Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Герой новой эпохи

Любовь к Отечеству не принадлежит одной знатности и богатству: оно равно разлито во всех добрых и благородных сердцах.

( А. О. Ишимова)

Выборный человек земли русской Когда слышишь это словосочетание, хочется продолжить – это президент, что ли? А почему бы, собственно говоря, и нет? Разве только потому, что речь о 17 веке, когда такого и слова нигде в мире не было. А «выборным человеком» официально именовался мещанин – Кузьма Минин Сухорук. Имя это звучало среди самых знатных, влиятельных фамилий российской политической элиты: бояр да князей, решавших судьбу российской государственности. Случай сам по себе фантастический, тем более для сословно- феодального общества.

Этот человек действительно мой любимый герой русской историиКузьма Минин Как точнее сказать выходец из народа, или сам и есть этот народ? Крепкий хозяин, как сказали бы сегодня, имевший свое небольшое дело, державший мясную лавку в г. Нижний Новгород, незнатного происхождения, человек, в котором текла татарская кровь, и который был истинным россиянином- патриотом, и я бы даже сказала, что был русским. Если вспомнить «формулу» А. С. Пушкина «Русский тот, кто любит Россию!»

Смута Может ли быть что-нибудь для государства, для народа опаснее этого?. Погружаясь в глубины истории на уроках, перечитывая книги русских историков: Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, я пыталась понять корни и сущность смутного времени России на рубеже 16-17 веков когда Глубочайший кризис поразил все области жизни страны, но страшнее была «смута в умах», которая по меткому замечанию известного русского историка С. Ф. Платонова «скоро перешла в смуту на деле» и привела к разрушению государственного порядка. О том , что случилось в самый сложный момент кризиса власти, хорошо написал С. М. Соловьев: « Когда ударили бури Смутного времени, то потрясли и свеяли много слоев, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили людей основных, о силу которых напор их должен был сокрушиться». На защиту страны выступила «земля», «основные люди» - то самое общество, об отсутствии которого в России кричали и поныне кричат либералы. В критический момент нашлись и пламенные идеологи и храбрые, мужественные, несгибаемые воины. Но для успеха дела должен был явиться лидер, способный возглавить всех. И он явился в лице земского старосты из Нижнего Новгорода, держателя мясной лавки Кузьмы Минича Сухорукого, сына Мина Анкудинова.

Это сегодня, глядя в прошлое, кажется, что все так и должно было получиться. И вожди нашлись бы, и страну освободили бы Задним числом – все просто, но тогдаКакой же внутренней энергией должен был обладать обыкновенный мужик, чтобы не просто свои накопления отдать на борьбу, но и найти слова, способные убедить отчаявшихся соотечественников сплотиться, пожертвовать имущество и идти в бой. И самое непостижимое: убедить ту массу, которую, казалось бы, окончательно произвели в сброд, в маргиналов, поднять их над повседневными своими личными интересами на уровень исторического творчества. Но мало этого, убедив, подняв и сплотив, стать Вождем и Авторитетом для всех, даже для князей и воевод, которые порой иначе как «Куземкой» то нашего героя не изволили именовать.

Неординарность ума политическая интуиция Минина вполне показали себя при выборе военачальника народного ополчения. Из всего многообразия мелькавших в то время деятелей, избран был, наверное, самый нужный. Можно спорить о талантах полководца Пожарского, что и делают порой историки, но в тогдашних условиях военачальник был нужен, в первую очередь, не столь уж «блистательный», сколько «основательный», как говорил Соловьев, ставящий интересы дела выше личных, готовый идти до конца, твердый духом, крепкий в вере. Тандем Минин и Пожарский стал залогом успеха. Уметь разбираться в людях, подбирать «команду» соратников по делу – это ли не признак гениального политика в любую эпоху? И если военное руководство ополчением осуществлялось Пожарским, то вся текущая «черная» работа по обеспечению успеха этого предприятия легла на плечи Минина. Став во главе правительства национального спасения, «совета всея земли» Минин обеспечивал собирание земель русских и всех сословий в единый народ. А это не давалось легко, нередко приходилось преодолевать сопротивление, применять, как сегодня сказали бы, «непопулярные меры». Ибо далеко не всем дело ополчения казалось благом.

Собранных в Нижнем Новгороде средств (а жители сдали в казну ополчения третью часть своего имущества, многие и больше) хватило только на первое время. И все великое предприятие вполне могло бы захлебнуться по простой причине: нет денег. Сколько раз в истории такое случалось! Поистине только гениальный хозяйственник мог решить задачу: обеспечить бесперебойное снабжение войска всем необходимым, обеспечить финансирование проекта. История сохранила немного фактов, говорящих чего ему это стоило! Все мы прекрасно понимаем, что большинство граждан отнюдь не спешили расставаться с нажитым добром ради дела далекого, опасного и с неизвестно вообще каким финалом. И действовать приходилось не только убеждением да уговорами, но нередко и принуждением, угрозой, силой.

Очень показательно и другое направление политики Минина – никому не мстить, а вчерашних противников привлекать к делу ополчения. Без прощения нет примирения, а значит не быть и единству, а без единства не выполнить главную миссию. Сколько государственной мудрости в этом простолюдине!

Ополчение Минина и Пожарского не купалось в облаках ладана и фимиама, а у стен столицы их вообще встретили враждебно и насмешливо. Но это не помешало Минину в решающий момент обратиться за поддержкой к казакам.

Автор «Повести о победах Московского государства» сравнил эту речь со свечой, внезапно зажженной в кромешной тьме. Можно уверенно сказать, что Минин был талантливый оратор, и тогда в Нижнем Новгороде сумел убедить людей на практически безнадежное дело (так сказал бы любой прагматик, проанализировав сложившуюся ситуацию), и здесь найти те нужные слова, подход к недружелюбно настроенным казакам, поддержать сражающихся ополченцев.

А в решающий момент боя сам возглавил атаку дворянских сотен у Крымского двора за Москвою-рекою. Эпизод личного участия в бою, это не просто демонстрация храбростиЭто нечто большее, личный пример, готовность умереть за то дело, на которое ведешь людейТак на любой войне в самый критический момент командир ведет в атаку бойцов лично

Откуда черпал этот человек силу? Его сила была в Вере, в вере не только в правоту своего дела, но и собственно в вере православнойЛетописец повествует, что Минину трижды являлся великий святой Сергий Радонежский, прежде чем староста обратился с речью к народу. И ополчение двинулось на Москву с Казанской иконой богоматери и благословением преподобного Иринарха Затворника.

Православная вера была источником не только личной силы духа, но и идеологией соединившей народ.

Когда я размышляю, почему именно Минин стал во главе народного движения по освобождению Москвы и страны от интервентов, то прихожу к выводу о том, что, безусловно, этот человек обладал яркими качествами лидера.

Но почему не появился лидер из бояр, из дворян, из казаков? Чем больше размышляю, тем сильнее убеждаюсь, что не могли эти социальные группы породить такую личность. Боярство погрязло в политических интригах, служилое дворянство металось по России, выбирая кому бы выгоднее послужить, казачество – распоясавшаяся вольница, о крестьянстве и холопах нечего и говорить. Только представитель самой здоровой, трудолюбивой части народа, человек от земли, от корней и мог стать лидером национального движения. Говоря современным политическим языком, представитель тогдашнего среднего класса и мог быть той фигурой, которая повела за собой людей из различных социальных групп, примирила и обеспечила создание подлинного народного фронта эпохи 17 века. Но чтобы сделать это, лидер должен был обладать и существенными нравственными качествами, без которых не произошло бы того самого народного единства: личным бескорыстием, полной отдачей себя делу, на которое ведешь за собой людей, самопожертвованием. Если бы хоть в какой – то мере усомнились в его высоких моральных качествах, второе ополчение развалилось бы, повторив судьбу первого. В совокупности всех тогдашних обстоятельств мне представляется, что личность Кузьмы Минина – это особая фигура в истории России, это фигура национального, политического лидера новой эпохи, обладающая, говоря термином Л. Н. Гумилева «ярко выраженной пассионарностью», способная быть объединяющим фактором для разных социальных групп во имя решения наиважнейших задач. Мне кажется, что и сегодня до конца неоцененная, непонятая. Хотя вроде бы давно оценили то дело, которое он совершил. Памятник на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому» был установлен еще в 1818 году. Они так и останутся вместе на века: Минин и Пожарский. Личности такого масштаба в мировой истории редкость. С кем можно сравнить его? С Гарибальди, Вашингтоном, Боливаром? Мне кажется, скорее всего с Жанной д Арк, национальной героиней Франции

Когда-то выдающийся русский писатель и мыслитель А. И. Герцен написал о своем современнике, другом великом человеке, жившем в другой стране, о Джузеппе Гарибальди, сыгравшем выдающуюся роль в объединении Италии: «Он победил армию, освободил целую страну и был отпущен из нее, как отпускают ямщика, когда он довез до станции».

Но мне кажется, что то же самое было с Кузьмой Мининым задолго до Гарибальди. Когда столица России была освобождена, и решающий перелом в ходе смуты произошел, его тоже отпустили за ненадобностью более. «Мавр сделал свое дело» Впрочем, по-другому и быть не могло. Такие люди, как Минин или Гарибальди, призваны историей вершить судьбу Отечества, творить великие дела, а политические интриги, закулисные маневры, дележ власти – это участь уже других

Новый государь Московский Михаил Федорович 12 июня 1613 года, говорят, наградил Минина по-царски, пожаловав чином думного дворянина, домом против Преображенского собора в Нижнем Новгороде и вотчиной – селом Богородицким в родном уезде за то, как сказано в жалованной грамоте, «что он с боярами, воеводами и ратными людьми пришел под Москву и Московское государство очистил». Сделав главное дело своей жизни, Кузьма Минич Минин Сухорук, «выборный человек от земли русской», как именовали его в официальных документах того времени, ушел в мир иной в мае 1616 года. Сколько было ему лет в ту пору неведомо (история не сохранила дату его рождения).

Посмертная слава Минина была какая-то волнообразная О нем то вспоминали, когда на Отечество надвигались тяжелые испытания, то как-то подзабывали, когда опасность отодвигалась

И поныне государственной или общественной награды имени Минина и Пожарского нет.

Может быть, в связи с тем, что появился в календаре новый государственный праздник 4 ноября – День народного единства, интерес к тем переломным событиям в истории страны усилится, и вспомнят о спасителе Отечества Мещанине, земском старосте, Кузьме Минине, чей пример потомкам назидание на все века

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)