Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Переверзева Серафима Абрамовна - человек своего времени

Работа посвящена жизни и деятельности СА Переверзевой, директору школы №348 г. Ленинграда с 1953 по 1967г. Серафима Абрамовна была ЛИЧНОСТЬЮ, Человеком на Своём Месте. Из поселковой школы, новой, с очень сложным контингентом, она сумела сделать школу, достойную лучших ленинградских традиций. Серафима Абрамовна изменила жизнь сотен людей к лучшему. Выпускники называют ее «легендой Рыбацкого».

История – это не только события, но и судьбы людей.

Изучая историю, начинаешь понимать и ценить, то, что имеешь сейчас. Особое место в истории страны занимает история родной школы, подарившей незабываемые школьные годы, любовь учителей, первую дружбу, знания. Школа – это педагоги, работающие в ней, это дети, приходящие туда учиться, их совместный труд. Часто успех школы во многом зависит от одного человека, его активной жизненной позиции и неравнодушного отношения к своим обязанностям. Знакомство с историей школы №348 г. Санкт-Петербурга показало, что ее наибольший успех относится к 50-60гг. , когда директором была Серафима Абрамовна Переверзева (с 1952 по 1967 год).

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что успехи той поры были достигнуты во многом благодаря качествам личности и деятельности С. А. Переверзевой.

Прежде всего тем, что в настоящее время каждая школа стремится на примерах успехов разных времен воспитывать СВОЕГО ученика. Наша школа – не исключение. Перед тем, как начать работу, мы провели выборочное интервьюирование в школе № 348 среди учеников 5 - 9 классов, для выяснения степени общественной значимости исследования. Интервьюированием было охвачено 200 учащихся школы разных классов. Мало кто из них имел даже смутное представление о замечательных успехах своей школы в прошлом. Кроме этого, в 2012 году школе исполнится 60 лет. Подготовка к торжеству уже началась. Актуальность темы подтвердил также опрос участников группы «Старое Рыбацкое» в социальных сетях разных поколений бывших и нынешних жителей муниципального района Рыбацкое, большинство которых поселились здесь в последние годы.

При изучении источников выяснилось, что научные источники, достоверная, документально подтверждённая информация по теме практически отсутствуют.

На первом этапе были изучены работы выпускниц школы Ольги Корсаковой «История школы №348. По материалам школьного архива» и Веры Сундуковой «Творческий портрет школы № 348», которые начали изучение, систематизацию и описание имевшихся на тот момент источников.

Основным источником биографических данных стал генеалогический интернет-сайт «Еврейские корни», на котором обсуждается истории семьи Сендерихиных (девичья фамилия Переверзевой). Степень достоверности сайта мы можем считать высокой, так как информация основа на архивных документах, собранных Еленой Чернышовой. Найдены ее родственники, внук и зять. Они помогли установить некоторые детали биографии. Особенно полезным было общение с дальней родственницей Е. Чернышовой, которая активно занимается историей своей ветки семьи. Через семью удалось связаться с воспитанниками интерната, в котором С. А. Переверзева работала во время войны. Роль С. А. Переверзевой в успехе школы наиболее полно удалось оценить, анализируя документы, сохранившиеся в школе, интервью, воспоминания, комментарии современников к фотографиям, размещенным нами в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассниках» и т. д. Важную информацию мы получили из интервью с работающими сейчас учителями/бывшими учениками школы/ А. М. Порошиной, Н. Н. Шауло; учителями тех лет М. В. Журавлёвой, А. П. Пышкиной, А. М. Емельяновой, А. И. Ворониной; учениками тех лет И. А. Порохиной, Л. Дементьевой, Е. Тезиковой. Беседа с ними позволила представить образ С. А. Переверзевой, некоторые интересные детали её биографии, имена людей, работавших с ней.

Интересным источником стала статья С. А. Переверзевой «Руководство директором пионерской организации школы» в машинописном журнале «Невский Вестник» РОНО Невского района г. Ленинграда за 1963 г., обнаруженном в ходе работы в школе. Анализ статьи позволил оценить роль директора в участии дружины в смотрах и конкурсах городского и районного уровня, победах и достижениях, организации работы кружков, родительского комитета, отношениях с шефами и т. п. Большой интерес представляют отчет старшей пионервожатой Р. А. Ивановой «История пионерской организации школы №348 дружины имени Павлика Морозова», дипломы и благодарности, альбомы, отчеты и планы работы школьного музея. Кроме того, значимым источником является фотоархив школы. Подписи на обороте, само изображение дали возможность детализировать представление о той поре. Особенно ценным в этой работе был вклад жителей Рыбацкого тех лет. Их воспоминания позволили точно установить хронологические рамки фотографий, выяснить, кто изображен и что изображено на них. Качество фотографий позволило изучить внешний вид помещений, оформление стен, порядок проведения различных мероприятий, участие директора в них. Значительная информация была получена о кружках, организованных в школе, встречах с шефами, ветеранами. Изучение источников позволило выяснить роль Серафимы Абрамовны в создании школьного музея.

Удалось также выяснить, как выглядела С. А. Переверзева в разные годы.

Для написания работы были интересны источники, полученные из архива Городского Дворца творчества юных. Среди них «Положение о проведении соревнований, смотров и конкурсов пионерской организации Ленинграда в 1963-1964 гг. », которое показывает организационную структуру пионерской работы в целом в 60е годы. Официальная информация о достижениях пионерской дружины получена при изучении газеты «Ленинские Искры» за 50-60-е годы, публиковавшей в те годы решения руководства городской пионерской организации.

Определённый интерес представляет книга А. А. Мойжес «Всегда готов». Она позволила уточнить и соотнести работу Всесоюзной пионерской организации и деятельность дружины имени Павлика Морозова школы №348.

Изучив статьи А. Ф. Векслера и других авторов альманаха «Рыбацкая слобода», посвященные истории края и истории образования в Рыбацком, удалось установить также, что определенный уклад жизни, исторически сложившийся здесь, способствовал тесной связи родителей и школы, что помогало развитию новой школы и деятельности ее директора.

Результатом анализа, сопоставления и обобщения собранных сведений стала эта работа.

Биография

Серафима Абрамовна родилась в 1912 году в семье акушерки Ханы (Анны) Абрамовны Сендерихиной (уроженки Шклова) и фельдшера Абрама Перлина.

О ее предках известно из Переписи населения по городу Шклову следующее:

«номер семейства 1326

Могилёвский мещанин Шкловского общества

Израиль Янкелев [сын]Сендерихин

Его сыновья[:]

По ревизии записан

Живет в с. Шклов в собственном доме

Паспорта не имеет

По ревизии записан под № 353

Возраст по ревизии 38 лет сыну Абраму по ревизии 17 лет

Место нахождение на момент переписи - В Могилевском тюремном замке».

Можно предположить, что семья Абрама также жила в Шклове, где и родилась Хана( Анна) (1881-1883 гр - 1966 Ленинград) – мать Серафимы Абрамовны. Она получила профессию повивальной бабки, а вместе с этим и право проживать вне черты оседлости. Она была добрым и трудолюбивым человеком. После ранней смерти родителей Анна взяла на себя заботу о младших, брате Моисее Абрамовиче[i] и сестре Фриде Абрамовне[ii], вырастила их, помогла получить образование. Сестры, активные, неравнодушные, по словам сына Моисея Абрамовича, принимали активное участие в революционном движении

(Февральская революция была принята с восторгом, реакция на Октябрьский переворот неизвестна), борьбе за права евреев.

Партийная деятельность сестер всегда тщательно скрывалась в семье.

Есть сведения, что на их свадьбе собирали деньги на покупку деревьев для посадки в Палестине. Было куплено одно дерево за 1 рубль. Известно, что умер Абрам, пытаясь вылечить ребенка, больного дифтерией. Где и когда это случилось – неизвестно. Неизвестно и то, где прошло детство, юность и молодые годы Серафимы Абрамовны. Мы можем предположить о том, что еще до войны семья перебралась в Ленинград, Серафима стала учителем. Точно известно, что Фрида и ее семья переехали в Ленинград из Пскова вскоре после её рождения, что она была зубным врачом, муж Гирш Ефремович Минц (1886?– 1942) работал заведующим Госсанинспекцией Володарского района. Фрида умерла в 1939г. Ее дети, вероятно, оказались в семье бабушки и тети, Серафимы Абрамовны. Когда и как оказалась в Ленинграде ее семья, нам не известно. Ее муж в 1939 году вернулся в город после окончания в Москве Военной академии механизации и моторизации. Однако внук утверждает, что семья распалась еще до войны. Бабушка с бывшим мужем не общалась, воспитывала детей сама.

В годы войны Переверзева оказалась в эвакуации в Челябинске вместе со своими детьми, матерью и ее племянниками (детьми сестры Фриды). Известно, что Зара Минц (дочь Фриды) училась в средней школе №11 (с 1935 по 1941 г. ) Смольнинского района, которую эвакуировали в первых числах июля 1941г. Из ее биографии известно, каким долгим был путь ребят на Урал. Вначале в деревню Степанково Любимского района Ярославской области, потом— в поселок Ленва Березниковского района Молотовской области и, наконец, в 1942г. — вг. Челябинск, где она жила в интернате для детей рабочих Кировского завода. По всей видимости, в Челябинск семья прибыла вместе. Серафима Абрамовна была назначена директором интерната для детей рабочих Кировского завода, ее мама работала там медсестрой.

Воспоминая то время, воспитанница интерната А. Г. Жуковская, рассказывает, что с приходом нового директора в интернате началась иная жизнь. Серафима Абрамовна наладила отношения с воинскими частями, городскими властями, заводами. Детей стали хорошо кормить, одели, они пошли в школу.

В 1944 году часть детей была отправлена в Ленинград, учиться на педагогов, которых не хватало в стране. С. А. Переверзева собрала детей в дорогу, как заботливая мать. Это очень отличало воспитанников интерната от ребят из других мест, ехавших в эшелоне. Вместе с ребятами уехала Зара Минц, уже окончившая школу. Она поступила на филфак ЛГУ.

Сама Серафима Абрамовна вернулась в Ленинград с интернатом в 1945г. , забрав с собой всех детей так, как считала, что дети должны вернуться в родной город, не смотря ни на какие трудности. Она часто встречалась со своими блокадными учениками у себя дома, помогала им советом, делилась опытом.

В 1947-1948 годах она работала в 336 школе на Надеждинской улице, преподавала историю. Сейчас мы пытаемся установить, где работала С. А. Переверзева с 1948 по 1953 год.

В послевоенные годы, особенно в конце сороковых, когда началась антисемитская компания, у семьи было много проблем. Трагически ушел из жизни, не выдержав антисемитских нападок, Моисей Абрамович(1893-1949), дядя Серафимы Абрамовны, профессор-гинеколог. О его судьбе известно, что Моисей-Исаак Абрамович окончил мужскую гимназию в Борисове и медицинский факультет Юрьевского университета (ныне г. Тарту). Работал в разных медучреждениях Белоруссии. Впоследствии переехал в Ленинград из Пскова, где работал в 1933 году работал во 2-й Советской больнице ординатором, и занялся научной деятельностью. Доктор медицинских наук, профессор. Участник войны. Его вспоминают как талантливого человека, он писал стихи, прозу, музицировал. В 1944-49 - заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Архангельского мединститута. Автор 28 научных работ. За опубликование статьи в югославском журнале был обвинен в космополитизме, вызван в Москву, снят с работы и исключен из партии. При возвращении домой повесился в поезде. Тяжело переживала семья эту потерю.

В 1949 году Зару Минц после блестящего окончания университета не приняли в аспирантуру по национальному признаку. Она получила распределение в Волховстрой, где два года преподавала русский язык и литературу во 2-ой средней школе рабочей молодежи Кировской железной дороги. Затем, выйдя замуж за уже опального в ту пору ученого-литературоведа Юрия Лотмана, уехала в Тарту, в провинциальный, по тому времени, университет. Здесь прошла вся ее жизнь. Здесь она стала ученым-литературоведом.

Изучая биографию семьи Серафимы Абрамовны, мы поняли, что в семье Сендерихиных и взрослые, и дети активно участвовали в жизни семьи, ни оставались в стороне, усердно выполняли свои обязанности, честно и преданно работали, куда бы их ни привела судьба, отличались удивительной жизнестойкостью. В кругу сильных людей выросла Серафима Абрамовна. Таким же сильным человеком стала и она сама. Очень похожи они по характеру с Зарой Минц.

Деятельность Переверзевой в школе №348

Пришел 1953 год. Умер Сталин. Закончилась антисемитская компания. Серафима Абрамовна была назначена директором школы №348, открывшейся осенью 1952г. на самой окраине города, в 1951г. вошедшей в городскую черту. Ее ждали послевоенные дети, много работающие родители и школа со сборным коллективом учителей и учеников, значительная часть которых только что переехала в Рыбацкое. Из года в год увеличивается количество учащихся (1956г. – 586 уч. , 1962г. – 1000 уч. ) Школа вынужденно работает в 3 смены. Не смотря на это, проводится большая пионерская работа, работает много кружков (от 18 до 25), школьный участок превращается в сад. Начинается один из саамых ярких периодов истории школы №348.

САП контролировала, любою деятельность в школе скорее даже, была идейным вдохновителем ученика, учителей, родителей. «Серафима Абрамовна - легенда. Её знали все. Она была моим любимым учителем и руководителем. Она была строгой, но справедливой. Самолюбие не позволяло ей делать что-нибудь хуже других, поэтому школа была в числе первых, получивших звание «Спутник семилетки» с вручением рубиновой звезды»

Всю силу своей души, всю мощь своего характера, весь свой опыт вложила она в свою работу. Внук вспоминает: «Она много работала, жила на Гангутской улице, и только дорога на трамвае у нее занимала около 2 часов в одну сторону[iv] да и понятия рабочее и нерабочее время она практически не разделяла - теперь ее назвали бы трудоголиком» Школа стала ее домом, ее семьей. Она «жила» в школе.

Переверзева Серафима Абрамовна полностью отдавалась своей работе, школе, детям, преподавателям. Она была требовательной, но от себя она требовала больше, чем от других. Ее энергия заставляла людей делать максимум того, что они могли.

С помощью учеников тех лет удалось найти фотографию и установить список коллектива, созданного С. А. Переверзева. С ними она прошла долгий путь. Удалось наладить связь с учителями из первого состава Пышкиной А. П. , Журавлевой М. В. , Емельяновой А. М. , Ворониной А. И. Спустя полвека, учителя тех лет, которым сейчас 85-86 лет, вспоминают совместную работу. Как вместе радовались успехам, переживали проблемы. Вместе собирали экспонаты для музея, ставили детские спектакли. Преподаватели были очень внимательны и старались вложить в детей все, что знали сами и делали это от души. Если у детей были проблемы, они посещали ученика и его семью. Правой рукой Серафимы Абрамовны, и одним из самых замечательных педагогов школы был Александр Александрович Гергиевский. Его послужной список известен из его автобиографии, написанной при приеме на работу в школу № 333 в 1947году. Александр Александрович работал в школе с первого ее дня. Все, знавшие его, вспоминают, каким добрым и отзывчивым человеком он был. Он старался всегда быть с ребятами.

Школа постоянно делилась опытом с коллегами на открытых мероприятиях.

Серафима Абрамовна была внимательна к своим коллегам и ученикам. В семье педагога русского языка и литературы Пышкиной А. П. бережно хранится ее личная открытка с поздравлением к празднику.

Выпускники тоже не забывали свою школу. Было обнаружено письмо выпускника с добрыми словами в адрес школы: «. Дорогая Серафима Абрамовна и весь учительский коллектив, я благодарю Вас за те знания и уроки, которые Вы мне дали. Я усваивал материал туго, но благодаря учителям, которые в ущерб своему времени занимались со мной, уроки усваивались навсегда. Где бы я ни был, я всегда буду помнить свою родную школу. С большим уважением к вам, бывший ученик школы Черепненков Николай».

С. А. Переверзевой удалось в то трудное время создать сплоченный, стабильный коллектив, педагогический состав в течение 10 лет почти не менялся. В большинстве своем это были добросовестные люди, готовые служить детям.

Под руководством Серафимы Абрамовны учителя и ученики вели активную школьную жизнь.

Важной частью их деятельности стала пионерская дружина. В своей статье «Руководство директором работой пионерской организации школы» в журнале «Невский вестник» она пишет, что успех всей учебно-воспитательной работы во многом зависит от постановки и организации именно пионерской работы в школе. Проблемы пионерской организации обсуждались на заседаниях педагогических советов. Директор часто сама выбирала темы для обсуждения, так как считала, что пионерия имеет большое влияние на жизнь детей.

Рассмотрев фотографии школьного архива, мы узнали, что в школе была оформлена пионерская комната. Этот факт также подтверждали выпускники тех лет. Сохранилась скульптура В. И. Ленина, стоявшая там. Графики соревнования. В каждом классе был уголок, где описаны подвиг и жизнь пионера-героя (у каждого отряда был свой герой). Большую рекреацию, где проходили все торжественные мероприятия, украшали стенды, рассказывающие о соревновании отрядов, делах дружины, о пионере-герое Павлике Морозове.

В течение первых пяти лет в школе №348 работу с пионерами и комсомольцами возглавляла старшая пионервожатая Галина Александровна Мясникова. По утверждению С. А. Переверзевой, Галина Александровна была хорошим, инициативным работником.

Участие Серафимы Абрамовны не было формальным. Она формировала у ребят активную жизненную позицию. Выпускники тех лет вспоминают, что очень хотели стать пионером или комсомольцем. Для этого необходимо было хорошо учиться, активно участвовать в делах пионерской организации.

Вдохновленные директором, ребята стремились быть примерными учениками. Была организована тимуровская работа, многообразные трудовые дела – субботники, помощь детскому саду и библиотеке.

Директор по достоинству оценивала успехи ребят, лично хвалила их на линейках.

В результате, в 1958 году по итогам работы на Районном пионерском слёте дружине было присвоено имя Павлика Морозова, она была награждена вымпелом, большая группа пионеров премирована.

В 1959 учебном году в школе состоялась торжественная линейка, на которой было много гостей: от РК КПСС, РК ВЛКСМ, РОНО и завода Металлоконструкций. «Под торжественные звуки музыки сняли полотно, и перед глазами всех пионеров предстала скульптура Павлика Морозова, которую подарил школе Поселковый Совет и Завод» - пишет в своей статье С. А. Переверзева. Именно она смогла наладить тесную связь с шефами.

К открытию 22 съезда в 1961 году были подведены итоги соревнования между дружинами города. На торжественной линейке дружине объявили, что трем лучшим школам города №209, №105 и №348 присвоили звание «Спутник семилетки» с вручением рубиновой звезды. Вручение звезды проходило в Таврическом дворце. [v]

Одним из основных принципов работы С. А. Переверзевой было патриотическое воспитание подрастающего поколения. Знакомство с историей революционного движения, с деятельностью В. И. Ленина и других деятелей партии, подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны было одним из основных направлений деятельности пионерской организации любой советской школы. Под руководством С. А. Переверзевой в школе был организован музей. Школьный музей – это патриотическое воспитание в действии, все начинается с самого близкого и понятного. Переверзева старалась, чтобы ребята понимали и ценили слово РОДИНА. Однако пионерская дружина школы №348 с первых дней активно включилась в эту работу. Директор планировала и организовывала регулярные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,[vi] ветеранами 55-ой армии, участниками Октябрьской революции. В архиве школы сохранилось много фотографий встреч с ветеранами разных лет.

Обязательные для того времени сборы дружины и отрядов часто проходили на крейсере «Аврора», в Смольном, в Музее революции, в музее Ленина.

В памятные дни Великой Отечественной войны и Октябрьской революции - 9 мая, 8 сентября, 27 января, 7 ноября, 1 мая - проводились митинги и торжественные линейки в памятных местах. Приходили на торжественные линейки в любую погоду, даже когда шёл сильный дождь. В дни начала и снятия блокады ребята читали стихи и возлагали цветы к мемориалам Великой Отечественной войны, Зелёного пояса славы, Казанского кладбища в Рыбацком, ездили к мемориалу в Ивановскую.

Пионеры школы, так же, как и пионеры всей страны, изучали страницы истории революционных событий, историю Великой отечественной войны. Они переписывались с ветеранами, посылали запросы в архивы и на родину героев, собирали документы эпохи, частично сохранившиеся в школьном архиве, подбирали открытки, фотографии и иллюстрации по теме работы. В школе сохранились альбомы: «Герои Великой Отечественной войны» (создал совет дружины), «Боевой путь 55 армии», «Летопись Великой Отечественной войны», альбом «Боевая слава наших матерей и сестёр», «Герои дороги жизни».

Эта работа позволяла С. А. Переверзевой решать стоящую в то время перед школой задачу - вырастить будущих строителей коммунизма. С современной точки зрения, патриотическое воспитание – одно из основных направлений формирования гражданской позиции личности.

С. А. Переверзевой удалось наладить в школе серьезную общественно-полезную работу. Переверзева, впрочем, как и все в то время, считала, что дети не должны бояться труда. Ребята убирали классы, собирали макулатуру и металлолом. В 1961 году было собрано 8 тонн макулатуры и 70 тонн металлолома. Серафима Абрамовна Переверзева была организатором активной школьной деятельности. В школе работало около 30 кружков. Пионеры являлись общественными книгоношами, распространяли книги по квартирам, ребята помогали библиотеке, сажали цветы и деревья, складывали уголь, пилили дрова жителям поселения. Сохранились благодарственные письма организаций Рыбацкого ученикам школы за помощь.

Тимуровское движение было важным в пионерской жизни тех лет.

Школа была шефом детских яслей и детского сада №38. Ученики школы дружили с дошкольниками. Пионеры 5-в и 7-б классов окапывали деревья и кусты, пилили дрова на территории детского сада. Кружок домоводства шил платья для кукол. Школьный театр выступал в детском саду со своими спектаклями. Старшая группа дошкольников ежегодно приходила на экскурсию в школу. Заведующая несколько раз присылала благодарность пионерам 348 школы.

Ребят учили ценить чужой и свой труд, уважать любую работу, беречь то, что сделано другими. Благодаря таким качествам С. А. Переверзевой, как твёрдость духа и умения вселить в людей веру в свои принципы в те годы вопрос об участии в любом деле не вызывал вопросов ни у ребят, ни у их родителей. Все понимали, что труд делает человека человеком.

За общественно-полезную деятельность школа награждена грамотами ЦК ВЛКСМ, Обкома ВЛКСМ.

С. А. Переверзева была активным человеком, заставляя людей вокруг поверить в свои принципы, поэтому ей удавалось организовать сотрудничество школы с предприятиями Рыбацкого.

Особенно дружеские отношения сложились у школы с заводом Металлоконструкций. В начале 60х годов с подачи С. А. Переверзевой было организовано социалистическое соревнование с бригадами коммунистического труда.

Договоры заключались в торжественной обстановке, на линейке, документы вывешивали в классе и в цехе, где работает бригада. Такие соревнование помогали ребятам учиться без второгодников, что было в те годы весьма актуально.

Ребята составляли альбомы, посвящённые заводам, ездили на завод на экскурсии, выступали с номерами художественной самодеятельности, проводили занятия на заводе.

Встречи с шефами помогали ребятам лучше понимать жизнь общества, выбирать профессию, взрослеть. Кроме того, это было хорошей рекламой рабочих профессий. Труд рабочего был уважаемым. Такое отношение завода и школы возникло благодаря организаторским талантам Серафимы Абрамовны, создававшей для этого все необходимые условия.

Серафима Абрамовна сама делала многое, чтобы ученикам в школе было комфортно, но без помощи такие результаты могли быть достигнуты. В школе в те годы работал родительский комитет. Директор пишет: «В родительском комитете работало около 100 человек, которые всегда были готовы прийти на помощь. Именно это является одним из решающих факторов успеха».

Родители посещали проблемных учеников, участвовали в линейках и праздниках.

Старые семейные устои жителей поселка, сохранившиеся в Рыбацком, помогали учителям, ученикам и родителям. В то время было много неполных семей, родители весь день работали, дети часто были предоставлены сами себе. Без взаимной поддержки решать проблемы очень трудно. Именно благодаря её умению поддерживать связи с родителями учеников, знать их поимённо, не забывать благодарить, школа жила одной большой семьей.

Переверзева Серафима Абрамовна была честным по отношению к себе и не равнодушным к людям человеком. Ее не знают во всём мире, но то, что она изменила жизнь многих людей к лучшему, делает ее настоящим героем. Серафима Абрамовна всегда будет жить в памяти людей.

Умерла Серафима Абрамовна в 1980 году. Похоронена на Еврейском Преображенском кладбище в Петербурге. [29,38,39,40]

Анализ источников позволил сделать следующие выводы:

✓ Серафима Абрамовна была ЛИЧНОСТЬЮ, Человеком на Своём Месте. Из поселковой школы, новой, с очень сложным контингентом, она сумела сделать школу, достойную лучших ленинградских традиций. Именно благодаря её характеру, её личности школа достигла таких высоких результатов.

✓ С. А. Переверзева была не просто организатором школьной работы, а идейным вдохновителем учеников, учителей, родителей.

✓ С. А. Переверзева изменила жизнь многих людей к лучшему. Человек своей эпохи, у которого ЧЕЛОВЕЧНОЕ совпало с задачами советского периода.

✓ В №348 сама Серафима Абрамовна была организатором пионерского движения, благодаря чему пионерская организация, её идеи были приняты не формально.

✓ В ходе работы нам удалось установить связи с родственниками С. А. Переверзевой, выяснить места работы, наладить связи с бывшими учениками и учителями школы, систематизировать и атрибутировать школьный архив, изучить источники по истории школы и истории Рыбацкого.

Таким образом, мы считаем доказанным, что во многом именно благодаря деятельности на посту директора школы, личным качествам, профессионализму С. А. Переверзевой в трудные 50-60-е годы школа №348 г. Ленинграда смогла добиться высоких результатов в учебном процессе и внеклассной работе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)