Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Забытые имена российских офицеров. Краткий вариант для публичного выступления

В последнее время возрос интерес к истории русского офицерства. Актуальность темы очевидна. Мой интерес к данной теме обуславливается отнюдь не политикой экс-президента В. В. Путина. Еще в 2004 году я стал изучать и разрабатывать проблему забытых имен российских офицеров. Моей первой исследовательской работой стал доклад об Александре Дмитриевиче Засядько – родоначальнике ракетных войск России, блестящем офицере Российской Армии ХIХ века, полного кавалера орденов Святой Анны и Святого Владимира. Герой Итальянского похода 1799г. , герой Отечественной войны 1812г. , герой русско-турецких воин долгие годы был незаслуженно забыт. Почему американцы называют его именем кратер на Луне, а на Родине долгие годы нет даже мемориальной доски? И сколько таких забытых имен!

Я изучаю историю Российской армии, стараюсь найти и возродить былые заслуги некогда громким фамилиям.

Долгие месяцы основной задачей для меня было изучение материалов о северных экспедициях в период 1880-1917г. Таких, как экспедиции Эдуарда Толя, Александра Васильевича Колчака и Бориса Андреевича Вилькицкого. Я хочу донести информацию до своих современников – одноклассников, учителей, единомышленников – людей, чей ум проникнут идее возрождения славы русского оружия. Надеюсь на отклик тех, кто изучает дела минувших дней, пытливо анализирует, взвешивает, а не бездумно отрицает или утверждает догмы. Следующим героем, которому, по моему мнению, стоит вернуть долг уважения - Вилькицкий Борис Андреевич.

Методов исследования темы. Проблем было много. Прежде всего, сказывалась удаленность г. Самары от северных морских путей. В родном городе не удалось отыскать знатоков морского дела. Я прочитывал книги и статьи о гидрографических исследованиях Северного Ледовитого океана в дореволюционный и советский период. Изучал документы, которые удавалось найти в библиотеках и научно-исследовательских сайтах в интернете. Очень многое удалось прояснить благодаря переписке с единомышленниками на историческом портале «Старый Владивосток». Информацию черпал в информационно-поисковой системе «Корабел. ru». Листал старые подшивки журналов и газет. В ходе долгих поисков обратился за помощью в Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Там я получил первые конкретные сведения по Б. А. Вилькицкому. В присланных по e-mail материалах я прочел о перезахоронении праха Андрея Борисовича и нашел ссылки, по которым можно было найти мемуары контр-адмирала, написанные в эмиграции. Пришлось даже «сходить за кордон» - в библиотеку University of Chicago в гости к госпоже Дж. П. Фаррис - библиографу славянской и восточноевропейской литературы.

Мне было важно узнать: «Какова истинная ценность открытий, совершенных Б. А. Вилькицким в 1913г. Каковы последствия походов Толля, Новопашенного, Колчака, Вилькицкого в наши дни?»

Профессор Белгородского государственного университета С. А. Хорошавин пишет: «Беда в том, что имена многих были засекречены либо преданы забвению, и сегодня мы мало знаем о многих» Я согласен с профессором и хочу задать вопрос присутствующим: «Кто может назвать последние географическое открытие российских мореплавателей, признанное ведущими географическими обществами мира?» А ведь мы гордо считаем себя гражданами морской державы с петровских времен!

Между тем, любой скандинавский мальчишка отчитает на зубок вехи биографии морехода Нильса Норденшельда. Долго с чувством рассказывает, как он первым покорил Северный морской путь с запада на восток. Каждый скандинав от мала до велика гордится приоритетом своего соотечественника.

А у нас? Кто сейчас вспомнит имя Андрея Борисовича Вилькицкого или его отца Андрея Ипполитовича? Странно, но про русских офицеров, гидрографов и первооткрывателей Севморпути помнят опять-таки иностранцы. Скупой на похвалы норвежский исследователь Севера Руаль Амундсен писал: «В мирное время экспедиция на ледоколах «Войгач» и «Таймыр» возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира». Амундсен назвал остров в море Лаптевых именем российского мореплавателя.

Кто же такой Вилькицкий?

Девять раз можно было найти эту фамилию на карте Арктики до 1954г. Семь в честь отца Андрея Ипполитовича и два в честь сына—Бориса Андреевича.

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) под руководством Б. А. Вилькицкого совершила первое в истории сквозное плаванье Северным морским путем с востока на запад. В одночасье Россия приросла территорией площадью более 37 тыс. км2- архипелагом островов. Гористую неведомую землю увидели севернее мыса Челюскина 21 августа 1913 года. 22 августа высадились на берег и в торжественной обстановке подняли русский национально-государственный флаг из белого, золотого и черного полос. Архипелаг Борис Вилькицкий в год 300-летия дома Романовых назвал землей Императора Николая II, а второй по величине остров наименовал островом Цесаревича Алексея. Русские военные моряки сделали крупнейшее географическое открытие XX столетия. Оно стало последним в летописях Земли-матушки.

Земля Санникова, которая ускользала от людей сто лет, оказалась Землей Николая II и Цесаревича Алексея. Тогда в 1913г. выбор не вызвал ни у кого сомнений, все было справедливо. Ибо император Николай II — основатель Романова-на-Мурмане, создатель Северного флота и главный двигатель исследования Северного морского пути, который стал Святым морским путем.

Борису Андреевичу по решению Ученого совета Русского географического общества присуждена Константиновская медаль, а Совет Французского географического общества наградил его золотой медалью "Ла Рокет". Высокая награда была вручена Вилькицкому и Высочайшим императорским указом. Газета «Северное утро», выпускаемая в г. Архангельске, называет Вилькицкого русским Колумбом А впереди его ждали жестокие баталии первой мировой, октябрьская революция, служба в рядах Верховного правителя России (А. Колчака), долгие годы эмиграции и бесконечное желание положить свою жизнь на службу Российскому флоту.

В эмиграции Борис Вилькицкий получает личное приглашение Ворошилова и в 1923г. прибывает в Советский Союз. Его никто не собирался судить и расстреливать, равно, как и агитировать за советскую власть. Просто этой власти потребовались его знания и опыт. Два года белый адмирал руководил советскими морскими товарообменными операциями на побережье Карского моря. Экспедиции прошли весьма успешно и подтвердили возможность экономически выгодных перевозок по северным морям. Затем Вилькицкий принял деятельное участие в организации при Англо-русском акционерном товариществе в Лондоне бюро Северного морского пути.

По работе ему частенько приходилось сталкиваться со старым большевиком, представителем СССР в Англии Л. Б. Красиным. Он оценил незаурядность личности Вилькицкого, долго уговаривал его вернуться на родину, обещая свое покровительство. Борис Андреевич, побывав в Архангельске, Москве и Петрограде, и понял, что бывший адмирал и флигель-адъютант Николая II вряд ли приживется в Советской России. В 1925 году возвратился на берега «туманного Альбиона, где состоял на службе в частных судовладельческих компаниях. Затем переехал в Африку и долгие годы трудился гидрографом в Бельгийском Конго.

На основании Постановления ВЦИК от 11 января 1926 г. гидрографическим управлением была издана подробная карта (№986) Северного Ледовитого океана от устья Лены до Таймырского залива. Бывшая Земля Императора на ней НИКАК не названа. Исчезло и общее название «Таймырский архипелаг». Зато щедро рассыпаны созвучные эпохе: острова Большевик, Октябрьская Революция, Комсомолец, Пионер; мысы Молотова, Ворошилова, Карла Либкнехта, Розы Люксембург. Фамилии целого ряда участников ГЭСЛО оказались стертыми с карты. Даже «царский» ледокол «Таймыр» переименовали в «Метеоролог». В 30-х годах новые власти дойдут до абсурда и объявят, что в эпоху правления партии Ленина-Сталина была открыта советскими исследователями новая «полярная страна». В мире это вызвало лишь недоумение и насмешки.

В годы Великой Отечественной войны с Тихого океана на запад шли советские корабли и подводные лодки, суда с грузами для фронта по пути, проложенным Колчаков и Вилькицким. Сразу после 1945г. И. В. Сталин и адмирал-нарком Н. Кузнецов создали сеть морских учебных заведений. Нынешняя академия имени Макарова была заложена как Арктическое училище. Был создан Арктический научный институт в Ленинграде.

Годы идут. Люди учатся оценивать события, не кидаясь из крайности в крайность в угоду тем или иным правителям. 1996 год был знаменательным для России. Это год 300-летия российского флота. Это - год 80-летия официального признания открытий Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. При содействии церкви 20 ноября 1996г. на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга состоялся перенос и захоронение праха Бориса Андреевича. Соотечественники отдали последний долг отважному мореплавателю торжественно и красиво.

Странное дело: со времени исследовательской мисси «Зари», «Войгача» и «Таймыра» прошло чуть не сто лет – и каких лет! Какими только походами и экспедициями не прогремевшие. Люди осваивают космические просторы, ведут зондирование поверхности земли, предсказывают стихийные бедствия, мобилизуют силы для их предотвращения и ликвидации последствий и т. д

Мне думается, что лишь в конце ХХ века, стал ясен провидческий смысл давних экспедиций. Они были стратегического назначения. Проводились скорее в интересах Военно-морского флота, нежели в интересах Академии наук. Люди искали не только Землю Санникова, но прокладывали путь кораблям, переходящим с Запада на Восток, из Мурманска и Архангельска на Камчатку и во Владивосток. Гидрографы Колчак, Вилькицкий весьма основательно изучали льды Арктики – их движение, толщину, природу образования, плотность Изучали столь скрупулезно, будто наперед знали, что именно ледяной панцирь Северного океана станет последним щитом России, ее последним бастионом. Паковые льды стали для подводных атомных крейсеров с баллистическими ракетами в шахтах последним прибежищем. Под толщей льдов они сохраняют боевую устойчивость. Сквозь слои паковых льдов не проникают «щупальца» поисковых электронно-лазерных систем. Не проложены там и кабели для донных гидрофонов-слухачей. Не берут даже современные космические установки зондирования. Российские подводники освоили подледное пространство настолько, что могут всплывать практически в любой его точке. Военные аналитики утверждают: «Начиная с 1991 года,внимание командования ВМС США и НАТО к Арктике, как наиболее возможному району боевых действий атомных подводных лодок, резко возросло»

Мы оставили выгоднейшие плацдармы в Европе. Мы рассекретили ракетные установки железнодорожного базирования. Утратили скрытность почти всех наземные шахтные установки, десятки их взорваны по условиям международных договоров. И только потому, что Россия в конце ХХ столетия все еще сохраняла возможность ответного ракетного удара из-под арктических льдов с ней так и не посмели разговаривать на языке «стеллсов» и «томогавков». Ледяным щитом прикрылась Россия на исходе кровавого века, и на том щите оставлены имена тех, кто пришел сюда на «Заре» в 1901 году, «Таймыре» и «Войгаче» в 1913г.

Северный морской путь — дорога вне конкуренции. Транзит грузов через Суэцкий канал составляет около 140 миллионов тонн в год. Севморпуть может пропустить до 20 миллионов тонн груза. Быть может, мы хотя бы здесь не будем делиться с иностранцами. Не говоря уже о безопасности Отечества, которое дороже любых денег!

Краткие справочные материалы в 10-12 строк, сухие цифры и даты, за которыми не разглядеть судьбы человека Чтобы понять насколько Вилькицкий был значительной фигурой, обладавшей неординарными способностями, выносливостью, силой характера, мне надо было прочитать материалы, которые затрагивают целые пласты истории России (и не только её):

История не терпит сослагательных наклонений «Если бы» и «Может быть». Всё произошло так, как должно было произойти, как распорядилась Судьба. И в заключении приведу цитату из классика Советского периода Вениамина Каверина: « Мы не забыли нашей истории, и возможно, наша главная сила заключается именно в том, что война не остановила ни одну из великих мыслей, которые преобразили нашу страну. Завоевание Севера принадлежит к числу этих мыслей» Я уверен, морской дух людей российских, их энергия, вдохновят не одно поколение на дерзновенный подвиг, на поиск, на фанатичный, беспримерный труд. Примером такого труда для меня стал Борис Андреевич Вилькицкий.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)