Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Черты импрессионизма в лирике А. А. Фета

Термин «импрессионизм» родился случайно. Поводом послужило название пейзажа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

Как самое светлое направление в искусстве, зародившееся во Франции во второй половине 19 века, с наибольшей полнотой и последовательностью раскрылся в живописи и поэзии, запечатлел мгновения окружающего мира, передал непосредственное впечатление от увиденного явления. Культ радости, прославление красоты - самая сильная сторона импрессионизма. Остановить мгновение – задача импрессионизма.

Русский импрессионизм — значительное и своеобразное явление в искусстве, в том числе и в поэзии. В поэзии – это изображение предметов в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет фиксируется обрывками и как будто не складывается в цельную картину.

Первым импрессионистом в русской поэзии является А. А. Фет. Уже в его ранних стихотворениях присутствуют черты этого направления. Поэт внимательно вглядывается в окружающий мир, передаёт свои мимолётные впечатления от постоянно меняющегося мира, изображает его таким, каким он предстаёт мгновенному восприятию. Фету не интересны детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, его интересует впечатление, произведённое предметом; он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Поэт говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

Темами творчества поэта - импрессиониста становятся шорохи, звуки, мимолётные впечатления. Фет стремится наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий мир в его подвижности и изменчивости.

В восьмидесятые годы девятнадцатого столетия современники поэта заговорили об «импрессионизме» Фета, который не столько изображает, сколько передаёт субъективное состояние лирического героя, изображает мимолётность отдельных душевных движений, настроений, оттенков чувств. Поэт словно отказывается от попытки словом выразить свои ощущения, передать другому свои чувства. Это можно сделать лишь звуком – навеять другому на душу то, что чувствуешь сам.

Поделись живыми снами,

Говори душе моей;

Что не выразишь словами –

Звуком на душу навей, - пишет Фет в 1847 году.

Для него характерно, что в изображении чувств, как и в изображении внешнего мира, увлечение фиксацией впечатляющих деталей, тонких оттенков переживаний, неясных, неопределимых эмоций. Для Фета не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько важно запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его.

В 1881 году А. А. Фет пишет стихотворение «Это утро, радость эта»:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня, и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли, эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

На мой взгляд, это не совсем известное стихотворение Фета. Интересно оно тем, что в нём нет ни одного глагола (хотя это не единственное стихотворение, в котором отсутствуют глаголы), однако в коротких восемнадцати строках есть движение, переданы мгновенные впечатления от пробуждающейся природы, слышны журчания ручейков, крики птиц, показано ночное томление людей Всё это весна.

В стихотворении не рисуются картины, а фиксируются мгновения, казалось бы, не связанные между собой. Однако именно они создают картину весны, идущей во всём своём многообразии, изображают состояние людей. Поэтом зафиксированы детали, тонкие оттенки переживаний: «ночь без сна», «жар постели».

Несмотря на то, что стихотворение небольшое, в нём много образов: «утро», «радость», «мощь» пух - всего 29.

Состоит из трёх строф. В первой строфе нарисована картина утра, переданы его постоянно меняющиеся звуки. Взгляд лирического героя обращён в «синий небосвод»; там то «крики», то «вереницы», «стаи», «птицы».

Во второй строфе – картина дня. Взгляд скользит по «берёзам», «ивам», потом уходит в «горы», «долы» и вновь возвращается обратно. Взгляд охватывает предметы на какой-то короткий миг, взгляд бегает по этим предметам, выхватывая их.

Третья строфа – картина ночи: «зори без затменья», «вздох». От перфой строфы к последней меняется эмоциональная окрашенность стихотворения: «радость» - «вздох», «ночь без сна».

Обратим внимание на словоупотребление. И здесь сказывается субъективный импрессионистический принцип: на первый план выступает эмоциональная окраска слова. Посмотрим на синтаксис стихотворения. Оно состоит только из одного предложения, но в нём перечисляется множество деталей. Несмотря на то что нет ни одного глагола, оно очень динамично: картины утра, дня, ночи быстро сменяют друг друга. Отсутствие глаголов я объясняю тем, что поэту важно не действие, важно остановить мгновение. Этим же объясняется наличие большого количества деталей, фиксирующих мгновения: «утро», «радость», «мощь» «ивы», «птицы» На мой взгляд, слова в стихотворении не столько характеризуют предмет, сколько те ассоциации, которые вызываются этими предметами в сознании поэта. Многократные повторы, ритмически организуют стихотворение: это утро, радость эта

Обратим внимание на звукопись: [ш], [щ], [с], [ц] - журчание воды; [з], [с], [щ], [т], [д] – птичьи трели. Подбор звуков играет в творчестве Фета конкретную роль: с их помощью поэт передаёт читателю то, что видит и чувствует в этот момент сам. Они же помогают услышать звуки весны.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, который помогает передать легко ускользающие первые впечатления действительности, передать её живой пульс и капризную изменчивость, быстро сменяющиеся картины весны.

Основной тон стихотворения мажорный. Так и хочется в конце стихотворения поставить восклицательный знак, запеть! Поднимается настроение. Остаётся впечатление, что явления мгновенны и они больше не повторятся.

Фет сравнивал себя с угасшими звёздами, угасло много других звёзд, а звезда поэзии Фета разгорается всё ярче благодаря произведениям, которые передают настроение, впечатление, мгновение и миг.

Творчество А. А. Фета достойно уважения и благодарности потомков.

Стукаленко Ирина, 10 класс

Шайдулина Минзифа Закировна, руководитель

(МОУ «Чемашинская средняя общеобразовательная школа»)

Импрессионизм в лирике А. А. Фета.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)