Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Крестьянская колонизация Сибири

"История – школа поведения.

В прошлом люди ищут и находят нужные образцы.

Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг". Эти же слова применимы и к краеведению. История своей малой родины является одновременно и предметом гордости и источником для вдохновения.

Человек живет и творит не на пустом месте, его деятельность – звено в цепи исторических событий родного края, Отечества в целом. Так принято, что в школьных учебниках истории Отечества более освещена история европейской части, но и история Сибири по праву должна занять в истории Отечества видное место.

Понятие "Отечество" для человека связано с конкретным краем, с памятью о его родных. Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обустраивался его край тем более, если твои предки вот уже триста лет живут в Сибири!

Актуальность темы: «История предков всегда любопытна для того, кто достоин, иметь Отечество», слова знаменитого историка Н. М. Карамзина как нельзя полно говорят о том, что мы, нынешнее поколение, должны интересоваться и изучать прошлое своего народа.

И начинать надо с изучения своего рода.

Потускнеют, поблекнут, погаснут и канут идолы наших дней. Зарастут провалы над ними новой зеленью. И помина о них не станет. Но подлинных подвижников, радетелей за правду, настоящих героев ждут еще наше признание и благодарность. Но не им, а нам - ныне живущим в смуте и тоске нужна благодарность к людям, жизнь свою положившим за нас. Этим простым и естественным чувством издревле поддерживалось родство бесконечно сменяющихся поколений.

И только в родстве зарождалась, жила и длилась жизнь наша неугасимо. Прервется родство, прервется и жизнь

Моя работа – это своего рода генеалогическое исследование с элементами исторического и географического краеведения. Данное исследование охватывает трехсотлетний период и рассматривает несколько поколений людей, связанных между собой родством. Это мои предки. История моей семьи тесно вплетается в историю Российского государства, историю Сибири.

Методы исследования: при изучении литературы и выполнения работы я использовал материалы Ишимского музея, данные личных архивов семьи Симоновых. При сборе материала вел запись устных бесед, работал с научно-популярной и художественной литературой.

Основным источником послужили воспоминания людей из нашей семьи: бабушки Федоры Никифоровны, ее сестер Валентины Никифоровны и Александры Никифоровны. Ценным источником для работы стали материалы по истории семьи прадедушки по женской линии Колесникова Александра Дмитриевича, доктора исторических наук, профессора Омского государственного университета, ветерана Великой Отечественной Воины.

Новизна работы: Ранее материал по истории моей семьи никем не собирался и не публиковался.

Практическая значимость: Моя работа представляет интерес для людей, изучающих крестьянскую колонизацию Сибири, а так же имеет личную значимость для моей семьи.

Изучая жизнь своих предков, в поисках корней нашей семьи я составлял нашу родословную. В родословной, а она нам известна до девятого колена, большинство сородичей имели отношение к земле, обрабатывали её самостоятельно. Мне захотелось узнать о прошлом нашей семьи, рода. Теперь я понимаю, как сложна и трудоёмка данная работа и в тоже время благодатна и полезна, так помогает сохранить маленькую частицу большого пути, который прошел наш народ, каждая отдельно взятая семья.

Я считаю себя исконным сибиряком, так как история моего рода, поселившегося в Сибири, начинается с 17 века. Каждое поколение продолжает описывать генеалогическое древо нашей семьи в основном по отцовской линии. При исследовании истории моей семьи я использовал записи, хранящиеся у бабушки, архивные материалы, рассказы родственников и литературу по истории Сибири.

Переселение в Сибирь

Так я выяснил, что пришедшие в Зауралье в конце 16 века русские обнаружили у сибирских татар, живших по рекам Тура, Тобол и Ишим и их притоках, хорошо развитое скотоводство. Было у них и земледелие, но крайне незначительное, оно было примитивным как по технике возделывания полей, так и по составу выращиваемых культур. Пашни обрабатывали мотыгами, сеяли только быстро зреющие злаки. Земледелие у татар играло вспомогательную роль в их скотоводческо-промысловом хозяйстве. Здесь сеяли скороспелые хлеба: пленчатую пшеницу полбу, овес, ячмень в смесях. До прихода русских земледелие было известно лишь татарам Западной Сибири. После прихода в Сибирь отрядов служилых людей «татарский хлеб» никоим образом не мог удовлетворить возросшую потребность в нем. Если на первых порах, пока присоединяли Зауралье, русские отряды снабжались хлебом из России, то чем дальше они уходили на восток, тем сложнее и дороже становилась поставка продовольствия. Питаться длительное время одной рыбой или мясом диких животных русские люди, основу питания которых традиционно составлял хлеб, не могли. Отсутствие хлеба, под которым в то время понимался не только собственно хлеб (ржаной или пшеничный), но и различные крупы (ячмень, гречка, просо), и даже овес, рассматривалось русскими как трагедия и зачастую вело к голоду. Ранние документы пестрят жалобами такого рода: «Едим траву и корень. ,», «. чего, на Руси и скотина не ест. то мы едим», «. помирали голодною смертью, и души свои сквернили — всякую гадину и медвежатину ели. Именно поэтому воевода каждого сибирского острога получал царский наказ: организовать пашню. Хлеб был нужен для выдачи жалования служилым людям, а перевозка его из России стоила очень дорого. Однако в Сибири создать государеву пашню удалось не сразу, некому было работать на полях, русских крестьян в Сибири не было, а коренные жители плохо владели земледельческими навыками. Как только в Сибири появились первые вольные крестьяне-переселенцы из Поморья, воеводы стали принимать их и устраивать на пашню. Русские поселенцы в Сибири в подавляющем большинстве были выходцы из Поморья, в том числе немало поморских крестьян - людей, уже имевших опыт и навыки земледельческой работы в суровых климатических условиях. Поэтому центральные и сибирские власти уже в XVI в. взяли курс на создание в Сибири собственной продовольственной базы путем развития здесь хлебопашества. Указы конца XVI в. предписывали «чтобы впредь всякий был хлебопашец и хлеба не возить». С этого же времени в административном порядке в Сибирь стали переселять крестьян из России. Желающим заниматься земледелием отводили земли, оказывали значительную денежную помощи (до 20—30 рублей, иногда даже больше, как в ссуду, так и безвозмездно), предоставляли временные налоговые льготы, а так же помощь зерном для посева, сельхозинвентарем и рабочий скотом. Эти люди умели и хотели заниматься земледелием, но нуждались в материальной помощи. Крестьянину-переселенцу в Сибири выделялся участок земли для личного хозяйства и на 2—3 года его освобождали от тягла. Кроме того, выдавали ссуду и подмогу деньгами, лошадьми, семенами. Сначала ссуда и подмога были достаточно большими, первые переселенцы смогли в льготные годы создать прочные хозяйства. Ссуда подлежала возвращению после окончания льготных лет, подмога - безвозвратная помощь крестьянину.

Сибирские воеводы, зная, что крестьяне самовольно захватывают столько земли, сколько могут обработать, отменили прежний порядок определения объема работ. Каждую крестьянскую семью обязали обрабатывать одну десятину с четвертью государевой пашни независимо от размеров собственных земельных владений. Отсюда пошло название десятинная пашня, а крестьяне, обрабатывающие ее, получили название пашенные. Однако в районах, где условия земледелия были тяжелыми, эта повинность была непосильна, и размер государевой пашни приходилось уменьшать. Десятина - мера площади на Руси, равная 1,09 гектара. Большинство же историков считает, что сибирские' крестьяне идут от крестьян Поморья, которых называли черносошными.

В освоении Сибири выделяют два способа колонизации: правительственную и вольнонародную. Колонизация - так называют историки процесс вхождения Сибири в состав России. Название происходит от латинского слова колония - что означает поселение. Заселение Сибири русскими началось сразу же после похода Ермака. По данным 1710 года, во всей Сибири проживало 313 тыс. русских, при этом в Западной Сибири - 247 тыс. Заселяли Сибирь тремя способами: первый - это государственный перевод "на вечное житье"; второй - ссылка преступников, третий - вольное переселение в конце 17 века "на свой страх и риск"

Еще Царь Федор Иоаннович в 1590 году издал указ о переселении в Сибирь 30 крестьянских семей для занятия хлебопашеством. Началась крестьянская колонизация. Первыми культурами русского земледелия были рожь и овес. Сеяли немного гороха и ячменя, занимались овощеводством. С 1620-х годов в посевах появилась яровая пшеница. С 1685 года завоз хлеба в Сибирь прекратили: сибиряки научились выращивать необходимое количество зерна.

Земледелие в 16-17 веках было захватным и переложным. К 1782 году вся южная часть современной области была заселена крестьянами, как по разрешению властей, так и самовольно. В 18 - первой половине 19 веках русское население смещалось в лесостепную зону края.

Для обеспечения служилых людей Сибири хлебом правительство переводит за Урал крестьян из северо-восточных русских уездов. Так в первой половине 17 столетия в Тобольск из Устюжского уезда был переведен пашенный крестьянин Симонов. Ему отвели участок южнее Тобольска на речке Башкурке. (Прил. 1) По соседству с Симоновым были поселены и другие крестьяне. За каждым закреплен земельный участок. В деревни, заселенные пашенными крестьянами, воеводы назначали приказчиков. Главная обязанность приказчика - заботиться о государственной прибыли с пашни. Поэтому он выступал как главный организатор работ и надсмотрщик за трудом крестьян на государевой пашне. Кроме того, ему поручалось решать все споры, судить и наказывать крестьян. Жизнь пашенных крестьян оказалась в полной зависимости от приказчиков. Много обид и несправедливых требований приходилось им терпеть, если приказчиком становился нечестный и жестокий человек.

При устройстве переселенцев на пашню, воеводы не везде обязывали их обрабатывать государевы поля. Иногда отработку заменяли назначением хлебного оброка, при котором часть урожая; собранного с собственной пашни, сдавалась в государственные амбары. Таких крестьян называли хлебооброчные. К концу XVII в. в те места, где брали хлебный оброк, крестьяне переселялись охотнее, так как над ними не было постоянного надзора приказчиков. Начались жалобы пашенных крестьян и требования перевести их на хлебный оброк.

В Верхотурско-Тобольском и Тюменском уездах, где уже хорошо было развито земледелие, воеводы стали заменять десятинную пашню хлебным оброком. Было замечено, что урожай на личных крестьянских пашнях выше, чем на государевых. Именно в этом и была причина, заставившая воевод изменить заведенный порядок, Правительство делало в Сибири попытки прикрепить крестьян навечно к участку земли, как это было сделано с помещичьими крестьянами. Однако сибирских крестьян не удалось сделать Крепостными. Правительство, заинтересованное в расширении пашен и экономии государственных средств, вынуждено было предоставить им свободу действий. В условиях непрекращающегося потока переселенцев зажиточные сибирские пашенные крестьяне сами стали устраивать пришлых людей на Пашню: принимали их работать в свое хозяйство, отдавали пришельцам часть своей пашни и инвентаря с условием, что те обязуются за них выполнять Тягло, а сами уезжали на новое место. Там получали право на льготные годы с условием, что осваивают новые земли под пашни, и таким образом расширяли размеры своего хозяйства. Сделки оформлялись в воеводских канцеляриях. Воеводы не возражали. Убытка государству не было, тягло выполнялось, более того с ростом населения возрастала нужда в расширении пахотных участков, но свободных земель не осталось и приходилось сыновьям и внукам первопоселенцев переезжать на новые участки.

В середине 17 века стали заселять участки на реке Айбак. Туда переехали две семьи Симоновых. И за старой и за новой деревнями сохранилось название Симонова. За второй деревней закрепилось и уличное название - Панфилова.

Основным типом сельских поселений в Сибири стали деревни, во многом похожие на северорусские. Размеры первых деревень небольшие. В начале XVII в. населенные пункты в 1 - 3 двора составляли абсолютное большинство - 91,8%, во второй половине века - 42,1%, к началу XVIII в. стали преобладать поселения порядка 10 дворов.

В ходе вольного расселения жителей появился такой вид поселения как заимка: приискивали участок свободной земли для пашни вдалеке от деревни, со временем возводили там некоторые постройки. Термин «заимка» означал занятый под хозяйство участок земли. При удачном выборе места заимки могли развиваться в деревни.

Распространенным типом сельских поселений XVII в. в Сибири были слободы. Они создавались как центры земледелия и управления, прилегающих к ним деревень, там строились церкви, которые посещали крестьяне всей округи. В слободе возводили острог, в котором в случае набега кочевников укрывались крестьяне, там обычно жили представители власти и служилые люди. В течение второй половины XVII в. в Западной в Сибири было основано более 50 укрепленных слобод.

Через пятьдесят лет снова возникла "земельная теснота". Раньше и плотнее всего крестьянами было заселено Зауралье по притокам реки Тобола. С заселением Приишимья часть Симоновых переселяется на Ишим к озеру Фомину и там основывают новую деревню - Симонова.

В середине 18 века южнее города Ишима появляется еще одна деревня – Симонова (она же Прокутина). Долгие годы между родственниками, переселившимися в разные места, поддерживаются тесные связи. Из-под Тобольска Симоновы с орехами, рыбой и мочалом приезжали на Ишим обменивать хлеб.

С началом освоения Среднего Приишимья из-под Тобольска из деревни Симонова выехала семья Семена Антипича (Антиповича) сына Симонова и в числе первых поселилась возле озера Афонькина. Семья эта была многодетная. В 1759 году подрастали сыновья: старшему Венедикту было 18 лет, Николаю - 16 лет, Михаилу - 13, Алексею - 11 лет.

Угроза малоземелья заставила Семена Антипича искать новые места. Во второй половине XVIII и первой половине XIX в, крестьянское население увеличилось, и стала проявляться земельная теснота. Она заставила земледельцев, особенно в Западной Сибири, переходить к трехполью, которое позволяло длительное время (10—20 лет) поддерживать на одном и том же участке земли стабильную урожайность. Однако удобрения полей по-прежнему практически не было, хотя унаваживание земли в то время было известно в европейской России. В результате земля все равно выпахивалась, ее урожайность падала до критической отметки в «сам-два» - «сам-три», которая уже не позволяла крестьянской семье прокормиться в течение года. Поэтому даже при трехполье крестьяне все равно вынуждены были забрасывать выпаханные Земли и осваивать целину. Заброшенная пашня «отдыхала» 30 лет, после чего вновь начинала обрабатываться. Такая система земледелия именовалась залежно-паровой. Таким образом, трехполье сочеталось с перелогом и подсекой и экстенсивность земледелия сохранялась. Она поддерживалась и тем, что при трехполье одна треть земли постоянно лежала «впусте».

Так Семеном Антипичем Симоновым была выбрана новая деревня Афонькино (прил. 2). На новом месте в семье появилось еще два сына - Антипа и Семеон. По переписи 1782 года в семье С. А. Симонова записано шесть сыновей и семь внуков. Появилось 6 семей Симоновых.

У Антипы Семеновича был сын Логан, умер еще молодым, оставив четырех сыновей: Филиппа, Василия, Андрея и Николая. Внуков "выводил в люди" дед - Антипа Семенович.

До конца первой четверти XVIII в. главной фигурой в земледелии оставался все же служилый человек. Лишь с середины XVIII в, безусловное первенство в земледелии перешло к крестьянам. Однако и прочие слои сибирского населения продолжали заниматься сельским хозяйством. Пашни и огороды имели казаки, мещане, заводские рабочие и изредка купцы.

Сибирское земледелие прогрессировало очень медленно. Показателем этого в известной мере является то, что величина обрабатываемой пашни, приходящейся на одного крестьян и на дворохозяина, выросла очень незначительно: с одной десятины в начале XVIII в. до полутора десятин в конце XVIII в. и около двух десятин в середине XIX в. Валовой сбор зерна хотя и вырос с 4 млн. пудов в начале XVIII в. до 40 млн. в начале Х!Х в. и 82 млн. в середине XIX в. , но произошло это не из-за интенсификации сельскохозяйственного производства, а исключительно из-за роста крестьянского населения. Средняя урожайность по Сибири падала. Если в XVII в. она еше составляла «сам-шесть» - «сам-восемь», то в XVIII — первой половине XIX в. упала до «сам-четыре».

Преобладание экстенсивной системы земледелия обусловило наличие у сибирских земледельцев относительно крупных земельных участков. Стремились захватить как можно больше, чтобы иметь возможность переносить свои поля с места на место. Наиболее распространенной площадью земельных участков было 12-25 десятин, но у состоятельных крестьян имелось до 300 и более десятин. Однако они были не в состоянии обработать эти огромные площади захваченной земли, и они числились за ними лишь номинально. Реальные площади обрабатываемых земель в XVII—XIX вв. были невелики, составляя в среднем 3-7 десятин в одном поле на один двор. Поэтому крестьяне в Южной Сибири нередко сознательно ограничивали запашку, переводя свои трудовые ресурсы в другие, неземледельческие, отрасли хозяйства, которые при меньших затратах давали большую отдачу: скотоводство, рыболовство, ремесло, торговлю, охотничьи промыслы и т. п.

ХХ век, век больших перемен, социальных потрясений, глобальных проблем. На мой взгляд, по своей насыщенности событиями и фактами он превзошёл многие предыдущие столетия, к нему можно подобрать разные эпитеты: от прекрасного до ужасного, но каким бы он не был – мы все родом из него. Рано или поздно каждый человек задумывается о своём предназначении в этом мире, о своём только ему предначертанном пути и о своих истоках

У Николая были сыновья: Гурьян и Яков. Гурьян был участником русско-японской войны. У него были сыновья: Никифор и Александр. Никифор одним из первых из деревни Афонькино был призван в РККА, затем как красноармеец был избран председателем сельского совета.

Время было тяжелое, началось раскулачивание, ссылка на север. Никифор Гурьянович кому-то выдал справку для отъезда из села. За незаконно выданную справку был осужден и отбывал" принудиловку". Семья в числе первых вступила в колхоз "Восход".

Оба брата Симоновы были призваны на службу в Великую Отечественную войну. Оба погибли в 1942 году. И по небрежности чиновников похоронки на братьев были присланы в одном конверте ( Александр жил и работал в Кзыл-Орде, оттуда и был призван на фронт).

У Никифора остались дети - три дочери и сын. Александр на фронт ушел неженатым, детей не осталось. На памятнике погибшим землякам занесены имена братьев Симоновых.

Продолжили род Симоновых дети Никифора: сын Леонид и дочь Федора. У Леонида родились два сына Борис и Геннадий, у Федоры – сын Виктор. На данный момент, 2007 год, у Бориса два взрослых сына: Евгений и Леонид, у Виктора три мальчика – Вячеслав (1988 г. ), Роман (1990 г. ), Артем (2002 г. ).

Я в истории моего рода

Сын Никифора - Леонид - мой двоюродный дедушка. Род Симоновых по этой ветке продолжили дети Бориса, сына Леонида Никифоровича, Евгений и Леонид. И я, и мои братья вписаны в родословную семьи Симоновых, по женской линии, по бабушке –Федоре Никифоровне 1931 года рождения. (фото 2. 3) Получилось так, что у моей бабушки допущена ошибка в фамилии - по небрежности чиновников она стала Симанова и мы тоже. Она второй ребенок в семье. Всю жизнь проработала в совхозе "Сибиряк" в деревне Афонькино. (Прил. 2. 3) Она участник трудового фронта. За добросовестный труд моя бабушка награждена медалью «Ветеран труда» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. », имеет медали «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. », «60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. »

В 1993 году мой отец Виктор приехал в село Ражево Голышмановского района, а в 1997 году перевез и свою маму Федору Никифоровну. До этого вся семья жила в г. Ишиме, там и родилось мы, два сына: Вячеслав и я - Роман.

В схеме генеалогического древа желтым цветом выделены мои прямые предки. Я сын Виктора, внук Федоры, правнук Никифора, праправнук Гурьяна и т. д. по родословной до девятого колена и все они жили и работали на земле - были крестьяне. В нашей семье 5 человек. Сейчас мама работает в школе учителем, папа – монтер Ражевского участка связи (фото4. 5. 6. ). Мой брат Вячеслав - студент Тюменского государственного колледжа связи и информатики, Артем посещает детский сад. Я учусь в 10 классе Ражевской средней школы. Родственники с маминой стороны: в Ражево проживают две семьи (фото7. 8) Новожиловых - бабушка Тамара Сергеевна и дедушка Михаил Степанович, и дядя Владимир Михайлович со своей семьей. В соседнем селе Средние-Чирки живут еще три семьи Новожиловых.

У меня много увлечений: компьютерные игры, спорт, танцы, бильярд, музыка, буду ли я земледельцем как мои предки - пока не знаю.

Генеалогическое древо семьиГенеалогическое древо семьи Симоновых

Я считаю, что данная тема по изучению крестьянской колонизации Сибири на примере исторического прошлого моей семьи очень актуальна, так как на примере отдельно взятой семьи можно проследить историю развития государства. Своей работой я хочу показать, что наше поколение умеет ценить историю рода, Родины и что не все мы «Иваны – не помнящие родства».

Я считаю, что история моей семьи интересна. Она тесно связана с историей страны с 17 века и по сегодняшний день.

И сейчас, изучая историю, сопоставляя факты, я могу сделать столько открытий! Как оценивают современные историки факт крестьянской колонизации Сибири? ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧАЯ ЭТОТ ВОПРОС, МЫ ВИДИМ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ПРИСОЕДИНЕНИИ СИБИРИ. В Сибирь из Поморья отправлялись не только охотники за соболем, но и те, кто в этом крае хотел заниматься земледелием и ремеслами.

Благодаря их усилиям было создано сибирское земледелие, и экономика края вспупила в новый этап развития.

Хоть скупой строкой написано как жили и что делали мои предки, но воображение дорисовывает картину, открывает ранее неизвестные сюжеты из жизни предшествующих поколений. Надо описать образ жизни и занятия моих родственников во второй половине 20 века, ведь это уже прошлый век!

В своей работе я сделал попытку по первоисточникам: письмам, фотографиям, личному архиву, свидетельствам очевидцев (мои бабушки Дора и Валентина, прадедушка Александр Дмитриевич) проследить этап развития истории нашего государства через историю моей семьи. В основном я проследил его путь с 17 века.

Каждому отмерена своя жизнь кому долгая, кому - нет, кому в этой жизни суждено стать героем, кому предателем, а кому-то быть простым сельским тружеником, на котором вся земля держится, и таких, на мой взгляд большинство.

“Если спросят сын иль дочка:

“Кем мой прадед был, скажи?”

Рассказать ведь им придётся,

Лучше чётко, от души.

И не мямлить, и не мяться,

Мол, не помню, хоть убей!

Вот поэтому придётся заниматься

Родословною своей!”

“Ведь не дань капризной моде-

Предков знать за 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет”.

Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти.

ПамятьПамятникСлова одного корня. Ещё в 16 веке слово “Память” на Руси означало вид переписки, содержавшей в себе поручения определённому человеку. “Памятью” ему поручалось помнить о ком-то, о чём-тоЗнания о жизни предшествующих поколений питают человека энергией, побуждают к благоустройству сегодняшней жизни.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)