Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

О владельце удостоверение гражданской авиации №1

Я хочу рассказать о замечательном человеке, одном из первых летчиков – Борисе Илиодоровиче Россинском. Его имя сейчас почти забыто, а ведь это Заслуженный пилот гражданской авиации, которому в нашей стране было выдано удостоверение №1. Наверное, я бы тоже не знал его, если мои дедушка и прадедушка не были бы лично знакомы с Борисом Илиодоровичем. У нас дома сохранились старые письма, фотографии и статьи из журналов, а еще мы были на юбилейном вечере в Музее авиации и космонавтики, посвященном 120-летию Россинского. Тогда мне было всего пять лет, но я очень хорошо запомнил модели самолетов, которые там были подвешены к потолку и старые вещи, принадлежавшие первым летчикам. На вечере было много людей, и они говорили о Россинском как о герое, поэтому мне очень захотелось поделиться тем, что я знаю, а еще показать старые фотографии и письма.

Родился Борис Россинский в 1884 году. Юноша был любознательный, увлекался техникой, мастерил модели самолетов – ведь его юность совпала с появлением первых летательных аппаратов. В музее, к примеру, я видел модель, сделанную Россинским, у которой вместо колес шасси — монеты. Брат Бориса стал доктором, а сам Борис Илиодорович поступил в Московское высшее техническое училище, нынешнее МВТУ им. Баумана. Тогда в программу обучения впервые был введен необычный курс –воздухоплавание, и был организован воздухоплавательный кружок. Одним из его активных участников был Борис Россинский. А почетным председателем кружка воздухоплавания был знаменитый профессор Н. Е. Жуковский – ученый, который стоял у истоков нашей авиации. В то время многие молодые люди мечтали о полетах, ведь незадолго до этого, в конце 1903 года, в воздух поднялись два молодых американца – братья Райт. Наши энтузиасты хотели доказать всему миру, что и они могут делать то же самое не хуже, а может и лучше!

Когда Борису Россинскому было 24 года, он вместе с другом и сокурсником разработал проект своего планера, ребята показали чертежи Жуковскому, и, получив его одобрение, затем построили планер на даче друга в Черкизово. 29 ноября 1908 года Россинский испытал летательный аппарат в деле. Он разогнался с ледяного склона на санях и полетел – перелетел через речку Клязьму на высоте примерно 12метров. Вот что он сам об этом писал в воспоминаниях: «Посреди склона, я почувствовал, что меня тянет в небо. Изо всех сил я оттолкнулся ногами от саней, встречный ветер подхватил меня, бросил вверх, и я полетел! Полетел!» Это был самый первый полет в нашей стране, несмотря на то, что он длился всего три минуты. А спустя ровно год, 29 ноября 1909 года Россинский по просьбе Жуковского повторил полет на планере через Клязьму в присутствии специальной комиссии для официальной регистрации достижения. После этого события в России была организована группа энтузиастов «воздушного летания» при Комитете по усилению военного флота. В эту группу зачислили и Бориса Россинского.

Россинский твердо решил стать авиатором. По ходатайству Жуковского он был направлен для обучения летному делу – «летанию» – в Париж, в школу Блерио. Сначала работал там простым механиком, а спустя всего год стал пилотом и, освоив самолет, решил возвратиться в Россию. В летной школе у него был инструктор, который умел летать только по прямой, так что в Москве перед Россинским стояла задача научиться маневрировать в воздухе. При отъезде в Россию Блерио продал ему с огромной скидкой свой самолет, для которого Россинский и построил свой ангар на Ходынском поле в Москве.

Это был 1910 год.

Вернувшись домой, Россинский совершает полеты над Ходынским полем. Он стал первым москвичом, пролетевшим над родным городом. А затем, вместе с другими пилотами, проехал всю Россию, демонстрируя достижения авиации. В 1912 году Россинского берут летчиком-испытателем на авиационный завод «ДУКС», выпускавший самолеты по французской лицензии, а еще через год Борис Илиодорович становится летчиком-инструктором Московской школы авиации.

В 1914 году началась Первая мировая война, и на Ходынском поле был создан военный аэродром и организована школа летчиков – «охотников» (истребителей), а ровно через год был первый ее выпуск.

Рис. 3. Группа летчиков-охотников, кратковременные теоретические курсы авиации (первый выпуск). Ходынское поле, 1915 год (Россинский – восьмой справа).

После революции выпуск самолетов на «Дуксе» прекратился, и Россинский по предложению профессора Жуковского, становится летчиком Летучей лаборатории, где он занимается испытанием оборудования и приборов для авиационной техники. А по праздникам на Ходынке проводятся показательные полеты, в которых принимает участие и Борис Россинский. В 1918 году на Ходынском поле он демонстрировал фигуры высшего пилотажа, и восхищенный Ленин, вспомнив о встрече с пилотом на аэродроме под Парижем, когда тот учился у Блерио, назвал старого знакомого в «дедушкой русской авиации».

Во время Великой Отечественной войны Россинский, помимо научной работы, обучал военных летчиков, в том числе знаменитых советских пилотов. Как говорили люди, знавшие его, «был пилот от Бога, в небо поднимался до старости и ни разу не попал в аварию». На одной из таких лекций к Россинскому подошел мой прадедушка – Иван Игнатьевич Баглай.

Они долго общались, и это было началом их большой дружбы. Каждый раз, приезжая в Москву, Иван Игнатьевич навещал своего учителя, а в остальное время они писали друг другу очень добрые письма. В 1944 году Борис Илиодорович подарил моему прадедушке свою фотографию с дарственной надписью, и эта фотография бережно хранится в нашем семейном архиве.

Во время войны мой дедушка, сын Ивана Игнатьевича – Вова Баглай, – был еще мальчиком. Когда началась война, ему было всего пять лет. Он очень любил своего папу и писал ему на фронт не по годам взрослые и серьезные письма. Одно из них у нас осталось в семье и хранится как реликвия.

«Громи врага и возвращайся с победой домой,» – писал Вова своему папе на фронт, и в 1945 году так и произошло – он вернулся с победой домой, где его с нетерпением ждали жена и трое детей.

Мой дедушка Вова и его младший брат Эдик пошли по стопам своего отца и стали летчиками – закончили сначала спецшколу ВВС в Ворошиловграде, а потом Военно-Воздушную академию им. Можайского в Ленинграде. Они тоже дружили с Борисом Илиодоровичем, а тот интересовался у моего прадедушки, как там молодежь и говорил: «Наверное, все ученые. Как это приятно. »

Еще у нас в семье есть две фотографии с дарственными надписями моему дедушке от Б. И. Россинского – 1959 и 1965 годов. Все это хранится и передается из поколения в поколение.

Борис Илиодорович прожил много лет, и до глубокой старости сохранял активность, читал лекции молодежи. Он дружил с Юрием Гагариным – первым космонавтом планеты.

Я стараюсь следовать традициям своей семьи, поэтому темой авиации интересуюсь с раннего детства. У меня есть книги и энциклопедии по истории авиации, а еще я люблю мастерить различные вещи своими руками, и каждый раз стараюсь придумать необычное техническое решение.

Ежегодно осенью в нашей Гимназии №3 г. Юбилейного Московской области проводится конкурс поделок из природных материалов. В этом учебном году я решил на конкурс сделать военный аэродром времен Великой Отечественной войны, а на нем два советских самолета. Для того, чтобы самолеты были правдоподобными, мне пришлось изучить книги по истории военной авиации.

Укрепив и окрасив картонную коробку и нарисовав на дальнем плане лес, я принялся за оформление аэродрома. Сначала на взлетно-посадочную полосу на клей я аккуратно насыпал манную крупу, по бокам – гречку. Остальную площадь выложил мхом, а на него посадил зеленые шишки, которые изображают маленькие елочки на опушке леса: в те времена аэродромы приходилось маскировать от фашистских разведчиков.

Самое сложное и вместе с тем интересное – это самолеты. Корпус самолета – длинная еловая шишка. Из бересты вырезал крылья – одним куском сразу два крыла, и хвост, состоящий из двух входящих друг в друга частей. В передней части самолета на шишку я прикрепил кусочек пластилина, придав ему форму носа самолета, и в него воткнул семена клена – получились лопасти винта. Сверху – пластилиновая кабина для пилота, она же маскирует булавки, которыми прикрепляются крылья к шишке. Шасси сделал из шляпок желудей.

Таким образом, у меня получились два замечательных самолета. Осталось завершить поделку – поставить самолеты на готовый аэродром.

Моя поделка понравилась ребятам из класса, и многие из них так же, как и я, захотели поиграть, прежде чем поделка пойдет на конкурс. А еще вместе с двумя одноклассниками я занял призовое место в конкурсе поделок из природных материалов.

Мне хотелось бы пожелать всем ребятам смелее мечтать и воплощать мечты в жизнь, как это делали наши первые герои-авиаторы!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)