Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Софрон Евграфович Кутургуин

Софрон Евграфович – легендарная личность своего времени. Он родился 28 марта 1887 года в селе I Бологур Боотуруского улуса в семье бедняка. Софрон не учился, ликбезе научился писать и читать. В детстве батрачил у богатых, поэтому свержению власти царя очень был рад. У него с малых лет речь была очень развита и он умел выступать перед людьми. Софрон активно участвовал в становлении советской власти, агитировал бедняков в колхоз, раскулачивал богатых.

Когда ему было 25 лет, был председателем ревкома в с. I Бологур и с. Ожулун. Далее работал в создании ревкома в I Амгинском улусе. Он распределял земли крестьянам, когда работал председателем ревкома улуса и председателем Совета наслега.

В 1920 году первый председатель Сулгачинского наслега Софрон Кутургуин вместе с И. П. Михайловым (Харачаан) и И. И. Константиновым создали коммуну «Сырдык». С осени 1921 года начинается гражданская война. Амгинский улус становится ареной трагических событий. Село Сулгача оказалось на перекрестке дорог как красных так и белых. В 1921 году в с. Сулгача стоял отряд красных бойцов под командованием К. М. Котруса. Многие стали бойцами отряда Котруса и в том числе С. Е. Кутургуин. После войны (1921 – 1922гг) коммунары « Сырдык» вернулись в свой наслег и взялись за восстановление разрушенной войной хозяйства.

В 1924 году по инициативе И. П. Михайлова, И. И. Константинова и С. Е. Кутургуина на базе коммуны « Сырдык» была организована артель «Тэннэбил», созданная из 13 хозяйств наслега. Руководил этим артелем С. Е. Кутургуин.

Но не долго длилось мирное время. В 1925 году в Усть – Мае набрала силы банда Артемьева и Боссойко, состоящая из 160 человек. Для его разгрома из Якутска выехал отряд красных бойцов в количестве 200 человек под командованием И. Я. Строда. Члены коммуны «Сырдык» и «Тэннэбил» становятся бойцами отряда Строда.

Правительство республики для предотвращения кровопролития и мирных переговоров, создало комиссию в составе 7 человек. Долго и упорно проводившиеся переговоры завершились 8 мая в с. Сулгача заключением перемирия. Участники двухсторонних переговоров установили в знак перемирия в местности Кэктиэйи памятную коновязь. С тех пор эта речка называется Тупсуу (перемирие). Этим гражданская война в с. Сулгача завершилось. Мирное население опять начало обустраиваться.

В мае 1929 году в с. Абага была создана вторая артель «Кэккэ» под руководством С. Е. Кутургуин.

Гражданская война нанесла большой ущерб народному хозяйству. Ревком и совнарком ЯАССР развернули большую работу по мобилизацию трудящихся масс Якутии на борьбу за быстрейшее преодоление трудностей, восстановление разрушенного хозяйства. В 1929 в республике была проведена земельная реформа и началось массовая коллективизация. В связи с административно – территориальным разделением Якутской АССР 9 января 1930 года был образован Амгинский район на территориальной базе Амгинского улуса с 16 наслегами.

Первым председателем Амгинского районного Совета был избран Д. Д. Емельянов, первым секретарем райкома ВКП(Б) назначен В. И. Старостин, председателем комиссии по организации Амгинского района назначен С. Е. Кутургуин. Они являются первыми руководителями Амгинского района.

Как зампредседателя районного Совета, председатель комиссии организации Амгинского района С. Е. Кутургуин составляет и защищает в городе Якутске административно – территориальную границу Амгинского района. Первое время районным центром является с. Абага. В 1931 года районный центр перенесли в с. Амга.

С. Е. Кутургуин всю жизнь был членом компартии и работал в партийно – советских и хозяйственных органах. Он внес значительный вклад для развития Амгинского района, работая в разных руководящих должностях и в том числе как председатель районного Совета Амгинского района.

Изучая жизнь и деятельность нашего прадеда Софрона Евграфовича Кутургуина мы узнали многое: о коллективизации, о становлении и образовании Амгинского района, об ожесточенных боях в годы гражданской войны в Амгинском улусе, о нашей родрословной.

Надо сказать, что трепетное отношение к своей истории, к своим корням, откуда появились традиции, верования и идеалы народа, - веление времени. В последнее время у людей заметно возрос интерес к своей родословной. Желая познать прошлое они стали составлять генеалогическое древо своего рода, своей семьи.

Описывая, осмысливая и оценивая события, прошедшее до нашего рождения, устанавливая связь между прошлым и настоящим. Мы воссоздали жизнь и деятельность нашего прадеда, создали историю нашей семьи, древо своей семьи. Но мы не узнали ничего о жизни наших родственников, проживавших и проживающих в Чурапчинском улусе, это нам предстоит узнать. (Дети второй семьи ).

Наша исследовательская работа продолжится в будущем. Мы составили свою родословную, составили хронологию жизни и деятельности нашего прадеда. Но есть еще много неизвестного. Нас восхищает старшее поколение, как оно преодолело реальные трудности, насколько оно было мужественным, терпеливым, сильным духом в годы военного лихолетья и восстановления народного хозяйства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)