешь, что это на первый взгляд ничем не примечательное место, самое дорогое, любимое для Копешкина. Изредка в этом рассказе бросается нам в глаза та или иная деталь окопного быта. И все же внутреннее напряжение не покидает нас. Наконец, приходит радостный и счастливый для всего русского народа день. Явился старичок с фотоаппаратом и нацеливал его на увечных, загипсованных солдат таким образом, чтобы на снимке они получились бы целыми и невредимыми. Все это лишь внешние приметы праздника. И не случайно, что этот прекрасный день еще и день скорби, горя. Смерть Копешкина - единственная смерть в этой палате, но не в целой России, сколько же жизней унесла война! Крик женщины, наполненный отчаянием и болью, во время праздника - это крик души, передающий тревожную неизвестность как жить дальше: « Ой, да сиротинушки вы мои беспонятыи-и-и!- продолжала вскрикивать женщина - Да как же я теперь с вами буду! Что наделала война распроклятая, что натворила! Нету нашего родимова-а-а. » Этот вопрос задают все, кого коснулась война. Пьют за победу и будущую жизнь они красное вино победы. В их души вселилась даже не надежда, а вера и убежденность в лучшее - справедливость, добро, мир на Земле. Большой эмоциональной силой, по-моему мнению, обладает эпизод, описывающий как сапер Михай, позабыв, что у него нет рук, начал ловить брошенный ему букет. Он вызывает в нас чувство сострадания, благодарности к этому человеку за его отвагу, смелость, храбрость. И трудно представить, как сложится его дальнейшая жизнь, а ведь он в расцвете своих лет! Хочется верить, что он встретит достойную и ценящую его девушку.

Я удивляюсь, как это писателю удается отыскать такие редкостные и единственные слова, которые действительно несут в себе память о тех, кому посвящено произведение. Он словно раздвигает стены госпитальной палаты, и в ее пределы врывается песня-гимн, песня-клятва, уходящие теперь уже в запас. Но она была нужна народу в данную минуту, чтобы воодушевить его, дать силы на восстановление всего, что было разрушено войной. Бокал красного вина производит на нас сильное впечатление, сильно врезается в память. Несомненно, красный цвет не нежный, не успокаивающий, он вызывает напряженное состояние. В красном вине я вижу кровь и ту цену, которую заплатил русский народ за победу. И цена эта огромна. Не всем суждено было пройти до конца этот путь к победе, начатый еще в тяжелые дни отступлений и поражений сорок первого года. Не всем довелось услышать залпы праздничного салюта. Но мы знаем, что на войне и после победных майских дней солдаты - Саенко, Бугаев, Самоходка, Бородухов, огрубевшие от военной жизни, не утратили чувства уважения и любви к женщине. У некоторых из раненых молодые девчонки, гулявшие по улицам в день праздника, вызывали тяжелые раздумья и боль, например, у сапера Михая: «Тебе чего, трудно сказать? Красивые девки-то? - спрашивал Самоходка. А ! - Михай досадливо отмахнулся узлом рукава».

Как все естественно и страшно в этих произведениях. Евгений Носов предстает перед нами как художник, говорящий вполголоса. А все потому, что он глубоко верит в человека. Он страдает и встревожен всей его судьбой. Хочется сказать, что он даже не вспоминает, а заново живет военными годами. От этого в рассказе «Красное вино победы» и в повести « Усвятские шлемоносцы» рождается мелодия стыдливого, доверительного повествования. И нас восхищает братская верность автора памяти своих фронтовых друзей. Она дает ему особое внутреннее видение на прошлое и настоящее. Все это в совокупности придает убедительность его слову и не оставляет у меня ни капельки сомнения в его правдивости.

Все дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Но сколько бы не прошло лет со дня ее окончания, произведения, посвященные ей, будут актуальны всегда. Война требует от человека подъема и душевных, и физических сил. Она обнажает, раскрывает и показывает миру то, что свойственно истинному русскому человеку: чуткость, умение радоваться чужому счастью, доброе начало, неиссякаемое желание быть полезным в жизни и, конечно же, героизм. Именно поэтому эта тема необъятна. Рассказы Евгения Носова показали мне лишь частичку теплых, светлых, добрых чувств, овладевающих людьми, когда на чашу весов поставлено само существование человечества и мира на земле. И нас поражает, что во времена такой жестокости и беспощадности люди сумели не только сохранить, но и обогатить свой внутренний мир. И, казалось бы, чтобы узнать об этом побольше, нужно ознакомиться с другими произведениями. Но все - таки я не хочу больше обращаться к этой теме. Я считаю, что мне достаточно того, что хотел донести до читателя Евгений Носов. Они мне дали богатую пищу для размышления над тем, что происходит сегодня в нашей стране и во всем мире. Последнее время усилились военные конфликты. Вспыхивают то абхазские, то чеченские военные распри и нет им конца, но они наглядный пример того, как люди в сегодняшнее время готовы пожертвовать жизнью за Родину. Войне присущ не только голосистый, но и беззвучный крик. И не описать чувство матерей, получивших похоронку. Мать не кричит об этом на весь свет, а молча осмысливает беду. Я не думаю, что все мои сверстники подготовлены к таким испытаниям.

По статистике среди молодежи больше всего распространены алкоголизм, наркотическая зависимость. И решить эту проблему, приостановить ее, конечно же, мне не под силу. Но я могу сформировать себя как личность. Воспитать из своих будущих детей достойных людей, которыми могли бы гордиться будущие поколения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)