Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Вокальное творчество Марка Николаевича Жиркова

В марте месяце 2007 года в нашем городе проводились 1 улусные Жирковские чтения, посвященные 115-летию со дня рождения первого профессионального композитора Якутии Марка Николаевича Жиркова.

Целью является то, что хотелось побольше узнать об этом замечательном человеке, который жил и работал много-много лет назад в нашем городе Вилюйске.

Актуальность темы: В наше «буйно-развивающееся» время не все знают о великих людях, не интересуются даже «Почему данная» школа носит имя «данного» человека? Кто он такой? Что он такого сделал? Почему его благотворят, до сих пор чествуют и не забывают?! и т. д.

А задача подрастающего поколения, т. е. наша задача состоит в том, чтоб уважать и сохранность традиции и обычаи старшего поколения – наших предков; и из уст в уста передавать ценность и культуру развития народа Саха к будущему поколению.

Гипотезой темя является то, что тогда мы все стали бы нравственно-воспитанными, нравственно-человечными, духовно-богатыми и душевно красивыми и счастливыми.

Жизнь и творчество М. Н. Жиркова

Марк Николаевич Жирков родился в городе Вилюйске восьмое апреля (по старому календарю двадцать шестого марта) в тысяча восемьсот девяносто втором году в объякутившейся семье казаков-переселенцев. Якутия и якутский язык были для него родными. Жизненный путь Марка Николаевича Жиркова подразделяется на два периода-вилюйский и якутский. Композитор получил образование в Вилюйской казачьей школе и в начальном училище. После окончания казачьей школы он поступил в Якутское реальное училище, но вынужден был оставить учебу из-за материальных трудностей.

Интерес к музыке появился у Марка Жиркова с детских лет. Он увлеченно слушал олонхосутов, учился играть на домбре, балалайке, гармонике, гитаре, скрипке; пел в хоре политических ссыльных. После окончания учебы, в тысяча девятьсот десятом году Марк Жирков начинает работать учителем пения и постепенно становится во главе музыкальной жизни города. Он организует хор, оркестр народных инструментов, устраивает любительские концерты, участвует в них как дирижер, режиссер и исполнитель.

В годы Великой Октябрьской революции Марк Жирков принял активное участие в борьбе за советскую власть. В годы гражданской войны с оружием в руках отстаивал ее завоевание. В послереволюционные годы он работал экономистом-плановиком в Вилюйском ревкоме и исполкоме.

Переломным в жизни Марка Жиркова стал тысяча девятьсот тридцать третий год-год поступления в Московскую государственную консерваторию. Не имея необходимой профессиональной подготовки, будучи человеком уже зрелого возраста, Марк Жирков окончил консерваторию по специальной программе трехлетнего курса под руководством профессора И. И. Дубовского. За такой срок овладеть композиторской техникой во всей полноте и сложности было, естественно невозможно, что не могло не сказаться на последующей его творческой деятельности, но невозможно было увеличить срок обучения, так как состояние музыкальной культуры в республике требовало безотлагательного приложения творческих сил.

Начиная с тысяча девятьсот тридцать шестого года, момента возвращения в Якутию, после окончания консерватории, и вплоть до смерти в тысяча девятьсот пятьдесят первом году Марк Николаевич Жирков оставался единственным профессиональным композитором в республике. В тысяча девятьсот тридцать шестом году в республике появилась творческая личность профессионального музыканта, способного возглавить и творческие, и организационные процессы развития музыкального искусства.

Им стал Марк Жирков. С появлением такой личности, как Марк Николаевич Жирков, оказалось возможным создать профессиональный исполнительский коллектив – якутский национальный хор. Начавший работу в тысяча девятьсот тридцать шестом году, он дал первый росток профессиональному музыкальному театру.

Большое внимание композитор уделял песне. При чем, в его песенном наследии большую часть занимают обработки народных песен, однако, иной подход к обработке, чем тот, который обычно встречается в работе композиторов с народно – песенным материалом. Традиционная обработка – это «облачение» народной мелодии в гармонический, полифонический, тембровый « наряд». Марк Николаевич Жирков работает в большей частью только с мелодией. Совершенно ясна и задача, которую преследует при этом композитор, переведение узкообъемной раннефольклорной якутской песни к диактоническим семиступенным ладам. Этот процесс протекал и в самом народном творчестве, и в послереволюционный период. Жирков также участвует в нем, переносит его в профессиональную музыку.

В январе в тысяча девятьсот тридцать седьмого года якутская творческая интеллигенция обсуждала в течение трех дней вопросы развития якутской советской музыки, поднятые в докладе Марка Николаевича Жиркова «О путях развития якутской национальной музыки», где была сделана попытка теоретического осмысления принципов развития музыкального искусства в Якутии.

Зарождение якутской песни, т. е. (ветви) многонационального профессионального, советского музыкального искусства началась с песни, с ее первых образцов, созданных во второй половине тридцатых годов Марком Николаевичем Жирковым. У Марка Жиркова зародилась вторая, профессиональная линия в песенном творчестве. Марку Жиркову принадлежит одна из первых песен о Родине в профессиональном творчестве. Светлая по настроению песня четко делится на запев и припев , при чем припев изложен в стиле девятисложной строфы « дэгэрэн». В нем ощущаются влияния массовых песен и танцевальное начало.

Песенное творчество Марка Жиркова стало как бы переходным этапом от народной песни к песне профессиональной, связала народное искусство с профессиональным. Марк Жирков не в обработках, но и в собственных песнях стремится сохранить народнопесенные черты, и в то же время широко выявить их внутренние возможности, придать им новое звучание. Он опирался на традиции «дэгэрэн», но при этом широко использовал куплетную форму, мажорный и минорный лады, привлек элементы других жанров – марша и танца.

Активные позиции занимал Марк Жирков не только в творческой, научной, но и в музыкально- общественной деятельности. С его именем, связаны зарождение Якутского музыкального театра, создание музыкальных учебных заведений.

Роль Марка Жиркова в истории якутской советской музыки трудно переоценить. Он внес огромный вклад в ее становление как фольклорист, композитор, ученый, музыкально- общественный деятель.

И я очень горжусь тем что, учась в музыкальной школе имени Марка Жиркова в классе фортепиано, являюсь как бы продолжателем его дела и с большим вдохновением отметила бы лозунгом: «Жил Жирков, жив Жирков, и будет жить вечно в наших сердцах»

В заключении, хотела бы предложить администрации города, чтобы реставрировать дом, находящийся по адресу Степана Аржакова 17, где раньше жил и работал Марк Жирков, переименовали бы его под музей, носящий славное имя М. Н. Жиркова.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)