Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Музыка Ненецкого народа

В наши дни всевозможных нововведений и прогресса технологии дошли до достаточно высокого уровня. Все, что было раньше шире и больше, день за днем сводится к минимальным размерам. Компьютеры, раньше занимавшие слишком много места на письменном столе, теперь с легкостью умещаются в кармане обычных брюк. То же самое можно наблюдать и с другой техникой, которой люди пользуются изо дня в день. Не обошло стороной это развитие и тех технологий, назначением которых является воспроизведение музыки.

Какими только приборами не пользовалось человечество с момента, когда появились возможности для записи и прослушивания музыки! Эволюция этих проигрывателей прошла огромный путь от громоздкого фонографа Томаса Эдисона (впоследствии усовершенствованного немецким изобретателем Эмилем Берлинером) до современных компактных плейеров. Музыка сначала записывалась на тот же фонограф Эдисона, изобретенный в 1877 году, затем, спустя 10 лет, запись звука можно было осуществить на пластинке. Позже стали использовать магнитную ленту из стали и других материалов. Но настоящая революция была произведена лишь в последние десятилетия цифровыми технологиями. Наверняка всем известны маленькие пластинки или, как их обычно называют, компакт-диски.

Сейчас, встречая прохожих на улице, нетрудно заметить (преимущественно у молодежи) миниатюрные устройства в ушах - наушники, из которых буквально вырывается ритм проигрываемой музыки. Благодаря именно компактности музыкальных устройств музыка сопровождает человека весь день. Она помогает расслабиться, развлечься, получить удовольствие. Она может звучать фоном в какой-либо постановке или являться ее основой. Может стать для какого-то любимым хобби, а для кого-то - смыслом всей жизни и даже профессией. Но одно можно сказать с полной уверенностью - человек не представляет свою жизнь без музыки. Поэтому эта тема всегда остается актуальной не только для меня, но и для всего современного общества, - музыка, ее развитие и новые направления. Сейчас основной задачей для меня является выявить и показать уровень развития музыкальной культуры своего родного края.

Немного истории

Музыка начинает свою жизнь с древнейших времен. Хлопаньем в ладоши и притопыванием ногами первобытные люди задавали ритм. До сих пор в Центральной и Южной Америке, в Африке и Австралии существуют затерянные и труднодоступные места, где живут народности, которые исполняют первобытную музыку. Они используют погремушки, барабаны, незамысловатые свирели и орудия, связанные с трудовыми процессами - те же простейшие инструменты, которыми пользовались их далекие предки.

В древнем Египте музыку преподавали только жрецы, но заниматься ею разрешалось как мужчинам, так и женщинам. Ее исполняли на ударных, духовых и струнных инструментах: систрах, кимвалах (деревянных или костяных пластинах, сделанных по форме руки, которые сильно ударяли друг о друга), больших и малых барабанах, изготовленных из разных материалов, флейтах, волынках и трубах, а также лютнях, или арфах. Кстати, появлению арфы мы обязаны шумерам, жившим на юге в Месопотамии в IV тысячелетии до н. э. А само слово <<музыка>> пришло к нам из Древней Греции, звучало оно примерно так же, как и в наши дни - <<музике>>. Греки - настоящие ценители музыки. Они придавали ей огромное значение и обучали ей детей с раннего возраста. Они считали, что музыка окажет на них благотворное влияние, когда они вырастут.

Молодые певцы арабских стран исполняли песни на базарах, применяя при этом барабан, лютню или тростниковую свирель. Позже, с развитием торговли между различными государствами и появлением и распространением новых религий, произошло смешение музыкальных традиций. Так, смешением арабской и европейской музыки, в Испании появилась андалусийская музыка, а персы в свое время позаимствовали лютню у тех же арабов и переделали ее на свой лад. Такие инструменты как, например, карийон, гонг или инструменты с металлическими пластинами, попали из Индии, Кореи и других азиатских стран в Китай приблизительно в начале 2000 года до н. э. Особенность африканской музыки состояла в том, что ритм в ней преобладает над гармонией и мелодией. Именно она оказала в дальнейшем большое влияние на современную и европейскую, и американскую музыку.

Итак, мы видим, что каждая цивилизация имела свои инструменты, отличавшиеся друг от друга, но все они были основаны на одних и тех же принципах. Так, в зависимости от времени и места создания инструментов, возникало и различное музыкальное звучание.

Сейчас во всем мире существует огромное число музыкальных инструментов, начиная от простонародной свистульки до изощренного синтезатора.

Музыка Ненецкого народа

Как уже было отмечено, каждый народ имел свои инструменты и музыкальные традиции. Ненецкая культура - не исключение.

Ненцы - коренной народ севера России. Это единственный северный этнос, имеющий три национальных административно-территориальных образования, одним из которых является Ненецкий Автономный округ, на территории которого мы и проживаем.

Ненцы - верующий народ. В их религиозных верованиях господствовала вера в духов. Роль посредника между духами и людьми выполняли шаманы - <<тадебя>> (от глагола <<тадебтесь>> - заговорить, произнести заклинание). Они обычно определяли местоположение священных жертвенных мест, к ним обращались в случае болезни, неудачного промысла. Основным шаманским атрибутом был бубен - пензер. Он символизирует оленя, на котором шаман якобы ездит по земле, поднимается на небо или спускается в подземное царство. Пензер имел почти круглую форму диаметром 62 - 80 см. Обечайку делали из срубленного хвойного дерева, на нее натягивали кожу самца дикого оленя. На бубен навешивали колокольчики. Еще одна важная деталь ненецкого бубна - это колотушка. Она сделана из дерева и напоминает узкую длинную лопатку. Форма бубна имеет сакральный смысл: она как бы связывает верх и низ, является своего рода символом земли.

Кроме этого музыкального инструмента религиозного характера, в повседневной жизни люди использовали играющий лук (ударяли стрелой), играющую жилу, двухструнную смычковую лютню, различные свистки и пищалки.

В устном народном творчестве представлены героические песни (сюдбабц), а также очень распространенным жанром были лирические песни-импровизации (хынбац).

Традиции северного народа чтятся и сейчас, они вошли в основу некоторых музыкальных и танцевальных коллективов округа.

<<Хаяр>>

Ярким представителем таких коллективов является ненецкий молодежный ансамбль песни и танца <<Хаяр>> (с ненецкого - <<Солнце>>). Он был основан еще в 1962 при городском Доме Культуры по инициативе заслуженного работника культуры РСФСР Татьяны Федоровны Петровой-Бытовой. На протяжении долгих 17-ти лет (с 1975 по 1992 гг. ) в роли концертмейстера выступал Вячеслав Смирнов.

Огромное удовольствие участники ансамбля получают от выступлений перед играющими немаловажную роль в хозяйстве Ненецкого округа оленеводами, рыбаками, а также перед жителями города и округа, других регионов России. Но не только любовь к своему занятию объединяет участников этого коллектива, но и трудолюбие, преданность делу, усердие. Все эти качества были не раз отмечены и вознаграждены - ансамбль стал лауреатом и дипломантом областных, региональных, Всероссийских и Всесоюзных смотров и фестивалей народного творчества. В этом списке: Всесоюзный смотр сельской художественной самодеятельности (Москва, 1965), премия Архангельского комсомола (1972), 1-й Всероссийский и Всесоюзный фестиваль народного творчества (Ленинград, 1976), Всемирный фестиваль молодежи и студентов (Москва, 1985), 1-й Международный фестиваль фольклора (Коломенское, 1985), Международный фестиваль <<Жемчужина Севера>> (Нарьян-Мар, 1994), а также Международный фестиваль фольклора во Франции (1993) и в Испании (1995).

Творчество <<Хаяра>> очень разносторонне: оно тесно связано как с музыкой и танцами, так и с поэзий. В его репертуаре имеются произведения ненецких поэтов В. Ледкова, А. Пичкого, П. Явтысого.

В 1975 году ансамбль получил звание народного. Его история началась в существовавшей когда-то РСФСР, а продолжается уже в России - коллектив все еще радует нас своими выступлениями.

Народный хор русской песни имени Вячеслава Смирного

Наряду с коллективом <<Хаяр>> существует образованный в 1977 учителем Нарьян-Марской музыкальной школы Натальей Викторовной Кулижниковой (Никитенко) Народный хор русской песни. Вышеупомянутый ансамбль и хор русской песни объединяет фамилия одного и того же человека - Вячеслава Смирного. С 1979 года по 1992 В. В. Смирнов занимал должность концертмейстера, а с 1993 года народный хор стал носить имя этого выдающегося человека.

В том же 1979 году художественным руководителем и хормейстером становится М. П. Смирнова. За основу репертуара Народного хора русской песни приняты фольклор печорских деревень в обработке Смирновой, народные песни Архангельской, Вологодской и других северных областей России, песни З. Лаптева, Н. Мешко, З. Носкова, С. Чернобая, а также уже хорошо знакомых нам М. и В. Смирновых.

Как уже было отмечено на примере предыдущего коллектива, ансамбли Ненецкого округа имеют в своей копилке немало наград. Народный хор русской песни им. Вячеслава Смирного является тому лишним подтверждением. Коллектив удостоен почетных званий дипломанта Всероссийского смотра народного творчества, областного конкурса им. А. Я. Колотиловой и лауреата областного смотра народных хоров в Архангельске. Кроме того хор принимал участие в Международном фестивале фольклора <<Жемчужина Севера>> в Нарьян-Маре (1994).

Ежегодно проводятся концерты в Нарьян-Маре и населенных пунктах города, хор выступает перед оленеводами, рыбаками, геологами, а также в других регионах нашей страны.

<<Северянна>>

Но, пожалуй, самым известным среди творческих коллективов Ненецкого округа является ансамбль <<Северянна>>. Этот ансамбль вырос из оркестра преподавателей Детской музыкальной школы (позднее - ДШИ г. Нарьян-Мара), образовавшегося в 1980 году, и спустя 12 лет получившего звание <<Народный коллектив>>. Много лет ансамблем руководила преподаватель струнно-народного отделения ДШИ, заслуженный работник культуры РФ Ида Владимировна Завернина (об этом невероятно одаренном и трудолюбивом человеке речь пойдет позже), но в 1998 эстафетная палочка руководства коллектива перешла выпускнице Петрозаводской государственной консерватории Ирина Олеговна Меринова. Перечень музыкальных инструментов ансамбля составляют домбры малые, домры альтовые, баян, балалайка-секунда, балалайка-контрабас и ударные инструменты. Сегодня солисткой является Лидия Юшманова.

Ансамбль ''Северянна''

Каждая программа ансамбля - дорога в будущее. На своих концертах коллектив знакомит слушателей с разнообразными жанрами и стилями народного музицирования, с Коми и ненецким фольклором. Репертуар ансамбля постоянно обновляется, и в год его участники проводят до 40 концертов.

Свой исполнительский уровень ансамбль старается подтверждать не только обширной концертной деятельностью, но и участиями, сопровождаемыми победами, в разномасштабных конкурсах и фестивалях. В их число входят: фестиваль <<Струны Беломорья>> (Северодвинск, 1995), II Всероссийский конкурс оркестров и ансамблей в г. Петрозаводске, X открытый областной конкурс исполнителей на народных инструментах (Архангельск, 2002), I открытый конкурс-фестиваль любительских оркестров и ансамблей в г. Анапе.

Не каждый коллектив может похвастаться творческим сотрудничеством с признанными по всей стране мастерами высокого класса, тогда как у ансамбля <<Северянна>> имеется опыт в подобной работе. Связан он с такими людьми, как Римма Сидорова и Виктор Колузганов - заслуженными артистами России, народной артисткой СССР Галиной Писаренко и народным артистом СССР Борисом Штоколовым.

Именно этот коллектив создает довольно обширное представление о том, каким является искусство северного народа.

Детские школы искусств.

Но музыкальное развитие округа не заканчивается образовавшимися коллективами, несущими в себе традиции своего народа. Существуют специальные школы, направленные на обучение детей разным жанрам музыки - от традиционной классики до популярного джазового направления.

На территории города Нарьян-Мара и п. г. т. Искателей действуют два государственного учреждения дополнительного образования для детей - Детские школы искусств. Жизнь одной из них начинается позже другой, но истории и судьбы обеих тесно переплетены. Чтя возраст, мы уступаем очередь старшим, и начинаем повествование с городской школы искусств.

Детская школа искусств города Нарьян-Мара

Свое существование школа начинает благодаря двум выпускникам Архангельского музыкального училища, которые приехали в Нарьян-Мар именно с целью создания музыкальной школы. Официально она была открыта в 1955 году приказом Архангельского областного управления культуры №39 от 23 июня 1955 года как Детская музыкальная школа. В небольшом помещении (первоначально было выделено всего 2 комнаты в бывшем здании кинотеатра по улице Хатанзейского) первые учителя В. М. Сабуров (он же занял должность директора) и Л. М. Власова обучали мальчиков и девочек игре на фортепиано и баяне.

В 1957 году пока еще малый преподавательский состав был пополнен так же выпускницей АМУ Поповой Тамарой Дмитриевной. На протяжении 12 лет она работала в должности директора, при ней произошло много изменений. К работе приступает ряд новых преподавателей, как по классу фортепиано, так и по классу баяна. Уже знакомая нам фамилия Вячеслава Смирного принадлежит ученику Фролкова Юрия Васильевича - преподавателя городской музыкальной школы, создавшего первый в школе оркестр баянистов.

Стоит также отметить выдающиеся заслуги преподавателя по классу фортепиано Козицыной Капиталины Николаевны. Эта женщина отдала более 40 лет любимой профессии, из ее класса лауреатами вышло 7 человек, а более 20 учеников выбрали профессию музыканта. Цифры говорят сами за себя.

В 1962 году в школу приходят выпускники дирижерско-хорового отделения АМУ О. С. Выучейская и Р. Я. Хатанзейский, а также преподаватель по классу баяна Ю. В. Козицин. В 1967 году к работе на отделении фортепиано приступила первая выпускница школы - Маношина Маргарита Александровна. И с той поры коллектив постоянно стал пополняться своими выпускниками.

Кроме расширения преподавательского состава при Тамаре Дмитриевне впервые проводятся конкурсы учащихся музыкальных школ области при поддержке Архангельского музыкального училища и Управления культуры, а сама музыкальная школа получила новую прописку по улице Тыко Вылки.

Другой директор, руководивший коллективом на протяжении 20 лет, подарил новое дыхание музыкальному дому - это Юрий Васильевич Козицын, замечательный педагог и музыкант. При нем осуществлялось становление народного отделения, существующего со дня основания школы, и открылись новые отделения - домры, балалайки, скрипки, духовых инструментов, художественное отделение. Школа перестала быть только музыкальной, и в 1981 году она была переименована в Детскую школу искусств.

За этот плодотворный период очень выросла материальная база школы, кроме обычных инструментов появились концертные домры, балалайки, рояль. Появилась основа для создания творческих коллективов: оркестров, ансамблей, хоров и т. д.

В 1971 году начало свою жизнь струнно-народное отделение под руководством Заверниной Иды Владимировны. Благодаря ее упорному труду в школе создается оркестр русских народных инструментов. За высокое исполнительское мастерство и активную концертную деятельность этот коллектив получил высокое звание <<народного>>, а его руководитель - Ида Владимировна удостоена звания <<Заслуженный работник культуры Российской Федерации>>.

Спустя четыре года образовалось еще одно отделение - скрипки, заведующей которым стала выпускница Ленинградского музыкального училища имени Мусоргского Любовь Павловна Трипук. Она создала прекрасный ансамбль скрипачей, с искусством которого знакомы жители Нарьян-Мара. В сотрудничестве с Булкаковым Олегом Руфятовичем открывает класс духовых инструментов (гобой, саксофон, труба, флейта), и это позволило в том же году открыть оркестровое отделение. На сегодняшний день на нем работают 4 преподавателя, а должность заведующего после Л. П. Трипук занимает ее коллега - О. Р. Булгаков. Ученики этого отделения принесли много почетных наград своей родной школе, завоеванных в конкурсах различного масштабного уровня.

Недавно наступивший 2010 год - юбилейный для ДШИ нашего города, школе исполняется 55 лет!

Преподаватели фортепианного отделения

На протяжении всего существования школы росло и крепло одно из самых первых ее отделений - фортепианное отделение. За его плечами более 40 выпусков, а из более чем 400 выпускников 40 трудятся на педагогическом поприще в разных уголках России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Рост исполнительского мастерства учеников и преподавателей позволил успешному выступлению на различных многочисленных школьных, окружных, областных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. В основе репертуара - классические и джазовые произведения. Кроме того хороший уровень дети показывают и в композиторском творчестве.

Победы на различных конкурсах - одна немаловажная сторона общественной жизни школы, но есть и другая не менее важная - концертные мероприятия с целью культурного и духовного развития своего окружения. Традиционными для школы стали выступления в воинских частях, школах, средне-специальных учебных заведениях, участие в мероприятиях городского и окружного значения, беседы-концерты для воспитанников детских садов. Каждый месяц проводятся музыкальные вечера для родителей (тематические концерты, <<Музыкальные гостиные>>). Таким остается отделение и сегодня.

Создательница струнно-народного отделения Завернина И. В. до сих пор остается верной любимому делу - спустя столько лет она не рассталась с должностью заведующего этим отделением. Вместе с ней работают еще 6 преподавателей - все они выпускники этой школы. Коллектив преподавателей - увлеченные своим делом люди, неутомимые пропагандисты русского инструментального искусства, которые отдают много времени и творческих сил в проведении музыкальных лекториев, ведут концертную исполнительскую деятельность.

В классах домры, балалайки и гитары числятся около 100 учащихся. Ученики занимают призовые места на областных, всероссийских и международных конкурсах юных исполнителей и, подобно своим преподавателям, ведут огромную концертную деятельность.

Выделенные когда-то 2 кабинета выросли в 2-этажное здание на улице Выучейского, в школе действуют 41 преподаватель, а контингент учащихся на сегодняшний день превышает 500 человек. Одновременно с общеобразовательными школами ДШИ составляет разноуровневую образовательную систему, выполняет одну из основных педагогических функций - воспитание и развитие гармонично развитой личности.

Детская школа искусств поселка Искателей

Учащиеся народного отделения

Городская школа искусств является, можно сказать, матерью ДШИ п. Искателей, рождение которой ознаменовано датой 1 сентября 1990 года. Официальным документом, подтверждающим это, стало Решение Исполнительного комитета Ненецкого окружного Совета народных депутатов №166 от 30 августа 1990 года о реорганизации филиала Нарьян-Марской ДШИ №6 в Искательскую среднюю музыкальную школу с 1-го сентября 1990 года. Местные власти решили отдать совсем новое двухэтажное здание по улице Геологов для воспитания музыкально одаренных детей, которое первоначально предназначалось для целей, не имеющих никакого отношения к музыке. Поэтому помещения в школе пришлось приспосабливать для учебного процесса. Эта долгая и кропотливая процедура легла на плечи первого директора Альбину Андреевну Загитову, преподавателя по классу баяна, - выпускницу Детской школы искусств города Нарьян-Мара. Этот человек и является связующим звеном между двумя школами - воспитанница одной, она подарила дыхание новой. Оснащение новой школы музыкальными инструментами, мебелью, оборудованием, хлопоты по организации учебной деятельности, первые традиции. все это образовано при Альбине Андреевне. Со дня основания школы было организовано обучение детей 6-16 лет по классам фортепиано, баяна и аккордеона. Спустя 6 лет в школе было открыто отделение изобразительного искусства - музыкальная школа открыла свои двери и для юных художников.

Ежегодно в мае школа встречает новых учеников, которые приходят на вступительные экзамены вместе с родителями, все они очень волнуются и переживают, начиная свой путь постижения искусства. Специально организованная комиссия из числа преподавателей школы проверяет природные данные поступающих - чувство ритма, интонацию, слух, память. Занятия музыкой, кроме специальных задатков, требуют особенных способностей - трудолюбие, высокую самодисциплину, преданность выбранному пути. Те, которые смогли преодолеть лень и страх (а таких большинство) через 5-7 лет успешно оканчивают школу. После сдачи экзаменов по сольфеджио и специальности, они получают свидетельство об окончании ДШИ.

Младший хор по руководством Тиминой Е. А.

В должности директора Альбина Андреевна пробыла сравнительно недолго - всего семь лет, а после уступила место своей коллеге - Афанасьевой Екатерине Семеновне. Сейчас же она продолжает обучать детей игре на баяне, отдавая все свои силы и любовь мальчикам и девочкам - любимым ученикам. А второй директор продолжал заниматься всеми важными делами школы до 2009 года, не забывая при этом и о своих учениках - юных пианистах. При Екатерине Семеновне в 2005 году было основано отделение хорового пения, руководителем которого является Тимина Елена Анатольвна, а в 2006 году для поселковых детей появилась возможность познать всю тонкость и красоту звучания струнного инструмента - был открыт класс скрипки, заведующим которого стал Козицын Алексей Юрьевич. Недавно приступившей к работе в должности директора стала Болотова Надежда Валентиновна.

За пока еще недолгую деятельность (по сравнению с городской ДШИ) школы искусств в ней сложились свои собственные традиции. Самая <<древняя>> из них - это ежегодные отчетные концерты, которые проводятся в мае месяце. Своими выступлениями на этих концертах дети показывают уровень их музыкального мастерства, и таким образом выявляется результат их работы за весь учебный год.

В последние два года в школе родился новый интересный проект <<Музыка вокруг света>>, который знакомит слушателей с музыкой мира и разных народов. В 2009 году был произведен музыкальный экскурс во Францию, а в мае наступившего 2010 года школа переместится из холодной России в жаркую Италию. По словам директора ДШИ п. Искателей <<школьные традиции - это не только особенная атмосфера в школе искусств, но и особая культура отношений между взрослыми и детьми>>.

Выступление на мероприятии, посвященном 90-летию дополнительного образования преподавателей ДШИ п. Искателей Козицына А. Ю. , Тиминой Е. А. и выпускницы Трошко Ксении

Участие школьников во всех окружных конкурсах и фестивалях как внутри округа, так и вне его, - тоже своего рода сложившиеся традиции. Ведь из года в год учащиеся не перестают радовать своих преподавателей, родителей, слушателей яркими выступлениями на различных мероприятиях. Особенно памятна для школы организация первого сольного концерта ученицы Коломиец Анны (преподаватель Агаева З. Ш. ), который прошел в зале администрации города Нарьян-Мара в 1997 году. Вспоминаются удачные выступления учеников на протяжении многих лет. Во Всероссийском конкурсе фортепианных дуэтов <<Дуэттино>> в г. Череповце в 2002 году ученики преподавателя Афанасьевой Е. С. получили звание Лауреата. Выступление на областном джазовом конкурсе в 2006 также увенчалось победой - дуэт того же преподавателя удостоен звания Лауреата III степени. 2004 год ознаменован участием во всероссийском конкурсе пианистов в г. Волгодонске. Блестящее трио в составе Трошко Ксении, Дементьевой Лены и Потаповой Анны принесли своей школе победы в нескольких номинациях на открытом региональном фестивале детского и педагогического творчества в г. Архангельске <<Созвучия севера>>, проходившем в 2008 году. Незабываемо и участие школьников в международном фестивале <>. За эти годы накопилось много счастливых моментов, достойных побед.

Достижения таких успехов обосновывается не только наличием у ребенка таланта, но и кропотливой, напряженной работой. Занятия музыкой развивают в человеке самодисциплину, терпение, стремление к достижению своей цели - иначе добиться таких высот невозможно.

За последние годы школа преобразилась внутри - она стала более уютной, более приветливой и теплой. Она приняла за 19 лет своего существования более 200 учеников, которые успешно окончили школу, но и сейчас не спешит сбавлять обороты - ее двери всегда распахнуты для детей, желающих проявить и развить свои творческие способности.

Надеюсь, предложенных примеров достаточно для того, что показать довольно высокий уровень развития музыкальной культуры на территории столицы и одного из поселков округа. В Ненецком АО много внимания уделяется для организации мероприятий, позволяющих проявить музыкально одаренным детям свои возможности. Ведь, как мы выяснили, это оказывает только положительное влияние на развитие у детей и подростков важных человеческих качеств, необходимых для вступления во взрослую жизнь.

Согласно статистике, наблюдения за детьми, занимающимися музыкой с раннего детства, показывают высокое интеллектуальное и эмоциональное развитие. Музыка делает людей духовными, добрыми, разносторонне развитыми, более совершенными людьми. Одна из задач музыкальных учреждений - это именно развивать в детях любовь к прекрасному, ценить его и создавать самим.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)