Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поэты не рождаются случайно

Имя Игоря Талькова сегодня мало кого оставляет равнодушным. Трагическая гибель поэта – патриота только подогрела массовый интерес к его личности, его творчеству, его судьбе. Телевидение, радио стали ежегодно включать в программы передач записи концертов Игоря. Что же все-таки определило его путь, его судьбу, такую короткую, но в то же время такую яркую и наполненную. Почему ему была уготована именно такая смерть и была ли она неотвратимой, какие символы явно указывали на сие? Почему Игорь был, любим народом, и ушел на его глазах, но воскрес и остался жить в сердцах людей, оставив неизгладимый след, скорее рубец в их памяти, выразив скорбь и боль Отечества на новом роковом переломе?

Игорь Тальков - талантливый поэт, певец, политик и просто человек. Да, он неординарная личность. У многих, наверное, он вызывал неприязнь и зависть. Он был независимый, бескомпромиссный и никогда не болел звездной болезнью, потому что он, действительно, был настоящим большим артистом.

Он погиб. Смерть всегда приходит нелепо и даже неправдоподобно в самом расцвете творческих сил и забирает у нас именно тех, кого можно искренне любить и уважать. Тому в истории нашей немало ярких примеров: Пушкин, Лермонтов, Гумилев, Цветаева, Есенин Можно бесконечно продолжать список.

Все случилось так быстро и внезапно и по чьей-то невероятной воле. Незадолго до гибели Игоря Талькова по радио передавали песню в его исполнении. Он пел о преждевременно ушедшем Викторе Цое:

А может быть, сегодня или завтра

Уйду и я таинственным гонцом

Туда, куда ушел от нас внезапно

Поэт и композитор Виктор Цой.

Эти строки вызывают легкий ужас. Он как будто предчувствовал свою гибель. И вообще, творчество Талькова вызывает самые разные эмоции от восторга до недоумения. Оно никого не оставляет равнодушным.

В нашей работе мы попытаемся ответить на вопросы: «Что же все-таки определило его путь?»

Поэтому тема доклада: «Поэты не рождаются случайно»

Актуальность: этой темы заключается в том, что к наследию Игоря Талькова, к его личности не ослабевает интерес и сейчас.

Новизна: творчество Игоря Талькова – это отражение своеобразия советского периода жизни нашего народа.

Гипотеза: Игорь Тальков не только талантливый певец песен, но и бесстрашный поэт-борец, который способен повлиять на духовный потенциал нашего народа.

Объект исследования: стихи, песни поэта, публикации газет, журналов, спецвыпусков.

Метод исследования: чтение, анализ произведений Талькова, сопоставление мнений журналистов, воспоминаний друзей с реальным временем.

Цель: доказать, что Тальков был истинным борцом против тоталитарного режима.

Чтобы достичь этой цели, мы должны решить следующие задачи:

- внимательно изучить все публикации об Игоре Талькове;

- выявить мотивы поступков певца;

- выяснить, как отражалось в творчестве Талькова предчувствие ранней его гибели

Обзор литературы

Книга Г. Левкодимов «Игорь» привлекла наша внимание тем, что в ней мы нашли много интересных фактов из жизни Талькова. В ней имеется некоторые интервью с телерепортерами, а так же в книгу вошли наиболее известные песни, стихи и избранные главы из «Монолога».

Много ценной информации мы получили из рубрики «Славянская тетрадь» журнала «Россияне» №5 – 6, в ней напечатаны статьи «И, поверженный в бою, я воскресну и спою» Григория Чижова, «На смерть поэта» Леонида Симоновича, «Бога надо носить в душе» Марины Скворцовой, «Просить и ждать милосердия» А. Панкратов Черного.

Игорь Тальков был не только певцом, поэтом. Он написал содержательную книгу – исповедь «Монолог», которая явилась способом самовыражения поэта. Здесь мы нашли его раздумья о Космосе, о Земле, о Боге, о Добре и Зле, о России и о многом другом.

В пятом номере журнала «Современник» 1990 напечатана творческая биография Игоря Талькова. Игорь считает, что есть три категории исполнителей «политических песен»:

1. – те, кто, просто хочет сделать деньги на модной теме, их Тальков презирал;

2. – те, кто отдает дань ситуации в стране, общественным настроениям;

3. – люди, у которых сердце болит от того, что происходит

Мы узнали, что успехом певца-лирика он обязан песне Тухманова «Чистые пруды», но это его не радовало, он борец против коммунизма, а не герой романа. После прокрутки Молчановым наконец-то его песни, острые, социальные стали востребованы.

Кроме указанных книг, мы больше не нашли печатных изданий, поэтому обратившись к Интернету, отыскали статьи из газет и журналов разных лет и авторов. В основном статьи посвящаются поиску причины гибели Игоря Талькова.

Мы ознакомились с очень скромным списком литературы о жизни и творчестве Игоря Талькова. В основном это была его книга «Монолог», его интервью и воспоминания родных, друзей, поклонников.

Поэты не рождаются случайно

Еще в детстве пришла вера в Бога

Когда-нибудь, когда устанет зло

Насиловать тебя, едва живую,

И на твоё иссохшее чело

Господь слезу уронит дождевую,

Ты выпрямишь свой перебитый стан,

Как прежде, ощутишь себя мессией

И расцветешь на зависть всем врагам,

Несчастная Великая Россия.

4 ноября 1956 в необъятном просторе Вселенной зажглась одна маленькая, но очень яркая звездочка. То был Игорь Тальков.

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты.

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев

Всегда печальны и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем мирам,

Что заблудились в темноте.

Воспоминания детства у Игоря самые светлые, несмотря на то, что жили они бедно, в бараках на окраине провинциального городка, потому что родители его были репрессированы. Игорь рос веселым и подвижным ребенком. Его образ из той далекой детской поры – «рыженький, конопатенький мальчишка в рубашке с коротенькими рукавами и в шортиках, очень общительный, все время улыбающийся. Вообще это был жизнерадостный, добрый малый мальчик».

Именно в детстве к нему пришла, по его признанию, пока еще неосознанно вера в Бога.

«Однажды, будучи в гостях у своего друга детства Лени Журавлева в деревне в Орловской области, я заблудился в лесу и забрел в трясину. Мне было 12 лет. Темнело. Я прыгал с кочки на кочку, хватаясь за мокрые сучья кустарника, пока не угодил по пояс в жидкую грязь. Не ощутив твердой почвы под ногами, я понял, что меня эта грязь, в конце концов, засосет. Тогда я впервые, бессознательно, стал молиться и просить Бога сохранить мне жизнь. Через некоторое время луна осветила тропинку, ведущую от кустарника; мокрые сучья, которого служили мне последней соломинкой, в лес. Я понял, что спасен. Вытянув себя из последних сил на эту тропинку, я благополучно добрался до суши, услышал мычание коров и пошел на эти звуки. С тех пор я стал верить в Бога. До 23-24 лет бессознательно. После – осознанно».

Игорь творил крестное знамение на сцене перед многотысячной толпой зрителей, всегда и везде проповедовал Бога словом, делом и помышлением. О своей вере он говорил песнями и делами.

Поэтический и музыкальный талант Игоря проявился рано. Уже в школьные годы в нем пробуждались то стремление к глубокому философскому постижению мироздания и сути человеческого бытия, что столь явственно проявлялось в его зрелой поэзии. Позднее он выработал свою собственную концепцию о таланте.

«Талант – многогранен. Тем мастерам, которым удалось до конца этой жизни высветиться, проявиться всеми гранями своего таланта, я искренне, по–белому, завидую.

Чтобы отшлифовать до совершенства хотя бы одну из граней, требуется очень много упорства, сил, нервов, терпения».

А современная поэту деятельность была враждебна к талантам. Многие яркие личности были забиты, перебиты и запуганы.

Тальков считал, что талант - это Божий дар. И дар дан этот людям для того, что бы способствовать постоянному развитию и совершенствованию в жизни.

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают Высшие Миры,

Неведомые нашему сознанью

По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш -

Актеры, музыканты и поэты -

Целители уставших наших душ.

Тальков считал, что шедевры рождаются в тишине, наедине с Богом. Затем они выносятся на суд зрительских симпатий, как принято сейчас говорить. На самом же деле это не суд, а монолог души поэта, обращенный к зрительской аудитории ради того, чтобы донести до ума и сердца слушателей высокие понятия правды, любви, вечности. И чем совершеннее произведение искусства, тем уже круг, воспринимающих их умом и сердцем. Так вот, сверхзадачей людей, наделенных даром Божьим, всегда было и является расширение этого круга до максимальных пределов, обращение людей в праведную веру в Светлое и Чистое.

Сцена, я дошел до тебя.

Вот стою и пою наконец-то

И уверен, что занял по праву - свободное место.

Ну а происки слуг преисподни

Не страшны нам с тобою сегодня –

Наше время пришло,

Да поможет нам сила Господня!

Он боялся не успеть

Игорь много работал и работал на износ. Он боялся не успеть. Он сожалел о том, что уже ушло очень много полезного времени: «Если б я мог выйти на сцену раньше, на профессиональную сцену, как автор – исполнитель».

Кто-то несется пулей,

Кто-то лежит, устав,

А кто этот кросс придумал,

Был, наверно, не прав.

Тальков чувствовал перспективу своей близкой гибели и старался успеть, как можно полнее высказаться. К тому же он хотел, чтобы его песни прозвучали вовремя, были бы актуальны и тем самым сильнее воздействовали на людей.

Мы родились в комендантский час

Под «колпаком», будто смеха ради,

А тот колпак искусно сшил для нас

Один веселый дядя.

Мы в колпаках и под «колпаком»

Ходили строем и слагали песни

О том, как мы хорошо живем

Под «колпаком» все вместе.

Треснул дядин колпак.

Треснул, только ветер подул.

И стало ясно:

Дядя был не дурак,

Дядя всех нас надул.

Тальков «горел» на сцене, ему всегда сопутствовал успех. Вот один и ярких эпизодов его жизни

«В августе 1988 года программа "Взгляд", – пишет Тальков в своем «Монологе» - пригласила меня принять участие в концертах "Взгляд" представляет", проводимых во Дворце спорта в Лужниках. Я был очень обрадован: "Наконец-то!" Подумал: "Хоть одна передача осмелилась показать мои социальные песни". Концерты, как всегда, были бесплатными, поскольку их устраивал комсомол. Ночь не спал, счастливый "прилетел" на дневную репетицию в Лужники, отсмотрели, и на вопрос, каким номером буду выступать, и сколько песен дозволено будет спеть вечером, Любимов ответил молчанием.

Приехал вечером, посмотрел список выступающих, увидел свою фамилию, а напротив было дописано от руки: "Только одну песню и только "Примерный мальчик"!!! Приписка обескуражила. Во-первых, я показывал "Примерный мальчик" "взглядовцам" в 1987 году, на что было сказано, что песня непроходима в эфир из-за двух слов: "рок" и "храм", предложили заменить их другими. Отказался. Во-вторых, на данном этапе "Примерный мальчик", исполненный Валерием Леонтьевым, был хитом. Сами понимаете, что я ее исполнять не мог, да, признаться, и не хотел из-за принципиальных соображений. На просмотре днем исполнял: "Кремлевская стена", "Стоп, думаю себе", "Враг народа" и другие подобные по тематике песни. Тут же все понял: на дворе был 1988 год, прошло тысячелетие Крещения Руси - всенародный праздник, да и "рок" вроде приоткрыли, поэтому "Примерный мальчик" стал проходим. Перед выходом на сцену в гримерную вбежал администратор и напомнил: "Игорь, ты все понял? Только одну песню и только "Примерный мальчик". Определив для себя однозначно репертуар, шел на сцену, точно зная, что буду петь, понимал, что после исполнения тех песен, которые наметил, "Взгляда" не видать как собственных ушей. Но иначе поступить не мог. Выходя на подмостки, обернулся на оклик В. Листьева: "Ну что, Игорек, сейчас повеселимся". "Повеселитесь, - ответил мой костюмер, - просто обхохочетесь". Вышел и выдал по полной программе. На сцене за столом заседала "святая комсомольская троица". С ужасом во взгляде "Взгляд" наблюдал затем, что происходило на авансцене и в зале. Публика ликовала, не отпускала, несмотря на неоднократные попытки "взглядовцев" прервать выступление. В конце концов, им это удалось, вынужден был уйти со сцены, люди кричали: "Еще!" Комсомольцы кричали: "Хватит!" Не успел переодеться, как снова был вызван на сцену: народ не унимался, не было возможности продолжать концерт. Те, кто был тогда в Лужниках, наверное, помнят этот эпизод.

После выступления оставил своего администратора на площадке и уехал домой.

В третьем часу ночи раздался телефонный звонок. Звонил администратор. Вымученный голос проскрипел: "Игорь, тут такое творилось!!! Листьев, Любимов, и Захаров бегали друг за другом, ища виноватого в случившемся. Звонили из 4-го отдела с вопросом, что у них там творится, какое безобразие. Кто-то сказал, что теперь их поснимают с работы, а передачу закроют, что песни у тебя "запредельные", что это не твой сольный концерт и что ты "перетянул одеяло" на себя". - "Хорошо, - сказал я, - ну а завтра-то приезжать?" - "Да ты что, с ума сошел! - ответил администратор. - Листьев сказал, что теперь ты придешь на "Взгляд" только через его труп".

Но мир не без честных и смелых людей!

Владимир Кириллович Молчанов, создатель и ведущий передачи "До и после полуночи", рискуя потерять работу, наживая себе массу неприятностей, отважился дать на всю страну в одной из своих передач «горемычную, считавшуюся властями криминальной "Россию" Талькова. Молчанов "откупорил" социального, Талькова, и он был, наконец, выпущен из тисков амплуа "чистопрудника", став полноценным автором-исполнителем разноплановых песен. После первооткрывателя Молчанова осмелели и остальные создатели и редакторы передач: "Песня года", "Утренняя почта", "Ступень к Парнасу" и другие.

Тальков был искренним, очень добрым человеком. Самым большим удовольствием в жизни для него было обрадовать людей, помочь им. Он всегда с радостью был готов отдать последний рубль и последнюю рубашку (в полном смысле слова) с единственной целью - выручить человека в трудной ситуации, успокоить его. Но у Игоря Талькова никогда не было настоящих друзей, а ведь он так катастрофически в них нуждался. С горечью писал он в стихотворении – песни «Три дома»

Третий дом – дом родной,

Родной до боли, но не мой,

В этот дом вхожу не дыша

В нем живет моя душа.

Я в одиночестве бездонном

Стою один на всей земле,

Слежу, как тают все три дома

На остывающем стекле

Он взвалил на себя колоссальный труд, невероятную ответственность, по существу, он хотел открыть людям глаза на то, что происходит в стране. "Наш народ, забитый и затюканный, необходимо будить, будить, во что бы то ни стало", - говорил он. У него был редчайший дар сопереживания. Судьба России его потрясла. Постигнув правду о причинах и истоках ее трагедии, он просто "не мог молчать", надеясь улучшить мир.

Листая старую тетрадь

Расстрелянного генерала,

Я тщетно силился понять,

Как ты смогла себя отдать

На растерзание вандалам.

О, генеральская тетрадь,

Забитой правды возрожденье,

Как тяжело тебя читать

Обманутому поколенью.

Россия!

Его с детства интересовало прошлое нашего государства. Им было прочитано много книг по истории. Наряду с трудами советских историков, в которых на белых офицеров взвалили непомерный груз преступлений против своего народа, встречались произведения великих русских писателей, где он видел совсем других офицеров, образованнейших, порядочных людей, людей чести и совести. Возникали вопросы. Что-то тут не так! Где-то неправда. Тальков проводил исторические поиски, подбирал соответствующую литературу, чтобы точно знать то, о чем он собирается спеть. Все это, естественно, без отрыва от всех прочих дел. Как только он оказывался дома, в руках у него тут же появлялась либо историческая книга, либо репринтное издание, либо отснятое что-то на ксероксе, значит, перепечатка с запрещенной у нас книги, изданной на Западе, либо архивный исторический материал. Обязательно хоть два часа в день да выкраивал он для этой работы; что-то подчеркивал карандашом, выписывал, чтобы потом проставить акценты в своей работе и использовать либо на концерте, либо при написании песни. То есть он постоянно накапливал информацию, а сам процесс написания песни происходил молниеносно, вроде бы совершенно неожиданно, под влиянием какого-нибудь внешнего импульса. Он никогда не писал о том, чего не пережил, никогда не писал по приказу. Если чувство взволновало его, это отражалось в его песнях. Именно поэтому его песни так проникали в душу, так сопереживались людьми: ведь каждый из них вспоминал о своих чувствах, о некогда утраченном счастье.

Листая старую тетрадь

Расстрелянного генерала,

Я тщетно силился понять,

Как ты могла себя отдать

На растерзания вандалам.

Из мрачной глубины веков

Ты поднималась исполином,

Твой Петербург мирил врагов

Высокой доблестью полков

В век «золотой» Екатерины.

Россия! Россия!

И вот так, постепенно, читая и анализируя, Игорь Тальков понял, что от русского народа намеренно скрывается великое прошлое его Родины. Он почувствовал, что эту открывшуюся ему правду он должен донести до человеческих душ, разорвав оковы, связывающие самосознание, пробудить народ от спячки. Он прекрасно знал, что живое общение артиста со зрителем больше влияет на сознание человека.

В лесах их песни птицы допевают,

В полях для них цветы венки совьют,

Они уходят вдаль, но никогда не умирают

И в песнях и в стихах свих живут.

Песни - это кратчайший путь к сердцу и уму человека

Игорь Тальков говорил, что песни - это кратчайший путь к сердцу и уму человека. Сцена для него была полем боя, а зритель - ратью, которая объединялась под стягом его песен.

Сцена! Я продирался к тебе

Сквозь дремучие джунгли закона,

Что на службе у тех,

Кто не верит ни в черта, ни в Бога.

Завязались в узлы мои связки,

Стиснут лоб медицинской повязкой,

И в душе затаились на долгие годы тоска.

Сцена! А дорогу к тебе

Преграждала нечистая сила,

И того, кто ей душу запродал, превозносила.

Раздавая чины и награды

Этим самым продавшимся гадам,

Настоящих и неподкупных сводила в могилу.

Он прекрасно владел словом, мог часами разговаривать со зрителями, которые не уставали слушать его слушать. Люди уходили с концертов счастливые и даже просветленные. Он считал, что русский народ оглушен гигантской пропагандисткой дубиной: у некоторых мозги вывернуты на изнанку так, что развернуть их в нормальное состояние уже невозможно - это потерянная часть поколения, но остальным людям надо просто рассказать правду, и они прозреют. В начале концерта он делал краткий экскурс в историю, чтобы люди настроились на определенный лад и поняли, что происходит на сцене. Он вспоминал времена, когда Россия была мощной державой, вспоминал доблестные подвиги нашего героического народа, давая людям ощутить национальные корни, тем самым, доказывая, что русские люди не новый вид человечества, не бездуховная нация, не Иван, не помнящий родства, а Великая нация, имеющая великое прошлое, и зрители, присутствовавшие на его концертах, как бы вновь обретали утраченную "связь времен". Он передал это чувство контекстуальным синонимическим рядом глаголов, построенных по схеме градации. По существу он делал то, что не делал никто.

Они не думают, не чувствуют, не слышат,

Они не видят ни зги.

Они не любят, не страдают, не ищут,

Не напрягают мозги.

Далее мы видим ужасный образ совков созданный сравнением.

У них руки – лопаты, глаза – пятаки,

А вместо лиц – квадратные совки.

«Совки», не отдадим мы вам страну!

«Совки», мы объявляем вам войну!

Ведь каждый выход его на сцену — это был бой за наши души, бой в битве за Россию! И он шёл в него всегда как в последний! В одиночку, открыто, без страха пред сонмищем врагов, с непоколебимой верой в победу. Игорь был истинным воином Христовым в непрекращающейся борьбе добра и зла: «Я русский православный человек. Победа над злом — цель моей жизни». И сегодня с ещё большей горечью звучат его эти столь глубокие пророческие слова: «Мы живём в самое страшное время для нашей многострадальной Родины, в момент кульминации войны правительства со своим народом». Жизнь вокруг — «. это души, души в крови, которые ищут выход к свету».

Что же произошло на самом деле в XX веке? Многие задавали себе этот вопрос и странное дело. Найдя ответ и попытавши его донести своему народу, погибали. Одним из этих немногих бесстрашных людей, был Игорь Тальков. И он погиб.

Образ обманутой России

Боль за родную Россию пролегла красной нитью через все творчество Талькова

Россия, «как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам?!» Как же такое могло произойти? Могло, происходило и нынче происходит. Но ведь стоял народ наш единой ратью на Куликовом поле в 1380 году, шёл с Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым освобождать Москву от поляков в 1612, ложился костьми в Великую Отечественную войну в 1941—1945 годах. И тот же самый народ уничтожал себя в гражданской войне после октябрьского переворота, крушил с остервенением свои храмы во времена «красных пятилеток» и сегодня страстно, в каком-то роковом наваждении предался пьянству и разврату. Так тщетно ли Игорь «силился понять» тайну страшной трагедии, постигшей Россию в 1917 году, тайну русской души и тайну русского пути?!

Поэтический образ расхристанной и распятой, оказавшейся беззащитной перед сатанинскими силами мирового зла, России, возникает перед глазами «обманутого поколения»:

Разверзлись с треском небеса,

И с визгом ринулись оттуда,

Срубая головы церквям

И славя красного царя,

Новоявленные иуды.

Тебя связали кумачом

И опустили на колени.

Листая старую тетрадь

Расстрелянного генерала,

Я тщетно силился понять,

Как ты могла себя отдать

На растерзание вандалам.

Игорь Тальков. Как молния, сверкнувший на поэтическом небосклоне русской истории, он осветил ослепительно ярким огнём наши общественные язвы и беды, разоблачая ненавистную ему продажную брежневско-горбачёвскую партноменклатуру, рядящуюся на глазах в "несгибаемых" демократов-рыночников и по-шакальи раздирающую великую страну на уделы.

Покажите мне такую страну,

Где блаженствуют хамы,

Где правители грабят казну,

Попирая закон.

Покажите мне такую страну,

Где каждый - обманут,

Где назад означает вперёд

И наоборот.

То, что тогда намечалось, мы получили к сегодняшнему дню столь цинично обнажённым и разящим наповал, что не перестаёшь удивляться: как мог Тальков настолько проницательно видеть сквозь завесу лет государственного и морального распада и деградации наш неприкаянный сегодняшний день, когда вне Родины оказались десятки миллионов людей, наивно поверивших в перестройку (обернувшуюся на деле "перекройкой" и "перестрелкой" – это, термины Талькова), внедрённой косноязычным иудой, помеченным кровавой дьявольской меткой, когда миллионы людей ни с того ни с сего оказались беженцами в родной стране, которую любили, воспевали, защищали и обустраивали.

Эй, кто там обнадёжился по поводу того,

Что коммуняки покидают трон,

Сближаются с народом и каются,

И верят в пе-ре-лом.

Не спешите, милые,

Не будьте так наивны.

Игорь Тальков не скрывал, что является антикоммунистом

Эй, кто там поднимает Русский флаг -

Наточен серп на кумаче,

И звёзды караулят купола,

Спокойно управляя рукою палачей.

А те одели маски и, покаявшись в грехах,

Упорно занимаются

Перестановкой мест.

Страна не сможет встать с колен,

Покуда на плечах

Зверь восседает у неё -

КПСС!

Тогда, в конце 80-х, это многих шокировало ибо, по мнению Талькова, опасность для страны исходила, прежде всего, от демагогов-демократов и Горбачёва, без устали морализировавших о грядущей свободе и либеральной рыночной экономике, которые всех и враз осчастливят. И он оказался прав. Многие государственные деятели СССР позже стали лидерами родных народных фронтов.

Господа демократы минувшего века

И чего вы бесились, престолу грозя,

Ведь природа – не дура, и Бог – не калека,

Ну а вы его в шею – ну так же нельзя!

Может, вам и хотелось наладить все сразу,

Только спешка нужна при охоте на блох,

А природа не может творить по приказу

И, совсем уж понятно, не может и Бог.

Как ярко и беспощадно он рисует образы «господ демократов минувшего века». И сейчас можно увидеть на голубых экранах, да и просто рядом с собой, людей, издевающихся над Россией и кощунствующих над её святынями: верой, любовью к Родине, вечной памятью перед павшими за неё сыновей и дочерей.

Обрядился в демократа брежневский "пират",

Комсомольская бригада назвалась программой "Взгляд",

Минздрав метнулся к Джуне, атеисты хвалят Глоб,

И бомбит жлобов с трибуны самый главный в мире жлоб.

Перестроились комсорги - в шоу-бизнес подались,

И один из них свой орган называет фирмой "ЛИС'С".

Резко стал капиталистом коммунист из Госкино:

Вместо фильмов о чекистах рекламирует "порно".

Может, это и нормально, может, так и быть должно:

Всё, что было аморально, стало не аморально.

Игорь Тальков в 90 годы понял, кто, куда, к чему идет, и свое виденье отразил в стихотворении-песне «Стоп! Думаю себе!»

Что-то тут не так!

А затем схватил штурвал

Кукурузный гений

И давай махать с трибуны

Грязным башмаком,

Помахал и передал

Вскоре эту эстафету

Пятикратному герою –

Кумиру дураков.

Тот герой, бесспорно, был

Страстным металлистом:

Облепился орденами

С головы до пят,

Грабил бедную страну

С бандою министров

И высокие награды

Вешал всем подряд.

А дальше с едким сарказмом Тальков выводит «на суд одураченных масс: Чернышевского, Герцена, мечтателя Белинского и мудреца Карла Маркса и тех, кто пришел вслед за ними:

Вышибать из народа и радость, и грусть,

И свободных славян обратили рабами,

И в тюрьму превратили Великую Русь!.

Так писал Тальков в 90-е годы XX века. Это было очень опасно, но Тальков не боялся власти и шел напролом.

В глазах поколения XXI века Игорь Тальков - герой своего времени. Он понял, что надо обратится к истории страны, и попытался понять ее причинно – следственную связь.

Столько б горя страна не увидела

Ни в войну, ни перед войною

Из-за крупных и мелких вредителей,

Если б я был кремлевской стеною:

Я ронял бы, ронял бы кирпичики

На вредителей плоские лбы,

И глядишь, не возникнул культ личности,

И войны, может, не было бы.

Он начинал свое творчество поп - музыкантом. Весь земной путь Игоря как на ладони отражен в его песнях. Конечно, сами тексты нельзя осмысливать без музыки, теряется их могучесть и полнота, но, тем не менее, необходимо выстроить из них некую логическую цепочку, являющуюся ключом к пониманию личности Игоря.

Он исходил и отталкивался от глубоких традиций русской истории, русской духовной культуры. Двумя основными его принципами и убеждениями были православие и особый национальный путь развития России, и он им следовал неотступно. Конечно, Талькова на подобном уровне могло воспринять меньшинство, а большинство же лишь могло только поверить ему, и ему верили тысячи, десятки тысяч, благодаря его искренности, таланту и душевной теплоте.

Вскоре он сменил свой стиль поп – музыканта. И избрал бунтующий стиль рока, потому что рок означает протест, а Игорь протестовал против зла, и впоследствии, преобразив этот стиль, создал свой уникальный стиль борца со злом, "стиль Талькова". Его музыка притягивает, завораживает. Она гармонична, нова, необычна, ненадоедлива, приятна.

Когда слушаешь или читаешь Игоря Талькова, никогда не возникает в душе чувство безысходности, потому что он был большим оптимистом. Он горячо верил в возрождение и будущее величие России.

Ладно, хватит! Мы встали с колен

И расправили плечи.

Пусть вокруг запустенье и тлен,

Но ещё и не вечер.

Не дано Вам, иудам, понять,

В чём секрет нашей силы.

И не вычислить, не разгадать

Тайной мощи России.

Он судил людей «по наличию совести, либо – отсутствия ее»

Тальков никогда не был антисемитом. Он говорил: "Я сужу людей не по национальному признаку, а по наличию у них совести, либо - отсутствию её. Порядочный еврей другом мне стать может, тогда как негодяй русский - никогда. Мне приходилось встречать евреев, живущих по христианским принципам, и русских "иуд". Не важно, к какой национальности принадлежит человек, важно, кому он служит – правде или лжи, строит или разрушает Люди, поддавшиеся соблазнам жизни, разменявшие себя на деньги, власть, пошлость, двуличие, навсегда потеряны для общества.

Природа мудра, и Всевышнего глаз

Видит каждый наш шаг на тернистой дороге.

Наступает момент, когда каждый из нас

У последней черты вспоминает о Боге.

Вот таким был Игорь Тальков, Певец, Воин, Защитник России.

9 октября 1991 года. Казалось, вся Москва собралась в этот день к столичному Дворцу молодежи. Людской поток был нескончаем, и трехчасовую панихиду пришлось продлить еще на час. Все хотели проститься с Человеком, олицетворявшим для них в последние годы Совесть, Свободу, все хотели положить к его ногам хотя бы пару цветков. И он утопал в цветах, лежа в шатре из траурных лент. А откуда-то из-под купола лились его песни: и те, что сегодня известны каждому, и те, которые мало кто слышал, как, например, «Господин Президент».

Если б сам Игорь мог видеть происходившее в тот день! Вряд ли поверил бы. Ведь при жизни его фирма «Мелодия» не удосужилась выпустить ни одного (!) диска-гиганта, хотя материал туда был сдан еще полтора года назад. Сколько же прекрасных пластинок с песнями Талькова, а их около 200, мы могли бы иметь сегодня. Но не имеем. Неистребим, похоже, принцип: чтобы быть оцененным по достоинству - надо умереть. Теперь наверняка, спохватятся и начнут воспевать неповторимость таланта этого поэта и композитора. Но нынче убеждать в том излишне - люди давно разобрались сами. Потому-то и выстаивали они в многочасовой очереди во Дворец молодежи, ехали на Ваганьковское кладбище. А многие собрались у могилы Талькова прямо с утра и ждали до 16 часов, пока шла гражданская панихида, а потом отпевание "убиенного" Игоря в церкви. И все ради того, чтобы бросить на него последний взгляд и влить свой скорбный глас в общий хор: «Прощай, Игорь! Спа-си-бо!» И хоть всем известно, что на кладбищах аплодировать не принято, вдруг раздались аплодисменты. И, наверное, душа Артиста, - витавшая над его ушедшим из жизни телом, расценила их правильно: как еще образнее и емче могут выразить зрители свою признательность?

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

Глеб Яковенко, как я понимаю, истинный друг Игоря Талькова, в статье «Игорь Тальков: жизнь и смерть» он изложил свое видение трагедии Талькова. Что предвещало скорую гибель Игоря Талькова?

Он отмечает, что в последнем интервью Ленинградскому телевидению Игорь рассказал о своих планах на будущее, о многом ином, и затем, отвечая на вопрос о его отношениях с обществом "Память", он обнимает Шляфмана, демонстрируя это специально для журналистов, и говорит, что крест и звезда могут прекрасно уживаться между собой.

Этот эпизод, был одним из ключевых в жизни и в судьбе Игоря, а потому, может быть, и предрек его столь скорую гибель. Сие и потрясает, и ужасает одновременно. Действительно, на груди Игоря висит его большой православный крест, а на груди Шляфмана — шестиконечная звезда Давида. Получается, что Шляфман не просто еврей, а иудей, сознательно вставший на путь борьбы с Православием, значит, и со всем русским. А Игорь был борцом за веру, но при этом он все же обнял врага Христа. Разве так завещано нам возлюбить врагов своих?!

Не потому ли все решилось в сей же день. Игорю было попущено пасть от Иуды, в чьи руки он вольно или невольно сам предался, следуя какому-то неведомому року. Но это только одна из причин, есть еще одна, которая тоже сыграла не маловажную роль в жизни Талькова. Это случилось на съемках фильма. Сцена убийства героя Талькова была заснята день в день ровно за год до его подлинной гибели. Одновременно, какое странное и впечатляющее совпадение. Это скорее звено какой-то неведомой нам цепи, приведшей Игоря к трагическому исходу.

Вспомним и последние месяцы, и дни жизни Игоря. Он уже не принадлежал себе и исполнял лишь предначертанное, испивая принятую единожды чашу до дна. Он как никогда надрывался, скорее, распинался за Россию перед толпами молодежи. Но его выступление в Гжели 5 октября происходило именно перед простым чистым народом, ради которого он и жил. Его теплые слова, непринужденность и какой-то особо проникновенный взор так западают в душу. Но вот рвется струна у гитары, знаменуя еще раз роковую неотвратимость приближающегося конца, и впервые Игорь поет "Россию" "о пяти струнах", указуя, что обрывается его судьба и во многом судьба нашей отчизны, вновь попавшей в полон к врагам.

В публикациях, которые мы нашли в Интернете, много противоречивого. Одни пишут с искренней горечью о насильственной смерти певца, другое пытаются опорочить его. И это говорит о том, что к наследию поэта ни кто неравнодушен, и это наследие действует. В книге отзывов в Музее Талькова есть очень красноречивые записи свидетельствующие об искренней и чистой любви к Игорю.

Что же все-таки определило его путь, его судьбу, такую короткую, но в то же время такую яркую и наполненную? Конечно это его творчество, которое насквозь было проникнуто любовью к Родине и тревогой о ее судьбе.

Итак, изучив стихи, песни Игоря Талькова, внимательно ознакомившись со спорными публикациями, мы поняли, что

-он был искренне верующим человеком,

- с самого начала своей жизни он встал на путь противостояния злу,

- он, неизменно, мужественно говорил правду народу ежедневно, совершая духовный подвиг, заслуженно сниская любовь своих почитателей.

-весь жизненный и творческий путь Игоря Талькова был предначертан заранее.

Наш современник вправе сделать свой выбор, как сделал Игорь Тальков. Он сказал страшную правду и за это поплатился жизнью. Он мог смириться, промолчать или продолжать петь нежные лирические песни и, наверное, собрал бы полные залы. Но его по-настоящему волновало не его собственная судьба, а судьба Родины. И он снова и снова поднимался на сцену, чтобы успеть сказать о своей тревоге, боли «обманутому поколению». Это ли не духовный подвиг истинного сына России? Это ли не пример настоящего патриотизма.

Итак, мы доказали, что Игорь Тальков был истинным борцом настоящим патриотом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)