Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Якутский национальный музыкальный инструмент - хомус

Язычково-щипковые и духовые инструменты

Самым распространенным среди якутов инструментом является хомус, состоящий из подковообразного железного ободка с удлиненными лапками. К подковке прикреплена одним концом стальная пластинка в виде ножки стрекозы с загнутым тонким концом. Играют на нем, прикусив зубами. Регулируют звуки губами и языком. Он имел массовое распространение, владели им преимущественно женщины. К сожалению, исследование еще не установило имена виртуозов-исполнителей на хомусе.

Известно, что гольды и орочоны заимствовали этот инструмент у якутов. Варган или хомус использовался по всей России, в Австро-Венгрии , а также балканскими, финскими, тюркскими и другими народами. Русские называют его дырдла, украинцы-дрымба, сербо-хорбаты-дромбуле, черемисы и чуваши - кабаш или купас, немцы-зингелькугель, немцы-

Зингелькугель, киргизы-тимир комуз, а узбеки-чанг-кобуз. При археологических раскопах в Якутии хомус не был найден. Это дает основание согласиться с мнениями Маака и Миддендорфа о заимствовании хомуса у русских.

После революции этот заброшенный, забытый в веках прошлого, музыкальный инструмент снова зазвучал в полную силу во многих братских республиках нашей необъятной страны.

Первыми на него обратили внимание киргизы. На декаде киргисского искусство в Москве ансамбль комузисток, состоящий из пяти девушек, во время своего выступления произвел огромное впечатление.

Большое удовлетворение получили слушатели и от нашего якутского хомуса в исполнении Л. Н. Турнина в Московском Доме работников искусств и в Большом театре в 1948 году. Решением жюри ему была присуждена премия и объявлена благодарность.

Мне кажется, нам пора думать об усилении звука хомуса с дальнейшим использованием в ансамблях. О путях реконструкции хомуса будет изложено ниже.

Исследователями пока еще не установлено: с какого времени инструмент стал музыкальным у якутов, какую имел форму, из какого материала был сделан первоначальный вариант и каким изменением подвергался в течение всей своей истории.

Можно пологать что в процессе своей эволюции хомус претерпел несколько изменений. Прототипом хомуса , как и всех язычковых инструментов, видимо, является листик травы, зажатый между губами или палцами. Следующим этапом его развития следовало бы считать хомус, сделанный из камыша, что значит по-якутски <<хомус>>. Откуда, вероятно, и получил свое название этот музыкальный инструмент. Дальнейшее свое развитие он получает в виде хомуса, сделанного из железа-<<тимир хомус>> 9железный), который сохранился и до наших дней Кроме того, исследователь В. Серошевский отмечал ,что хомус сопровождал пение и рассказы.

Вторым видом духовой язычкого-щипковой группы инструментов является язычковый музыкальный инструмент эвенков и эвенов-варган.

В рукописном фонде сектора истории ИЯЛИИ хранится альбом с рисунками художника-этнографа Петра Ванифатиевича Слепцова. В числе других рисунков там есть тунгусский варган. От обычного якутского хомуса он отличается своей художественной отделкой круга ,очень широким (5-6)см. массивным язычком.

Под рисунком надпись, означающая : Варган.

Дулганский кузнец. Звук очень слабый, звучит тихо, язычок слишком толстый.

Указаны толщина от 26 до 33 см. и ширина язычка от 5 до 6 см. Круг отделан медными пластинками, длина загиба язычка 56 см, шишка на конце язычка в диаметре составляет 10 см. Такой массивный хомус из хорошей стали должен бы звучать громко, но чрезвычайно толстый язычок снизил это качество инструмента.

К группе духовых инструментов относятся древняя свирель или флейта, обнаруженная А. П. Окладниковым в Малом Мунку, а также тальниковая или деревянная якутская дудка.

К духовым сигнальным инструментам можно отнести ветряную сирену>> Реставрация данного инструмента сделана в рисунке М. М. Носовым по сведениям полученным им от якута Бологурсково наслега,1-го Боторусского улуса (Амгинского района) Иосифа Босикова. <<Ветряные сирены>> в старину употреблялись для сбора скота, в случаях тревоги.

Одним из выдающихся мастеров - хомусистов, создающих этот замечательный инструмент, является народный мастер Николай Николаевич Готовцев. Авторская школа по изготовлению национального музыкального инструмента - хомуса построена на принципах личностно - ориентированной технологии и представляет собой новую образовательную практику в среднем профессиональном образовании. Данная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической и научной деятельностью, включающей различные формы коммуникаций, общения мастера и студентов.

На хомусах, созданных Николаем Готовцевым, играют знаменитые виртуозы - хомусисты не только нашей страны, но и другие народы. Его работы были выставлены на разных международных выставках и были признаны лучшими. Каждый народ гордится тем, что у него есть. Именно наш народ гордится нашим музыкальным инструментом - хомусом. Не зря говорят, что чарующие звуки этого инструмента лечат душу любого, кто их послушает.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)