Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Славный сын башкирского народа-Кахым-туря

Известно, что национальный герой башкирского народа – Салават Юлаев. Однако в далекие времена известен был и другой сын башкирской земли, наш земляк-Кахым-туря ( туря-в переводе с башкирского означает начальник ). К сожалению, о великом полководце, герое Отечественной войны 1812 года на родине пока мало знают. Устный опрос, проводимый нами среди населения города, показал также незнание сведений о К. Мурдашеве. На вопрос « Кто такой Касим Мурдашев ( Кахым-туря)?» из 20 опрошенных положительный ответ дали только 6 человек. Поэтому тему нашего исследования «Славный сын башкирского народа -Кахым-туря» считаем наиболее актуальной.

Северные Амуры

Башкирский народ всегда гордился своим участием в Отечественной войны 1812 года, в которой было задействовано 28 башкирских полков. Только в Стерлитамакском уезде были сформулированы 3 полка, которые имели порядковые номера 2, 12,13.

Александр I от 7 апреля 1811 года издал указ «данный Генералу от Кавалерии Князю Волконскому - о сформировании трех полков, одного из Ставропольских калмыков и двух из Башкир».

В нем говорится:

« Для усиления армии Нашей легкими иррегулярными войсками признали мы за нужное нарядить три полка, один из Ставропольских калмыков и два из Башкир, для чего повелеваем вам:

Башкирские два полка, назвав по нумерам, составить из 500 человек, определяя к каждой 5 сотенной команде из них же командира и старшин, по примеру иррегулирования войск. »

Шел 1812 год. Полки башкирской конницы сражались в рядах русской армии. «Амуры»- их называли в Париже, башкирских конников, вооруженных луками и стрелами, вошедших в столицу Франции с заграничным походом русской армии в 1814 году.

И как они сражались, башкирские конники, в чем было своеобразие их тактики на поле боя? Она тонко подмечена одним из современников восемьсот двадцатого года: « 40 шагов есть среднее расстояние для верного выстрела из лука. В сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другой;при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком, раскрытою грудью и засученными рукавами смело кидается на врага и, пустивши четыре стрелы, колет пикою».

Вооружение состояло из ружья, пики или копья, сабли, лука и колчана со стрелами. У некоторых конников имелись кольчуги. «Военный костюм выглядел так: суконный кафтан синего или белого цвета, широкие шаровары такого же цвета с красными широкими лампасами, белая остроконечная войлочная шляпа (колпак), которая на полях с двух сторон была разрезана и загнута, ременный пояс, сабля, подсумок с патронами, сапоги из «коневьей кожи», которые хоть и некрасивые, но весьма прочные, одной пары бывает достаточно на весь год».

За смелость и отвагу в этой Отечественной войне имеется обширный список воинов-башкир, удостоенных ордена Георгия, почетных знаков ордена Анны. Здесь сотни и сотни имен, названия деревень и уездов, проводивших на бой своих сынов, ставших кавалерами Российского ордена воинской славы.

Как сказал башкирский поэт Мустай Карим:

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена.

Россия и сегодня, на преддверии празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России, помнит те далекие славные башкирские полки - «Северные Амуры».

Кахым – туря – герой Отечественной войны 1812 года

Полководец Касим Мурдашев

По документальным сведениям, Касим Мурдашев родился в деревне Аючево Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии. После окончания Военной академии в Петербурге, в 22 года получил высокое звание полковника, свободно владел несколькими иностранными языками.

Судя по башкирским легендам, Кахым-туря был прославленным силачом. Ни одна из лошадей не выдерживала его на спине. Ни один, кроме Куксяя и Турысая-Гнедого коня. В дверь он протискивался бочком.

О герое Кахыме народ сложил не одну легенду и песню. Они свидетельствуют о том, что Кахым-туря был умным, талантливым и бесстрашным командиром:

Он был уральским беркутом рожден

Как беркут был он смел, горяч как пламя,

Когда он в бой летел на скакуне,

Из-под копыт летели в небо камни

Кахым-туря-герой, в седле сидит

И у взятых в плен допрос ведет.

Француз-майор пред ним стоит,

И дрожь его от страха бьет.

За мужество, хорошую стратегию и тактику Кутузов ценил Касима Мурдашева. Так, похвалив башкир, Кутузов сказал: «Любезные, вы мои башкиры, молодцы!». А башкиры поняв по своему сочинили песню «Любезники-любизар, маладис,маладис!»

Заняв Париж, наши войска несколько дней праздновали победу. Когда войско тронулось в обратный путь, башкиры пели :

Уралтау вдали ласкает глаз,

Уралтау соскучился по нас,

Хай,страна моя,

Тонкий стан, душа моя!

Вернувшись в Москву, царь Александр одарил подарками победителей. Он обратился к башкирам и спросил «Вы совершили много подвигов, что вы требуете?». Кахым-туря ответил : «Мы приехали к тебе на помощь, ничего у тебя не просим и не требуем». Царь сказал «Даю вам столько земли, сколько вы пожелаете. Тебе , Кахым-туря, чин генерал-майора, твоих батыров Сайфетдина, Мортазу, Насира- в есаулы. Абубакира, Яруллу-хорунжинами ».

Не суждено было герою-победителю, дошедшему до Парижа, вернуться в родные края. Смерть подстерегла его на обратном пути к домой. В преданиях и легендах говорится, что он был отравлен и похоронен во Владимирской губернии. Коня К. Мурдашева привел домой Казакбай, и на нем стал ездить его сын - Хабибулла.

Отец Кахыма, Мурдаш Туйсин, объединив в 1814 году 10 семей, закладывает новую деревню, Мурдашево. Женой Кахыма была Сафия:

И Сафия в свои семнадцать лет

Все очи выплачет от горя.

В последующих ревизиях также можно найти сведения о сыне Кахыма.

В 1834 году в деревне проживал 24 летний Хабибулла Касымов. Он жил со своей второй женой Гаухар Абдрашитовой и сыном от первой жены, десятилетним Юндузаком. Выходит, что, оказавшись круглым сиротой, Хабибулла вынужден был жениться в 13 лет. Сведения о 40 летним Хабибулле зафиксированы и в документах 1856 года. Его сын Юндузак, женившись, продолжал жить с отцом. От второй жены Гаухар у Хабибуллы родились 2 дочери. У Юндузака родились 2 сына- Валиулла и Галиулла. У Валиуллы не было сыновей, а у Галиуллы было трое сыновей- Габидулла, Гайнулла и Хуснулла. На сегодняшний день в деревне проживают дети Хуснуллы. Которые являются продолжителями рода Кахыма Мурдашева.

По-моему, имя Кахыма-туря было незаслуженно забыто. А ведь это наш национальный герой, не менее славный, чем Салават Юлаев. Он был первым из башкир, кто окончил Петербургскую военную академию и в 22 года получил звание полковника. В 1812 года Кахым повел башкирские полки на войну с Наполеоном, дошел до Парижа, но на обратном пути был отравлен завистниками сулемой. Народ должен помнить своих батыров, особенно мы, подрастающее поколение башкирского народа.

Образ Кахым - туря в башкирской литературе и в искусстве

В целях увековечивания памяти Касима Мурдашева ( Кахым-туря) распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 325-р от 14 апреля 2006 года было принято решение об изготовлении и установлении в 2006 году стелы знаменитому военачальнику.

Лето 2006 года, накануне празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России, башкирский народ собрался воспеть героический подвиг «Северных Амуров».

Деревню Аючево Стерлитамакского района в этот день было не узнать. Вдоль улицы появились юрты. За околицей гарцует отряд конников.

Праздник открыл Президент РБ М. Г. Рахимов: « Мемориал в Аючево увековечивает память славного земляка и является символом нашего преклонения перед подвигами башкирских воинов, которых доблестно отстаивали независимость Отечества в войне 1812 года». При этом М. Г. Рахимов отметил, что аючевцы первыми дали старт праздничным событиям в честь 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России.

Символика мемориала отражает дух лесостепного поселения, некогда принадлежащего юрматинцам, откуда и был родом кавалер серебряных медалей «За взятие Парижа», и «В память войны 1812 года», сотник, военачальник - К. Мурдашев. А горный кречет, вознесшийся над ковыльной степью и застывший в металле в центре стелы - это вернувшаяся на Родину душа Кахыма-тури.

Автором данной стелы является уфимский архитектор Рустам Хасанов.

Именно эта стела веками нам будет напоминать о подвигах земляков в 1812 года.

Выдающийся башкирский писатель, поэт и драматург Баязит Бикбай в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов написал драму «Кахым- туря». В этой драме он описал героизм башкирских воинов в войне 1812 года и призывал этим своих соотечественников на защиту Родины от фашистов.

Ҡаһым. Башҡорттарым!. Аҡъегет, һин ҡайҙа?

Минән тороп ҡалған кир юрғаны

Ҡаңғыртмағыҙ, югән кейҙермәй,

Олатайҙарҙан килгән батыр данды

Изге һаҡлағыҙ, кер тейҙермәй!.

Также Б. Бикбай описал дружбу простых людей между башкирами и русскими. Кахым-туря призывает людей беречь эту дружбу.

Ҡаһым-түрә. Туғандарым, рус менән беҙҙең дуҫлыҡты боҙор өсөн ағыу йөрөтөүселәр киләсәктә лә күп булыр әле ул Юҡ, юҡ, ундай мәкерҙәргә бирелмәгеҙ, аң булығыҙ!.

А, прославляя Кутузова воины-башкиры сочиняли песни.

Кутуз-ҡашҡа ир бит ул,

Киң Рәсәйҙә Бер бит ул.

Дошманды ҡуйҙай айҡаған,

Телдән-телгә маҡталған,

Ҡуш йөрәкле ир бит ул!

В перерывах между боями, скучая, по родному Уралу и по близким пели, так:

Бер йәйләү бар Уралтау буйында,

Ҡайталмаһам шунда барығыҙ,

Минең әсәм, бахыр, тора унда,

Шул ҡарсыҡты эҙләп табығыҙ.

Драма заканчивается со словами Кахыма:

Батыр үлә, ләкин иле ҡала.

Батыр сам умирает, но страна (слава) его остается.

Батыр сам умирает, но страна его остается.

В 2004 году на Национальном театральном фестивале «Золотая маска» в Москве Башкирский театр оперы и балета со своей народно-музыкальной драмой «Кахым-туря» Загира Исмагилова были удостоены диплома фестиваля, а дирижер Алексей Людмилин – на приз «Золотой маски». «Кахым-туря»- последняя опера классика башкирской музыки З. Исмагилова.

Постановку осуществил заслуженный деятель искусств России, профессор А. Людмилин, режиссер- постановщик Иркин Габитов ( С. -Петербург) и заслуженный деятель искусств России и Башкирии Рифгат Валиуллин.

Декорации и костюмы, восстановленные по литературным и живописным источникам 1812 года, музыка, народные песни дают возможность понять особенности быта того времени, настроение и чувства героев. В центре драматического развития- прощание Кахыма ( заслуженный артист Башкирии Фанови Салихов) с родными и односельчанами. Жена Сафия ( Гульнур Нарынбаева) полна тревоги за любимого. С трудом она смиряется с предстоящей разлукой мужа.

Сцена взятия крепости - самая эффектная и зрелищная. Впечатляют военные эпизоды. Хор участвует в бытовых сценах, военном параде, в сцене боя.

Таким образом, благодаря авторам оперы и артистам оперного театра, героизм «северных амуров» воспевается и в оперном искусстве.

Отечественная война 1812 года, как отмечают историки, оставила неизгладимый след в истории башкирского народа. Немалое влияние оказали они и на народное творчество. Особенно много сохранились легенд и исторических преданий о Кахым-туре. Историзм этих легенд рассматривает в трудах А. З. Асфандиярова. Известный этнограф, уроженец д. Аючи Р. З. Янгузин в своих работах рассматривает также шежере Касима Мурдашева. Вот отрывок из легенды:

« Когда-то аулы Мырдаш и Аюсы были слиты между собой. Там жил старик по имени Мутагай. У него было двое сыновей, которых звали Тувай и Хатлык. У Хатлыка не было детей, тогда как Тувай имел сына по имени Казакбай. От казакбая родился сын Мырдаш, от Мырдаша- Кахым. Кахым –турю называли Туйсиным. От Кахым – тури родился Хабибулла, от Хабибуллы-Юндузак, от Юндузака- Галиулла и Валиулла. У Валиуллы не было детей. От галиуллы родились Гайнулла и Хуснулла, которые стали носить фамилию Касимовы. Гайнулла - учитель, Хуснулла простой колхозник. Шежере касимовых мы дополнили. От Гайнуллы родился Гани. От Хуснуллы-Марат и Айрат. У Айрата двое сыновей - Арслан и Кахым. Маленький Кахым - продолжатель рода выдающегося полководца Кахым-тури.

Башкирский народ по сей день воспевает батыра в своей песне «Кахым - туря».

Скакун - как белорыбица в воде.

Седло в серебряном узоре.

Когда Кахым-туря влетает в бой,

То нет лица на вражеском майоре.

Из строк этой песни так же можно узнать, что наш герой и хорошо играл на курае. Быть может через мелодии курая , он воспевал свою тоску по родному Уралу.

Когда Кахым- туря давал приказ,

В руке держал он свой курай заветный.

В преданиях и песнях говорится, что он был отравлен :

Убили ядом, ой Кахым-туря,

И сердце разрывается, сгорает.

Таким образом, наши предки внесли посильный вклад в дело защиты Родины от неприятеля. А в Аючево Стерлитамакского уезда родился и вырос народный герой войны 1812 года, воспетый в операх и спектаклях, песнях и танцах, Кахым-туря, сотник Касим Мурдашев. Хоть и похоронен он в далекой Владимирской губернии, стелла, возведенная, в честь К. Мурдашева в родном ауле всегда нам напоминает, подвиг нашего земляка!

Своих героев надо знать и помнить. Они не только светлые маяки, но и неотъемлемая часть национальной культуры. Правда, на родине пока мало знают о Кахым-туря. Наверное, надо об этом задуматься.

Наш серебряный город России, Стерлитамак, из года в год цветет и обрастает новостройками. И, может быть, стоит увековечить память земляка Кахыма Мурдашева, Героя Отечественной войны 1812 года, назвав его именем улицу в одних из новостроек нашего города?!

Известно, что национальный герой башкирского народа – Салават Юлаев. Однако в далекие времена известен был и другой сын башкирской земли, наш земляк-Кахым-туря ( туря-в переводе с башкирского означает начальник ). К сожалению, о великом полководце, герое Отечественной войны 1812 года на родине пока мало знают. Устный опрос, проводимый, нами среди населения города показал, также незнание о К. Мурдашеве. На вопрос « Кто такой Касим Мурдашев ( Кахым-туря)?» из 20 опрошенных положительный ответ дали только 6 человек. Поэтому накануне празднования 450-летия присоединения Башкирии к России тему нашего исследования «Славный сын башкирского народа -Кахым-туря» считаем наиболее актуальной.

По документальным данным, Касим Мурдашев родился в деревне Аючево Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии. После окончания Военной академии в Петербурге, в 22 года получил высокое звание полковника, свободно владел несколькими иностранными языками.

Судя по башкирским легендам, Кахым-туря был прославленным силачом. Ни одна из лошадей не выдерживала его на спине. Ни один, кроме Куксяя и Турысая-Гнедого коня. В дверь он протискивался бочком.

О герое Кахыме народ сложил не одну легенду и песню. Они свидетельствуют о том, что Кахым-туря был умным, талантливым и бесстрашным командиром:

Он был уральским беркутом рожден

Как беркут был он смел, горяч как пламя,

Когда он в бой летел на скакуне,

Из-под копыт летели в небо камни

За мужество, хорошую стратегию и тактику Кутузов ценил Касима Мурдашева. Так, похвалив башкир, Кутузов сказал: «Любезные, вы мои башкиры, молодцы!». А башкиры поняв по своему сочинили песню «Любезники-любизар, маладис,маладис!»

Вернувшись в Москву, царь Александр одарил подарками победителей. Он обратился к башкирам и спросил «Вы совершили много подвигов, что вы требуете?». Кахым-туря ответил : «Мы приехали к тебе на помощь, ничего у тебя не просим и не требуем». Царь сказал «Даю вам столько земли, сколько вы пожелаете. Тебе , Кахым-туря, чин генерал-майора, твоих батыров Сайфетдина, Мортазу, Насира- в есаулы. Абубакира, Яруллу-хорунжинами ». (1)

Не суждено было герою-победителю, дошедшему до Парижа, вернуться в родные края. Смерть подстерегла его на обратном пути к домой. В преданиях и легендах говорится, что он был отравлен и похоронен во Владимирской губернии. Коня К. Мурдашева привел домой Казакбай, и на нем стал ездить его сын - Хабибулла.

Отец Кахыма, Мурдаш Туйсин, объединив в 1814 году 10 семей, закладывает новую деревню, Мурдашево. Женой Кахыма была Сафия:

И Сафия в свои семнадцать лет

Все очи выплачет от горя.

В последующих ревизиях также можно найти сведения о сыне Кахыма.

В 1834 году в деревне проживал 24 летний Хабибулла Касымов. Он жил со своей второй женой Гаухар Абдрашитовой и сыном от первой жены, десятилетним Юндузаком. Выходит, что, оказавшись круглым сиротой, Хабибулла вынужден был жениться в 13 лет. Сведения о 40 летним Хабибулле зафиксированы и в документах 1856 года. Его сын Юндузак, женившись, продолжал жить с отцом. От второй жены Гаухар у Хабибуллы родились 2 дочери. У Юндузака родились 2 сына- Валиулла и Галиулла. У Валиуллы не было сыновей, а у Галиуллы было трое сыновей- Габидулла, Гайнулла и Хуснулла. На сегодняшний день в деревне проживают дети Хуснуллы. Которые являются продолжителями рода Кахыма Мурдашева.

В целях увековечивания памяти Касима Мурдашева ( Кахым-туря) распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 325-р от 14 апреля 2006 года было принято решение об изготовлении и установлении в 2006 году стелы знаменитому военачальнику.

Праздник открыл Президент РБ М. Г. Рахимов: « Мемориал в Аючево увековечивает память славного земляка и является символом нашего преклонения перед подвигами башкирских воинов, которых доблестно отстаивали независимость Отечества в войне 1812 года».

Автором данной стелы является уфимский архитектор Рустам Хасанов.

Выдающийся башкирский писатель, поэт и драматург Баязит Бикбай в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов написал драму «Кахым- туря». В этой драме он описал героизм башкирских воинов в войне 1812 года и призывал этим своих соотечественников на защиту Родины от фашистов.

Также Б. Бикбай описал дружбу простых людей между башкирами и русскими. Кахым-туря призывает людей беречь эту дружбу.

Ҡаһым-түрә. Туғандарым, рус менән беҙҙең дуҫлыҡты боҙор өсөн ағыу йөрөтөүселәр киләсәктә лә күп булыр әле ул Юҡ, юҡ, ундай мәкерҙәргә бирелмәгеҙ, аң булығыҙ!.

А, прославляя Кутузова воины-башкиры сочиняли песни.

Кутуз-ҡашҡа ир бит ул,

Киң Рәсәйҙә Бер бит ул.

Драма заканчивается со словами Кахыма:

Батыр үлә, ләкин иле ҡала.

Батыр сам умирает, но страна (слава) его остается

В 2004 году на Национальном театральном фестивале «Золотая маска» в Москве Башкирский театр оперы и балета со своей народно-музыкальной драмой «Кахым-туря» Загира Исмагилова были удостоены диплома фестиваля, а дирижер Алексей Людмилин – на приз «Золотой маски». «Кахым-туря»- последняя опера классика башкирской музыки З. Исмагилова.

Постановку осуществил заслуженный деятель искусств России, профессор А. Людмилин, режиссер- постановщик Иркин Габитов ( С. -Петербург) и заслуженный деятель искусств России и Башкирии Рифгат Валиуллин.

Отечественная война 1812 года, как отмечают историки, оставила неизгладимый след в истории башкирского народа. Немалое влияние оказали они и на народное творчество. Особенно много сохранились легенд и исторических преданий о Кахым-туре. Историзм этих легенд рассматривает в трудах А. З. Асфандиярова. Известный этнограф, уроженец д. Аючи Р. З. Янгузин в своих работах рассматривает также шежере Касима Мурдашева

Своих героев надо знать и помнить. Они не только светлые маяки, но и неотъемлемая часть национальной культуры. Правда, на родине пока мало знают о Кахым-туря. Наверное, надо об этом задуматься.

Наш серебряный город России, Стерлитамак, из года в год цветет и обрастает новостройками. И, может быть, стоит увековечить память земляка Кахыма Мурдашева, Героя Отечественной войны 1812 года, назвав его именем улицу в одних из новостроек нашего города?!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)