Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Классный час. <<Возращение романса>>

Звучит романс <<Под лаской плюшевого пледа>>

Быть старомодной не боюсь,

И, полной грусти тривиальной,

Романс я помню наизусть.

Как доносил мне эту грусть

Твой голос страстный и печальный

И память сердца ль виновата,

Иль память, слуха не пойму.

Но я покорствую ему.

И над Невой, как встарь когда-то,

Твой луч пурпурного заката

Горит скитанью моему.

(Наталья Крандиевская-Толстая)

Грусть по романс. , В наше время супергромких песен и электронных усилителей - вдруг грусть по романсу тихому голосу ,поющему простые и старые как мир слова?

Старый романс. Как его только не честили! Сентиментальный, пошлый, мещанский, осмеянный, руганный романс, а потребность в нём все там же сильна, как желание любви. Глагол <<любить>>, которым рождено великое созвездие старых романсов, так и не состарился, так и остался живым и трепетным <<нервом>> романса.

Родиной романса является Испания. Там в XII-XIV веках и зародился новый песенный жанр в творчестве странствующих музыкантов, певцов, поэтов. Он соединил в себе элементы речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Песни певцов трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда родилось и название - <<романс>>.

Со временем романс, сближались с народным искусством, обретал демократические черты, но сохранял в отличие от народной песни специфику жанра. Если песня могла быть исполнена как солистом, так и хором то, романс исполнялся одним или двумя певцами и обязательно с инструментальным сопровождением - в народе - испанская гитара.

Звучит романс. <<В лунном сиянии>>

В VIII веке жанр романса появился и в русской музыке. В его родословной сплелись многие корни: красота и распевность русских протяженных песен, глубина хоровой музыки, образность и яркость русской речи.

Первые романсы определили и основное направление жанра - любовную лирику.

<<Позабудь дни жизни сей

Как о мне вздыхала,

Выдь из памяти моей

Коль неверна стала>> Вместе с развитием русской поэзии и русской музыки совершенствовался и русский романс.

Романс Даргомыжского на стихи Пушкина <<Я вас любил>> написал более 150 лет назад, а и по сей день он звучит на концертах.

Если бы в пушкинскую эпоху проводился конкурс <<Лучшая песня 1827 - 1830>>, то первые места заняли бы алябьевский <<Соловей >> и варламовский <<Красный сарафан>>.

<<Не шей ты мне, матушка

Красный сарафан

Не входи родимушка,

Попусту в изъян

Рано мою косыньку

На две расплетать

Прикажи мне русую

В ленту убирать

Пущай, не покрытая

Шелковой фатой

Очи молодецкие

Веселит собой

То ли житье девичье,

Что его менять

Торопиться замужем

Охать да вздыхать.

Романс Варламова был очень знаменит, а между тем сам автор тщетно обивал пороги Певческой капеллы в Петербурге, умолял дать ему скромное место учителя пения: Я имею пять человек детей и пятый год питался этой надеждой поступить на службу, тем более, что я всё в совершенстве знаю по этой части. Не буду описывать о моём бедном семействе и ужасных обстоятельствах, которые с каждым часом всё хуже и хуже, но скажу только одно, что у меня в доме могила.

Александр Егорович Варламов нрав имел приветливый, дружелюбный, охотно откликался на приглашения, пел с радостью.

Любил приговаривать: не нужно мне сто рублей, дайте сто друзей.

Варламов был неутомимым: дадут ему новый текст, он уйдёт тихонько к фортепиано и вскоре возвращается с новым романсом.

<<Вдоль по улице метелица метёт>>,<<На заре ты её не буди >>,<<Белеет парус>> эти романсы и пела вся Москва. Однако в 1843 году он был уволен из театра, надвигалась нищета, однако композитор не унывал, был добрым, мечтательным и непрактичным. Продаст новый романс - и задаёт пир горой.

А в октябре 1848 году Александр Варламов умер, не оставив после себя ни денег ни состояния - только несчётное число (около 200) песен и романсов.

Бытовой романс - это документальная повесть, из которой можно узнать многое о жизни, интересах, мыслях людей нового поколения.

Среди мастеров бытового романса выделялся Пётр Петрович Булахов.

<<Гори, гори моя звезда

Гори, звезда приветная

Ты у меня одна заветная

Другой не будет никогда.>> Всю свою жизнь этот талантливый композитор, отягощённый острой нуждой и болезнями боролся за утверждение своего искусства. Под конец жизни его милости приютили Шереметевы в своей графской усадьбе Кусково, где он и скончался

А много ли мы знаем об Александре Гурилеве

<<Однозначно гремит колокольчик

И дорога пылиться слегка

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика>> Песни и романсы его любимы и сегодня, а вот сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Отец его был крепостным композитором графа Владимира Орлов, и Александр, родившийся в августе 1803, так же был отдан в крепостные музыканты - его учили играть на скрипке. Ремесло скрипача он совмещал с лакейской службой - многие музыканты днём были конюхами, щорниками, огородниками и нередко бывали жестоко пороты за час до вечернего музицирования.

Граф Орлов не любил жестоких романсов, предпочитая им нежные и сентиментальные. После смерти графа Гурилев получил вольную, но оставался подневольным , бедным музыкантом, написал почти 90 песен - романсов, учил московских невест играть на фортепиано умер в 1858, в безызвестности, дущевнобольным.

Новый 1831 год, год своей женитьбы Пушкин встретил с цыганами со знаменитой певуньей Татьяной, Позднее, за несколько дней до свадьбы, Пушкин снова поехал к цыганам.

Таня запела.

<<Матушка! Что в поле пыльно

Сударыня моя, что там в поле пыльно

Кони разыгралися. А чьи то кони, чьи то кони?

Кони Александра Сергеевича. >> Как вдруг громко зарыдал Пушкин.

<<Ах, говорит, эта ее песня всю мне внутрь перевернула, она мне не радость, а большую потерю предвещает.>> Пушкин уехал, ни с кем не распростившись.

Цыгане казались племенем загадочным, роковым, наделенным чуть ли е колдовской силой.

В Москве цыгане увеселяли в Сокольниках, в Марьиной роще, Петербурге - за Нарвской заставой и с тех пор веселье в обеих столицах и с тех пор в обеих столицах Российской империи уже не могла обходиться без цыганской песни и пляски.

Цыганская манера исполнения преобразила, придала характер и новым романсам.

Звучит романс << Две розы>> Годы гражданской войны, а позже и нэпа вновь вернули на сцену забытой было цыганский и бытовой романс предреволюционной поры. Искреннее чувство, теплота мелодии, ненавязчивость образов, легкость в восприятии - всё это и привлекло слушателей.

<<Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью, в поздний час

Его пел голос неизвестный

И песня чудная лилась.

Да, то вальс, прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс.>> В 1923 году в Москве открылся театр, художественных миниатюр <<Палас>> и первый московский мюзикл - холл. Здесь часто звучали романсы Александра Вертинского.

Он долгие годы был в разлуке с Родиной, объездил многие страны мира, исполняя свои романсы на русском языка, с постоянной думой о своей стране.

<<Все пальмы, все восходы, все закаты мира всю экзотику далёких стран, все, что я видел,. чем восхищался, - я отдаю за один, самый пасмурный, самый дождливый и заплаканный день у себя на родине>> Звучит романс <<Дорогой длинною>> Новый прилив творческого интереса к жанру романса в 1926 году был вызван своего рода душевным откликом на безвременную кончину одного из лирических поэтов России - Сергея Александровича Есенина.

А Есенин и сам любил петь русские песни и заставлять петь всех к нему приходивших.

<<Не жалею, не зову, не плачу

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданьем золотом охваченный

Я не буду больше молодым.>> Звучит романс <<Клён ты мой, опавший>> В конце 50-х годов началась творческая линия барда и известного поэта Булата Шалвовича Окуджавы. В 1942 году восемнадцатилетний он ушёл добровольцем на фронт и лишь после войны окончил Тбилисский государственный университет.

В его стихах переплелись элементы поэтических высказываний с интонациями разговорной речи, в музыке - романская традиция с песенным языком.

Звучит романс Б. Окуджавы

Современный музыкальный мир огромен, музыкальные волны стекаются из самых отдалённых уголков земного шара. Разобраться в этом стремительном потоке, остановиться и прислушаться к родным голосам помогает романс. Слушая произведения русского классического и современного романс, люди испытывают радость от общения с подлинно высоким искусством, с искренним строем стихов с излитыми из самого сердца правдивыми образцами музыки, сохраняющими самобытность и индивидуальнось.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)