Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Льётся песня на просторе

Вот два года как в нашей школе проводится Фестиваль семейной художественной самодеятельности. В течение года в татаро-башкирских семьях подбирается репертуар по указанной в «Положении о фестивале» тематике, проводятся репетиции. Родители и дети часто выступают на концертах. А 1 июня в День Защиты детей на гала- концерте (Фестивале) выступают лучшие из лучших. Председателем жюри неизменно является Масгут Имашев, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Певец, композитор, общественный деятель. Он вместе со своей семьей специально приезжает из Казани на это мероприятие.

Ему 76. Годы не властны над ним. Он считает своим долгом помочь своей родной школе, в которой он учился 60 лет назад, реализовать проект, направленный на возрождение и сохранение музыкальных традиций татаро- башкирского народа. Он не только работает в составе жюри, он вместе с женой и дочерью выступает с концертной программой. В минуты их выступлений, гордость наполняет мое сердце.

Масгут Имашев мой дядя, я его внучатная племянница. В моей семье очень почитают Масгута Имашева, считают его первым гостем. Моя бабушка Абубакирова Фанзиля Мухетдиновна, моя мама Дускаева Гульнара Рамилевна собирают материалы об успешной деятельности своего родственника. Большую часть материала они передали в школьный музей в экспозицию «Судьба семьи - в судьбе страны».

Этими материалами я тоже заинтересовалась. Считаю, о таких людях, как Масгут Имашев, должно знать большее количество людей. Кроме этого, я решила материал систематизировать и подарить его школе для проведения внеклассных мероприятий (классных часов). Материалы: статьи, музыкальные сборники, сборники песен, книги – все на татарском языке. Я очень хочу, чтобы с этим уникальным человеком познакомились люди других национальностей – это цель моей работы. Поэтому делаю переводы и пишу с татарского на русском языке.

В работе будут частые ссылки на прошлое. В обычае татарского народа пожилые люди часто обращаются к своим предкам, разговаривая прямой речью. Поэтому этот обычай в работе не нарушен: идет в воспоминаниях беседа с прошлым: как будто оживают родственники, друзья, учителя и дают советы, оценивают дела, поступки собеседника. Этот стиль я постаралась сохранить.

Отечества достойный сын – Масгут Имашев.

Детства дорогие воспоминания

Масгут не помнит отца. Но при исполнении музыки он чувствует его присутствие. Слушая песню 76 летнего сына 27 летний отец кажется, что он говорит:

- Вырос, сынок, поседел! Я радуюсь за твои успехи, хотя я умер очень давно. Что поделать, не удалось мне долго пожить, не смог стать твоей опорой

Семью Имашевых сослали из деревни в зимнюю стужу. Из рода богатого хажия, значит классовый враг. Недавно поженившиеся, Габдрахман и Газима, положив младенца Масгута в сани ,собрались в долгий путь. Из – за сильного мороза все время трещат бревна дома. Как будто говорят: «Сидите в доме в тепле, куда собрались в такую стужу?»

После гонения большевиками из деревни. представляем, что чувствовал отец Масгута, какие испытания пережил, можем только предположить. Из рассказов матери известно то, что не выдержало сердце 27летнего мужчины ссылку из родной деревни, он умер.

А свои детские годы Масгут вспоминает так: в большой комнате барака 20-30 кроватей и на всех спят женщины. Просыпается мальчик в казарме, женщины к нему. Не забывают погладить по голове Масгута, который часто что – то напевал:

- Ой, малыш, тебя тоже, как и нас выгнали из родных краев.

Могли ли знать они тогда, что этот мальчик станет потом певцом, знаменитым на весь татарский мир. Композитором, чьи песни вышли десятками на патефонных пластинках, дискетах, аудиокассетах.

Но не будем торопиться

Скоро Масгут начал учиться. Это было большим событием в большой «семье». Но радость длилась недолго, вскоре умерла и мать. Теперь он круглый сирота. После смерти матери приехал за ним дядя Тауфик ( брат матери). Вернувшись в родные края – в Бардымский район. Они стали жить в небольшой деревне Чириз. Масгут ходил в школу в д. Старый Чад, дорога в школу проходила через лес. В деревне не голодали, красивая природа навевала мелодии. Но начинается война, Тауфика проводили на фронт в 1941г. и в том же году приходит похоронка. Масгута взял на воспитание дедушка ( со стороны матери ). Опять начинается голодные дни: всё зерно в деревнях отправляют на фронт.

Он в рабочие пошел

Масгут Габдрахманович начал свою трудовую биографию с 15 лет. Приглашают его работать секретарем сельского совета д. Старый Чад, потом через год предложили работать в родной деревне – Березники.

1948-1958 годы связаны с городом Пермью. В 18 лет поступает учиться в ФЗО. Почему? Профессия нравится? Нет, там было бесплатное питание и обмундирование

Первая песня

Как певец, Масгут Габдрахманович стал проявляться в 60-е годы, в годы учебы в консерватории. Обладая красивым бархатистым тембром голоса, прекрасной певческой школой и отличными актерскими данными, он вскоре завоевал любовь всего татарского народа. Первая песня, песня С. Сайдашава «Хуш авылым», в исполнении М. Имашева записана на Казанском радио ровно 47 лет назад,в 1959 году. В настоящее время по Казанскому радио звучит более 50 песен в исполнении М. Имашева.

Первая песня автора – Имашева «Гулгена» на стихи земляка Р. Габдукаева появилась еще в годы работы на заводе в г. Перми. С тех пор им написано более ста песен для детей и взрослых, написана музыка к более 40 спектаклям, созданы музыкальные комедии «Минем кайнанам» на либретто северо-осетинского драматурга Георгия Хугаева, «Назлы кияу» на либретто Г. Зайнашева по мотивам комедии К. Тинчурина. Большой популярностью пользуются концертная пьеса для виолончели, « Размышление», лирический вальс для баяна и детские фортепианные пьесы. Грампластинки М. Имашева переиздавались 14 раз.

Масгут Имашев вспоминает, как он учился играть на мандолине. Ищет самоучитель по игре на мандолине, но не находит. Начинает учиться по самоучителю по игре на скрипке, и, учитывая разницу и общее этих инструментов, за несколько месяцев начинает хорошо играть на мандолине. И ещё вот такой интересный случай. При поступлении в Казанскую консерваторию на экзамене надо было играть на пианино. Откуда ему взять пианино? Опять находит выход: покупает 2 ватманных листа, там рисует клавиши, на каждой клавише пишет «до-ре-ми-фа», ночь перед экзаменом играет на «пианино». Начало было странным, но конец счастливым: он был принят на подготовительные курсы.

Принят в Казанскую консерваторию

Знаменитый тогда композитор Назип Зиганов сам заботился о талантливом 28 летнем юноше, интересовался его жизнью.

-Поздновато пришёл. Но знаешь, музыка она как зараза. Ты не сможешь уйти от нее. Ладно, и работу постараемся для тебя найти

На подготовительных курсах надо было заниматься два года. А педагоги через год уже приняли его на I курс консерватории. Избрали председателем профкома студентов, и в течение 5 лет помогал сокурсникам решать их проблемы.

Своя семья, проблемы денег. Еще во время учебы ему предлагали давать концерты в филармонии, выезжать на гастроли. Не потому что красив, а за то, что нуждались в талантливом актере и певце, как он.

Песни Масгута Имашева как композитора и как исполнителя бесчисленное множество прозвучали по радио и телевидению, записывались в пластинки и 100 000 тиражом разлетелись в мир искусства татар.

Поднимался ко своему счастью, плача и смеясь

Говоря словами Тукая, поднимаясь к своему счастью, плача, смеясь, прокладывая путь своим талантом, Наконец, жизнь М. Имашева легла в свою колею. Скажем коротко, организует в Альметьевске музыкальное училище и работает там 6 лет директором, в Казани в музыкальном училище имени Чайковского тоже 6 лет директором, а приглашение в знаменитый в Татарстане театр оперы и балета имени М. Джалиля было для него неожиданностью.

- Для тебя мало быть директором в детской музыкальной школе, - сказал министр Татарстана, – это не для тебя. Оперный театр нуждается в одном руководителе. Примешь этот театр. У большого корабля море должно быть широким.

В театре Имашев проработал 6 лет.

После этого был директором Казанского театрального училища 16 лет.

Проработал в общей сложности 33 года директором, успевал еще и творить. За эти годы написал около 100 песен. Написал музыку к 40 спектаклям.

В 75 лет, порой кажется, уже остановится. Масгут все еще пишет музыку, ездит на гастроли, радует своим исполнением зрителей, учит будущих артистов драмы искусству, исполнению песня в академии культуры и искусства.

Итак, сосланный из деревни 6 месячным, как «враг народа» М. Имашев превратился в уважаемого человека в мире искусств. Он гордость своего народа.

О себе и своем творчестве, о людях, которые помогали раскрыться таланту

. 1958 год. После многих колебаний и душевных терзаний я рискнул поступить в Казанскую консерваторию на композиторское отделение – у меня было несколько песенных мелодий вспоминает Масгут Имашев. Я обратился к руководителю класса композиции, профессору Леману Альбертовичу Семеновичу. Когда я ему спел свои песни, он сказал: «Молодой человек, для обучения композиторскому делу у вас есть певчий голос. Бегите прямо на приемные экзамены, передайте мою записку и поступайте на вокал».

Еще не закончились волнения. Связанные со вступительными экзаменами, вдруг меня вызывают в кабинет к ректору.

Когда я вошел, Назиб Гаязович стоял рядом со своим креслом и правой рукой перебирал бумаги на столе, левая рука была в кармане брюк. Предложил сесть мне и сам сел.

- Почему ты, Имашев, так поздно пришел учиться? (Мне было 28 лет) Тебе трудно будет овладеть профессией музыканта.

Говорил Назиб Гаязович негромко, мягким, приятным голосом (что-то между баритоном и тенором) на чистом татарском языке.

Я объяснил, что с детства увлекаюсь музыкой, и сейчас понял, что дальше без музыкального образования жить не могу.

Назиб Гаязович подробно расспросил о моём семейном положении и в конце разговора заключил:

- Ну что ж, - сказал он, - если ты «заразился» музыкой, отговаривать не стану, знаю- это бесполезно. Учись. А так как у тебя семья, придётся подрабатывать. Мы поищем тебе работу в консерватории, и вообще, раз ты вырос сиротой, будем поддерживать.

В годы учёбы в консерватории Назиб Гаязович постоянно интересовался моими успехами и материальным положением, неоднократно оказывал помощь.

Учась на вокальном факультете, я самостоятельно занимался сочинительством, обрабатывал народные мелодии. Зная об этом, Назиб гаязович приглашал меня вместе со студентами-композиторами на свои уроки и не жалел времени на то, чтобы разбирать, анализировать и мои песенки. Эти занятия оставили в моей душе глубочайшее впечатление, и за эти бескорыстные уроки я бесконечно благодарен Назибу Гаязовичу.

Несколько лет подряд я избирался председателем студенческого профкома консерватории. Часто встречался с Назибом Гаязовичем по материальным и бытовым проблемам студентов. Он всегда обращался ко мне по моей сокращенной фамилии и любые развоворы начинал с вопроса:-Халляр ничек, Имаш?(Как дела, Имаш?)- и, прищурив глаза, негромким голосом излагал свои мысли. В моей памяти он таким и остался на всю жизнь.

На госэкзамене по оперному классу силами выпускников нашего курса была подготовлена и исполнена опера Назиба Гаязовича «Качкын» («Беглец») со всеми атрибутами: костюмами, декорациями, оркестром на сцене оперного театра при переполненном зале. Я исполнял главную мужскую партию оперы – партию Булата.

Назиб Гаязович в этот день был счастлив вдвойне: его детище – опера «Качкын» в очередной раз исполнялась при аншлаге, и исполнителями были новоиспеченные певцы, подготовленные в его другом детище – Казанской консерватории. Успех был ошеломляющим, и Назиб Гаязович поздравлял каждого из нас, крепко жал нам руки, и вместе с нами сфотографировался на память прямо тут же, на сцене театра.

На второй день он попросил администрацию театра, чтобы в очередном спектакле по репертуару партию Булата я спел еще раз, уже с солистами театра – заслуженными, народными артистами, чем доставил мне огромное удовольствие. И на этот раз «Качкын» прошла так же с большим успехом.

Назиб Гаязович всю жизнь активно боролся за развитие музыкальной культуры в республике, да и не только в республике. В 1964 году – в год моего окончания консерватории – по инициативе и после многих хлопот Назиба Гаязовича наконец открылось музыкальное училище в Альметьевске, который был центром нефтяного края Татарии. В Альметьевск и другие «нефтяные» города республики прибывали все новые и новые специалисты, молодые техники, инженеры, рабочие, и встал вопрос об эстетическом воспитании, о культурном обслуживании нефтяников и их детей.

Назиб Гаязович проявил очень своевременную инициативу и добился создания этого музыкального учебного заведения, а меня уговорил стать его директором.

Рождение новой организации, в том числе и учебного заведения, наверное, не бывает простым- приходится одновременно решать десятки проблем, легких и сложных, мелких и крупных. Это и учебное здание, и жильё для преподавателей и учащихся, это музыкальный инструментарий и т. д. и т. д.

Назиб Гаязович систематически интересовался ходом организации училища, часто звонил мне и руководству города, помогал кадрами- направлял выпускников консерватории, помогал создавать музыкальную библиотеку, выделив часть нотного материала из библиотеки консерватории, помогал всегда дельными советами. Когда в Альметьевском музыкальном училище в 1968 году состоялся первый выпуск, Назиб Гаязович радовался не меньше нас- первых преподавателей и первых выпускников.

Близко сотрудничать с Назибом Гаязовичем мне пришлось, когда я в 1976 году был назначен директором Татарского государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля. В мою бытность в театре были поставлены две оперы Жиганова – «Алтынчач» и «Джилиль». Я, как директор, прилагал максимум усилий для того, чтобы достойно донести до зрителя – слушателя музыку, содержание, оформление, эстетику этих шедевров татарской музыки. По просьбе Назиба Гаязовича был полностью обновлен нотный материал, заново сшиты дорогостоящие костюмы для «Алтынчач», приглашен режиссер из Саратова для «Джалиля», немало потрудились над сценографией художники.

Назиб Гаязович был человеком большой культуры и после предворитель- ных прослушиваний, просмотров свои замечания высказывал в виде просьб, с величайшей тактичностью и убедительными доводами необходимости тех или иных поправок, доделок.

Я счастлив тем, что музыкальное образование получил в «консерватории Назиба Гаязовича» ( в полном смысле этого слова) и с его личной помощью; тем, что и в годы учебы, и в зрелом возрасте и в театре вплотную прикоснулся к его гениальному творчеству и как певец, и как администратор – организатор; тем, что многие годы общался с этим замечательным человеком, советовался с ним по любым – хозяйственным, творческим, учебным, бытовым – вопросам и всегда находил участливый отклик в его душе.

Скоропостижная смерть Назиба Гаязовича для меня была личной огромной утратой. Но образ Назиба Гаязовича остается для меня примером, образцом принципиального, трудолюбивого, доброжелательного человека – деятеля, человека – педагога-воспитателя с чувством огромной отвествен- ности перед своей профессией, миссией, талантом.

Воспоминания моей бабушки

« Каждый год Масгут Имашев приезжает летом в родную деревню. И каждый год посещает могилу матери. На могиле матери растет береза, посаженная Масгутом. Его мать похоронена в деревне Чириз, сейчас этой деревни нет, она была расположена в 10 км от деревни Березников. На машине до кладбища не проехать, и он пешком идет туда. Приводит в порядок могилу. В Этом году, 2006, например, когда возвращался, у реки увидел журавлей, долго смотрел на них. А вечером вышел на улицу, смотрит на млечный путь и говорит: «Вот по млечному пути улетят те журавли на юг». Он любит песню о журавлях, в этой песне поется, что журавли напоминают человеку ушедшую молодость».

«В нашей деревне много родников, но самый дорогой для него Кантуган чишма. Перед отправлением на войну Тауфик абый (брат матери) шел из деревни Чириз (там он жил) в Березники. Долго сидел у родника Кантуган, пил воду, простился с ним, а потом простился с родственниками. На войне пропал без вести. но дедушка Масгута верил, что его сын жив. Почему? В соседней деревне Чалково жила гадалка, она сказала, что Тауфик вернется, но еще не скоро. К этому времени умрет или он, или его жена, т. е. мать Тауфика. Прошли годы, каждый год один раз идет к гадалке дед, а она повторяет, что их сын жив. Дедушка Зият ждет. 1951 год. умерла бабушка. Зият, говорит, значит, я увижу сына. Он умер в 1956 году. Но сын не вернулся. Масгут абый думает, наверно, дед утешал этой ложью и себя, и бабушку. Или эта гадалка была хорошим психологом. Он любит бродить по тихой, ночной, деревенской улице».

Слушаю бабушку и думаю: хорошее дело делает дядя!

А его песни звучат на родине в крестьянских домах по радио, в застольях, концертах, национальных праздниках.

Льется его песни на родных просторах, его мелодии украшают жизнь земляков, делают ее более насыщенной, интересной.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)