Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Знаменитые немцы Лефортова

Предлагаемый реферат рассказывает о некоторых знаменитых немцах, которые оставили знаменитый след в истории России и судьба которых в положительном или отрицательном смысле накрепко связана с нею.

В настоящее время Лефортово- это муниципальный район Юго- восточного округа столицы, но на протяжении трех веков это название относилось к значительно более обширной местности по обоим берегам Яузы. Во второй половине 17 века здесь, на правом берегу, располагалась Новонемецкая слобода- центр деловой и культурной активности иностранцев в России, а напротив, на левом берегу, в конце века был расквартирован Лефортовский полк и возникла Солдатская слобода. Позже, во второй четверти 18 века, на левом берегу строится «Версаль на Яузе»- центр императорских резиденций в Москве, а Лефортовский полк переводится в Петербург. Солдатская слобода заселяется разночинцами и крестьянами, но сама местность сохраняет название Лефортово при различном административном делении.

Немецкая слобода почти в течении ста лет (вторая половина 17- первая половина 18 века), была автономным иноземческим поселением в Москве с элементами западноевропейской культуры в образе жизни, быту, интеллектуальной и духовной сфере. Немцы составляли значительную часть населения этой территории и, поддерживая постоянные родственные и деловые связи с Германией, способствовали приезду новых переселенцев на «государеву» службу, а позже на «вольные хлеба». Политика царского двора и высокий потенциал немецких специалистов: ремесленников и военных,- благоприятствовали этому. Многие из них навсегда остались в России, основав династии российских немцев.

Мы рассказываем в работе о тех выдающихся представителях этих немцев, живших в 17-18 веках и связанных так или иначе с Лефортово, выбирая в герои повествования тех из многих достойных упоминания, кто является выходцем отсюда или совершал на лефортовской земле замечательные деяния или покоится здесь на Немецком кладбище. В работе представлены четыре портрета, расположенных в хронологическом порядке.

История нас учит, что главным является не происхождение, а дело. В качестве исходных материалов для написания книги нами были использованы архивные документы, справочная и популярная литература.

Лефортово – страницы истории

Лефортово- Немецкая слобода – это уникальный район Москвы, который в исторически совсем близкие времена называли «Версаль на Яузе». История района началась как история поселения на берегах реки Яузы выходцев из Западной Европы.

В середине 16 века активизируются и торговые связи с Западом. Компании разных западных государств, получив право на торговлю по Руси, начали обзаводиться своими конторами и постоянными складскими помещениями, строить магазины и жилые дома. Именно в это время по указу Ивана Грозного было создано первое компактное поселение иноземцев на территории, которая известна сейчас как Лефортово- Немецкая слобода. Располагалось это поселение за пределами города на правом берегу реки Яузы и называлось Кукуем, так как по его территории протекал ручей Кукуй, или Немецкой слободой. Немецкой иноземная слобода называлась потому, что всех иностранцев из Западной Европы в Московии чаще всего называли немцами. «Немец», «немчин» означало немой, не говорящий по- русски.

Слобода, возникшая на Кукуе при Иване Грозном, просуществовала недолго. Сам же Иван Грозный вскоре ликвидировал эту слободу, так как от продажи питий иноземцы нажили значительные богатства. Это вызывало недовольство и жалобы русских посадских людей. Царь Иван 4 страшно разгневался, и слобода попала в опалу. В 1580 году она была разгромлена и сожжена опричниками. При Федоре Ивановиче, слобода была восстановлена. Борис Годунов даже разрешил восстановить лютеранскую церковь. В начале 17 века Немецкой слободы на Кукуе опять не стало. Почти все царствование Михаила Федоровича на месте Немецкой слободы и ее окрестностей были только пустыри, поля и огороды.

По указу царя Алексея Михайловича в 1652 году строится новая иноземная слобода на Яузе, которая стала называться Новоиноземской, а в народе Новонемецкой или просто Немецкой слободой. Особое место в истории этой слободы занимает период правления Петра 1. Не случайно Петра называли «учеником Немецкой слободы». При Петре она стала цветущим, быстро развивающимся предместьем Москвы. Но самое главное, Немецкая слобода и расположенное невдалеке село Преображенское становятся центром политической жизни России. В Немецкой слободе он нашел таких нужных для преобразования России людей, как Патрик Гордон, Франц Тиммерман, Карштен Брант, конечно же Франц Лифорт и другие.

При Петре 1 в Немецкой слободе развернулось большое строительство. Прежде всего строились храмы. В 1684 году в Кирочном переулке на территории теперешнего ЦАГИ была построена каменная кихра во имя архангела Михаила. Вторая каменная кихра была построена в 1695 году в Старокирочном переулке, причем в числе жертвователей значится сам Петр 1 и освящена она в честь апостолов Петра и Павла. Во дворе этой кихри красовался «каменный палаццо», построенный по приказу царя для его фаворитки Анны Монс. Рядом, на углу с Немецкой улицей вырос католический кастел, а ближе к Денисовскому переулку- реформатская церковь. В 1697- 1699 годах на берегу Яузы по заданию Петра «каменных зданий художником» Дмитрием Аксамитовым на средства казны был построен дворец, который государь подарил своему любимцу Ф. Лефорту; под именем последнего он вошел в историю и сохранился по сей день. 12 февраля 1699 года в присутствии Петра торжественно отпраздновалось новоселье,- другого подобного здания не существовало в России. Здание стало своеобразным символом нововведений Петра и фактической резиденцией молодого царя. В великолепных залах Лефортовского дворца проходили первые в России балы, а костюмы гостей были сшиты по последним образцам европейской моды! Здесь, на Петровских ассамблеях, женщины из знатных боярских семей впервые появились в свете.

Вблизи дворца в Немецкой слободе стали селиться царские приближенные. Один из самых доверенных людей Петра 1 генерал- адмирал Ф. Головин, возглавлявший Посольский приказ (министр иностранных дел), покупает у семейства иноземцев участок на левом берегу Яузы напротив Лефортовского дворца и создает там великолепную усадьбу с прудами и садом, ставшую прообразом Санкт- Петербургских дворцовых комплексов. После смерти Головина усадьбу приобретает сам Петр и на ее месте начинается создание императорских резиденций.

Ввиду того, что на Яузе были слободы солдат и офицеров трех полков, Преображенского, Семеновского и Лефортовского, царь 25 мая 1706 года повелел построить военный госпиталь. В следующем году здание было готово. Военный госпиталь имел анатомический театр, хирургическую школу, сад лекарственных растений. Великолепный ансамбль, построенный в 1798 году архитектором И. В. Еготовым, по сей день украшает берега Яузы и в нем размещается Главный Военный Госпиталь России.

При Петре 1 Немецкая слобода приобрела аристократический блеск. В 1741 году на российский престол вступила Елизавета Петровна, которая очень любила Лефортово. Вступивший на престол после смерти Екатерины Великой Павел 1 придал облик Лефортова военно- парадный стиль.

В 19 веке дворцово-парковый ансамбль Лефортово утратил блеск и славу императорской резиденции. Постепенно жизнь Лефортова все теснее увязывается с военным делом, наукой, торговлей и промышленностью. Немецкая слобода, как автономное иноземческое образование, прекратила свое существование. Анненгофский парк разросся и одичал, превратившись в Анненгофскую рощу- любимое место прогулок и увеселения москвичей. Императорские дворцы используются под общественные и государственные учреждения.

Лефортово имеет славное прошлое, достойное настоящее и, надеемся, замечательное будущее.

История Лефортова в лицах

Пастор И. Э. Глюк- основатель первой российской гимназии

В начале 18 века у Посольского приказа появляется нужда в лицах, знающих иностранные языки. Связи с Европой расширяются и становятся нужными не только толмачи для устного перевода при личных переговорах, но и переводчики, способные письменно перевести грамоты, отправляемые в Европу, с русского языка, а также документы, поступающие из-за рубежа, на русский. Для подготовки таких переводчиков уже в 17 веке многие русские «командируются» в Константинополь для изучения греческого языка или в северные германские земли для изучения немецкого. Наконец, в самом начале 18 века власти обращаются в Немецкую слободу в поисках человека, способного возглавить специальную школу, приписанную к Посольскому приказу. Школа была создана в 1701 году и ее «ректором» стал Николай Швиммер. Школа располагалась в Немецкой слободе. Однако уже в 1703 году Швиммер был отстранен от заведывания школой и самая вероятная причина кроется, наверное, в том, что сам Николай Швиммер плохо владел русским языком. Новым «ректором» школы назначен Иоганн Эрнест Глюк, который в отличие от Н. Швиммера отлично владел русским языком.

Иоганн Эрнест Глюк родился в 1652 году в Саксонии, в городе Веттин Магдебургского герцогства, в семье священника. Первоначальное образование получил в гимназии Альтенбурга, затем Виттенбергском и Лейпцигском университетах, где он занимался, главным образом, богословием и восточными языками. Свою порповедническую деятельность начинает в 1673 году в Лифляндии.

6 января 1703 году Глюк с семейством был прислан в Москву, где в феврале началась его педагогическая деятельность. Меньше чем через месяц после приезда в Москву Глюк был принят на государственную службу и ему назначили жалование.

Глюк предлагает помимо иностранных языков учить «риторике, философии, геометрии, географии и иным математическим частям, политике, гистории и прочему к гражданским наукам». Говоря об учителях для своего учебного заведения, Глюк предполагает пригласить Стефана Рамбурга «для танцевального искусства и поступи немецких и французских учтивств», а Иоанна Штурмевеля- «для рыцарской конной езды и берейтерского обучения лошадей». По-существу, пастор Глюк уже в начале 18 века разрабатывает для руководимого им учебного заведения настоящую гимназическую программу, изложив ее в «Каталоге учителей и наук». Число учеников растет и пастор «бьет челом великому государю дабы указал ему дать какой дом в Немецкой слободе и учредить в нем классы». В 1704 году «немецкий апт с учители и учениками» были переведены из Немецкой слободы в центр Москвы в дом умершего боярина В. Нарышкина на Покровской улице.

Указом от 25 февраля 1705 года новое учебное заведение на Покровской улице, сохранившееся в истории, как гимназия Глюка, было утверждено официально. К тому времени в школе насчитывалось уже 30 учеников и 8 учителей. В указе были такие слова: « а в той школе бояр и окольничих, и думных, и ближних всякого служилого и купецкого чина людям детей их, которые своею охотою приходить в тое школу записываца станут, учить греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных розных языков и философской мудрости, а за то учение с тех учеников денежного и никакого и в его неволею взятия не будет, и о том по грацким вопротам прибить указы ». Историк В. О. Ключевский считал, что гимназия Глюка была первой попыткой завести в России светскую общеобразовательную школу. В Москве Эрнст Глюк не только педагог- он продолжает и свою литературную деятельность. Глюком были написаны 53 духовных песни, краткая география, написанная Глюком на русском и немецком языках.

Пастор умер в 1705 году и многие из своих замыслов осуществить не успел. Через несколько лет гимназия опять перестанет быть общеобразовательной и распадается на латинскую, немецкую, французскую и шведскую языковые школы. Похоронили Эрнеста Глюка на лютеранском кладбище вблизи церкви Св. Михаила в Немецкой слободе.

Царские лейб-медики Блюментросты

Аптекари и лекари-иностранцы появились в Московии давно, еще в 15 веке. Начиная со второй половины 17 века, многие из них поселялись в Москве в Новонемецкой слободе на Яузе. Немцы составляли значительную часть жителей слободы, причем видя благоприятную атмосферу для успешной служебной карьеры и предпринимательства, приглашали из Германии своих родственников. Так в Москве появилась семья Блюментростов.

Семья Блюментростов, возглавляемая доктором медицины Лаврентием Алферьевичем, прибыла в Москву из Мюльгаузена в мае 1668 г.

У доктора блестящая частная практика, по свидетельству очевидцев, выписанные им рецепты, как реликвии переходили от отца к сыну. Отмечают также скромность доктора и его доброжелательность, он был одним из самых влиятельных деятелей лютеранской общины Немецкой слободы. В мае 1678 года Лаврентий Блюментрост выступил с проектом «Церковного устава». В уставе много внимания уделялось роли церкви в воспитании молодежи, важности церковно-приходских школ, возглавляемых пасторами. Умер Л. А. Блюментрост в 1705 году. У доктора было четверо сыновей: старший остался в Мюльгаузене, второй Лаврентий Христиан, вначале учился у Грегори, а также изучал под руководством отца медицину и стал позже лейб-медиком царевен, но вскоре умирает очень молодым. Два других сына Иван и Лаврентий много лет и очень успешно трудились на благо России.

Иван Лаврентьевич, третий сын Лаврентия Алферьевича, родился уже в Москве в Немецкой слободе в 1676 году, здесь же он получил начальное образование. Отцу хотелось, чтобы сын последовал по его стопам и к моменту, когда Иоганну исполняется 22 года, отец добивается того, чтобы царь Петр отправил сына в Европу изучать медицину. В 1702 году после четырехлетнего обучения молодой доктор медицины возвращается в Россию и вскоре назначается гоф-медиком Петра 1. Иван Лаврентьевич сопровождает Петра в его многочисленных военных походах. Позже с 1707 года он получает должность лейб-медика Екатерины 1 и лечит императрицу до последнего дня ее жизни. Петр доверяет молодому Блюментросту, прислушивается к его советам по улучшению медицинской части в России и по его проекту в 1721 году Высочайшим указом создает Медицинскую коллегию для управления всеми медицинскими делами в империи. Во главе коллегии был поставлен Иван Блюментрост.

Младший сын Л. А. Блюментроста Лаврентий Лаврентьевич был самым видным представителем этой семьи и оставил в истории России заметный след. Родился Л. Л. Блюментрост в Немецкой слободе в 1692 году. Первоначальное образование получил в школе, созданной пастором Глюком. Кроме того, отец занимался с ним иностранным языками. В 1714 он защищает диссертацию и получает степень доктора медицины и возвращается в Россию. Его первым официальным назначением была должность лейб-медика сестры царя Петра 1 царевны Натальи Алексеевны. Вскоре Лаврентий Лаврентьевич получает весьма ответственное задание – поехать в Европу и проконсультироваться у западных специалистов по недомогании Петра 1. Он успешно справляется с этим заданием и одновременно повышает свою квалификацию в анатомических кабинетах Франции и Швеции.

В 1719 году он становится во главе Кунсткамеры, многие экспонаты которой были закуплены Блюментростом во время его поездки в Европу. Он также возглавляет и императорскую библиотеку. Своим помощником он делает Иоганна Шумахера. Исорики полагают, что именно Л. Л. Блюментрост подал Петру мысль о необходимости создания в Петербурге Академии наук.

Именно Блюментрост подбирал в Европе «кадры» для создаваемой Академии и после смерти Петра продолжал принимать в Петербурге все новых и новых ученых из Европы. Екатерина 1 поддержала проект создания Академии и в ноябре 1725 года первым президентом Петербургской академии наук был назначен Лаврентий Лаврентьевич.

После смерти Екатерины, Лаврентию Лаврентьевичу пришлось вместе со двором Петра 2 в 1728 году переехать в Москву. После смерти Петра 2 в 1730 году существенно осложняется его положение. Примерно пять лет Блюментрост живет в Москве, занимаясь исключительно частной практикой, и только в 1738 году ему предоставили место главного доктора Военного госпиталя в Лефортове и директора госпитальной школы.

После вступления на престол Елизаветы, Лаврентий Лаврентьевич опять востребован и в 1754 году он становится куратором Московского университета. В феврале 1755 года его вызывают в Петербург для согласования вопросов, связанных с деятельностью Московского Университета. К сожалению, через месяц после этого Л. Блюментроста не стало- он скончался от водянки. Лаврентий Лаврентьевич не оставил наследников. Род Блюментростов по мужской линии в России прекратился.

На лефортовской земле жили и работали многие достойные люди, принесшие пользу и славу России, и, разумеется, не только немецкой национальности. Вряд ли в Москве 18-19 веков можно было найти другой район столь же многонациональный, как Лефортово. Долг живущих- сохранять память об этих людях и их деяниях: ведь только так не прерывается История и крепнут корни «дерева жизни». Мы надеемся, что наш скромный труд, являющийся каплей в этой огромной работе, найдет своих заитересованных читателей и получит продолжение усилиями тех, кому близки слова Николая Михайловича Карамзина: «Должно приучать россиян к уважению собственного».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)