Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Жизнь в пении. О жизненном и творческом пути В. М. Луканина

В жизни каждого человека можно увидеть нечто большее, чем биографические факты. Каждый из нас имеет свою малую родину, которая не может не влиять на жизнь как великих, так и обычных людей. Наш исторический город дал целую плеяду людей, известных на всю страну, их имена можно встретить во многих книгах, посвященных нашему городу. Одним из них был и остается В. М. Луканин, заслуженный артист РСФСР, профессор кафедры сольного пения Ленинградской консерватории, жизни и творчеству которого посвящено данное исследование.

Поводом к написанию данной работы послужило стремление узнать как можно больше о нашем земляке В. М. Луканине, сыгравшим значительную роль в появлении большого количества замечательных певцов на Российской оперной сцене.

Актуальность данной работы заключается в том, что необходимо сохранить в истории нашего города все то, что связано с жизнью и творчеством этого замечательного человека. Через занятия в рамках регионального компонента заинтересовать учащихся его творчеством и на примере его жизни формировать в школьниках умение достигать поставленных целей.

Василий Михайлович и его малая Родина

Выступая в 1964 году на своём 75-летнем юбилее, В. М. Луканин, сказал: «Мой путь не всегда был усыпан розами. Немало пришлось преодолеть ухабов и крутых подъёмов Но если нужно было бы прожить ещё раз всю жизнь сначала, то я пошёл бы снова той же дорогой!» За этими словами стоит убеждённый художник, отдавший пыл души и все силы искусству, - певец, прошедший тернистый путь в своем творчестве.

Василий Михайлович Луканин родился в 1889 году, на Урале, в селе Дуброво Осинского уезда. Это село находилось на берегу Камы напротив известного Воткинского завода, где прошли детские годы П. И. Чайковского.

Самые светлые воспоминания связаны с отцом. Отец, Михаил Никифорович Луканин, был человеком во многом незаурядным. Образование он получил в Пермской духовной семинарии, много читал, владел иностранными языками. Скорее всего, он стал священнослу-жителем. Особенный интерес он проявлял к искусству – хорошо играл на скрипке, писал стихи. Именно ему обязан Василий Михайлович тем, что с детских лет полюбил музыку, пение. Помимо любви к искусству, он унаследовал от отца любовь к знанию и те благородные человеческие качества, которые отличали его на жизненном и творческом пути.

Несмотря на то, что Василий Михайлович с большой любовью относился к отцу, он не оставил письменных воспоминаний о том, кем служил его отец. Можно предположить, что в условиях Советской власти говорить о том, что он родом из семьи священнослужителя, было опасно.

Когда семья Луканиных переехала в Пермь, появилась возможность слушать серьёзную музыку. В 6-7-летнем возрасте будущий певец неоднократно посещал с отцом симфонические концерты, гастрольные оперные спектакли. Отец не отличался хорошим здоровьем и после тяжёлой, продолжительной болезни скончался в возрасте 42 лет, оставив пятерых детей. Самым старшим был Василий. Началась полоса нужды и забот.

Скоро сироту направили учиться в Пермское духовное училище.

Будучи от природы музыкально одаренным ребенком, он уже в 10 – 12 лет зарабатывал, служа в архиерейском хоре, перепиской нот. А в 14 лет он уже сам управлял большим хором: взрослые бородатые мужчины беспрекословно подчинялись воле не по годам рослого мальчика. Вскоре семья перебралась на север Пермской губернии, в Соликамск.

Музыкальная культура провинции – яркая, но малоисследованная страница русской культуры. Как известно, в провинции шел процесс театральных и музыкальных экспериментов, проявляли способности молодые дарования, избирая путь к профессиональной подготовке и образованию. В Соликамске тоже организовывались любительские концерты и кружки в доме И. А. Рязанцева (1856-1916). Здесь часто собиралась интеллигенция, играли на рояле фирмы «Шредер», популярное общество семейных вечеров проводило концерты и спектакли.

Музыкальные вечера устраивались в домах учителей Л. Г. Мичуриной и А. Г. Сабашниковой.

По воспоминаниям Сабашниковой Галины Николаевны:

«В свободное время (в выходные дни и накануне) у Сабашниковых собирались молодые люди, любящие музыку. Многие из них играли на балалайках, гитарах и т. д. В конце концов, у них образовался балалаечный оркестр (так они тогда называли его). К ним присоединились и взрослые любители музыки, певцы, певицы и т. д».

Сначала они наслаждались музыкой сами, а затем их стали просить и на вечерах выступать. Галина Николаевна вспоминает о своем отце Николае Сабашникове: «Отец тогда выполнял роль дирижера этого оркестра.

Сначала выступали в Соликамске, затем в Усолье, Березниках и т. д.

В музыкальной среде Соликамска был замечен талант юного Василия Луканина. Сначала он пел в хоре Спасской церкви, а затем выступал в любительских концертах, под балалаечный оркестр».

Вот как об этом вспоминает Г. Н. Сабашникова:

«Однажды, один из приятелей отца был в церкви и услышал необыкновенно красивый и сильный голос (бас). Он сообщил об этом отцу и в следующее воскресение они оба посетили эту церковь и были удивлены необыкновенно красивым голосом певца.

Они дождались конца службы в церкви, познакомились с этим прекрасным певцом и попросили его рассказать о себе.

Он рассказал, что живет в очень большой семье и помогает маме воспитывать детей. Отец у них умер, а он, самый старший, сын помогает матери.

Они познакомились с ним и предложили ему зайти к ним и познакомиться со всеми любителями музыки.

В результате этой встречи, услышав его голос, они порекомендовали ему, в свободное время приходить к ним на репетиции и привыкать, вместе с ними разучивать и петь народные песни, романсы и т. д. »

Прекрасный голос и музыкальные способности В. М. Луканина стали привлекать к себе внимание. Любители и друзья настойчиво советовали ехать в Петербург учиться пению. Но где взять средства? Мир оказался не без добрых людей: устроили специальный концерт, к выручке добавили пожертвования местных «меценатов». Так открылся молодому певцу путь в столицу. Г. Н. Сабашникова, вспоминая об этом, пишет: «Удалось уговорить родственников Василия Михайловича на его отъезд в Петербург, чтобы там, занимаясь у хорошего педагога, он смог поставить голос и продолжить карьеру в оперном театре».

Таким образом, можно сказать, что интеллигенция маленького провинциального Соликамска, разглядев огромный певческий талант молодого Василия Михайловича, способствовало тому, чтобы он стал в будущем настоящим народным артистом.

Бас, равный Шаляпинскому

С 1909 года В. М. Луканин в Петербурге. Нужда и лишения шли за ним по пятам. Собранные в дорогу деньги были скоро израсходованы. Об этом мы узнали из книги Луканина «Мой метод работы с певцами».

Галина Сабашникова в своих воспоминаниях пишет: «Приехав впервые, в новый большой город, он очень растерялся. С большим трудом нашел себе маленькую комнату, затем стал искать необходимого педагога.

Кто-то ему порекомендовал педагога, и он стал брать у него уроки, за очень высокую цену. Экономил он буквально на всем, однако за уроки ему пришлось платить значительную сумму.

Вскоре он убедился, что эффект от занятий очень небольшой, а деньги, которые ему вручили друзья, на исходе.

Правда, периодически он получал материальную помощь от Лидии Ивановны Сабашниковой, которая для этой цели давала уроки музыки, и он решил прекратить уроки и поступил в хор малого театра (оперного).

Однажды к нему подошел ведущий артист театра и спросил его, почему он поет в хоре, имея такой хороший голос.

Василий Михайлович рассказал ему о своей жизни, и этот человек начал работать с ним над постановкой его голоса совершенно бесплатно. Это был замечательный, добрый, отзывчивый человек, фамилии его я, к сожалению, не запомнила».

Скорее всего, он попадает к профессору И. С. Томарсу, в прошлом известному певцу С. И. Габеля (последний, как известно, был продолжателем метода знаменитого К. Эверарди). Об этом мы узнали из статьи Ю. Барсова «Вехи творческого пути В. М. Луканина»,напечатанной в приложении к книге «Мой метод работы с певцами».

У профессора И. С. Томарса В. М. Луканин занимался 5 лет. Уже в 1913 году, выступив в концерте учеников Томарса, «г. Луканин – бас с исключительным по силе и красоте голосом и выдающейся музыкальностью», - был отмечен рецензентом как один из молодых певцов, которых ждет большое артистическое будущее. Исполнял Василий Луканин арию Базилио из оперы «Севильский цирюльник» Россини и песню Владимира Галицкого из оперы Бородина «Князь Игорь». Отмечалось также великолепное, с редкой стройностью и чистотой интонации исполнение с его участием ансамбля из оперы «Иван Сусанин».

Представляют несомненный интерес неопубликованные воспоминания Т. И. Томарс – Палферовой, охватывающие период занятий В. М. Луканина у ее отца. Вот как передает Т. И. Томарс свои впечатления от его выступления в одном из ученических концертов: «Сколько раз мне приходилось слышать романс Бородина «Для берегов отчизны дальной» в исполнении многих певцов, но я никогда не испытывала такого чувства неповторимо прекрасного, которое вызвало во мне исполнение В. М. Луканина.

С 1912 года молодой певец – солист театра «Луна-парк», со следующего года – «Троицкого театра миниатюр». Весной 1914г. В. М. Луканин участвует в прослушивании молодых певцов в Мариинском театре. Из 300 участников к дебюту были допущены только трое, один из них – В. М. Луканин. Дебют (партия Мельника из оперы «Русалка» Даргомыжского), назначенный на осень, не состоялся. Василий Михайлович тем временем был принят солистом в Петроградский театр музыкальной драмы.

Ко времени начала работы в театре музыкальной драмы сформировались вокальные данные певца. Многочисленные рецензии следующих лет говорят о масштабности, подвижности, легкости голоса, о феноменальной силе звука. Единодушно отмечается красивый, мягкий тембр. Другой характерной особенностью голоса В. М. Луканина являлся его огромный диапазон. Достаточно сказать, что он пел всю партию Демона, написанную композитором для баритона и Томского в «Пиковой даме».

Но, имея прекрасный голосовой аппарат, не каждый всё же может стать певцом, как не всякий, купивший скрипку Страдивари, становится Паганини. Степень художественной одаренности исполнителя не менее важна.

Луканин - русский самородок, артист по призванию, и природа его таланта проявилась во многих формах.

В душе Василия Михайловича жил и певец ,и художник ,и композитор ,и поэт, в чем не трудно убедиться, знакомясь с написанными им стихами, с многочисленными зарисовками в альбомах и многими вокальными произведениями. В. М. Луканин обладал ярким дарованием драматического актера, что позволило ему стать не только выдающимся оперным певцом, но и певцом- актером. Образы его были всегда яркими, правдивыми, и сам он критически относился к штампованной, трафаретной игре на оперной сцене.

Вместе со всей страной наш земляк переживал в 20-м веке её непростую историю: революции, голод времён гражданской войны, первую мировую и Великую Отечественную войны. Всё это тоже было в жизни успешного певца. Он работал в оперной труппе «Народного дома», пел в театрах Перми, Свердловска, Саратова, Омска, Иркутска, Москвы, Киева, Баку, Тбилиси. С 1922 по 1924 годы В. М. Луканин- один из первых советских артистов – представлял наше искусство за рубежом: в Харбине, где пел в опере, а также в Пекине, Шанхае, Циндао,Тяньцзине и других городах Китая, где состоялись его концертные выступления.

Г. Н. Сабашникова так пишет об этом периоде творческой жизни певца: «После революции он пел в Ленинградском оперном театре им. Кирова, а во время войны этот театр был эвакуирован в Пермь, где он также с успехом выступал на сцене этого исторического театра.

Я, в это время была в командировке в Перми и дважды слушала В. М. Луканина.

Впервые я познакомилась с Василием Михайловичем в Ленинграде в 1940 году, когда проходила преддипломную практику на одном из Ленинградских предприятий.

Однажды, возвращаясь с работы, домой (в общежитие), я у входа увидела стоящего высокого, красивого, хорошо одетого человека. Он внимательно изучал всех девушек, которые входили в общежитие.

Наконец, он увидел меня. Сразу подошел ко мне и спросил: «Вы не Галя Сабашникова?», я сказала да и он мне представился, - а я Василий Луканин – друг вашего отца.

Он сразу же стал настаивать, чтобы я поехала к нему на квартиру, где он обещал познакомить меня со своей женой Анной Павловной.

Я пообещала приехать к ним на другой день и попросила его адрес. Уговорились, что я приеду к 7 часам вечера, и дома будет только его жена, а он в этот день пел в опере «Князь Игорь».

В назначенное время я приехала к ним домой. Анна Павловна очень хорошо, как близкую родственницу меня встретила и до прихода Василия Михайловича очень подробно о нем и его жизни, неудачах и успехах мне рассказывала и с большой любовью вспоминала Лидию Ивановну и моего отца и других жителей Соликамска.

Таким образом, большой настоящий талант сумел пройти через все испытания. Даже в Соликамск, захолустный по тому времени городок на Урале, доходили восторженные отзывы о его концертах. «Первые ноты, взятые Луканиным во всю ширь бесподобного голоса, сразу сказали, кто герой вчерашнего спектакля. Первый акт закончился бурной овацией» - писал рецензент одной из столичных газет. «Молодой артист обладает исключительными голосовыми данными. Бас его громаднейшего диапазона» - вторит другой. «В. Луканин (бас) по голосовым данным – явление совершенно исключительное» - «Что сказать про Луканина? Сказать, что он имел большой успех – это мало! Успех был колоссальный, шаляпинский!»

Слово об учителе

Значительный этап творческой биографии Луканина связан с его педагогической деятельностью в Ленинградской государственной консерватории, где он преподавал с 1948 по 1968 год. Воспитанники профессора Луканина поют в Большом театре Союза ССР, Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова, в оперных театрах Тбилиси, Саратова, Свердловска и других городах страны, преподают в Ленинградской консерватории. Среди его учеников – лауреаты Всесоюзных и Международных конкурсов имени Чайковского, «Пражская весна», Международного конкурса вокалистов в Тулузе и др. ). Среди его учеников Евгений Нестеренко, Георгий Селезнев, Валерий Малышев и многие другие.

Е. Нестеренко - народный артист СССР помимо статьи в книге «Мой метод работы с певцами» опубликовал воспоминания о Луканине в своей автобиографической повести «Жизнь в пении», напечатанной в журнале «Москва» в 1983 году. Он писал, что ему порекомендовала в качестве педагога В. М. Луканина Софья Петровна Преображенская, которая считала Луканина лучшим педагогом для баса.

«Василий Михайлович Луканин не имел официального музыкального образования. Даже закончив частные курсы И. С. Томарса, он не мог получить в консерватории звание профессора. И только после того, как три его ученика стали победителями конкурса имени М. И. Глинки, ему присудили почетный диплом консерватории. И был поставлен о представлении Василия Михайловича на звание профессора – до этого он был исполняющим обязанности профессора, - но дали его, когда Луканин уже был прикован к постели и в звании профессора поработать почти не успел.

От Василия Михайловича я получил школу пения, служащую мне уже в течение долгого времени. Школу очень правильную, судя по тем высоким оценкам, касающимся технологических качеств пения, которые я не раз встречал в самых разных странах, у самых разных критиков. Василий Михайлович учил нас прежде всего своим собственным примером, как вести себя в довольно сложном коллективе оперного театра, где пересекается множество различных интересов, индивидуальностей, в коллективе, где чувства достаточно обострены. Его любили и студенты и педагоги, потому что это был человек, словам которого можно было верить. Он всегда открыто и честно смотрел в лицо каждому.

У Василия Михайловича всегда был большой класс, больше нормы – многие стремились попасть к нему, видя результаты его знаний. Но несмотря на то что был он человеком добрым, некоторые вещи – лень, зазнайство, хамство, пьянство – не прощал. Не прощал и несерьезного отношения к занятиям, и бывали случаи, когда он расставался с каким-нибудь своим учеником. Он никогда не говорил о нем плохо, больше того, при встречах всегда здоровался, беседовал, спрашивал, как идут дела теперь, но так или иначе продолжать занятия со студентом, который свою репутацию в его глазах «подмочил», Василий Михайлович не считал возможным».

Г. Селезнев солист Ленинградского государственного академического театра оперы и балета рассказывал о своем учителе так: «Впервые я услышал о Василии Михайловиче Луканине в Тбилиси, когда мне было 20 лет или около этого. Постепенно во мне укрепилось намерение поехать к нему в Ленинград, так как у меня тогда была уйма неразрешенных проблем. И вот я в Ленинграде у В. М. Луканина. Он покорил меня с первой встречи и на всю жизнь. Мы часто, чуть ли не с детства слышим, что нужно много трудиться, чтобы добиться чего-то. Но как трудиться? Вот этому и учил нас Василий Михайлович: умению работать, умению правильно распределять силы, умению найти главное в своем деле».

А вот воспоминания В. Малышева, солиста Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова:

«Писать о профессоре Василии Михайловиче Луканине мне, его ученику, почетно и очень трудно. Только благодаря ему я стал певцом. Это был блестящий педагог, умевший подобрать ключ к каждому ученику и щедро открывающий доступ к себе. Он являлся для нас примером высокого мастерства, глубокой эрудиции и подлинной человечности, был эталоном, по которому каждый проверял себя».

Таким образом, каждый из луканинских питомцев, вступивший на самостоятельный жизненный и певческий путь, сталкиваясь с какими-либо трудными проблемами, разрешал их по-луканински – честным самоотверженным трудом.

Благословляю вас, леса, равнины, горы

Все годы творческой и педагогической деятельности Василий Михайлович Луканин не терял связи с родным Уралом, с Пермью, с Соликамском, где жили его старые друзья. Они следили за его успехами, радовались им, а он постоянно интересовался жизнью в городе.

В октябре 1969 года не стало заслуженного артиста РСФСР, профессора Луканина, замечательного певца и педагога, чья артистическая и педагогическая деятельность заслуживает всестороннего исследования, особенно нас, его земляков.

«Тяжелая утрата постигла нас. Ушел из жизни наш любимый педагог, замечательный человек, заслуженный артист РСФСР, профессор Василий Михайлович Луканин. Творческий путь В. М. Луканина будет для нас ярким примером самоотверженного служения искусству. В прошлом выдающийся певец - с 50-летним стажем, работал в крупнейших театрах нашей страны, 30 лет из них он украшал сцену Ленинградского Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова.

Врожденная музыкальность, привычка к труду, безграничная любовь к своему делу помогли создать незабываемые образы в операх русских, советских и зарубежных композиторов», - так писали ученики и профессора Ленинградской консерватории о Василии Михайловиче в некрологе.

После кончины Василия Михайловича Анна Павловна Луканина, вдова Василия Михайловича, состояла в переписке с Ольгой Александровной Исаковой (Мичуриной), а затем с ее дочерью Верой Михайловной Исаковой, заслуженным учителем РСФСР. Ольга Александровна когда-то выступала на любительской сцене вместе с Василием Михайловичем в Соликамске.

Вот отрывок из одного письма Анны Павловны. Она пишет Ольге Александровне:

« Дорогая Ольга Александровна! Мы с Вами незнакомы лично, но всю свою жизнь с Василием Михайловичем ( а это 40 с лишнем лет) я слышала от него всегда самые теплые, самые трогательные воспоминания о Вас, о Вашей семье и вообще о Соликамске.

Мне даже кажется, что я Вас всех знала, видела. Да, жизнь прошла, многих не стало, ушел из жизни и Василий Михайлович. Не буду писать Вам, кого и что я потеряла. Такие люди не повторяются».

А вот еще отрывок, но уже из другого письма:

«Дорогая Ольга Александровна! Хочу черкнуть Вам несколько строк. Мне стало очень грустно, что сносят старый Соликамск. Я не была там, но Василий Михайлович так любил этот город своей юности и собирал снимки. Все мне рассказывал, показывал. Вас всегда называл Олечкой Мичуриной. Лицо у него светлело, взгляд был такой теплый. Я надеюсь, что собор Троицкий будет стоять века. Ведь это такая ценность старины».

А вот это письмо уже дочери О. А. Исаковой Вере Михайловне. Оно датировано 27 декабря 1992года. Родственники Луканина пишут: «Луканин Василий Михайлович похоронен на Волковском кладбище. Нужно от станции метро «Электросила» ехать на трамвае № 45 до улицы Салова. Остановка трамвая сразу после того как он пройдет под железнодорожным мостом, который находится на Витебском проспекте. Далее идти от остановки примерно 50 метров в правую часть кладбища и ориентироваться на светло-розовый крест. Если найти не удастся, то недалеко от могилы находится домик служителей кладбища. Эти сведения мне сообщили в консерватории в частности ученик Луканина певец Вихров Виктор Иванович.

Вы интересовались, почему редко выступает Галина Ковалева? Она сейчас преподает в Консерватории. Посылаю небольшую вырезку из местной программы телевидения и радио, в которой содержатся некоторые сведения о ней.

До свидания. Шлем привет от Сережи, Марины, Светланы и Евгении Евдокимовны.

Целуем Лева, Галя

27 декабря 1992 года».

Таким образом, нам удалось проследить жизнь замечательного певца В. М. Луканина. Жители нашего города вправе гордиться им, так же, как и многими нашими земляками.

Через два года исполняется 120 лет со дня рождения и 40 лет со дня смерти Василия Михайловича Луканина. Хотелось бы, чтобы соликамцы вспомнили этого замечательного человека и отметили эти даты какими-либо мероприятиями. И чтобы это произошло не только в музыкальной среде нашего города, но и стало заметным явлением для всех жителей Соликамска, потому что:

1. Много лет тому назад интеллигенция нашего города разглядела огромный певческий талант молодого Василия Михайловича, что способствовало тому, что он стал в будущем настоящим народным артистом. Хотелось бы, чтоб современные соликамцы знали этого замечательного певца, знали что он поддерживал связь со своей малой родиной и были знакомы с его творчеством.

2. На примере жизни Василия Михайловича можно проследить, как человек из простого народа задавшись определенной целью и найдя поддержку и помощь у провинциальной интеллигенции, у состоятельных людей таких, как семья Сабашниковых, Мичуриных может достичь этой цели.

3. Работа над данной темой показала, что Василий Михайлович был человеком разносторонним, обладал большим талантом и любил свою малую родину, всегда помнил о ней.

В связи с приближающимися датами предлагаем:

1. Музыкальным учреждениям города продумать план мероприятий по пропаганде творческой деятельности В. М. Луканина.

2. Через СМИ познакомить жителей города с этим замечательным человеком.

Со своей стороны мы направим электронные варианты работы в Санкт-Петербургскую консерваторию, в фонд Соликамского краеведческого музея и в Соликамский телецентр.

Работу можно использовать на уроках истории, краеведения, как материал по культурологи по региональному компоненту.

Выражаем благодарность научному сотруднику Соликамского краеведческого музея Мелкомуковой Наталье Валерьевне за оказанную помощь в подборке необходимого материала, а также учителям школы №17 Чепурину Анатолию Викторовичу, Кузьминой Елене Александровне за помощь в оформлении работы в электронном варианте.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)