Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тайны и секреты скрипки

Скрипка и ее происхождение

Едва ли можно встретить человека, который не имел бы представления о скрипке, не слыхал игры на ней. Скрипка — один из наиболее распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Богатство, выразительность и теплота ее тембра, а также огромные исполнительские возможности обеспечили ей ведущее положение в симфоническом оркестре, в различного рода камерных ансамблях, в сольной исполнительской практике и в народном музыкальном быту.

По своему происхождению скрипка является народным инструментом. Она и до сих пор находит себе широкое применение в народной инструментальной музыке многих стран мира: Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии на Украине, в Белоруссии, Молдавии и конечно же в России. О том свидетельствуют старинные научные трактаты, мемуары и другие книги XVI—XVII столетий, где скрипку как народный инструмент противопоставляют виолам, популярному инструменту у «привилегированных» слоев европейского общества. Французский музыкант Филибер, по прозвищу Железная Нога, писал в 1656 году: «Мы называем виолами те инструменты, за которыми дворяне, купцы и другие достойные люди проводят свое время. другой вид именуется скрипкой. встречаешь мало людей, кои ею пользуются, разве те, которые живут своим трудом. ее используют для танцев на свадьбах, маскарадах».

Скрипка была излюбленным инструментом бродячих музыкантов. С ней шли они из города в город, из одного села в другое, принимая участие в народных праздниках, играя на ярмарках, в кабачках и трактирах, на свадьбах и похоронах. О распространенности скрипки в народе свидетельствуют многочисленные картины художников: Д. Тенирса («Фламандский праздник»), Хр. В. Э. Дитриха («Бродячие музыканты»), К. Дюжардена («Савояр»), А. ван Остаде («Голландский скрипач») и многих других. Скрипка зародилась примерно в конце XV столетия в результате долгой, многовековой эволюции предшествовавших ей смычковых инструментов. Наиболее древним из них был фидель, или виела. (приложение 15)

Самые ранние сведения о существовании фиделя (виелы) относятся к VIII—IX векам. По всем данным, он появился у южных славян, а затем получил распространение и среди других народов Европы. Он представлял собой инструмент с гитарообразным корпусом, дощатой плоской головкой и перпендикулярно к ней расположенными колками; у него имелись два резонаторных отверстия в" виде скобок, а иногда еще четыре дополнительных отверстия по углам верхней деки.

На гитарообразном фиделе (виеле) играли в средние века немецкие и французские жонглеры — бродячие музыканты. Жонглеры состояли на службе у поэтов-трубадуров, хо

дили по городам и феодальным замкам, исполняя песни под аккомпанемент виелы (фиделя). Виела часто упоминается в средневековых песнях, поэмах, стихах.

В одной из песен знаменитого поэта и музыканта XII века Колена Мюзе поется:

Я шел на лужок,

Снял виелу и смычок И пропел мюзетту'.

Виела пользовалась популярностью во всех слоях общества — как в народе, так и в придворных кругах, в церквах и монастырях. Немецкий поэт при дворе чешского короля Вацлава II, Ульрих Эшенбах, воспел виелу в следующих прочувствованных стихах:

Из всех, что я досель слыхал,

Достойна виела лишь похвал;

Полезно слушать всем ее.

Коль сердце ранено твое,

То исцелится эта мука

От нежной сладостности звука.

Именно виела (фидель) и стала прародительницей двух основных типов европейских смычковых инструментов — виолы и скрипки. И если виола составила как бы «аристократическую» ветвь европейского смычкового инструментария, то скрипка возникла как его «плебейское» ответвление.

Виола родилась в результате смешения конструкции фиделя с рядом других инструментов, в основном же с лютней. Лютня — старинный щипковый инструмент. Несколько напоминая формой корпуса мандолину, она отличалась от последней резко отогнутой назад головкой. От лютни виола заимствовала лады на грифе, настройку струн (по терциям и квартам) и розетку, находившуюся в середине верхней деки, у окончания грифа. Вместо дощатой головки фиделя у виолы появляется головка, близкая к скрипичной, а иногда и с таким же завитком. Многое в виоле уже совсем напоминает скрипку. Отличали же ее более покатые «плечи», более высокие обечайки, лады на грифе, резонаторные отверстия в форме скобок или змеек и плоская нижняя дека. Наконец, виола имела не четыре, а шесть-семь струн.

Виола звучала мягко и приглушенно, очень приятно в домашнем быту, но для больших концертных залов звук ее был недостаточным, что и явилось одной из причин вытеснения виолы скрипкой.

В зарождении скрипки фидель сыграл роль несколько иную, чем при формировании виолы. Здесь он смешивается с одним из очень распространенных в средние века народных инструментов — ребеком. Ребек происходил от старинного арабского

инструмента ребаба, завезенного маврами в Испанию в VIII веке при завоевании ими Пиренейского полуострова. Ребек имел грушевидную форму с шейкой, являющейся непосредственным продолжением корпуса. У ребека не было отдельного грифа и было три струны. Любопытно, что настраивались они, как и на скрипке, по квинтам. В XV—XVI веках встречались и четырехструнные ребеки, уже совсем приближавшиеся по строю к скрипичным инструментам. Ребек имел резкий, суховатый звук и получил распространение, главным образом, в народе.

По-видимому, близки ребекам так называемые «польские скрипки» — мазанки — трехструнные смычковые инструменты польских народных музыкантов.

В создании скрипки некоторую роль сыграли и смычковые лиры (приложение 18) — инструменты типа фиделя, но с большим количеством струн, две из которых были натянуты вне грифа и гудели в течение всей игры, как басы на волынке. Некоторые из лир формой корпуса уже совсем напоминали скрипку. Лиры прожили короткую жизнь, явившись промежуточным типом смычкового инструмента между фиделем и скрипкой.

И сейчас разве только прелестные стихи Теофиля Готье напоминают нам об их существовании:

«. мое сердце, потерявшееся в твоем сердце, которое оно так искало, вибрирует, как лира, тронутая смычком».

Период распространения виолы — XV— XVI века, с XVII столетия она начинает уступать свое место скрипке — сперва в Италии и Чехии, затем в Германии и, наконец, во Франции и Англии.

Строение скрипки

Выработанный в XVI—XVII столетиях тип скрипки сохранился по настоящее время. Корпус ее имеет овальную форму с глубокими выемками по бокам, образующими «талию». Такое строение корпуса (приложение 19) разумно с точки зрения акустики и в смысле удобства игры. Мягко закругленная линия «плеч» позволяет скрипачу огибать рукой корпус при игре в высоких регистрах; «талия» же необходима для того, чтобы исполнитель мот, не задевая краев корпуса, играть смычком на верхней и нижней струнах. Смычок входит в углубления, образующие «талию», и движется не стесняемый выступами корпуса.

Верхняя и нижняя плоскости корпуса называются деками. Для изготовления верхней деки используют ель, а нижнюю деку делают из волнистого клёна. Деки соединены друг с другом обечайками, тоже из волнистого клёна. Они имеют выпуклую форму, так называемые «своды». От характера этих последних во многом зависят сила звука и тембр инструмента.

Лак, которым покрываются скрипки, бывает различных оттенков — от светло-желтого, золотистого, до темно-красного и коричневого. Изящество отделки превращает многие скрипки в подлинные произведения искусства.

Ювелирно тонкой отделки требует такая деталь скрипки, как «ус» — деревянная полоска, шириной примерно в 2—3 миллиметра, окаймляющая деки.

В верхней деке проделаны два резонаторных отверстия в форме латинской буквы "f". Они так и называются эфами. Заглянув в них, можно увидеть на нижней деке этикетку с фамилией мастера, сделавшего инструмент, или фабричную марку в середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закрепленные на струнодержателе («подгрифке»). Для того чтобы струны не лежали в одной плоскости и скрипач мог, играя на одной струне, не задевать соседнюю, верх подставки слегка закруглен. Струнодержатель представляет собой полоску черного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн.

Противоположный конец его узкий, толстой струной в виде петли он соединен с пуговкой, расположенной на обечайке.

Внутри корпуса скрипки, около подставки, между верхней и нижней деками, вставлен круглый деревянный штифт, носящий наименование душки. Душка играет важную роль: она передает колебания от верхней деки к нижней, и от малейшего изменения ее местоположения изменяется качество звука. Мастера добиваются улучшения звука инструмента, осторожно передвигая душку с одного места на другое.

Слева от подгрифка укреплен подбородник — приспособление, служащее для держания инструмента в наиболее удобной точке опоры. Раньше исполнители играли на скрипке без подбородника, а в XVIII веке держали ее даже не слева, а справа от подгрифка.

Изменение положения скрипки во время игры и появление подбородника были вызваны развитием виртуозной техники.

Наиважнейшей частью скрипки является гриф— «игровое поле» левой руки скрипача. Гриф представляет собой длинную пластинку, сделанную из черного дерева или из пластмассы. Нижняя часть его прикреплена к закругленной и отшлифованной планке, так называемой шейке, которую охватывает рука исполнителя во время игры, а верхняя нависает над корпусом.

Шейка переходит в головку с характерным завитком, так называемой «улиткой», а на месте их соединения устанавливается для струн маленькая подставка — верхний порожек.

В головку с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки делаются обычно из черного дерева.

Над грифом скрипки натянуты четыре струны; нижняя («басок») настроена на соль малой октавы, две следующие за ней — ре и ля первой октавы, верхняя («квинта») — ми второй октавы.

Извлекают звук из инструмента смычком, СМЫЧОК, трость с натянутыми конскими волосами.

Основные части смычка — гибкая деревянная трость и лентообразно распластанный волос (для смычка обычно употребляют специально обработанные волосы конского хвоста. В настоящее время изготовляются также искусственные волосы из синтетических материалов). Трость оканчивается с одной стороны головкой, с другой — колодкой. Колодка прикреплена к трости посредством металлического винта. С его помощью, оттягивая колодку к концу трости, исполнитель может регулировать степень натяжения волоса.

Тайны создания скрипки

Выстрогать детали скрипки – дело нехитрое, наловчившись, это может сделать любой столяр. Но собрать их в целый инструмент, чтобы тот запел, - дело непростое. Казалось, все до миллиметра отмерил, все подогнал, а тронешь струны смычком – сипит скрипка, словно у неё простуда или насморк. Поди угадай, в чем тут дело. То ли дерево недостаточно высушенное, то ли одну из стенок скрипичного ящика сделал толще или тоньше. Не получилась скрипка – разбивай её, ищи причину неудачи. Прежде всего, нужно выбрать подходящее дерево. Ну, сколько его там идет на скрипку? Небольшого поленца весом 240 граммов хватило бы, толстая книжка и та тяжелей. А вот, поди ж ты, десятилетиями готовят дерево для скрипки. Еловое – для верхней крышки, белоствольный клен – для нижней. Ровные, без сучка, без задоринки брусики.

А срубить дерево нужно весной, когда оно оживает, и листья влагу из ствола вытягивают. Если спилишь дерево со смолистыми соками внутри, никакими силами их потом оттуда до конца не выгонишь. И тогда дерево будет тяжелым и глухим, звук в нем будет вязнуть.

Где только не ищут старое сухое дерево мастера. Как узнает мастер, что где-то рушат старый дом, тотчас спешит туда. За десятилетия стропила под крышей хорошо высохли, двери старые могут в дело пойти. Рассказывают, что мастер Иван Батов, которого называли «русский Страдивари», все свои заработки пускал на покупку старой развалившейся мебели, дверей и даже ворот от старых домов.

Но вот в руках у мастера отличное дерево. Бери в руки резец – и за работу! Да только не торопись. Посмотрите, какая затейливая форма у скрипки. Почему так капризно изогнуты её линии? Почему бы ни сделать, к примеру, прямоугольный или треугольный ящичек? И проще и быстрее.

А дело в том, что в изогнутом корпусе скрипки голос струны отражается в разные стороны, эхо получается не одно, а сотни маленьких эхо. И тогда у скрипки появляется не Тольку звук, но и призвуки Тембры. Звуковые краски. А «потолок» и «пол» скрипкиного домика тоже мудрено выстрогать. В середине оно потолще, к краям потоньше. Если сделать Скрипкину грудь и спинку повсюду одной толщины, они будут слишком плотными, не будут волноваться над струной, их дрожание сразу угаснет. Звук не будет тянуться, а сразу оборвется. Чуть ошибешься, снимешь лишнее – пропала работа, хоть выбрасывай. А как сделает мастер деку, начинает по ней смычком водить, постукивать, слушать её звучание. Она сама по себе петь должна звуком определенной высоты, чтобы откликаться на звук

11 - струн. На верхней деке фигурные прорези. Не для красоты, а для того, чтобы звук из скрипичного ящичка вылетал наружу, а не затихал внутри. И подставочка, на которую струны ложатся, тоже фигурно вырезана неспроста. Такая подставочка пружинит под струнами, смягчает их нажим. А иначе, если всей силой струны лягут на неё, скрипка задохнется, голос её будет дышать сдавленно

А потом задача, каким лаком скрипку покрывать. Лак скрипку от сырости оберегает. Да вот только случается, что сковывает лак свое ледяной корочкой дерево, звучать ему не дает, значит, лак тоже не всякий годиться. Очень много секретов.

Наверное, все слышали о знаменитом итальянском скрипичном мастере Антонио Страдивари. За свою долгую жизнь мастер сделал больше тысячи скрипок. Последнюю свою скрипку он сделал, когда ему перевалило за 90 лет. Это значит, что работал Страдивари необычайно быстро. Каждый месяц по одной, а то и по две скрипки. Нынешние мастера сидят над каждой скрипкой несколько месяцев, а то и год, ищут её голос. Но редкая скрипка поет так, как скрипка Страдивари. Из всех инструментов Скрипка поет всех душевнее. Первыми композиторами были Корелли, Вивальди, Паганини.

Глава 4. Скрипичные мастера

Со времён создания скрипки и до настоящего времени лучшими скрипичными мастерами считаются три Итальянских семьи, Амати, Гварнери и Страдивари.

Амати— старейшая семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Андреа Амати — родоначальник школы скрипичных мастеров в Кремоне— принадлежал к одной из старинных фамилий города. Начал работать в детстве (сохранились инструменты с этикеткой 1546).

Сыновья Андреа Амати— Андреа Антонио и Джироламо работали вместе (примерно 1577-1630).

Никколо Амати — сын и ученик Джироламо Амати, наиболее известный представитель семейства. Ученики Никколо Амати: его сын Джироламо Амати 2-й , А. Гварнери, Ф. Руджери и А. Страдивари.

Гварнери это одна из самых знаменитых семей итальянских скрипичных мастеров. Ее родоначальник Андреа Гварнери учился у Н. Амати.

Пьетро, старший сын Андреа Гварнери, возможно, также учился у Н. Амати, работал в Кремоне, затем в Мантуе.

Джузеппе (Иосиф) Гварнери , второй сын Андреа Гварнери. Джузеппе Гварнери , младший сын Джузеппе Гварнери, прозванный Гварнери дель Джезу. На изготовленных им скрипках играли Н. Паганини, А. Вьётан, Э. К. Сивори, Э. Изаи, Ф. Крейслер. Предпочитаются они и большинством современных скрипачей.

Страдивари Величайший мастер смычковых инструментов Антонио Страдивари был учеником Никколо Амати. Очень рано начал изготавливать инструменты: сохранилась скрипка с этикетом, свидетельствующим, что она сделана Антонио Страдивари, учеником Никколо Амати, в возрасте 13 лет. Около 1667 г. закончил обучение у Амати (с этого времени не называл себя в этикетках его учеником). В 1667 г. открыл собственную мастерскую. Изготовлял комплекты инструментов для королей Испании, Англии, Польши и глав многочисленных государств Италии тех лет.

Жизнь Страдивари проходила в непрерывном труде, он был прославлен и обеспечен. Отличался методичностью: десятилетиями всесторонне разрабатывал какой-либо тип модели, пока не переходил к другому. Многие годы (1660-1683) Страдивари работал в стиле своего учителя Амати. В 1684-1689 гг. проводил эксперименты над типом большой модели

Амати, делал самые крупные в Италии скрипки (примечательно, что тембр их чисто сопрановый). Весь первый период его деятельности условно назван amatise. Отход от школы Амати наблюдается в 1690 г. , а в 1698 г. снова возвратился к стилю Амати, но не Никколо, а братьев Антонио и Джироламо (позднего периода их деятельности). Только около 1700- го г. , в возрасте 56 лет, Страдивари сконструировал свою модель. С этого года и до 1716 г. длился так называемый золотой период, когда Страдивари создал лучшие по концертным качествам инструменты. В тембре скрипок, альтов и виолончелей этого периода выявляются более высокие обертоны, чем у Амати, и звучание приобретает особую "дальнобойность" (звук заполняет самые большие залы). В последние годы жизни также изготавливал высококачественные инструменты.

В своих инструментах Страдивари более всех других мастеров приблизился к природному тембру человеческого голоса.

Инструменты Страдивари пользовались огромной популярностью. Ему приписывается создание около 2500 инструментов; сохранилось бесспорно подлинных— 732 (среди них: 632 скрипки, 19 альтов, 63 виолончели). Великий мастер умер в возрасте 93 лет. Его рабочий инструментарий, чертежи, рисунки, модели, некоторые скрипки попали в коллекцию известного собирателя XVIII в. графа Козио ди Салабуе. Ныне это собрание хранится в Музее Страдивари в Кремоне.

Учениками Страдивари были его сыновья— Франческо и Омобоно, которые лишь в незначительной степени приблизились к достижениям отца, а также Карло Бергонци.

Великие скрипачи

Корелли Арканджело – известный итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижер. Выступая как скрипач-виртуоз, руководил струнными ансамблями и капеллами. Корелли создал итальянскую скрипичную школу, параллельно с исполнительством создавал произведения, новизна которых поражала многих. Его сонаты – законченные образцы концертного стиля, позволяющие наиболее полно выявить возможности скрипки как солирующего инструмента. Им созданы знаменитые «Большие концерты», сыгравшие важную роль в развитии симфонической музыки. В сочинениях Корелли получили широкое претворение народно-танцевальные и песенные формы.

Вивальди Антонио , итальянский композитор и скрипач; широкой известностью пользуются его виртуозные и мелодичные концерты. Родился в Венеции 4 марта 1678. Первым учителем Вивальди был его отец, скрипач собора св. Марка. В 1703 Вивальди принял сан священника, с 1704 по 1740 был директором музыки в Оспедале делла Пьета в Венеции – доме призрения сирот, который славился как лучшая в городе музыкальная школа для девочек. В Венеции главной его обязанностью было сочинение музыки, и он сочинял с редкой легкостью и быстротой. В огромном наследии Вивальди – множество опер, а также духовных сочинений. Однако как современники, так и следующие поколения выше всего ставили инструментальные сочинения Вивальди, прежде всего концерты. В 1740 Вивальди уехал из Венеции в Вену, где скончался 28 июля 1741.

Тартини Джузеппе – итальянский скрипач, композитор, дирежер, педагог. Основатель Падуанской скрипичной школы, воспитавшей плеяду блестящих скрипачей; создатель классических сочинений для скрипки – 200 концертов, около 200 сонат, 50 вариаций, 50 трио-сонат и др.

Никколо Паганини - один из самых выдающихся скрипачей в истории музыки. Родился он в Генуе. Его отец играл на мандолине и, заметив, что сын обладает музыкальными способностями, решил сделать из него музыканта. В возрасте шести лет его отдали в ученики к Дж. Косте. Уже в восемь лет Паганини сочинил первую сонату, а в девять учувствовал в концерте в Генуе. В тринадцать лет отец вывозил его в концертное путешествие по городам Северной Италии, где тот приобретал много поклонников. Достигнув шестнадцатилетнего возраста и освободившись от опеки отца, Никколо уезжает в Пизу, где его ожидает огромный успех. Не только его искусство, но и весь романтический образ артиста, каждая деталь его увлекательной биографии, каждая мелочь быта захватывали внимание современников.

Гете и Берлиоз сравнивали Паганини с блестящим метеором, за необычными формами и быстротой движения которого с изумлением следила вся Европа. Следила не только с величайшим наслаждением, но и немалой толикой суеверного страха, настолько личность Паганини выпадала из круга привычных представлений. Поражали в нем и наружность и манеры, и примеры игры. Но все меркло перед электризующим воздействием звуков его скрипки на аудиторию.

Игра Паганини, и ироническая и шутливая, как «Дон Жуан» Байрона, причудливая и фантастическая, как новеллы Гофмана, меланхолическая и мечтательная, как стихотворения Ламантина, дикая и палящая, как проклятия Данте, сладостная и нежная, как мелодия Шуберта, потрясала и околдовывала слушателей. Неслыханному в музыкальных летописях успеху артиста противостоит трагическая судьба человека. хрупкий, больной, гибнущий от тяжелого недуга, Паганини рано познал муки физических страданий и горечь одиночества. Лишь в звуках его скрипки раскрывался слушателям мир поэтических образов, богатая гамма чувств и настроений – от героического пафоса, страстного драматизма и едкого сарказма до нежнейших лирических излияний человеческой души. В 1838 году Паганини обнаружил у себя первые признаки болезни, которая спустя некоторое время свела его в могилу.

Вьетан Анри – бельгийский скрипач-виртуоз и композитор. Ученик известного бельгийского скрипача Ш. Берио. Концертировал с 10 лет в Европе и Америке. Его игра отличалась исключительной красотой тона, блестящей техникой, классической законченностью. Вьетан – автор множества сочинений для скрипки, в том числе 7 концертов. В 1845 – 52 гг. он работал в России придворным скрипачем-солистом; в 1871 – 73 гг. был профессором Брюссельской консерватории. Среди его учеников выделяется знаменитый бельгийский скрипач-виртуоз и композитор Э. Изаи.

Венявский Генрик – польский скрипач и композитор, выдающийся виртуоз XIX в. Учился в Парижской консерватории у Ж. Массара. В 1860 – 72 гг. жил и работал в Петербурге, где был концертмейстером симфонического оркестра, руководителем квартета Русского музыкального общества и профессором Петербургской консерватории. Венявский – автор скрипичных произведений, в том числе 2 концертов, сонат, полонезов, мазурок, этюдов, фантазии, импровизаций, вариаций и т. п. З поэтичность, одухотворенность игры современники называли его «Шопеном скрипки».

А. Вержбиловичем. Среди его учеников: Я. Хейфец, М. Эльман, Е. Цимбалист, М. Полякин и др.

Ойстрах Давид Фёдорович , русский скрипач и педагог. Родился в Одессе 17 сентября 1908, с пяти лет обучался на скрипке у известного педагога П. С. Столярского и окончил по его классу Одесский музыкально-драматический институт. С 1928 жил в Москве. В 1935 завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей, в том же году получил вторую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Г. Венявского в Варшаве, в 1937 – первую премию на Конкурсе имени Э. Изаи в Брюсселе. С 1934 преподавал в Московской консерватории, с 1950 заведовал там кафедрой скрипки (среди учеников – Л. А. Исакадзе, В. А. Климов, Г. М. Кремер, И. Д. Ойстрах, В. А. Пикайзен). С 1930-х годов постоянно выступал в ансамбле с Л. Н. Обориным и в фортепианном трио с Обориным и С. Н. Кнушевицким; с 1961 нередко вставал за дирижерский пульт.

Ойстрах, очень много гастролировавший за рубежом, обладал высочайшей международной репутацией (в Европе его нередко называли «Царь Давид»), был лауреатом множества почетных премий и званий (в том числе состоял членом Королевской академии музыки в Лондоне, Американской академии наук и искусств в Бостоне, Национальной академии «Санта Чечилия» в Риме, доктором Кембриджского университета и т. д. ); у себя на родине получил все возможные «регалии» (народный артист СССР с 1953, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР). Это, однако, нисколько не отразилось ни на личности музыканта, отличавшегося сдержанностью и некоторой «закрытостью», ни на высокой требовательности, которую он неизменно проявлял к самому себе, на неуклонном стремлении к безупречности выполнения авторского замысла и собственной интерпретации. Скрипичная интонация Ойстраха отличалась исключительной чистотой, а его трактовки – классической ясностью и законченностью. Репертуар музыканта включал, наряду с музыкой композиторов-классиков и романтиков, достаточно много современных произведений, в особенности отечественных авторов: Ойстрах являлся первым исполнителем посвященных ему скрипичных концертов Н. Я. Мясковского, А. И. Хачатуряна, Первой сонаты для скрипки и фортепиано С. С. Прокофьева; долгие годы дружбы связывали его с Д. Д. Шостаковичем (первый исполнитель Первого скрипичного концерта и Первой скрипичной сонаты композитора).

Умер Ойстрах в Амстердаме

Леони́д Бори́сович Ко́ган — советский скрипач и педагог, народный артист СССР (1966), лауреат Ленинской премии. Один из крупнейших музыкантов XX века.

Коган был одним из самых ярких представителей советской скрипичной школы, представляя в ней «романтически-виртуозное» крыло. Он всегда давал много концертов и часто, ещё с консерваторских лет, гастролировал за рубежом. В репертуаре его были представлены, примерно в равных пропорциях, все основные позиции скрипичного репертуара, в том числе и современная музыка: Когану посвящены Концерт-рапсодия А. И. Хачатуряна, скрипичные концерты Т. Н. Хренникова, К. Караева, М. С. Вайнберга, А. Жоливе; для него начал создавать свой третий (неосуществленный) концерт Д. Д. Шостакович. Коган был непревзойденным исполнителем сочинений Н. Паганини (в 1982 озвучил скрипку великого гения в фильме «Никколо Паганини»), а также виртуозных миниатюр Г. Венявского, П. Сарасате, Ф. Крейслера и разного рода эффектных скрипичных транскрипций.

Похоронен на Новодевичьем кладбище. Сын Павел Леонидович Коган— дирижёр и художественный руководитель Московского государственного академического симфонического оркестра.

Музыкальное образование в городе Нягань

У жителей нашего города тоже есть замечательная возможность не толь научиться хорошо, играть на скрипке, но и при желании добиться в этом таких же замечательных результатов, как те великие музыканты, о которых упоминалось выше. В Нягани есть два учебных заведения, где обучают детей игре на скрипке, это детская школа искусств №1, которая не так давно отметила свой 35 летний юбилей, и детская музыкальная школа №2 (приложение 26), в которой я учусь. Но такая ситуация у нас в городе была не всегда. До 1985 года в Нягани была Толька только одна школа, в которой можно было получить музыкальное образование, детская школа искусств №1. А вот уже с сентября 1985 года начала свою работу и детская музыкальная школа №2. В первый год работы в ДМШ№2 училось не более 50 ребят. Класс скрипки в ней существовал с момента её открытия, и надо сказать, что учеников, обучающихся искусству игры на этом чудесном инструменте не пришлось набирать с нуля, в школу пришло много ребят разных годов обучения. Это были ребята, приехавшие из других городов и переведённые из других школ. В те времена в наш город приезжало очень много народу со всей страны, тогда это было ещё очень огромное государство, Советский Союз. Надо сказать, что количество желающих получить музыкальное образование росло с каждым годом (приложение 27). Например, в 1990 году в школе обучались уже 315 учеников, а в 1995 – 334, в 2000 – их уже было 345, а 2005 – 385. На сегодняшний день ДМШ№2 посещают 398 ребят (приложение 28). Большинство из них конечно же учатся играть на фортепиано – 175 ребят. 29 человек выбрали флейту, всего 4 – кларнет, 12 учеников учатся играть на саксофоне, 6 – на ксилофоне, 29 – на баяне и 25 – на аккордеоне, 11 учеников решили научиться играть на балалайке и 29 – на домре, 40 ребят выбрали гитару, и 38 учеников решили покорить скрипку. Надо отметить, что хотя класс скрипачей не так велик, как класс пианистов, но из 11 классов музыкальной школы №2 он занимает 3 место и это уже хорошо. А за 23 года работы из стен этой музыкальной школы было выпущено 56 скрипачей. Конечно, большинство из этих выпускников не связали свою жизнь со скрипкой, но есть и такие среди них, кто решил, что скрипка это его судьба. Так, например, Губанкова Лена и Колесникова Катя стали преподавателями и обучают ребят играть на скрипке, а Кузнецов Миша и Гилязева Женя стали действующими музыкантами и играют сейчас в аркестрах.

В последние годы ученики детской музыкальной школы №2 принимают участие в различных конкурсах исполнителей на струнно-смычковых инструментах. И возвращаются с этих конкурсов не с пустыми руками (приложение 29). Так, например в 2002 году в окружном конкурсе исполнителей на струнно-смычковых инструментах, который проводился в

19 - г. Ханты-Мансийске, вторые места заняли Стенина Елена и дуэт Шитерников Виталий и Стенина Елена. В марте 2005 года в Нягани, на базе детской музыкальной школы №2, проводился 1 зональный конкурс юных исполнителей на струнно-смычковых инструментах. Принимая в нём участие, наши ребята заняли много призовых мест. Это лауреаты 1 степени – Корягина Ольга и Бояркина Алина (выпускница нашей 9 школы), диплом 1 степени они взяли и как дуэт. Диплом 2 степени получили дуэт Мачехиной Анастасии и Бодаровской Анны, а так же ансамбль ДМШ№2. 3-е места на этом конкурсе заняли Черепина Наталья, Стенина Елена, два трио и один ансамбль. Также в 2005 году одна из учениц ДМШ№2 и школы №9, Бояркина Алина, приняла участие в первом открытом региональном конкурсе юных исполнителей и стала лауреатом 1 премии. Ещё в 2006 году Алина участвовала в областном открытом конкурсе юных дарований имени Саввы Мамонтова и там она стала лауреатом 3 степени. А в марте этого года в Нягани, на базе всё той же детской музыкальной школы №2, прошёл 2 зональный конкурс юных исполнителей на струнно-смычковых инструментах. И это был самый успешный конкурс для учеников второй музыкальной школы. Лауреатами 1 степени стали Зулина Виктория, Прежина Варвара (приложение 30) и трио Саяфарова Диана, Постникова Юлия, Ахметова Юлия. 2-е места заняли: Коржова Валерия, Галиахметова Екатерина, Папулова Кристина, Чиркова Ольга, Чужинова Варвара, Саяфарова Диана, Ахметова Юлия, один дуэт, одно трио и три ансамбля. Обладателями же дипломов 3 степени стали одно трио и один ансамбль. Это пока все достижения скрипачей ДМШ№2. И хотя среди них нет ещё дипломов всероссийских и международных конкурсов, я верю, что всё ещё впереди, надо только сильно захотеть, очень много работать и всё получится. Тем более, что в этой школе учат детей играть на скрипке замечательные, талантливые педагоги: Бережная Ирина Алексеевна, Ерёменко Светлана Алексеевна и Губанкова Елена Викторовна.

Благодаря проделанной мною работе, я узнала много интересного о скрипке, скрипичных мастерах, великих скрипачах, ближе познакомилась с работой музыкальных школ нашего города, больше узнала о тех людях, которые учились и учатся играть на скрипке. Готовлюсь выступить с этим материалом перед учениками детской музыкальной школы № 2. И на основе этой работы, с помощью взрослых, я выпустила буклет (приложение 31), в который вошли сведения о музыкальных школах г. Нягани, о выпускниках и учащихся начальной школы № 9, обучающихся и закончивших обучение по классу скрипки в детской музыкальной школе №2. Подобрала настольные игры, в которых встречается скрипка. Попыталась сделать скрипку из подручных материалов.

Свою работу мне хотелось бы закончить словами чешского музыканта Яна Якуба Рыбы (приложение 32), который сказал, что « скрипка для музыканта также важна, как хлеб для человека».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)